Языки народов Российской Федерации | Филологический аспект №09 (89) Сентябрь 2022

Дата публикации 30.09.2022

Мотив обмана в хантыйских сказках о животных

Новьюхова Галина Борисовна
научный сотрудник фольклорного центра, Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок, г. Ханты-Мансийск, novyukhova.galya@mail.ru

Аннотация: в статье рассматривается мотив обмана в хантыйской фольклористике. Цель исследования проанализировать и определить основные мотивы обмана сказочных героев (животных) в хантыйских сказках, что является повествовательной единицей произведений народного фольклора. С помощью обмана хитрые и умные персонажи достигают своих целей, избегают опасностей, побеждают врагов и соперников. Материалом исследования послужили сказки из фольклорных сборников.
Ключевые слова: мотив обмана, хантыйские сказки, коварство, животные, ловкость.

The motive of deception in Khanty tales about animals

Novyukhova Galina Borisovna
researcher at the Folklore Center Ob-Ugric Institute of Applied, Research and Development, Khanty-Mansiysk

Abstract: the article discusses the motive of deception in Khanty folklore. The purpose of the study is to analyze and determine the main motives of deception of fairy-tale heroes (animals) in Khanty fairy tales, which is a narrative unit of folk folklore works. With the help of deception, cunning and clever characters achieve their goals, avoid dangers, defeat enemies and rivals. The research material was fairy tales from folklore collections.
Keywords: fairy tales, the motive of deception, cunning, animals, dexterity.

Правильная ссылка на статью
Новьюхова Г.Б. Мотив обмана в хантыйских сказках о животных // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2022. № 09 (89). Режим доступа: https://scipress.ru/philology/articles/motiv-obmana-v-khantyjskikh-skazkakh-o-zhivotnykh.html (Дата обращения: 30.09.2022 г.)

Мотив обмана – распространенное явление в хантыйских сказках. Читая, мы часто наблюдаем за героями, которые лгут, преследуя определенные цели. Причины обмана зачастую сильно различаются, все зависит от идеи и сюжета литературного произведения. Применение этого мотива помогает нам лучше понять поступки героя, разобраться в его личностных качествах. Таким образом, мы можем увидеть, что эта тема остается актуальной до сих пор. Обман – это действие или утверждение, которое вводит в заблуждение, скрывает правду или продвигает убеждение, концепцию или идею, которые не соответствуют действительности. Это часто делается для личной выгоды [12].

Мотив как функциональная единица текста является центральным компонентом сказки и важным инструментом для создания и упорядочения корпуса фольклорных текстов [13].

Термин «сказка» определяется как один из основных жанров фольклора, преимущественно прозаическое произведение волшебного или бытового характера с установкой на вымысел. Сказка – это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом. Перевоплощаясь в сказочных героев, следуя за ними, мы получаем знания о мире, о взаимоотношениях людей, проблемах и препятствиях. Персонажи сказок помогают освоить законы жизни, ведь каждый поступок приводит к какому-либо следствию, например, за добро воздается добром, за зло – злом. Чтобы чего-то достичь, необходимо хорошо потрудиться [9].

Как отмечает В.Я. Пропп, обман является основным стержнем композиции сказки. «Обман предполагает превосходство хитрого героя над глупым героем ». В сказках о животных обман, по мнению В.Я. Проппа, «вызывает восхищение, как форма выражения превосходства слабого над сильным героем» [14].

Хантыйские сказки посвящены самым различным событиям. В них отражена жизнь народа со всеми ее радостями и горестями, мудростью и оплошностями, показано умение жить в согласии с природой. Сказки коренных народов очень важны в современном мире, человек милостив ко всему живому, берет у природы лишь самое необходимое и ценное [9].

Мы можем разделить всех персонажей на тех, которые обманывают, и на тех, которые становятся жертвой этого обмана. Такое разделение представляется возможным, но слишком широким, так как в этом случае мы должны исходить из того, что обманщик и жертва – это две универсальные роли, которые только и могут выполнять персонажи. Однако, совершая обман, персонажи пользуются разными стратегиями поведения: кто-то предпочитает угрожать, кто-то симулировать слабость и т.д. [15].

Вследствие этого в хантыйских сказках о животных преобладают персонажи из дикой природы. Главными героями этих текстов являются лиса, волк, медведь, заяц, мышонок, бурундук и т.д. Поэтому в сказках о животных начинает выражаться мотив обмана, что и является повествовательной единицей хантыйского фольклора. При знакомстве с текстами сказок о животных оказывается, что они обладают своей спецификой. Эта их специфика проявляется в первую очередь на уровне персонажей.

Например, в сказке Хутиса кўщар щанщәԓ пӑнтәӈа йис ‘Как у бурундука спина полосатой стала’,  мотив обмана в сказке  в том, что бурундук уверял медведя, что солнце всходит с другой стороны, в чем медведь был не уверен. Завязался спор между ними, от чего медведь пришел в ярость. Каждый утверждал свою правоту. Сильная сторона – это дикие животные, и, казалось бы, они должны побеждать, но прием обмана дает возможность спокойным животным одолеть хищных противников [6, с.15].

В сказке Ԓӑӈхаԓәм, ӑнт ԓӑӈхаԓәм ‘Хочу, не хочу’ хитрая лиса обманывает зайчонка. Видя хвост лисы, зайчонок просит у родителей такой же хвост, но такого хвоста как у лисы ни у кого нет. Лиса дарит зайчонку свой (поддельный) хвост, чему зайчонок очень обрадовался. Пошел он в лес хвастаться перед другими животными, но все звери смеялись, потому что хвост весь ободранный [6, с.88].

Лиса является популярным образом среди других животных, так как многие читатели видят в ней и в ее поведении сходство бессовестного человека. В сказке мотив лисы понятен, она хотела проучить зайчонка за то, что он вел себя капризно, так как хотел того, чего сам не знал, пока не увидел яркий и пушистый хвост лисы. Но лиса в свою очередь, хитра, склонна к обману и уловкам.

В другой хантыйской сказке Кўщарлэӈки ‘Бурундучок’ повествование идет о том, что бурундучок отправился погулять по лесу, по возвращению домой он услышал песню, что его дом силой отобрали. Он испугался и попросил помощи у других животных. Пришли зайчишка, лиса и медведь. Медведь вошел в дом, а там лягушка, он ее прихлопнул, и все животные оказались в доме. Лиса обманным путем выпроводила бурундучка, и медведя, сама же осталась жить в этом доме.  Важной характерной особенностью мотива обмана  лисы является то, что она всегда замышляет злое, а говорит, что хочет помочь [6, с.84].

В этой сказке лиса хитрая, лживая обманщица, всегда прикидывается жертвой обстоятельств. Она чувствует полное превосходство над доверчивыми героями.

Совсем другая ситуация обмана в сказке Паннэ ики па вухсар ими ‘Налим и лиса’, лиса хвастается перед налимом, что она самая хитрая и быстрая. Налим недолго думая, предлагает устроить соревнования, кто быстрее пробежит по берегу. Налим попросил помощи у других рыб. Так рыбы все объединились, и они обхитрили лису. А лиса убежала в лес и никогда больше не спорила с налимом [2].

Стоит отметить, что налим не хвастался тем, что он быстрый, так как это делала лиса, поэтому налим лишь хотел проучить лису. Сюжет сказки составляет набор простых поступков, и конец может быть предсказуемым или непредсказуемым, ведь в основном лиса может обмануть более слабого героя, а где-то может и слабый герой обмануть лису. Лиса часто наказывается за свои проделки, особенно, когда она нападает на слабых беспомощных героев. Таким образом, лиса имеет свой характер, свои отличительные черты, но все они олицетворяют качества характера человека.

Среди персонажей сказок, чьи действия  определяются лживостью и склонностью к обману, встречается мышонок, так в сказке «Олень и мышонок» маленький мышонок решается обмануть оленя. Он заманивает его игрой в прятки, олень не находит его. Олень жевал травку и случайно проглатывает мышонка. Мышонок, пользуясь, случаем, убил оленя изнутри (перерезал ему горло), тем самым он запасся едой на весь год.

Казалось бы, мышонок – это маленький безобидный зверек, но он оказался находчивее и хитрее самого оленя. В результате чего олень умирает. Так слабый маленький мышонок противопоставляется более сильному и большому зверю. Умение главного героя перехитрить, обмануть своего соперника, независимо от того кто сильнее, помогает слабому персонажу стать победителем.

Мотив обмана отразился также в сказке Вўрщәклϵ па ай войлϵ ‘Трясогузка и мышонок’, образ мышонка представлен как особый тип героя хитреца и обманщика, так как мышонок договорился с трясогузкой поделиться запасами на зиму, которые они собирали на протяжении всего лета. Когда наступило время делить запасы, мышонок обманывает трясогузку, что запасы давно закончились [4].

Отсюда шуточный характер сказки, что простой  мышонок более жадный, потому и обманул трясогузку, в результате чего она осталась ни с чем. Стоит отметить, что мышонок не только хитрый, но и ленивый, у него нет желания работать, и делится с трясогузкой. В мышонке не только проявляется мотив обмана, но и мотив жадности, прожорливости по отношению к доверчивому и слабому персонажу. Мышонок довольно часто встречается в хантыйских текстах, поэтому он имеет большое значение в фольклоре северных народов.

В хантыйской сказке Хўта ԓаӈки кăти пиԓа вөсӈəн ‘Как белка с котом жила’ повествуется о том, как белка с котом построили земляной дом, и к ним приходит медведь, чтобы их убить. Белка благодаря своей хитрости, отправляет медведя добывать зверя. Добыл он зверя. Далее они его обманом отправляют далеко в лес и никогда не возвращаться. Медведь уходит радостный и радуется, что все так хорошо закончилось.

Мотив обмана белки в том, что она пытается спастись от медведя, потому своей хитростью обманывает медведя. Медведь же в свою очередь хвастается своей непомерной силой, но легко поддается обману белки. В этой сказке поведение медведя проявляется в его доверчивости и глупости, так как помог белке и коту с пищей. Белка и кот всю зиму с едой прожили, в их поведении проявляется хитрость и смекалка. Медведь считается самым сильным лесным зверем.

В следующей хантыйской сказке  Муйа Савнє пўшэԓ хўв ‘Почему у Сороки длинный хвост’ действие конфликта разворачивается таким образом: сорока много сплетничает и обманывает, из-за этого другие птицы ее не любили. Они пожаловались орлу. Орел прилетает к сороке. Орел ругает сороку, что у нее длинный язык. Сорока продолжает дальше сплетничать и обманывать. За это орел сказал сороке, то у нее будет длинный хвост, чтобы птица облетали ее стороной. С этого времени у Сороки длинный хвост. Если птицы ее замечают, то сразу улетают подальше.  В этой сказке конфликт происходит между птицами. Орел здесь положительный герой, так как борется за справедливость [2].

Эта яркая и необычная птица – нередкий персонаж хантыйских сказок. Обычно она предстает перед читателем в образе говорливой бабушки, которая спешит разнести сплетни по всему лесу. Оказывается, этому факту есть свое «природное» объяснение. При виде охотников, пожаловавших в лес, взволнованный крик сороки, напоминающий звук трещотки, разносится по всему лесу, предупреждая об опасности не только птиц, но и всех остальных лесных жителей.

В сказке Муйа маӈклайәт лэӈкрәт йўпийән њөхԓәсԓәт ‘Почему совы на мышей охотятся’ сюжет обладает особой простотой и краткостью. Воробей и Мышка решили вместе делать запасы на зиму. Нашли они дупло в березе и все запасы сложили туда. Но вот пришла зима, воробей летал и ни крошки не нашел. Прилетает он к мышке, чтобы запасы разделить. Мышка выскакивает из своей норки и кричит на воробья, что он не дает ей спать. На вопрос где же доля воробья, мышка отвечает, что в темноте она не сможет найти его долю и убегает к себе обратно в норку. Но на дереве сидела сова, подслушала их разговор, пожалела воробья, дав ему своей еды. Мышка почувствовала запах, выпрыгнула из норки и прямо из-под носа у воробья выхватила еду. Решила сова ее проучить, однако пока с вершин спускалась, Мышка успела спрятаться в норке. С того времени совы и охотятся на мышей.

Мышка в сказке обманывает воробья ради своей выгоды, в первую очередь она думает только о себе. Сова является помощником для воробья. Она пожалела воробья и помогла ему, так как была зима, и воробью нечего было есть. Положительные герои отличаются гораздо большей сдержанностью. Мышка, как и лиса, очень хитра и проворна, ее мотивом является то, что она пытается любым способом забрать себе то, что ей не принадлежит, в данном случае это запасы еды.

Обман является очень плохой привычкой, которую необходимо постоянно искоренять. Для этого следует ставить определенные цели перед самим собой и добросовестно их выполнять. Этот порок не приведет ни к чему хорошему, даже если он был совершен в благих целях, а потому надо учиться жить, не обманывая себя и окружающих [8].

 Из всего вышеизложенного, мы пришли к следующим выводам, что мотив обман может, отвлекаясь от конкретных способов своей реализации через обманные действия, воплощаться иначе – в образе самостоятельного действующего лица.  Сказки о животных, в которых животные выступают как разумные и сознательные существа, олицетворяющие различные человеческие характеры, существуют абсолютно у всех народов. Обычно это самые простые сказки, где главное внимание уделяется не интриге, а характерам персонажей [10]. Пройдя все сюжеты хантыйских сказок, можно увидеть, что слушатели внимательно следят за поведением каждого персонажа. Смех вызывает не обманщик, а обманутый, одураченный персонаж. Простейший сюжет этих произведений выявляет психологический характер героев, чем и сближается к человеческой жизни. В хантыйском фольклоре лиса преобладает мотивом обмана, хитрости, расчетливости и коварства, медведь же в сказках всегда обманутый кем-то из героев, поэтому он использует свою грубую силу. Заяц вызывает свою душевную слабость, трусость, слабость в сочетании с хитростью и обманом. Мотив обмана в хантыйских сказках не всегда подается как отрицательный элемент, в некоторых сюжетах олицетворяет свойство ловкости, находчивости, умение применить смекалку, а также острый ум главных героев.


Список литературы

1. Гергокова Л.С. Типы сюжетов, построение мотива обмана в карачаево-балкарских сказках о животных // Вестник института гуманитарных исследований правительства Кабардино-Балкарской республики и Кабардино-Балкарского научного центра Российской академии наук. 2016. № 4(31). С.122-125.
2. Енов В.Е. Обские сказы: мифологические сказки по мотивам хантыйского народного фольклора. – Екатеринбург: Уральский рабочий, 2015 – 128 с.
3. Сказки реки Казым. Сборник сказок // Сост. Т.Е. Федотова. Казым, 2021 – 26 с.
4. Трясогузка и мышонок. Хантыйская народная сказка (казымский диалект). Составитель, перевод на русский язык В.Н. Соловар; перевод на английский язык Л.А. Андреевой; Департамент образования и молодежной политики ХМАО-Югры, ОУИПИиР, Югорский формат, Ханты-Мансийск, 2014.
5. Сказки, песни хантов полноватского Приобья // Сост.: Пятникова Т.Р., Слепенкова Р.К. – Ханты-Мансийск: Ижевск: ООО «Принт-2», 2016. – 344 с.
6. Сказка народа ханты // Книга для чтения в младших и средних классах (казымс*кий диалект). Сост-ли Е.Е. Ковган, Н.Б. Кошкарева, В.Н. Соловар; под ред. Е.А. Немысовой, Е.К. Скрибник. ТОО "Алфавит", Санкт-Петербург, 1995 – 143 с.
7. Сравнительный анализ изображений животных в русских народных и хантыйских сказках URL: https://school-science.ru/12/10/47644 (дата обращения 22.09.2022).
8. Основные мотивы обмана URL: https://profailer.com/detektsiya-lzhi/Osnovnyemotivyobmana/ (дата обращения 22.09.2022)
9. Особенности сказок народов ханты и манси URL: https://pandia.ru/text/86/003/17731.php#:~:text=В%20словаре%20литературных%20терминов%20«сказка»,обязательной%20победой%20добра%20над%20злом (дата обращения 28.09.2022).
10. Мифологические истоки русских сказок URL: https://history-thema.com/mifologicheskie-istoki-russkih-skazok/ (дата обращения 23.09.2022)
11. Животные в русских народных сказках URL: https://zoogalaktika.ru/facts/literatura/tales (дата обращения 26.09.2022)
12. Мотив обмана URL: https://solncesvet.ru/wp_sert/sert/uploads/2021/03/10/Мотив_обмана.docx (дата обращения 29.09.2022).
13. Мотивы фольклорной «Сказки о колобке» в романе П.Пепперштейна и С.Ануфриева «Мифогенная любовь каст» URL: https://www.doria.fi/bitstream/handle/10024/176979/babenko_ievgeniia.pdf?sequence=2&isAllowed=y (режим доступа 29.09.2022).
14. Зооними в русских народных сказках URL: file:///C:/Users/on/Downloads/Sherstneva.pdf (дата обращения 28.09.2022).
15. Русские сказки о животных: система персонажей URL: https://cyberleninka.ru/article/n/russkie-skazki-o-zhivotnyh-sistema-personazhey (дата обращения 25.09.2022).

Расскажите о нас своим друзьям: