Русская литература | Филологический аспект №11 (79) Ноябрь 2021

Дата публикации 08.11.2021

Мотив разочарования в стихотворении Глеба Чичко «Упаду на траву и сотру рукавом с автомата…»

Плеханов Герман Сергеевич
студент 2 курса кафедры русского языка и литературы, Стерлитамакский филиал БашГУ, г. Стерлитамак, german-plekhanov@mail.ru
Радь Эльза Анисовна
доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и литературы, Стерлитамакский филиал БашГУ, г.Стерлитамак, elza_rad@mail.ru

Аннотация: В статье раскрывается мотив разочарования в творчестве Г.А. Чичко на примере стихотворения «Упаду на траву и сотру рукавом с автомата…» Сквозь призму автопсихологизма рассматриваются переживания лирического героя, обусловленные социально-историческим контекстом. Продемонстрирована глубина философской мысли поэта, утопичность которой во многом повлияла на его жизнь.
Ключевые слова: мотив разочарования, автопсихологизм, внутренний конфликт, лирический герой, духовные искания.

The motive of disappointment in the poem by Gleb Chichko "I'll fall on the grass and wipe my sleeve off the Gan..."

German Plekhanov Sergeevich
2nd year student of the Department of Russian Language and Literature, Sterlitamak branch of BSU, Sterlitamak, german-plekhanov@mail.ru
Rad Elsa Anisovna
Doctor of Philology, Professor of the Department of Russian Language and Literature, Sterlitamak branch of BSU, Sterlitamak, elza_rad@mail.ru

Abstract: The article reveals the motive of disappointment in the work of G.A. Chichko on the example of the poem "I will fall on the grass and wipe my sleeve off the gan...". Through the prism of autopsychologism, the experiences of the lyrical hero, conditioned by the socio-historical context, are considered. The depth of the poet's philosophical thought is demonstrated, the utopianness of which largely played a role in his life.
Keywords: the motive of disappointment, autopsychologism, internal conflict, lyrical hero, spiritual searches.

Правильная ссылка на статью
Плеханов Г.С., Радь Э.А. Мотив разочарования в стихотворении Глеба Чичко «Упаду на траву и сотру рукавом с автомата…» // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2021. № 11 (79). Режим доступа: https://scipress.ru/philology/articles/motiv-razocharovaniya-v-stikhotvorenii-gleba-chichko-upadu-na-travu-i-sotru-rukavom-s-avtomata%E2%80%A6.html (Дата обращения: 08.11.2021)

В современном литературоведении творчество стерлитамакского поэта Глеба Анатольевича Чичко (25 июля 1971 г. – 30 апреля 2008 г.) еще никем не исследовалось. Поэт, филолог, философ, музыкант Глеб Чичко прожил короткую, но событийно насыщенную жизнь, полную творческих взлетов в поэзии и музыке, жизненных падений. Путь его в поэзии поистине уникален, ибо созданные им поэтические тексты, обладающие смысловой глубиной и оставляющие след в сердцах читателей, свидетельствуют о высоком мастерстве поэта, сложном внутреннем мире, невписанности в современное общество, над-мирном состоянии, столь характерном всем Поэтам. Прижизненные и посмертные публикации стихов, рецензии, интернет-страницы (ВКонтакте), видео на канале YouTube, Вечера памяти Глеба Чичко на площадке Стерлитамакского рок-клуба им. Ю. Шевчука, воспоминания друзей, одноклассников, одногруппников, родных – тому подтверждение.

С. Звягинцев отмечает: «Глеб – личность полумифическая, давно уже обросшая всевозможными легендами и небылицами, а потому требует описательного подхода. Про него обязательно надо рассказывать» [5]. «Полумифическая» личность, ощущающая свою оторванность от земного, Глеб Чичко «жил как пел: метался, сомневался, молился, конфликтовал с миром и самим собой, переживал взлёты и падения, обижал, обижался, прощал, просил прощения <…> …долго и упорно искал свое одно-единственное место под солнцем: работал сторожем, разнорабочим, санитаром, писал стихи и песни, создал собственную рок-группу “Ушёл из дома”, выступал в ночных клубах, рисовал, восстанавливал монастырь…» [1]. Пытаясь охватить разные сферы человеческой жизнедеятельности, он все время находился в состоянии самоопределения. В своей обращенности к Богу он вступил на путь борьбы с собой, своими переживаниями. И всегда возвращался в Стерлитамак, в свой родной край.

Характеризуя художественный мир Г. Чичко, внимательно и вдумчиво вчитываясь в каждое слово, можно с уверенностью применить высказывание Н.В. Гоголя, адресованное А.С. Пушкину: «В каждом слове бездна пространства» [4]. «Бездна пространства» – во всех тематических направлениях поэзии Г. Чичко: в лирике любовной, религиозной, пейзажной, философской, гражданской. Во всем многообразии ведущих мотивов творчества стерлитамакского поэта особо выделяется, с нашей точки зрения, мотив разочарования. На общую разочарованность еще при жизни поэта указывали его читатели, считая, что он «родился не в то время и не в том месте» [2]. Обусловлено это во многом социально-историческим контекстом. Творчество поэта и его драматический жизненный путь вплотную соприкоснулись с эпохой становления нового социально-экономического и политического строя. Процесс «взращения» личности совпал с годами перестройки, тяжелыми событиями для всех граждан страны. Неудовлетворённость происходящими в обществе изменениями, несоответствие представлений об идеальном мире и окружающей действительности – всё это находило своё отражение в лирике поэта. Многое в том, что Г. Чичко видел вокруг себя, вызывало в нём глубокое, неосознанное беспокойство, порождало тягостные предчувствия. Настроение разочарования как состояние души соотносимо с такими эмоциями, как меланхолия и печаль, апатия и ненависть. Лирический герой Г. Чичко стремится отстраниться от общественной жизни, уйти от века грядущего, чтобы предаться своим воспоминаниям о приятном прошлом. В творчестве поэта назревает конфликт мечты и реальности.

В стихотворении «Упаду на траву и сотру рукавом с автомата…» мотив разочарования подтекстово выступает в функции структуро- и смыслообразования. Причём от состояния индивидуального переживания отдельной личности («я привык к этим лицам») автор переходит к душевной болезни целого поколения: «этот год мы забыли отметить в календарях». Позволим себе разместить весь текст стихотворения:

Упаду на траву и сотру рукавом с автомата

Серебристые, мелкие капли седого дождя.

Я привык к этим лицам усталым и белым как вата

И глазам, что так пристально в мертвое небо глядят.

Это лето зажав в кулаке, как упавшую птицу,

Этот год мы забыли отметить в календарях.

И теперь твой приятель охотно орудует шприцем,

И вливает в тебя молоко при закрытых дверях.

Кончается сок в груди этой женщины.

Кончается солнце, способное жечь.

Упаду на траву, без малейшей надежды подняться.

Кто-то скажет спокойно, что снимет с меня сапоги.

Я закрою глаза, и уже никогда не приснятся

Эти влажные пальцы, стянувшие в узел мозги. [6, с.13].

Неудовлетворённость жизнью лирического героя Г. Чичко связана с конкретными психологическими ситуациями. Это состояние находится под давлением не внешних, а внутренних факторов, оно в мире поэта захватывает самые широкие области человеческих эмоций, от которых и «устал» лирический герой, ведь они – «белые как вата». Здесь рождается это горькое понимание того, что «глаза <…> пристально в мертвое небо глядят». Сравнение собственных чувств с происходящим вокруг заставляет лирического героя Г. Чичко понять, что ему остается лишь смириться с этими грустными реалиями. В строках «Кончается сок в груди этой женщины / Кончается солнце, способное жечь» – осознание лирическим героем неизменности рока, его доминирования над миром «земным». Анафора лишь усиливает эту фаталистическую мысль: конец близок. Всему скоро придет свое завершение: и жизненной энергии женщины (олицетворение земного), и солнцу (олицетворение небесного, космического, энергетически сильного, но всё же эфемерного).

Принятие героем собственной эмоциональной и энергетической мертвенности прослеживается в строках: «Упаду на траву без малейшей надежды подняться». Причиной разрастающегося разочарования в жизни выступают не только внешние объективные факторы реальной действительности, но и разъедающий душу самоанализ лирического героя, что способствует развитию состояния потерянности в мире своих иллюзий. Автопсихологизм является одной из главных черт в лирике Г. Чичко. Он отражает непосредственное внесение в лирическое произведение авторского жизненного опыта, духовных исканий писателя. Отречение, отказ, неприятие мира, острота переживаний уравнивают в стихотворении «зону героя» и «зону автора» [3, с.7].

Таким образом, в структуре данного произведения Г. Чичко нашли отражение внутренние события жизни поэта; человек в стихотворении автобиографичен и всем своим содержанием и обликом выделен из среды, противопоставлен ей. Тонко чувствующая, поэтическая душа разочарованного героя внутренне не принимает действительности и одновременно смиряется с ней.


Список литературы

1. Воронова М. Глеб Чичко. Сигнал в облака. Стихи [Электронный ресурс] // Бельские просторы, №5, 2019. URL: https://belprost.ru/articles/poeziya/2019-05-18/5-2019-gleb-chichko-signal-v-oblaka-stihi-121198 (дата обращения: 22.10.2021)
2. Глеб Чичко: группа ВКонтакте [Электронный ресурс] // URL: https://vk.com/club2274618 (дата обращения: 22.10.2021)
3. Гнюсова И.Ф. Автопсихологизм как особый тип романного повествования // Вестник Томского государственного университета. – Томск. – 2008. – №309. – С.7-11
4. Гоголь Н.В. «Несколько слов о Пушкине» [Электронный ресурс] // Статьи и рецензии Гоголя. URL: http://gogol-lit.ru/gogol/kritika-gogolya/neskolko-slov-o-pushkine.htm (дата обращения: 22.10.2021).
5. Звягинцев С. ТРИ СТЕРЛЯДИ 90-Х ГОДОВ (Глеб Чичко, Владимир Кротов, Максим Трофименко) [Электронный ресурс] // URL: https://vnkrotov.my1.ru/news/2008-06-08-6 (дата обращения 22.10.2021)
6. Чичко Г. Сборник стихотворений. – Стерлитамак: Дом печати, 1998. 28 с.

Расскажите о нас своим друзьям: