Журналистика | Филологический аспект №07 (63) Июль 2020

УДК 070.19

Дата публикации 31.07.2020

Особенности медиапотребления цифрового поколения

Фарахшина Ольга Минирахмановна
доцент кафедры журналистики, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), РФ, г. Ростов-на-Дону, farakhshina@inbox.ru

Аннотация: В данной статье исследуются особенности медиапотребления цифрового поколения Ростовской области. Проведен анализ медиапредпочтений молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет. В работе выявлены способы потребления информации, основные источники, целевые установки и тематические предпочтения молодых жителей Ростовской области.
Ключевые слова: медиапотребление, аудиторные предпочтения, медиасоциология, цифровое поколение, аудитория медиа

Features of media consumption by digital generation

Farakhshina Olga Minirakhmanovna
Associate professor of Journalism department, Rostov State University of Economics (RINH), Russia, Rostov-on-Don

Abstract: This article examines the features of media consumption of the digital generation of the Don region. We carried out the analysis of the media preferences of young people aged 18 to 24. The paper identifies the methods of information consumption, the main sources, targets and thematic preferences of young residents of the Rostov region.
Keywords: media consumption, audience preferences, media sociology, digital generation, media audience

Правильная ссылка на статью
Фарахшина О.М. Особенности медиапотребления цифрового поколения // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2020. № 07 (63). Режим доступа: https://scipress.ru/philology/articles/osobennosti-mediapotrebleniya-tsifrovogo-pokoleniya.html (Дата обращения: 31.07.2020)

Начиная со второй половины XX века, наблюдается усложнение медиаструктуры: с каждым годом медийное пространство становилось все более загруженным, до аудитории все сложнее было «достучаться». Из-за сложившейся конкуренции на рынке СМИ медиакомпании стали испытывать потребность в объективных знаниях о своей аудитории, ее привычках и поведении. Но сложность заключается еще и в том, что сама аудитория меняется не менее стремительно, чем медиа [1]. Меняется само медиапотребление, как отмечает А. Амзин, мы являемся свидетелями «глобального поколенческого сдвига», выражающегося в ежегодном приросте времени цифрового потребления [2]. Согласно данным «Левада-центр» за апрель 2019 года 62% населения страны ежедневно выходит в интернет, из этого числа самыми активными интернет-пользователями являются молодые люди в возрасте 18-24 лет (96%) [3]. Данная возрастная группа – представители поколения Z, или «цифровые островитяне», родившиеся в конце 1990-х – эачале 2000-х годов [4]. Цифровое поколение отличается способностью взаимодействовать со средствами информации в многозадачном режиме: они могут в один момент времени пользоваться несколькими коммуникационными технологиями и работать с несколькими разнородными потоками информации, передающимися за счет одной технологии. Многозадачность, в свою очередь порождает положительные и отрицательные эффекты медиапотребления. К первым относят контроль, эффективность, увлеченность и ассимиляция, ко вторым – неэффективность, хаос, отсутствие заинтересованности, зависимость [7].

Особенности медиапотребления данной аудиторной группы становится предметом изучения аналитиков и исследователей медиа, потому что необходимо вырабатывать универсальный алгоритм взаимодействия с новым поколением читателей, зрителей, слушателей [5, 6].

Исходя из вышесказанного, мы решили проследить, как выглядит медиапотребление представителей поколения Z, проживающих в Ростовской области. Для этого провели анонимный опрос среди 150 молодых людей Ростовской области в возрасте от 18 до 24 лет по заранее подготовленной анкете (18 вопросов, часть из которых имела множественный выбор). В опросе приняли участие 75 девушек и 75 юношей, 38,7% из которых учатся, 28% работают, 30% работают и учатся, а 3,3% не работают и не учатся. Это жители городов – Ростова-на-Дону, Таганрога, Новочеркасска, Волгодонска, Морозовска.

88% опрошенных в качестве основного источника информации указали интернет, что соответствует общероссийским показателям. Абсолютное большинство респондентов использует мобильный интернет и выходит в Сеть со смартфонов (92%).

Из интернет-источников, предоставляющих информацию, молодежь чаще всего выбирает ленту в социальных сетях, новостные агрегаторы и сайты газет и журналов (подробнее на рис. 1).

Рисунок 1. Информационные интернет-источники цифрового поколения Ростовской области (РО)

Стоит отметить, что к СМИ в интернете представители молодого поколения Ростовской области прибегают регулярно: 45,3% – ежедневно, 24,7% – несколько раз в неделю, 13,3% – один раз в неделю, 8,7% – меньше одного раза в неделю, 8% – не читают, не смотрят СМИ в интернете. Информацию из медиаканалов молодежь использует для самообразования (68,7%), просвещения (68%), развлечения (60%), общения (34,7%), учебы (32,7%), работы (24%). Отметим, что респонденты разделили понятия «самообразование», «просвещение», «учеба». К первому отнесли информацию, связанную со сферой их профессиональных интересов и предполагаемой карьерой (не всегда совпадает с профилем получаемого образования). К категории «просвещение» отнесли информацию, связанную с расширением кругозора и культурной парадигмы. Наконец, «информация для учебы» имеет прямое отношение к выполнению учебных заданий (рефераты, доклады, курсовые и исследовательские проекты).

На вопрос о влиянии СМИ на жизнь людей 76,7% опрошенных сказали, что они помогают узнавать о происходящих в мире событиях. 51,3% ответили, что СМИ обеспечивают взаимодействие различных групп общества. 50,7% респондентов отметили, что СМИ помогают упорядочить и проанализировать происходящие в мире события и ориентироваться в «море информации». 38% считают, что СМИ – это идеальная возможность рекламирования товаров и услуг. По мнению 23,3% респондентов, СМИ служат только для развлечения. Также респонденты отвечали, что СМИ способствуют «разжиганию» конфликтов (0,7%), предоставляют информацию деловым людям (0,7%). И только 0,7% не используют СМИ как источник информации вообще.

Среди тем, которые более всего интересуют представителей цифрового поколения Ростовской области, оказались вопросы образования, трудоустройства, политики и развлекательный контент (рис. 2).

Рисунок 2. Темы СМИ, актуальные для цифрового поколения РО

К основным недостаткам современных медиа опрошенные относят избыток рекламы (68,7%), отсутствие нужной информации (48%), недостоверность информации (37,3%) и непрофессионализм медиаканалов (18%).

Медиа, к которым чаще всего обращаются представители поколения Z, по их мнению, не хватает конкурсов, аналитики, сенсационной информации и качественного визуального сопровождения (рис. 3).

Рисунок 3. Чего не хватает современным медиа (по мнению цифрового поколения РО)

Таким образом, мы видим, что молодежь городов Ростовской области активно пользуется интернетом как основным источником информации, при этом обращается к мобильным устройствам, которые использует многоканально (поиск информации, коммуникация, взаимодействие с окружающим миром). В качестве основного источника информации молодежь Ростовской области, как и по всей России, использует ленты в социальных сетях и новостные агрегаторы. Но при этом почти половина респондентов обращаются к СМИ в интернете практически ежедневно. Основные цели медиапотребления молодых горожан Ростовской области – саморазвитие, просвещение и развлечения. Среди наиболее интересующих донскую молодежь тем встречаются не только традиционные вопросы образования, трудоустройства, досуга, но и вопросы политики. Также наблюдается явная двойственность в запросах данной аудиторной группы: с одной стороны им не хватает сенсационного и развлекательного контента, что соответствует интересам аудитории, а с другой стороны, аналитической, комментирующей информации, которая бы позволила собрать воедино картину действительности (это уже потребности данной аудитории). Потребность в комментирующей информации коррелирует с желанием цифрового поколения устранить информационный хаос, как отрицательный эффект многозадачного медиапотребления.

В целом медиапотребление донской молодежи мало чем отличается от общероссийских тенденций. Однако внимание молодых жителей Ростовской области в возрасте от 18 до 24 лет к вопросам политики и потребность в аналитическом контенте является интересной особенностью медиапотребления данной аудиторной группы, выявленной в результате исследования.


Список литературы

1. Лосева Н. Аудитория новых медиа // Как новые медиа изменили журналистику. 2012−2016. / под науч. ред. С. Балмаевой, М. Лукиной. Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2016. Режим доступа: https://clck.ru/PqMzw (дата обращения: 20.07.2020).
2. Амзин А. Особенности медиапотребления // Как новые медиа изменили журналистику. 2012−2016. / под науч. ред. С. Балмаевой, М. Лукиной. Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2016. Режим доступа: https://clck.ru/PqN5D (дата обращения: 20.07.2020).
3. Волков Д., Гончаров С. Российский медиа-ландшафт 2019: телевидение, пресса, интернет и социальные сети // Аналитический отчет. Режим доступа: https://clck.ru/PqND5 (дата обращения: 20.07.2020).
4. Аникина М.Е., Ермошкина Т.А., Искаков Д.З., Кобзев М.В. и др. Восприятие длинных текстов поколением «цифровых островитян» // Медиаскоп. 2016. Вып. 1. Режим доступа: http://mediascope.ru/?q=node/2089 (дата обращения: 20.07.2020).
5. Вьюгина Д.М. Особенности медиапотребления цифрового поколения России // Медиаскоп. 2017. Вып. 4. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2386 (дата обращения: 20.07.2020).
6. Дунас Д.В., Толоконникова А.В., Черевко Т.С. Наблюдение за потреблением информационного контента студентами факультета журналистики МГУ // Медиаскоп. 2018. Вып. 4. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2483 (дата обращения: 20.07.2020). DOI: 10.30547/mediascope.4.2018.1.
7. Bardhi F., Rohm A.J., Sultan F. Tuning in and tuning out: Media multitasking among young consumers // Journal of Consumer Behaviour. Volume 9 (4). July-August, 2010. USA: John Wiley & Sons, Ltd. P. 316-332. DOI: 10.1002/cb.

Расскажите о нас своим друзьям: