Русская литература | Филологический аспект №08 (112) Август 2024
УДК 82-161-1
Дата публикации 31.08.2024
Мотив оборотничества в повести В. Г. Распутина «Живи и помни»
Хэ Илю
Магистрант, Народный университет Китая, Пекин, Китай, heyiliu666@163.com
Аннотация: Мотив оборотничества распространен в мировой мифологии и литературе. В статье рассматривается мотив оборотничества в повести В. Г. Распутина «Живи и помни», особое внимание уделяется чертам оборотня в главном герое и выясняются причины его оборотнической метаморфозы. Сходство героя с оборотнем проявляется в изменениях во внешности, голосе и настроении и так далее. Его оборотничество вызывают как внутренние, так и внешние факторы. На материале анализа повести дается описание всех встречающихся вариантов мотива оборотничества и его мифологических коннотаций. В результате описывается роль мотива оборотничества в содержании повести.
Ключевые слова: В. Г. Распутин, «Живи и помни», мотив, оборотничество, мифопоэтика
Graduate student, Renmin University of China, Beijing, China
Abstract: The motif of werewolfism is common in world mythology and literature. The article deals with the motif of werewolfism in the work of V. G. Rasputin “Live and Remember”, special attention is paid to the features of the werewolf in the protagonist and the reasons for his werewolf metamorphosis are clarified. The hero's resemblance to a werewolf manifests itself in changes in appearance, voice, mood and so on. His transformation is caused by both internal and external factors. On the material of the analysis of the story, a description of all the variants of the werewolf motif and its mythological connotations is given. Eventually, the role of the werewolf motif in the content of the story is described.
Keywords: V. G. Rasputin, "Live and Remember", motif, werewolfism, mythopoetics
Хэ Илю Мотив оборотничества в повести В. Г. Распутина «Живи и помни» // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2024. № 08 (112). Режим доступа: https://scipress.ru/philology/articles/motiv-oborotnichestva-v-povesti-v-g-rasputina-zhivi-i-pomni.html (Дата обращения: 31.08.2024)
«Живи и помни» – повесть русского советского писателя Валентина Распутина, опубликованная в 1974 году и ставшая одним из наиболее известных его произведений. Сюжет повести не сложный: в конце Отечественной войны солдат Андрей из-за паники бежит в родной город, прячется в диких горах на другом берегу реки, часто тайно встречается с женой Настеной и просит ее никому не сообщать о его местонахождении, а беременная Настена, оказавшись перед дилеммой, в конце концов бросается в реку из-за огромного морального давления. Исследования, посвященные этой повести, в основном посвящены морально-этическому мировоззрению, простонародному сознанию, религиозному сознанию [1, с. 145], но мало внимания уделяется мифологическим характеристикам главного героя. Герой повести Андрей Гуськов имеет много общего с оборотнем, что придает возможность анализировать произведение с точки зрения мотива оборотничества, которое является важным элементом мифопоэтики.
Оборотничество главного героя
Оборотень – мифическое существо, способное менять свой облик посредством сверхчеловеческой способности, божественного вмешательства, демонических манипуляций, колдовства [7]. Оборотни встречаются в фольклоре многих культур мира. Для европейского фольклора наиболее характерен образ оборотня-волка – вервольфа, в славянской мифологии известного как волколак. Идея смены облика присутствует в древнейших формах тотемизма и шаманизма, а также в древнейших из существующих художественных произведениях и эпических поэмах. Оборотничество остается распространенным литературным приемом в современном фэнтези, детской литературе и массовой культуре. В повести «Живи и помни» герой Андрей Гуськов обладает типичными чертами мифологического образа оборотня.
Сходство Андрея с оборотнем в первую очередь проявляется в его внешности, его внешний вид сочетает черты зверя и человека. У оборотней в человеческом облике наблюдается избыточное оволосение и необычно широкие плечи, рост выше среднего. У Андрея густая и длинная борода («лицо, заросшее черной клочковатой бородой») [8, с. 320], и когда он впервые встретился с Настеной после возвращения, он появился как «большая черная фигура» [8, с. 291]. И сама Настена подозревала, что та чуть различимая корявая фигура была оборотнем: «она вдруг спохватилась: а муж ли? Не оборотень ли это с ней был?» [8, с. 300] Помимо этого, согласно легенде, во время перехода человек словно увеличивается в размерах, черты его лица кажутся более резкими, кожа грубеет и меняет цвет [7]: когда Андрей спокойно объяснил Настене свою психологию во время побега и выразил ей свою благодарность и извинения, вдруг «лицо его заострилось и побледнело», твердо ей говоря: «Ты никогда никому, ни сейчас, ни после, никогда не выдашь, что я приходил. Никому. Или я и мертвый тебе язык вырву» [8, с. 329-330]. Спокойствие внезапно сменяется злостью и агрессией, и то изменение в эмоциях предсказывают изменения в его внешности. Другая основная примета оборотня у человека является то, что в момент перехода в другое состояние появляется тошнота, и спазмы в горле мешают говорить. В литовской мифологии также упоминается, если человек превращается в вилктака (разновидность оборотня) на некоторый промежуток времени, он все понимает, но не может говорить [7], и это отражается в повести «Живи и помни». Когда Настена сказала Андрею, что она беременна, «он не вскрикивал», а «выдыхал слова запаленным сухим голосом, кашляя и смеясь одновременно» [8, с. 366]. Андрей был так удивлен, чувствуя, что вернулся не напрасно и что в его семье будет потомство, совершенно не принимая во внимание чувства Настены, не думая о ее затруднительном положении и большом давлении, которые она будет испытывать. Он подобен зверю, возбужденному и довольному только выполнением физиологической задачи и удовлетворением своих собственных желаний. Прежде чем Настена сообщила ему эту новость, Андрей был нежным и ласковым, поставил себя на место жены, сочувствовал ей и ее пожалел, а также предложил некоторое время не видеться, чтобы дать ей возможность лучше отдохнуть. Однако новость о беременности Настены пробудила в нем желание, которое скрывалось много лет и мгновенно превратила его в жестокого оборотня. Кроме того, когда реальные проблемы не могли быть решены, Андрей решил подавить свою человечность и выпустить на волю свою животную природу: когда Настена спросила, что они должны делать дальше после окончания войны, его голос «сорвался» и «часто ломался, то становясь некстати суровым, то тут же рядом жалобным, чуть не плачущим» [8, с. 464]. Связь изменения голоса с превращением в оборотня ярко отражается в том, что Андрей научился чистому волчьему вою у волка и, когда ему становилось совсем тошно, он открывал дверь и пускал над тайгой жалобный звериный вой.
Изменения во внешности, голосе и резкая смена интонации свидетельствуют о переходе Андрея из человека в оборотня. Кроме того, Андрей чувствовал себя неловко в лунном свете, и это также соответствует особенностям оборотня. Легенда гласит, что полнолуние является ключевым фактором, стимулирующим превращение человека в оборотня, и в это время сон человека становится беспокойным [7]. Это может объяснить, почему Андрей просыпался в тягостной беспричинной тревоге и стал неспокойным и удушливым при свете луны. Более того, полнолуние, которое он вообразил, что увидит после своей смерти, также подразумевает, что он навсегда останется в облике оборотня, полностью превратившись в зверя, о чем свидетельствует холодная реакция Андрея на смерть жены в конце повести.
Согласно поверьям, оборотни обладают многими способностями (превышающими возможности не только человека, но и животного): сверхъестественной силой, ловкостью и быстротой, ночным зрением и др. [7] Андрей мог быстро двигаться, как оборотень, более того, его зрение и слух стали чрезвычайно острыми. Он сам сказал, «У меня теперь глаза и уши такие стали… дале-о-ко вижу и слышу. <…> Утром вы еще по большой Ангаре греблись, а я уж знал: плывут» [8, с. 461]. Формирование этой необычной способности во многом связано с его постоянным состоянием бдительности, которое вызвало у него особенное, способное ухватить любую мелочь, внимание.
Превращение героя в оборотня в большей степени отражается в исчезновении его совести и человечности, в том, что он склонен к насилию. Андрей жил один в лесу, как и большинство оборотней, привык бродить и прятаться целыми днями, и ни за что не хотел отвечать, не имея ни дела, ни долга. Он стал жестоким и бесчувственным: по ночам воровал рыбу с крючков жителей деревни; охотился на коз, не прекращая их жизни, чтобы наблюдать, как меняются их лица перед смертью; похищал корову и теленка с поскотины, убивал и снимал кожу с теленка на глазах у коровы. Оборотни особенно ненавидят других нормальных людей, потому что они сами были людьми раньше. Их главной добычей и пищей являются окружающие их люди и их скот. У Андрея также была такая психология. Он творил зло, чтобы доказать свое существование, доказать, что он мог влиять на других людей, и таким образом осознать свою собственную ценность. В то же время, оказывая влияние на чужих, он хотел выразить свои обиды: почему все остальные могут жить нормальной жизнью и даже отмечать праздники так, как будто войны никогда не было, а он, Андрей, не только испытал на себе все тяготы войны, но и после нее вынужден нести такое тяжелое бремя страданий, в одиночестве ожидая смерти, которая может прийти в любой момент? Он хотел, чтобы другие почувствовали боль от такой пытки. Это подобно тому, что оборотень кусает обычных людей, чтобы они тоже стали оборотнями. Но Андрею не хватило смелости напасть на людей напрямую, поэтому он нацелился на домашний скот, выращенный людьми. Злорадствуя над жестоким обращением с домашними животными, он косвенно получил психологическое удовлетворение от насилия над другими людьми. Это воплощение магического мышления закона соприкосновения, выдвинутого Джеймсом Фрэзером в книге «Золотая ветвь», то есть «вещи, которые раз пришли в соприкосновение друг с другом, продолжают взаимодействовать на расстоянии после прекращения прямого контакта» [2, с. 16]. Жестоко обращаясь с домашними животными, Андрей отомстил не только их хозяевам, но всем тем, кто нормально жил в посюстороннем мире. Он ненавидел и свободно летающих птиц и воробьев, ненавидел даже землю своей родины и реку Ангару – все, что раньше было с ним в одном мире, а теперь должно быть отделено от него.
В народных представлениях оборотни в дни превращения забывают все привязанности человека, отдаваясь чувствам голода и охоты [7]. В эти дни они могут убить своих родителей, лучшего друга или возлюбленного. Оторванный от внешнего мира и переполненный обидой, Андрей постепенно терял человеческий разум и сочувствие. Он позаботился только о своих интересах и отказался сдаться под предлогом защиты чести своей семьи, но на самом деле скрыл свою трусость и безответственность. Андрей лишь пытался удовлетворить свои основные физические потребности, чтобы выжить, причиняя при этом огромный вред своим близким. Он игнорировал положение жены и даже ей угрожал, чтобы она не предала его: «Скажешь кому – убью. Убью – мне терять нечего. <…> Откуда хошь достану. У меня теперь рука на это твердая, не сорвется» [8, с. 297]. Когда Настена оказалась в отчаянном положении, Андрей все еще не смел выйти вперед, хуже того, он заставил ее родить ребенка, что оказало на нее сильное психологическое давление. Причина, по которой он придал такое значение деторождению, заключается в том, что это лучшее доказательство того, что он являлся «полезным человеком», поскольку он уже утратил способность создавать другие ценности как человек. Он говорил, что жил для защиты Настены, но на самом деле его волновал только ребенок, который она носила, он лишь хотел защищать свою «единственную ценность». Для этого он даже сказал Настене: «Умри, но роди», «А станут совсем донимать тебя – всех порешу, всех пожгу, родную мать не пожалею…» [8, с. 469] Он хотел удовлетворить свои собственные потребности во что бы ни стало, и даже мог убить своих ближайших родственников. После того, как Настена бросилась в реку, Андрей думал только о побеге, чтобы спасти свою жизнь, а не о возможном несчастье жены. Он полностью превратился в свирепого и эгоистичного зверя.
Причина оборотничества главного героя
По народным поверьям, мотив оборотничества связан с концепцией «взаимооборачиваемости» и с потусторонним миром [3, с. 233]. Появление «оборотня» провоцируется в сюжетах тоской женщины по умершему или, что очень часто, ушедшему на войну мужу. Этот мотив постоянно встречается в сибирских быличках: «Умер у одной женщины муж. Плакала она каждую ночь. А ведь говорят, что нельзя так умершего вспоминать, душу его беспокоить, на тот свет не пускать. Прошло девять дней с похорон. Ночью постучался к ней кто-то в дом, голосом мужа попросил открыть…» [4, с. 185] Подобный сюжет также можно найти в повести «Живи и помни»: о встрече с мужем Настена думала почти каждую ночь, и она сама сказала Андрею: «Я, может, даже чересчур тебя ждала, свободы тебе там не давала, мешала воевать» [8, с. 392]. Тоска Настены по Андрею в определенной степени вызвала его оборотничество.
Ключевой причиной превращения Андрея из человека в оборотня, отделенного от внешнего мира, является его дезертирство. Однако, похоже, это было не совсем его личное решение. Казалось, на обратном пути в родную деревню он подвергся искушению дьявола, который словно им манипулировал: «Будто не я живу, а кто-то чужой в мою шкуру влез и мной помыкает» [8, с. 334]. Андрей выглядел как один человек, но на самом деле в нем было несколько совершенно чужих друг другу людей, которые тянули его в разные стороны и разрывали на части, покуда не свели в могилу. А танкист, бабенка на вокзале и немая женщина Таня, с которыми Андрей встретились на дороге домой, были подобны слугам дьявола судьбы, соблазнявшим его принять решения, противоречащие его разуму. Оказавшись после госпиталя на вокзале, Андрей раздумывал, ехать ли на поезде на линию фронта, именно в тот момент появился веселый танкист, который собрался поехать на восток, что побудило Андрея сесть в поезд в противоположном направлении от фронта вместе с ним и отправиться в Иркутск. В Иркутске, растерянно бродя по вокзалу, Андрей столкнулся с бабенкой, которая согласилась взять его на ночевку и привела к себе, далеко за город, в предместье. Бабенка подтолкнула его к немой женщине Тане, у которой Андрей остался на месяц, так что избежал возможных обысков в городе. Все это казалось невероятно предначертанным, и Андрею представлялось, «что он очутился у Тани не по своей воле, что его привела сюда чья-то указующая, руководящая им рука» [8, с. 309-310]. Дьявол возбуждает желания Андрея, чтобы завладеть его разумом, и в то же время предлагает ему убежище, уменьшая препятствия на его преступном пути и шаг за шагом подталкивая его к пропасти.
Однако дьявол, который соблазнил Андрея превратиться в оборотня, все еще таился в его сознании. Слуги дьявола, посланные судьбой, смогли соблазнить Андрея, потому что семена зла уже были посеяны в его сердце: сначала у самого Андрея была мысль о бегстве на родину, а затем эти слуги бесов смогли усилить эту мысль и оказать влияние на него. Его раскол стал результатом совместной работы демонов судьбы и демонов внутри него самого, направленной против его разума и совести. Но когда Андрей вернулся в свой родной город, оборотнем его сделал скорее дьявол в сердце, страх, трусость, обиды, эгоизм и безответственность. Не веря в возможность искупления, он позволил дьяволу поглотить себя и совершил более глубокие грехи: «Вина требует вины, пропащая душа ищет пропасти поглубже. <…> Ему постоянно нужны были бы подтверждения, доказательства, что он превратился именно в то, что есть. Так он чувствовал бы себя уверенней» [8, с. 405].
Рост внутреннего демона Андрея раскрывается через образ волка. В средневековый период, когда доминировала христианская культура, разум и этика были критериями, сдерживающими человеческое поведение, а волки, символизируя дикость и снисходительность, считались отображениями сатаны и дьявола. С принятием христианства у славян волк стал ассоциироваться с нечистой силой. Считалось, что злые колдуны и языческие волхвы оборачивались волками [5, с. 88]. Вот почему во многих народных сказках оборотень принимает обличие волка. Волк, полный жадности, упоминается в начале части «Ад» в «Божественной комедии» Данте, и подобный образ волка также отражается в повести «Живи и вомни». На следующий день после жестокой охоты Андрея на козлов, появился перед его дверью тощий и длинный волк, смотрящий на него с лютой злобой. И с тех пор по ночам волк стал подходить к Андрею и научил его выть. Учение о вое также можно отчасти рассматривать как передачу зла, это визуальное выражение усиленных дьявольских качеств Андрея, и символизирует рост жадности и жестокости Андрея в диком потустороннем мире. «С волками жить, по-волчьи выть» [8, с. 340], и по-волчьи злодействовать. После этого волк исчез из внешнего мира, что подразумевало, что дьявол в сердце Андрея был достаточно силен, чтобы побудить его стать оборотнем и превратиться в злого волка.
Те, кто сделало Андрея оборотнем, – это не только таинственный дьявол судьбы и дьявол в его внутреннем сердце, но и вездесущие дьяволы в человеческом мире, которые являются ключевыми факторами роста и развития внутренних негативных эмоций Андрея. В соответствии со средневековым каноном, «чаще всего к нечистой силе обращаются несчастные люди, испытывающие недостачу во власти и любви, желающие освободиться из темницы» [6, с. 233]. Андрей был таким несчастным человеком, и его несчастье во многом было вызвано окружающим его миром. Он был тяжело ранен в бою и после выздоровления должен был получить около десяти дней отпуска, чтобы вернуться домой и воссоединиться со своей семьей. Однако, когда подошло время выписки, его оглушили: в часть, а не домой. Жестокий и несправедливый приказ вызвал у Андрея обиду и злость и непосредственно способствовал его дезертирству, ведь он «всего себя, до последней капли и до последней мысли приготовил для встречи с родными» [8, с. 306], но ему не дали такой возможности. Все, кто возвращал его на фронт и не дав побывать дома, в том числе и безжалостные начальники и сама беспощадная война, являются дьяволом. Основной причиной, по которой он не хотел сдаваться после бегства на родину, было то, что он не видел никакой надежды и считал, что его все равно казнят, даже если он сдастся, – никакого чуда не будет. Он был уверен в том, что за дезертирство не прощают: «за это, если бы можно было расстреливать, а после сызнова поднимать, расстреливали бы по три раза. Чтоб другим неповадно было» [8, с. 328]. Ему пришла в голову такая мысль, потому что он собственными глазами видел, как расстреливали дезертира, на которого другие солдаты смотрели с ненавистью и брезгливостью. Во время войны моральный порядок перевернут с ног на голову, человечность покидается в смертельной борьбе, зло в каждом человеком возвеличивается.
Даже жители деревни за пределами поля боя становятся пособниками дьявола, заставляя Андрея превратиться в оборотня. Участковый милиционер строго, как на допросе, спросил у Михеича об известиях сына; Иннокентия Ивановича часто подозревал Настену в сокрытии информации, смотрел на нее с внимательным и пытливым взглядом, призывал других жителей деревни наблюдать и следовать за ней, изо всех сил старался искать Андрея; председатель колхоза также присоединился к поискам Андрея и последовал за Настеной посреди ночи. Жители деревни не оставили Андрея шанса на жизнь. Как только они заподозрили, что он дезертир, они считали его предателем и непременно пытались его найти и передать милиции, надеясь, что его казнят как можно жестче. Настена, прикрывавшая дезертиров, также считалась врагом и подвергалась злонамеренным оскорблениям. Добрые и страстные деревенские жители внезапно стали беспощадными, забывая о сочувствии и терпимости, и даже отец Андрея не раз ругал сына и Настену. Название деревни Разбойниково / Атамановка, наверное, подразумевает жестокость и насилие здешних жителей. Однако жестоки были не только жители этой деревни, но почти все, кто следовал нечеловечному приказу под влиянием войны. По ряду верований, «оборотнем становился тот, кто родился (переродился) в ночь на Рождество, этим наказывалось стремление превысить божество, уйти от судьбы» [6, с. 235]. Не случайно именно перед Рождеством дезертира начали искать районные власти, а в крещенские морозы в доме обнаружились первые пропажи. В этом смысле авторитет порядка и приказы начальника символизируют божество, и Андрей наказан превращением в оборотня за то, что без разрешения избежал назначенной ему судьбы. Из-за бесчеловечной системы во время войны все были обращены в демонов и потеряли милосердие. Андрей был доведен окружающим миром до отчаяния, чувствовал себя обиженным и озлобленным: «я ж не сразу, я принес свою пользу. Почему меня надо равнять с другими, с заклятыми, кто с вреда начал и вредом же кончил? Почему нам уготовано одинаковое наказанье?» [8, с. 408] Один неверный шаг – и его ждала только бездна смерти, поэтому ему пришлось превратиться в оборотня и использовать зло для борьбы с этим столь же злым демоническим миром.
Заключение
Мотив оборотничества в повести «Живи и помни» отражен главным образом в образе главного героя, который обладает типичными чертами мифологического образа оборотня. Сходство Андрея с оборотнем проявляется в изменениях во внешности, голосе и настроении, их чувствительности к луне и необычайных способностях, такие как ловкость, необыкновенное зрение и тонкий слух. Превращение героя из человека в оборотня в большей степени отражается в исчезновении его совести и человечности. Оборотничество героя является результатом сочетания таинственной судьбы, внутренних демонов и окружающего мира. Распутин использует мотив оборотничество, чтобы показать, как война искажает человеческую природу, и выразить осуждение бесчеловечной войны.
Список литературы
1. Хэ Илю. Мифопоэтический анализ повести В. Г. Распутина «Живи и помни» с точки зрения пространства // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2024. № 07. С.144-153.
2. Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии: В 2 т. Т. 1: Гл. I-XXX1X / Пер. с англ. М. Рыклина. – М.: ТЕРРА–Книжный клуб, 2001. – 520 с.
3. Разницына Н. С. Мотив оборотничества в творчестве группы "мельница" // Русская рок-поэзия: текст и контекст. 2020. №20. С. 232-240.
4. Новикова Н. Л. Мифологический мотив «Явление потустороннего гостя» в повести В. Г. Распутина «Живи и помни» // Вестник Бурятского государственного университета. Философия. 2013. №10. С. 184-188.
5. Сторожева А. А. Образ волка в степной анималистике Древней Руси: семантика и поэтика // Вестник Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. 2023. №3. С. 84-92.
6. Ковтун Н. В. «Демонологический» сюжет в повести В. Распутина «Живи и помни» // Сибирский филологический журнал. 2015. №2. С. 232-241.
Список источников
7. Википедия. Оборотень [Электронный ресурс]. URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%8C. Дата обращения: 01.08.2024.
8. Распутин В. Г. Живи и помни. – М.: Голос, 1993. – 496 с.