Языки народов Российской Федерации | Филологический аспект №03 (71) Март 2021

УДК 8.1751

Дата публикации 31.03.2021

Особенности поведения и характеристика животных в хантыйских сказках

Новьюхова Галина Борисовна
Научный сотрудник фольклорного центра, Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок, г.Ханты-Мансийск, Novyukhova.galya@mail.ru

Аннотация: статья посвящена рассмотрению особенностей поведения и характеристик животных в хантыйских сказках. Характеристика животных основана на наблюдении за повадками, манерой поведения и их внешним обликом. Следует отметить, что поведение и характеристика животных в хантыйских сказках недостаточно изучено. В качестве материала для анализа взяты хантыйские сказки Кўщарлэӈки ‘Бурундучок’, Ай вой ԓэӈки ‘Мышонок’, Вөнтәр па хутәӈ ‘Выдра и лебедь’ и т.д. Характеристика и поведение животных в сказке включает в себя несколько ярко выраженных персонажей, олицетворяющих силу и хитрость, злобу и грубую силу.
Ключевые слова: хантыйские сказки, характеристика животных, поведение.

Features of behavior and characteristics of animals in Khanty fairy tales

Novyukhova Galina Borisovna
Research fellow folklore center, Ob-Ugric Institute of applied research and development, Khanty-Mansiysk

Abstract: the article is devoted to the consideration of the peculiarities of the behavior and characteristics of animals in the Khanty fairy tales. The characteristics of animals are based on the observation of habits, behavior and their appearance. It should be noted that the behavior and characteristics of animals in the Khanty tales are not sufficiently studied. As the material for the analysis, the Khanty fairy tales Кўщарлэӈки ‘Chipmunk’, Ай вой ԓэӈки ‘Mouse’, Вөнтәр па хутәӈ ‘are taken Otter and swan’, etc. The characteristics and behavior of animals in the fairy tale includes several pronounced characters that represent strength and cunning, malice and brute force.
Keywords: khanty fairy tales, characteristics of animals, behavior.

Правильная ссылка на статью
Новьюхова Г.Б. Особенности поведения и характеристика животных в хантыйских сказках // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2021. № . Режим доступа: https://scipress.ru/philology/articles/osobennosti-povedeniya-i-kharakteristika-zhivotnykh-v-khantyjskikh-skazkakh.html (Дата обращения: 31.03.2021)

Целью данного исследования является анализ хантыйских сказок о животных. Для этого нужно выяснить, какие животные становятся главными героями, каким поведением и характером они наделены.

Появление различных персонажей в хантыйских сказках о животных изначально обусловлено тем кругом представлений животного мира, который характерен для нашей территории. Поэтому закономерным является то обстоятельство, что в сказках о животных мы встречаемся с обитателями степей, лесов, полей. В сказках о животных звери сами являются главными персонажами, а отношения между ними определяют характер сказочного конфликта.

Хантыйские сказки очень интересны, красивы, познавательны. В них отражена жизнь народа с её радостями и горестями, мудростью и оплошностями; показано умение жить в согласии с природой.

В.Я. Пропп в своей работе «Исторические корни волшебной сказки» пишет, что для классической формы сказки специфична двойная оппозиция предварительного и основного испытаний, во-первых, по результату (в первом случае только чудесное средство, необходимое для прохождения основного испытания, во втором – достижение основной цели), во-вторых, по характеру самого испытания (проверка правильности поведения – героический подвиг). Правила поведения, структура сказочного поступка составляют цельную семантическую систему, в которой функции обнаруживают дополнительные логические отношения, независимые от их синтагматических связей [5, с. 235]. Далее В.Я. Пропп отмечает, что поведение по правилам ведет не только к успеху в предварительном испытании, но и к беде, поскольку всякий стимул влечет за собой определенную реакцию: герой обязан принять вызов, ответить на вопрос, выполнить просьбу,  даже если это исходит не только от нейтрально-благожелательного дарителя, но и от явно враждебного и коварного вредителя. Поведения героя – это его доброта, сообразительность, вежливость, а чаще всего – просто знание своеобразных правил игры, его чудесным средством, гарантирующим успех основного испытания. Предварительное испытание требует от героя правильного поведения и вознаграждается предоставлением какой-либо помощи в решении основной задачи [5, с.236].

Е.А. Костюхин пишет, что в сказках животные действуют в согласии со своей природой и выступают носителями того или иного характера и производителями тех или иных действий, которые относятся прежде всего к человеку. Мир зверей в сказках дополнен человеческим воображением, что является формой выражения чувств, мыслей человека и его взглядов на жизнь [1].

Мир животных в сказках воспринимается как иносказательное изображение человеческого. Животные олицетворяют реальных носителей человеческих пороков в быту, например как жадность, глупость, трусость, хвастовство, плутовство, жестокость, лицемерие и т. п. [14].

В хантыйских сказках о животных выделяются следующие закономерности:

  1. Животные очеловечиваются, т.е. животным присваиваются характеры и черты поведения;
  2. У животных происходят события, как и у людей.

 Таким образом, в сказках иносказательно отражается человеческое общество.

Животные обитают по всему земному шару, при этом они сильно отличаются друг от друга, но их объединяют повадки и поведение. Приключения животных спроецированы на людскую жизнь, в человеческом смысле они интересны. Отсюда и основные темы хантыйских сказок о животных, так как в них присутствуют человеческие характеры, поведение, человеческие пороки, типы человеческих взаимоотношений в быту, обществе.

Поведение – это однозначный появившийся образ взаимодействия животного с окружающей его средой [9, с.12].

Повествования о животных то смешат, то заставляют задумываться над нормами человеческого поведения. Словом, сфера действия животных в старинной словесности широка и разнообразна.

В сказках описываются повадки, проделки и обыкновенные приключения диких и домашних животных, птиц и рыб, у которых отношения очень похожи на отношения между людьми. Да и поведение самих животных уподобляется человеческому, например, лиса хитрит, обманывает, заяц всего боится, волк охотится на домашних животных (оленей) и т.д.

Анализируя многообразие устного фольклора, можно заметить, что сказок о животных в хантыйском фольклоре достаточно много. Так, различные эпизоды хантыйских сказок связаны с животными. Наблюдая за такими персонажами в народных сказках, можно увидеть в их числе диких и домашних животных, птиц, которые одушевлялись, наделялись разумом и рассудительностью. При этом самыми распространенными образами можно считать зайца, мышонка, оленя, медведя, лису и др.

Животный мир характерен ярким оптимизмом, слабые всегда выходят из сложных ситуаций, которые поддерживаются комизмом и юмором.

Итак, для анализа возьмем за основу хантыйскую сказку Кўщарлэӈки ‘Бурундучок’, в ней повествуется о том, что бурундучок гулял по лесу, пошел к себе домой и почувствовал опасность. В его доме кто-то поет. Главной опасностью для всех животных является лягушка. Бурундук пошёл в лес, чтобы другие животные помогли ему выгнать того, кто поёт у него в доме. Но звери все сами искали помощь, и только медведь смог убить лягушку. Место действия происходит в лесу, животные разговаривают и танцуют [6].

 Сказочная завязка обычно содержит какую-нибудь беду и отправку героя из дома. Иногда само удаление из дома уже есть беда. Поведение бурундучка в сказке однозначно, он боится того, кто сидит в его доме, ищет помощь у других животных, например: Кущарлэӈки нумəсəԓ: «Пӑктэм кəм ӑнтɵ, мӑнԓəм хуйат па кӑшлəм» ‘Бурундучок думает: «Я не справлюсь, пойду еще кого-нибудь поищу’.  Лягушка же чувствует себя сильной, так как она сидит в доме, и поет о том, что отобрала дом: Кўщарэн йӑм хот, йорəн-йорəн нух вўсəм ‘Хороший дом бурундука, силой я отобрала’.  

Поведение Зайчишки также проявляется в его трусости, так как он решил помочь бурундучку, но, когда услышал голос из дома, испугался: Пӑктэмəн кэм ӑнтɵ, мӑнԓəмəн хуйат па кӑшԓəмəн ‘Я не справлюсь, давай еще кого-нибудь поищем’. В сказке – это слабый и беспомощный герой, который всего боится. В других сказках он выступает как ловкий хитрец, который, несмотря на страх, способен к храбрым поступкам.

Особенность поведения медведя проявляется в его силе, так как он является фигурой лесного царства и только медведю удается изгнать маленькую лягушку, например: Пўпи пухийэ вўслэ, йош пӑтэԓ, хӑтщəсԓэ – навəрнэлэ вущхала йис ‘Взял ее медведь, прихлопнул ладонью – от лягушки только грязная лужа осталась’. Медведь в сказке предстаёт перед нами медлительным, доверчивым неудачником, часто глупым и неповоротливым, косолапым. Он постоянно хвастает своей непомерной силой.

Поведение лисички проявляется в ее хитрости, она обманывает медведя и выгоняет его из дома бурундучка. Лисица думает только о своей выгоде. Лиса мстительна и злопамятна. Она упивается местью, чувствует полное превосходство над доверчивым и глупым медведем.

В следующей сказке Ай вой ԓэӈки ‘Мышонок’ повествуется о мышонке и его жене. Мышонок поехал к своим родственникам и по пути встретил лося. Лось предложил мышонку стать друзьями и поиграть. Лось во время игры проглатывает мышонка, но  и мышонок изнутри убивает. Мышонок приехал домой и хвастается жене о своей добыче, половину мяса оставил в лабазе через берег реки. Когда мясо закончилось, мышонок поехал за второй половиной мяса, но провалился под лед [7].

В сказке мышонок – это муж и глава семьи, например: Ай вой лэӈки ими саӈəн воллəӈəн ‘Мышонок с женой живут’. Он как мужчина заботится о своей семье. Он встречает по дороге лося. Они решили подружиться и поиграть. Мышонок притворяется его другом, обманывает его и убивает: Турəл щи эвəтмəси, ин хор пита щи павəтси ‘И горло перерезал лосю, лось упал замертво’. Далее он хвастается жене своей добычей: Йухи йухтəс, имэл пэлы лупəл;  ̶  Ма хор вэлсəм ‘Приехал домой, говорит жене:  ̶  Я лося убил’. Но все же, в конце сказки мышонок умирает сам. В поведении мышонка в сказке можно увидеть следующие особенности – это его хитрость, хвастовство и жадность. В поведении лося проявляется его доверчивость, глупость, он становится легкой добычей.

В хантыйской сказке Хўта ԓаӈки кăти пиԓа вөсӈəн ‘Как белка с котом жила’ повествуется о том, как белка с котом построили земляной дом, и к ним приходит медведь, чтобы их убить. Белка благодаря своей хитрости, отправляет медведя добывать зверя. Добыл он зверя и оленя. Далее они его обманом отправляют уйти далеко, и никогда не возвращаться. Медведь уходит радостный и радуется, что все так хорошо закончилось [2].

В сказке подчеркивается огромная сила медведя. Он хвастается своей непомерной силой, хотя с толком применить её может не всегда. Он рушит всё, что попадает ему под ноги, это показано в тексте: Йухи ԓўӈсәӈән, щи вөԓԓәӈән. Имуԓтыйǝн шаӈкап вөн вой йухтәс. Ов хирты питса ‘Пришёл большой зверь ‒ медведь. Стал рыть землю возле двери’.  

В этой сказке поведение медведя проявляется в его доверчивости и глупости, так как помог белке и коту с пищей:  Мойпәр мăнәс вой вэԓты. Мойпәр йухтәс, вой вэԓмаԓ, вой төс ‘С этими словами медведь отправился добывать зверя. Пришёл. Добыл зверя. Принёс добытого зверя к дому белки и кота’. Белка и кот всю зиму с едой прожили, в их поведении проявляется хитрость и смекалка. Медведь считается самым сильным лесным зверем. Ханты наделяли медведя такими качествами, как медлительного, наивного, доброго, но глуповатого зверя.

Далее обратимся к хантыйской сказке Вөнтәр па хутәӈ ‘Выдра и  лебедь’. Действие происходит в лесу на берегу реки. Главными персонажами являются выдра и лебедь. Выдра, сидящая на берегу, предупредила лебедя о наступающей опасности: приближающейся лодке с охотником. Лебедь не поверил словам выдры, обладающей уникальным слухом, и умер под выстрелом охотничьей стрелы из лука.

В сказке поведение лебедя проявляется в ее высокомерии и хвастовстве, осуждающей слух выдры. Ее безразличие к выдре помогло охотнику найти жертву. В поведении выдры можно увидеть ее беспокойство, она переживает и предупреждает об опасности, но лебедь, не слушая выдру, плавал, щипал травку, осуждал ее беспокойство.

В сказке Уркәӈ ай ԓаӈкилϵ ‘Хвастливый мышонок’ повествуется о маленьком мышонке, который думал, что он большой мужчина. И этим решил похвастаться своему дяде. Мышонок рассказывал о том, что он раскидал двух медведей в разные стороны и что он море перепрыгнул. На что дядя сказал мышонку, что он умело хвастается, и что медведи – это жуки, а море – это лужа от копыта животного. За что мышонку стало стыдно [8].

В сказке в поведении мышонка проявляется отрицательное свойство характера, т. е. он напоказ выставляет свои качества с целью получить одобрение и говорит про себя: Ин щи хуты, ма вөн хө! ‘Вот какой я большой мужчина’. В основном эта черта характера детского возраста, почему именно в сказке и говорится о маленьком мышонке, т. е. ребёнке, который хвастается перед взрослым дядей. Мышонок стремится к вниманию и одобрению окружающих для того, чтобы чувствовать свою важность и уникальность, к созданию счастливого образа, например: Ин хө йош атэԓт, кўр атэԓт щи лөщман щи шөшәԓ, щи йакәԓ ‘Дальше мышонок идёт танцующей походкой, машет руками, подпрыгивает’. При этом он принижает других, в данном случае своего дядю, он обращается к нему со словами: Вантэ, ака. Ма муй ԓуват вөн хө. Ма вөн па йɵр! ‘Видишь ли, дядя, какой я большой мужчина! Я теперь большой и сильный!’. В этой сказке  в поведении маленького мышонка проявляется хвастовство и глупость.

Итак, следует сделать вывод, что персонажи животных действуют в согласии со своими  характерными чертами, поэтому, каждый персонаж отличается своим стилем поведения. Бурундук, также как и заяц, слабый и беспомощный герой, который всего боится. Лисица – изворотливая и очень хитрая. Медведь – глупый и доверчивый. Проанализированные сказки, выделили положительные и отрицательные черты характера главных персонажей каждой сказки. Как правило, главный персонаж является мелким и слабым, но благодаря смекалке и хитрости ему удается победить, или перехитрить других, более сильных, но глупых животных.


Список литературы

1. Костюхин Е.А. Типы и формы животного эпоса // Исследование по фольклору и мифологии Востока. Изд-во «Наука», Москва, 1987. – 271 с.
2. Как белка с котом жили // Хантыйская народная сказка (казымский диалект) / сост., пер. на рус. яз. С. Д. Дядюн; ред. д. филол. н. В. Н. Соловар; пер. на англ. яз. О. Ю. Динисламовой. ООО «Печатный мир». Ханты-Мансийск, 2019 – 24 с.
3. Новьюхова Г.Б. Образ мышонка в хантыйских сказках // Обские угры: единство и разнообразие культуры. Материалы научно-практической конференции. Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок. Ханты-Мансийск, 2018 – С. 203-208.
4. Новьюхова Г.Б. Юмор в хантыйских сказках о животных // Балтийский гуманитарный журнал т.7 № 2 (23), Калининград, 2018 – С.134-136.
5. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки // Научная редакция, текстологических комментарий И.В. Пешкова – изд-во «Лабиринт», Москва, 2000 – 336 с.
6. Сказка народа ханты // Книга для чтения в младших и средних классах (казымс*кий диалект). Сост-ли Е.Е. Ковган, Н.Б. Кошкарева, В.Н. Соловар; под ред. Е.А. Немысовой, Е.К. Скрибник. ТОО «Алфавит», Санкт-Петербург, 1995 – 143 с.
7. Сказки, песни хантов полноватского Приобья // Сост-ли Т.Р. Пятникова, Р.К. Слепенкова. Ижевск: ООО «Принт-2». Ханты-Мансийск, 2016 – 344 с.
8. Хантыйские сказки о мышатах (казымский диалект) / сост.: Е. Д. Каксина, О. Д. Ерныхова. ‒ Тюмень: ООО «Формат», 2017. – 20 с.
9. Изучение поведения животных в школьном курсе биологии URL: режим доступа [file:///C:/Users/111/Downloads/15Ylezko.pdf], (дата обращения (17.03.2021).
10. Особенности сказок о животных URL: режим доступа [https://otvet.mail.ru/question/81337221], дата обращения (17.03.2021).
11. Животные – носители определенных человеческих качеств в сказках и баснях URL: режим доступа [https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2016/01/10/zhivotnye-nositeli-opredelyonnyh-chelovecheskih-kachestv-v-skazkah-i], дата обращения (17.03.2021)
12. Проектная работа «Животные в природе и их образы в русских и зарубежных сказках» URL: режим доступа [https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2020/04/23/proektnaya-rabota-zhivotnye-v-prirode-i-ih-obrazy-v-russkih-i], дата обращения (17.03.2021).
13. Научно-исследовательская работа «Анализ основных черт характера сказок о животных Югорских народов» URL: режим доступа [https://infourok.ru/nauchno-issledovatelskaya-rabota-analiz-osnovnyh-chert-haraktera-skazok-o-zhivotnyh-yugorskih-narodov-4173511.html], дата обращения (17.03.2021).
14. Животные в сказках – образы и прототипы, а также их различия URL: режим доступа [https://pikabu.ru/story/zhivotnyie_v_skazkakh__obrazyi_i_prototipyi_a_takzhe_ikh_razlichiya_7347462#:~:text=Животные%20в%20сказке%20%], дата обращения (05.04.2021).

Расскажите о нас своим друзьям: