Германские языки | Филологический аспект №03 (59) Март 2020

УДК 81`42

Дата публикации 31.03.2020

Моделирование лингвокультурного концепта Celebrities в архитектонике интернет-дискурса

Гнеуш Марина Сергеевна
Магистрант кафедры иностранных языков, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, РФ, г. Белгород, saprykina.ru@mail.ru

Аннотация: В статье рассматривается содержание концепта Celebrities на примере англоязычного интернет-дискурса; выделяется его смысловое наполнение, содержание и функции. Выявляется роль субъекта дискурса в конструировании смыслов (концептов). В статье дается анализ концепта «сelebrity / знаменитость» и приводятся свидетельства в пользу деятельностной интерпретации концепта – наполнения языковой формы смыслом в процессе интерактивного дискурсивного взаимодействия субъектов-продуцента и интерпретатора. В статье приводятся примеры взаимодействия концепта «celebrity /знаменитость» с другими концептами и демонстрируется его многозначность.
Ключевые слова: Сelebrity, знаменитость, интернет-дискурс, лингвокультурный концепт.

Modeling of the linguistic concept of Celebrities in the archetectonik of the Internet discourse

Gneush Marina Sergeevna
Master’s Degree student of the Department of Foreign Languages, Belgorod National Research University, Russia, Belgorod

Abstract: The article considers the content of the concept Celebrities on the example of an English-language Internet discourse; its semantic content, content and functions are revealed. It identifies the role of the discurer in constructing meanings (concepts). In this article the analysis of the concept "celebrity" is presented, and the examples in favor of the active interpretation of the concept are given as well - the fullfillment of the language form with the meaning in the process of discussing interaction of a subject-producer and an interpreter. The article gives examples of the interaction of the concept «celebrity» with other concepts and demonstrates its multitude.
Keywords: Celebrity, Internet discourse, linguocultural concept

Невзирая на множественные исследования, позволяющие говорить о форме концептологии как обусловленной отрасли современной когнитивной лингвистики, важная проблематика содержательной природы и структуры концепта, как и способов его лингвистического анализа, до сих пор не находит конкретного решения.

Цель данной работы заключается в раскрытии опыта анализа концепта «celebrity / знаменитость» на базе модусной модели М.В. Никитина, где концепт понимается как отдельная единица сознания гештальтной инфоструктуры, обусловленной вероятностной природой мира, который она передает / конструирует, и многогранностью функций обеспечения жизнедеятельности человека.

Логическое понятие концепта «celebrity / знаменитость», названием которого является лексема celebrity, является в абстрактном (знаменитость как явление социокультурной действительности) и конкретном (знаменитость как конкретный индивид) значениях, включая базовый онтологический признак “состояние” и дифференцирующий онтологический признак “пребывание в центре публичного внимания”, а также аксиологические признаки – позитивную / негативную оценки данного состояния [1].

Англоязычный интернет-дискурс, содержащий, соответственно, абстрактное и конкретное название celebrity, позволяет установить содержание обыденных понятий CELEBRITY-феномен и CELEBRITY-индивид.

Первое понятие состоит из уточняющих онтологических признаков «публичность», «случайность», «скоротечность», «искусственность», телеологического ­­- «обман», репрезентативного - «гламур» и нормативного - «эталонность», а второе - уточняющих онтологических признаков «публичность», «гражданская активность», «влияние», «элитарность», «следование моде», «дороговизна труда», а также эпистемологического признака "искусственность". Когнитивное содержание этих признаков мотивирует зачастую негативные, реже позитивные оценки: эмоциональные, утилитарные, этические, телеологические [2].

Сконструированная или отражающаяся в сознании систематизация признаков объекта, реализованная в формировании обыденного значения (представления), не является единственной функцией образа. По мнению М. В. Никитина, в структуре концепта «образ класса» существует в виде таких ипостасей, как прототип и стереотип «минимизированное типизированное знание, ориентированное на повседневный концепт» [3].

По-видимому, как прототип, так и стереотип как минимизированное и типизированное знание обеспечивают классификационные / категоризирующие функции понятия. Прототип является минимизированным и типизированным знанием, ориентированным на логическое понятие, знанием «данным», «продемонстрированным» субъекту [4], а потому максимально абстрагированным от оценки и ее эмоционального переживания субъектом. В то время, как стереотип выступает знанием, формируемым субъектом лингвокультурного социума в процессе социализации, результатом и способом интерпретации действительности в рамках социокультурных детерминированных когнитивных моделей, а потому знание всегда аксиологически и идеологически маркировано и отражает субъективный выбор характеристик. Из этого следует, что прототип отталкивается от характеристик типичного представителя класса и стремится отразить его природу, а стереотип - от субъективно выбранных признаков, которые не всегда отражают сущность представителя класса.

Таким образом, содержание стереотипного представления знаменитость-индивид, выявленное на основе когнитивно-дискурсивной интерпретации фрагментов англоязычного интернет-дискурса, содержащих конкретное существительное celebrity, включает такие понятийно-ценностные характеристики, как «эксцентричность», «скандальность», «стремление к роскоши», «желание привлечь внимание», «заносчивость», «тривиальность», «чрезмерная яркость в одежде», «необразованность» [5].

Другая функция образа- прояснение понятия, более абстрагированного от чувственного опыта концепта посредством более точного и освоенного понятия путем метафоризации. Интенциональность метафорически понятного концепта обретает смысл через моделирование, а моделью служат элементы и структура сенсорно-чувственного образа неконкретного денотата [6].

Абстрактная ипостась концептуального референта знаменитости-феномена выясняется на основе ряда метафор, установленных путем анализа синтагматических связей знаменитости. Самая производительная база концептуальный коррелят - это материальный объект, обладающий рядом конкретизаций (результатов процедур расширения, конкретизации и комбинирования), находящихся в отношениях родовой иерархии. Среди них: физическое состояние объекта -  ржавчина (культура знаменитостей разъедает); предмет - товар (огромные суммы денег, как мы знаем, купят знаменитость) / механизм (механика и динамика создания знаменитостей); растение (быстро угасающая культура знаменитостей); человек (смерть культуры знаменитостей); физическое состояние человека - болезнь (знаменитость в этот момент в Америке эпидемична, и она быстро распространяется); а также продукт расширения и объединения знаменитость-явление есть рыбак, который ловит публику-рыбку на крючок [7]. 

И, наконец, образ выполняет функцию символизации содержания понятия, если: 1) контекст является необходимым для его экспликации; 2) он не может быть истолкован буквально (в отличие от чувственно-конкретного образа, символ относится к абстрактным значениям); 3) возможна ассоциация образа с легендой, мифом, фольклором [8]. Символ определяется как образ знаковой природы или как знак, который мыслится; как образ, где видимое, конкретное, связанное с определенным событием, предстаёт лишь как иероглиф, сигнализирующий о каком-то тайном предмете номинации [9].

Условное содержание концепта «celebrity / знаменитость» определяется совокупностью ассоциативных значений, актуализируемых лексемой celebrity в целостных текстах, где она выполняет функцию как словесный символ, демонстрирует многозначность за счет расщепления референта на предмет и идею, а также имен определенных знаменитостей англоязычных лингвокультурных обществ.

Символические значения в структуре концепта «знаменитость» непосредственно связаны с его концептуальными и образно-метафорическими особенностями. Связующее звено между ними проявляется в пресуппозициях субъекта дискурса, выступающего в двух ролях: наблюдателя и критика. В роли наблюдателя субъект дискурса занимает нейтральную позицию относительно культа знаменитости, описывая знаменитость с позиции публики. В роли критика субъект дискурса выражает собственную точку зрения, делая положительную или отрицательную оценку знаменитости [10].

В колледже Royal Holloway Лондонского университета стартовал курс Culture of Celebrity, где отдельно рассматривают социальные сети, каналы в YouTube и все то, что касается жизни известных людей. Несколько лет назад доктор Джеймс Беннет, глава кафедры искусства и медиа колледжа Royal Holloway, начал выпускать ежеквартальный академический журнал Celebrity Studies. Беннет позиционирует культуру селебрити как своего рода современный фольклор и утверждает, что ее изучение является особо важным в наше время для понимания современного мира, в котором «знаменитости являются мощной организующей силой современного общества» [11].

В ходе анализа академического журнала Celebrity Studies наше внимание привлекла статья, в которой анализируются селфи селебрити, их мимика и жесты во время съемок на фронтальную камеру. Автор статьи детально изучил селфи Рикки Джервейс в его блоге, который насчитывает более 2 миллионов подписчиков, сравнил его подход к самофоторафии с подходом других звезд. Оказывается, британский комик выбрал необычный способ проявления себя, чем привлек внимание публики: «Gervais’s selfies are by no means exemplary of a ‘typical’ celebrity selfie insofar as Gervais has admitted that he is «trying to look as horrible as possible» [12].

 В данной статье концепт «celebrity / знаменитость» взаимодействует с концептом «селфи» и концептом «юмор», и является как бы «посредником» для получения более точного представления о роли рассматриваемого нами концепта. Автор использует чаще всего глаголы и причастия, чтобы показать читателю ряд действий звезды: to resist and subvert the expected gesture, to distort his features, to reveal anything, to remove, to make himself unrecognizable, to ‘deconstruct’ yourself, to recall the ‘superiority’, to make yourself look awful, exaggerating his features, elevating himself above. Автор акцентирует внимание читателя на внешности и поведении Рикки, подчеркивает его «непохожесть» с помощью прилагательных: humorous, unrecognizable, comic, notable, etc.

В этом случае автор статьи, высказывающий свое мнение, играет роль критика, а публика выступает в роли наблюдателя, давая позитивную оценку воспеваемому журналом культу знаменитости и тем самым способствуя формированию ассоциативного ряда: знаменитость → воплощение мечты / счастье / успех / богатство / социальная значимость.

Согласно нашим наблюдениям, в самых популярных журналах о жизни звезд: People, Glamour, Newsweek, Vogue концепт «celebrity / знаменитость» чаще всего встречается в контексте с неожиданными новостями, например, резкая смена стиля знаменитости, громкий развод или, наоборот, воссоединение романтических отношений, последние мероприятия, новые презентации или эксклюзивные интервью.

Совсем недавно Мила Йовович стала матерью третьего ребенка, все новостные ленты пестрят ее милой фотографией, где 44-х летняя актриса кормит появившегося на свет младенца. «Milla Jovovich is now a mom of three!» [13]- так начинается статья в журнале Реорle. Многие звезды поддержали Милу и добавили в сеть свои снимки с новорожденными, в следующем месяце журнал опубликовал статью - «Welcome to the World! See All of the Celebrity Babies Born in 2020» [14].

Сложно не заметить, что быть многодетными родителями стало почетно и популярно среди современных звезд. Практически в каждом заявлении новоиспеченных родителей присутствуют сказуемые, описывающие чувства и подчеркивающие долгое ожидание младенцев: «We are beyond blessed», «IM INSPIRED! GRATEFUL THANKFUL! », «we’re completely obsessed with her», «I’m so proud to be your dad». В тексте встречается множество прилагательных в превосходной степени, звезды благодарят Бога и приравнивают эти события чуду: «the sweetest thing», «GOD IS THE GREATEST», «the most exciting». Такие словосочетания, как little angel, star child, little princess, beautiful baby boy, MAGIC BABY, miracle baby - помогают понять поклонникам, как искренне рады селебрити пополнению в семье.

Меган Маркл по словам журнала Glamour стала самой популярной знаменитостью в сети за 2016 год и была названа «the most googled celebrity of 2016» [15]. В одной из недавних статей автор описывает рекомендации по нанесению «королевского» макияжа, в первую очередь в графическом пространстве медиатекста внимание обращает на себя заголовок «The royals swear by 'soft focus skin'» и крупный фотоснимок Меган Маркл. Наряду с авербальным содержанием статьи, фотографиями знаменитостей, посредническую функцию при передаче читателю рекомендаций по нанесению макияжа выполняют заголовки: «Get that juicy skin», «How to blur your foundation», «The finishing touches». Мы считаем, что эти названия могут рассматриваться как носители части определенного концепта, здесь - концепта «celebrity», и в силу этого они могут особенно эффективно служить целям формирования концепта «makeup» и «beauty». В статье автор описывает beauty-советы, используя структуры повелительного наклонения: «Bring a flush to the cheek», «Go in with a light concealer», «Use a tiny amount of highlighter». Женщины королевской семьи предпочитают естественный макияж без ярких оттенков «From Princess Diana’s timeless dewy glow and Meghan Markle's juicy skin to Kate’s penchant for a peachy highlight, the royal family have long favoured a subtle, healthy and lit-from-within glow» [16]. Автор указывает, что кожа знаменитостей выглядит здоровой и естественной даже при свете камер, «It's skin that exudes health», «the ladies of 'The Firm' prefer a 'soft focus' finish - the happy medium between matte and glowy skin that works in all lights (and under the gauntlet of the press' cameras), yet still looks natural». Соответственно, в рекомендациях стилиста встречаются словосочетания: «to look softer», «a flush of warmth», «eliminates shine», «get a balance», которые формируют концепт «naturalness».

Таким образом, для более точного понимания концепта «celebrity / знаменитость» в архитектонике интернет-дискурса необходимо более точно рассмотреть его взаимодействие с другими концептами. 

Разного рода толкования когнитивно-прагматического содержания концепта «знаменитости» субъектами англоязычного дискурса оказывают ориентирующее влияние на публику, которые проектируют значение концепта, исходя из собственных ценностных представлений. Сообразно, для одной части представителей англоязычных обществ знаменитость является символом добра (в утилитарном смысле), а для другой - зла (в этическом смысле) [17].

Модусная модель, конкретизированная дискурсивным методом анализа, используется для изучения других концептов [18], тогда как «матричная социомодель дискурса может быть представлена в виде динамической совокупности дискурсивных формаций» [19]. Одной из таких формаций современного Интернет-дискурса предстаёт концепт «celebrity / знаменитость».

Выбор концепции знаменитости для иллюстрации положений данной статьи обусловлен ее уникальной структурой, вмещающей в себя практически все известные в настоящее время воплощения концепции.

Основным преимуществом предложенного метода концептуального анализа является то, что он предоставляет инструментарий для выявления «живых» (не метапродуктовых) ипостасей концепта в дискурсе и их лингвистического описания, а также для выявления роли субъекта дискурса в конструировании смыслов (концептов). Таким образом, она способствует решению глобальной проблемы антропоцентрической лингвистики-выявлению присутствия субъекта познания в лингвокультурном и дискурсивном пространстве [20].

В итоге анализ концепта «сelebrity / знаменитость» свидетельствует в пользу деятельностной интерпретации концепта как наполнения языковой формы смыслом в процессе интерактивного дискурсивного взаимодействия субъектов-продуцента и интерпретатора, оказывающих ориентирующее влияние друг на друга. Перспективы исследования мы связываем с применением предложенной методологии для анализа других концепций.


Список литературы

1. Кукушкин В.В. Объективация концепта ЗНАМЕНИТОСТЬ в современном англоязычном газетном дискурсе: дис. канд. филол. наук. – Харьков, 2010. – 178 с.
2. Кукушкин В.В. Объективация концепта ЗНАМЕНИТОСТЬ в современном англоязычном газетном дискурсе: дис. канд. филол. наук. – Харьков, 2010. – 178 с.
3. Никитин М.В. Основания когнитивной семантики : учебное пособие для высш. учеб. заведений. – СПб. : Изд-во РГПУ, 2003. – 277 с
4. Краткий словарь когнитивных терминов / сост. Е. С. Кубрякова, В. З. Демьянков, Ю. Г. Панкрат, Л. Г. Лузина. – М. : Изд-во МГУ, 1996. – 245 с.
5. Кукушкин В.В. Объективация концепта ЗНАМЕНИТОСТЬ в современном англоязычном газетном дискурсе: дис. канд. филол. наук. – Харьков, 2010. – 178 с.
6. Никитин М.В. Основания когнитивной семантики : учебное пособие для высш. учеб. заведений. – СПб. : Изд-во РГПУ, 2003. – 193 с.
7. Кукушкин В.В. Объективация концепта ЗНАМЕНИТОСТЬ в современном англоязычном газетном дискурсе: дис. канд. филол. наук. – Харьков, 2010. – 178 с.
8. Маслова В.А. Homo lingualis в культуре : монография. – М. : Гнозис, 2007. – 99 с.
9. Алефиренко Н.Ф. Спорные вопросы семантики. – М. : Гнозис, 2005. – 126 с.
10. Кукушкин В.В. Объективация концепта ЗНАМЕНИТОСТЬ в современном англоязычном газетном дискурсе: дис. канд. филол. наук. – Харьков, 2010. – 178 с.
11. Беседина В.Г. Вербально-авербальная репрезентация концепта «Знаменитость» в ювенальном медиатексте // Филология и человек. – 2014. – №2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/verbalno-averbalnaya-reprezentatsiya-kontsepta-znamenitost-v-yuvenalnom-mediatekste (дата обращения 02.02.2020).
12. Academia – Celebrity Studies [Электронный ресурс]. URL: https://www.academia.edu/41548383/The_celebrity_selfie_and_technological_gestures_critically_examining_the_selfies_of_Ricky_Gervais (дата обращения 12.02.2020)
13. People – Breaking, Word News & Multimedia [Электронный ресурс]. URL: https://people.com/parents/milla-jovovich-welcomes-daughter-osian-paul-ws-anderson/ (дата обращения 12.02.2020)
14. People – Breaking, Word News & Multimedia [Электронный ресурс]. URL: https://people.com/parents/celebrity-babies-born-in-2020/ (дата обращения 14.02.2020)
15. Glamourmagazine – Person [Электронный ресурс]. URL: https://www.glamourmagazine.co.uk/person/meghan-markle (дата обращения 16.02.2020)
16. Glamourmagazine – Beauty Club [Электронный ресурс]. URL: https://www.glamourmagazine.co.uk/article/soft-focus-skin (дата обращения 22.02.2020)
17. Колпинец Е. Фигура из пустоты: селебрити как феномен цифровой повседневности // Философско-литературный журнал «Логос». – 2016. – №6 (115). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/figura-iz-pustoty-selebriti-kak-fenomen-tsifrovoy-povsednevnosti (дата обращения 02.02.2020)
18. Попова М.Л. Концепт как единство трех составляющих (на примере концепта ЗВЕЗДА) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 1431.
19. Огнева Е.А. Трансформация дискурсивной модели социума: проблемы и перспективы // Риски в изменяющейся социальной реальности: проблема прогнозирования и управления: Материалы междунар. науч.-практ. конф. / Отв.ред. Ю.А. Зубок. – Воронеж: ООО «ПТ», 2015. – С. 569-573.
20. Саламова З.К. Конструирование личных брендов в бьюти-влогах // Мониторинг. – 2019. – №1 (149). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konstruirovanie-lichnyh-brendov-v-byuti-vlogah (дата обращения 11.02.2020)

Расскажите о нас своим друзьям: