Германские языки | Филологический аспект №02 (70) Февраль 2021

УДК 811.11

Дата публикации 28.02.2021

Неологизмы в современном английском языке и причины их возникновения

Семенова Элла Владимировна
канд.пед.наук, доцент кафедры иностранных языков Саратовской государственной юридической академии, РФ, г. Саратов, esemenova2604@gmail.com

Аннотация: Статья посвящена актуальному вопросу изучения новых лексических единиц, которые отражают современные изменения и реалии в различных сферах общества. Язык непрерывно обогащается на лексическом уровне. Одним из примеров развития любого языка является процесс возникновения неологизмов. Цель статьи – проанализировать возможные причины возникновения неологизмов в современном английском языке. Кроме того, на примерах продемонстрирована частотность конкретных способов словообразования: аффиксация, конверсия, словосложение, слияние. Словосложение и слияние представлены как наиболее частые способы словообразования. Практическая значимость работы заключается в дальнейшем использовании результатов при анализе лексического состава английского языка.
Ключевые слова: английский язык, лексические единицы, словообразование, неологизмы, способы образования неологизмов.

Neologisms in modern English and the causes of their occurrence

Semenova Ella Vladimirovna
PhD in Pedagogy, associate professor of Foreign language department, Saratov State Law Academy, Russia, Saratov

Abstract: The article touches upon the issue of studying new lexical units that reflect modern changes and realities in various spheres of modern society. The language is continuously enriched at the lexical level. The primary focus is to analyze possible reasons of neologisms occurrences in modern English. Examples demonstrate the frequency of specific ways of word formation: affixation, conversion, word-composition, blending. It should be noted that word-composition and blending are the most productive and dominant ways of new words formation. The practical relevance of this work is the possibility to use the results of new trends of neologisms in English language lexical composition analysis.
Keywords: the English language, lexical units, word-formation, neologisms, way of neologisms formation.

Правильная ссылка на статью
Семенова Э.В. Неологизмы в современном английском языке и причины их возникновения // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2021. № 02 (70). Режим доступа: https://scipress.ru/philology/articles/neologizmy-v-sovremennom-anglijskom-yazyke-i-prichiny-ikh-vozniknoveniya.html (Дата обращения: 28.02.2021)

Изучение неологизмов и причин их возникновения представляется значимым и актуальным, так как неологизмы являются ярким отражением  происходящих процессов в современном обществе.

Как средство общения любой язык,  находясь в тесной связи с историей и культурой народа, постоянно претерпевает изменения. Такие перемены закономерны и, прежде всего, отражаются в лексическом составе языка. Такие процессы как глобализация, цифровизация, информатизация дали огромной толчок для появления новых слов. Наличие большого количества неологизмов демонстрирует свойственные английскому языку гибкость и приспособляемость. В настоящее время английский язык остается языком международного общения, что обусловливает его интенсивное развитие.

Лексика наиболее чутко реагирует на все изменения в различных сферах жизни общества. Таким образом, стремительное формирование глобальной информационной среды, интенсификация жизнедеятельности человека, различные политические, экономические и общественные движения обусловливают процесс пополнения словарного состава и обогащения современного языка образованием неологизмов. Язык тесно связан с культурой и является хранителем культуры и ее национального своеобразия. Лексика позволяет раскрыть языковую картину мира общества, отражая происходящие исторические, культурные процессы и позволяя адекватно воспринимать и употреблять слова, возникающие в реальное время.

Развитие языка протекает в процессе его непрерывного совершенствования и обогащения на лексическом уровне. При помощи лексики человек представляет текущую реальность. Одним из примеров развития любого языка является процесс возникновения неологизмов, так как в обществе возникают предпосылки для названия новых реалий. Кроме того, в номинации новых реалий и объектов часто отражается национально-культурная специфика жизни говорящего коллектива.

Появление неологизмов является доказательством эволюции языка. Следует отметить, что не каждое новое слово закрепляется в языке. Сначала это слово является окказионализмом, затем постепенно усваивается языком, становится неологизмом, который затем либо закрепляется в лексической системе, либо исчезает [1].

Исследователями даются различные определения понятия «неологизм». Так, И.В. Арнольд называет неологизмами слова или фразеологические обороты, входящие в язык с развитием или изменениями в общественных отношениях, изменениями в быту и условиях жизни людей, которые ощущаются говорящими как новые [2]. В.С. Виноградов определяет неологизмы как «закрепляющиеся в языке новые слова или значения, которые называют новые предметы мысли» [3, с. 121]. Н.З. Котелова отмечает, что специфика неологизма требует параметров-конкретизаторов, а именно: 1) параметр «время»: неологизмы – новые слова какого-либо периода по отношению к какому-нибудь из предшествующих периодов; 2) параметр «языковое пространство» (сферы и жанры употребления): а) в языках вообще; б) в данном национальном языке; в) в литературном языке; г) в данном подъязыке; 3) параметр «новизны» связан с определением типа неологизма: новое значение (семантический неологизм), новая форма (неологизм – синоним к уже существующему слову), то и другое (собственно неологизм) [4]. По способу образования неологизмы делятся на семантические, лексические и лексико-грамматические. Семантический способ – способ изменения значения старого слова. Лексические неологизмы – это неологизмы, возникшие из других языков-заимствований. Лексико-грамматические неологизмы – это новые слова, которые возникли на существующей основе путем аффиксации, преобразования, словосочетания, сокращения [5]. Исходя из того, что неологизмом является новообразованное или заимствованное слово (словосочетание), или созданное для новых реалий производное слово от ранее известного, отметим, что из множества разнообразных способов словообразования (аффиксирование, словосложение, слияние, сокращение и т.д.) словосложение и смешение слов являются наиболее продуктивными способами образования новых слов.

Различные пласты лексики развиваются неравномерно, так наибольшее количество новых слов появляются в сфере общественной и повседневной жизни, зафиксированных в газетах и журналах, Интернет публикациях, социальных сетях и др. В неологизмах современного английского языка можно проследить многие направления: мода, еда, проведение досуга, политические взгляды и др. [6]. Такие неологизмы отражают различные процессы деятельности человека в обществе и выполняют функцию кодификации нового опыта. К этим процессам можно отнести и вопросы экологии, общественно-политических реалий, повседневного образа жизни, что демонстрирует изменения в поведении человека и в его взаимоотношениях. Такие процессы приводят к изменению мышления людей, их потребительского поведения и находит отражение в новых словах, образованных различными способами:

flight shame – чувство вины за авиаперелеты, побуждающее людей выбирать другой вид транспорта, словосложение;

climate emergency – чрезвычайная климатическая ситуация, т.е. ситуация, при которой требуются срочные меры для сокращения или сдерживания изменений климата и предотвращение необратимого ущерба окружающей среде, словосложение;

plogging пробежка, которую проводят попутно собирая мусор, слияние (pick up+jogging);

craftivism – форма активности, которая использует практику традиционных ремесел, особенно шитья, для продвижения таких идей как феминизм, защита окружающей среды и т. д., слияние (craft+activism);

me time – время, которое у человека есть для себя, чтобы сделать что-то для своего удовольствия, словосложение.

С темой феминизма тесно связаны и гендерные вопросы, которым в современном обществе уделяется много внимания, а также являются причиной возникновения новых слов:

gender gap – различия между поведением мужчин и женщин в обществе, особенно с точки зрения возможностей, оплаты и статуса, словосложение;

judicial diva – уверенная в себе, квалифицированная и физически привлекательная женщина-судья [7], словосложение.

Цифровизация, свободный доступ к сети Интернет, популярность социальных сетей и возможность быстрого обмена информацией также привела к появлению новых слов или приобретению нового значения:

cyberbullying – использование сообщений в социальных сетях, электронных писем, чтобы запугать или расстроить кого-либо, аффиксация (cyber- + bullying);

cybercafe – кафе с компьютерным оборудованием, дающее публичный доступ в Интернет, аффиксация (cyber- + cafe);

to tweet – разместить короткое сообщение на сайте Twitter, конверсия;

to google – искать в Интернете. Слово Google (поисковая система) стало глаголом, конверсия;

phishing/fishing практика использования мошеннических электронных писем и копий законных веб-сайтов для извлечения финансовых данных от пользователей компьютеров в целях кражи личных данных. От fishing в смысле поимки неосторожных с помощью наживки; компьютерный хакерский сленг часто заменяет f на ph.

Бурно развивающиеся мировые события способствуют появлению большого количества неологизмов и в общественно-политической лексике английского языка, которые популяризируются, в том числе через СМИ [8]:

Brexit – выход Великобритании из ЕС, слияние (Britain + exit);

hybrid warfare – военная стратегия, в которой обычная война сочетается с такой тактикой, как тайные операции и кибератаки, словосложение;

fake news – ложная, зачастую сенсационная информация, распространяемая под видом новостных сообщений, словосложение;

omnishambles – ситуация, которая была полностью неуправляемой, аффиксация (omni- + shambles).

Эпидемия коронавируса привнесла в современные реалии новые слова, которые еще совсем недавно были бы бессмысленными. Появление неологизмов во время эпидемии COVID – 19 стало одним из явных показателей «порождения новой лексики массовым сознанием, стремящимся преодолеть катастрофические последствия пандемии путем их категоризации и осмысления» [9, с. 72], а также быстрого реагирования языка на социальные изменения и текущие реалии:

covidiot – кто-то, кто игнорирует предупреждения относительно общественного здоровья или безопасности, слияние (COVID-19 + idiot);

covidol кто-то, кто является идеальным гражданином, практикуя социальное дистанцирование во время эпидемии, слияние (COVID-19 + idol);

doomscrolling – долговременное прокручивание ленты в социальных сетях в поисках самых последних неприятных новостей о последней катастрофе, словосложение (doom + scrolling);

covidivorce – развод в результате домашнего «ареста covid», когда стороны понимают, что лучше всего разойтись, слияние (COVID-19 + divorce);

infodemic – распространение неверной информации, особенно в Интернете, слияние (information + epidemic).

Процесс пополнения словарного состава языка новыми словами динамичен. Язык является неотъемлемой частью культуры, в которой отражается новая действительность и ведет к появлению неологизмов для описания новых реалий. Отметим, что, возникая для описания реалий на настоящий момент, множество неологизмов не попадают в словари, другие, напротив, прочно закрепляются в языке и становятся общепринятыми. Материалом для исследования послужили СМИ, Интернет-публикации, социальные сети и др. Анализ представленных неологизмов позволил определить некоторые причины их возникновения: отражение настроений и озабоченности общества, возникшие глобальные проблемы, активность населения в социальных сетях и их интерес к тем или иным событиям, бурные политические процессы, а также развитие информационных и цифровых технологий.


Список литературы

1. Пешкова Д.Ю. Английская неология: способы пополнения вокабуляра на современном этапе // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019. № 6 (139). С. 155-160.
2. Арнольд И.В. Лексикология современного английского языка: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. М.: ФЛИНТА: Наука, 2012. 376 с.
3. Виноградов В.С. Введение в переводоведение (общие и лексические вопросы). М.: Издательство института общего среднего образования РАО, 2001. 224 с.
4. Котелова Н.З. Избранные работы / Российская академия наук; Институт лингвистических исследований. СПб.: Нестор-История, 2015. 276 с.
5. Баранникова Л.И. Введение в языкознание. Саратов: Изд-во Саратовского государственного университета, 1973. 384 с.
6. Мкртчян Т.Ю. Социокультурная характеристика новейших неологизмов в современном английском языке // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 9 (75): в 2-х ч. Ч.1. С.142-144.
7. https://www.circuitmagazine.org/chroniques-125/des-livres-125/a-valuable-resource-for-translators-the-tenth-edition-of-black-s-law-dictionary (дата обращения: 05.12.2019).
8. Кузнецова А.А., Безуглова О.А. Средства массовой информации как один из основных источников неологизмов в английском языке // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 3 (69): в 3-х ч. Ч.1. С.101-103.
9. Катермина В.В., Липириди С.Х. Лексика пандемии коронавируса в неологическом дискурсе: интердискурсивный аспект / Новые слова и словари новых слов. 2020: Сборник научных статей. Институт лингвистических исследований РАН. СПб.: ИЛИ РАН, 2020. С. 71-84.

Список источников
10. Cambridge Dictionary https://dictionaryblog.cambridge.org/tag/neologisms/
11. Collins Dictionary https://www.collinsdictionary.com/
12. Macmillan Dictionary https://www.macmillandictionary.com/
13. Oxford Learner's Dictionaries https://www.oxfordlearnersdictionaries.com/
14. Urban Dictionary http://www.urbandictionary.com

Расскажите о нас своим друзьям: