Фольклористика | Филологический аспект №03 (59) Март 2020

УДК 8. 1751

Дата публикации 31.03.2020

История изучения образов животных в самодийском фольклоре

Новьюхова Галина Борисовна
Научный сотрудник фольклорного центра, Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок, г.Ханты-Мансийск, Novyukhova.galya@mail.ru

Аннотация: В статье рассматриваются образы животных, отраженных в самодийском фольклоре, в частности у ненцев. Животные с древнейших времен не только сопровождали жизнь человека и использовались в хозяйственной деятельности, но и рождали глубокий национальный отклик. Дикие и домашние животные в рамках культуры наделялись определенными характеристиками и превращались в образы, которые отображали меняющиеся представления общества об окружающем мире и месте человека в системе мироздания.
Ключевые слова: ненцы, ненецкий фольклор, животные

History of the study of animal images in Samoan folklore

Novyukhova Galina Borisovna
Research fellow folklore center, Ob-Ugric Institute of applied research and development, Khanty-Mansiysk

Abstract: The article deals with images of animals reflected in Samoan folklore, in particular among the Nenets. Animals since ancient times not only accompanied human life and were used in economic activities, but also generated a deep national response. Wild and domestic animals within the framework of culture were given certain characteristics and turned into images that reflected the changing ideas of society about the world around them and the place of man in the system of the universe.
Keywords: Nenets, Nenets folklore, animals

Ненцы являются наиболее крупным по численности населения коренным самодийским народом Севера. Они заселяют арктические острова такие, как Колгуев и Вайгач, а на юге живут в зоне тайги в долине рек Пур и Аган. Указанная территория входит в число трех автономных округов Российской Федерации: Ненецкого Архангельской области (г. Нарьян-Мар), Ямало-Ненецкого Тюменской области (г. Салехард) и Таймырского (Долгано-Ненецкого). Также ненцы живут в пределах Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области [4, с. 11].

Культурные традиции ненцев, их отношение к хозяйству, бытованию и другие отличительные особенности являются неотъемлемой частью истории развития малых народов. Ученые и исследователи восхищаются устным народным творчеством ненцев, уходящим корнями в глубокую древность.

Научное изучение фольклорных особенностей ненцев было положено в середине XIX вв. исследователем М.А. Кастреном. Ученый совершил длительные  путешествия по европейскому Северу и Сибири в 1842-1849 гг., чтобы описать фольклорные, лингвистические и этнографические материалы

изучаемой народности. Он записал значительное количество ненецких текстов, многие из которых были не опубликованы при жизни. Через сто лет финский исследователь Тойво В. Лехтисало обобщил, систематизировал и подготовил к печати неопубликованные М.А. Кастреном тексты ненецкого фольклора. Сборник, состоящий из девятнадцати оригинальных текстов на ненецком языке с переводом на немецкий язык, был опубликован в 1940 г.

Первым ученым, занимавшимся вопросами ненецкой письменности, был Г.Н Прокофьев. После длительной работы в селькупской школе исследователь заинтересовался вопросами лингвистики ненецкого языка, обобщил и систематизировал грамматические сведения, а также собрал этнографические и фольклорные материалы.

В 1930-е гг. записи ненецкого фольклора вели ученики Г.Н. Прокофьева: Г.Д  Вербов, А.П. Пырерка, А.А. Савельев и Н.М. Терещенко [3, с. 14].

Ненецкий фольклор представляет собой важную часть культуры самого крупного этноса среди коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России. Народное творчество ненцев является неотъемлемой частью всемирного культурного фонда. Ненецкий фольклор является разнообразным в жанровом отношении. В составе ненецкого фольклора различаются следующие жанры: миф, этиологическое и космогоническое сказание, миф-сказка.

Исследователя О.Э. Добжанскую интересуют особенности музыкального фольклора таймырских ненцев, отраженные в песнях и песнях-сказках о животных. В своем докладе она анализирует небольшую коллекцию оригинальных записей музыкального фольклора ненцев, большая часть из которых отведена звукоподражаниям, песням и сказкам о животных. Музыкальному фольклору таймырских ненцев посвящено небольшое число исследований, поэтому мы считаем необходимым ввести в научный оборот представленные исследователями материалы.

Стоит отметить работу А.С. Жулевой «Символика птиц в литературе ненцев». В ней автор рассматривает мифопоэтический символизм, раскрывает художественные значения и функции зооморфных мифологем, связанных с миром птиц, зоонимов как повествовательных элементов, выясняет специфику мироведения северного народа. Автор также рассматривает эстетическую и познавательную ценность мифов и фольклора для развития литературы [12].

В верованиях ненецкого народа особое внимание уделяется рассмотрению промысловой деятельности вместе с описанием основных занятий. Представления, связанные с образами человека и объектов его охоты, характеризуют ранний исторический пласт. Многие символические объекты, характеризующие занятия оленеводством, охотой, рыболовством, представляют собой древние традиции, которые находят отражение еще в каменном веке. Эти признаки отражают особую степень консервативности, стабилизирующего фактора культурной среды, который непосредственно ограничивает использование предметов в новом, не традиционном качестве.

В качестве примера можно привести термин «сармик», характеризующий обитателей среднего мира. Данная лексема употребляется в значении птицы, зверя, животного в широком смысле.

В мифологии ненецких жителей роль анимальных (зооморфных) элементов очень велика. Животные являются культурными героями, совмещающими в себе две роли, первая из которых – творец космических элементов (устройство земли), а вторая – основатель новой социокультурной традиции, влияющей на устройство общественной жизни и обучение различным ремеслам.

Сотворению мира животных посвящены различные мифы.

В качестве примера можно привести миф о Нуме – верховном божестве ненцев. Сначала он создал Вселенную и человека, а затем, взглянув на землю, понял, что на земле нет дичи. Нум спустился к реке и увидел росомаху. Он понял, что из нее можно сделать разнообразных животных. Разрезав росомаху на семь частей и бросив их через голову, Нум создал дичь. Передние лапы животного остались в руках у божества. Нум разделил их пополам. Из этих четырех половинок тут же появились белка, волк, песец и соболь. Отношение ненцев к этим животным мы можем увидеть из представленного мифа.

О птицах в ненецком фольклоре сложилось множество архаичных мифов и легенд. В качестве примера можно привести почтительное отношение ненцев к гагаре. В одном из первых мифов о сотворении земли Нум именно гагару отправляет доставать землю из-под воды.

Кроме этого, в мифологической картине мира ненцев существует множество примет и преданий, связанных с птицами. Например, весной ненцы определяют летнюю погоду по цвету грудинки утки. Если при свете на грудинке видно темное пятно – значит, лето будет холодное. Если в дневном свете грудинка светлая – лето будет жарким. Гнездо воробья, направленное к солнцу, предвещает холодную погоду летом. Чайка, которая садится на место обитания оленей в жаркий период и во время гнуса, свидетельствует о том, что оленей ждет болезнь и падёж.

В ненецкой сказке «Глухарь и щука» повествуется о том, как раньше глухарь и щука дружили. Однажды они поспорили, кто более быстрый и ловкий из них: глухарь быстрее перелетит или  щука переплывет на тот берег. Глухарь прилетел и ждал щуку. Кричал ее и звал, и вот щука высунула голову из-под воды и говорит глухарю, чтобы не кричал, так как она давно ждет его. После этого они начали спорить, а потом стрелять друг в друга. С тех пор глухарь и щука не дружат.

Глухарь для ненцев считается детским хранителем, он оберегает душу во время сна. Щука же занимает особое место, она наделяется сакральными свойствами. У некоторых родов лесных ненцев щука считается священной [12].

В ненецкой сказке «Сова и куропатка» говорится о том, что сова сидела на дереве, и к ней подлетел коршун со словами, почему не улетаешь на юг. На что сова отвечает, что она одна и не может оставить своих птенцов, а питаться она будет куропаткой. Услыхала об этом куропатка и решила улететь на Северный Ледовитый океан. Но в океане к ней прицепились другие хищные животные, которые также хотели съесть куропатку. Птица оторвалась от них и улетела обратно туда, где живет сова. Именно так они стали жить рядом.

Сова считается символом мудрости, она является вместилищем тайных знаний, защищающих от потусторонних темных сил.

В двух сказках символика орнитологического мира в ненецком фольклоре многолика, образы птиц построены на соотнесении с человеком с комплексом его чувств.  В образе птицы представляется душа человека.

В суровых условиях Крайнего Севера лишь два домашних животных – северный олень «ты» и собака лайка «ведяку» – постоянные спутники лесных ненцев на протяжении многих веков. Собака и человек являются священным союзом с глубокой древности. Лайку отличается способностью к коллективной охоте, ее уникальные свойства находят яркое отражение в поведении, направленном на охрану своей территории. Эти особенности лайки стали основными в жизни лесных ненцев и позволили ей стать полноправным членом семьи. Лайка – отличный сторож, защитник и партнер на охоте. Человек и собака стали единым целым на охоте. Их отличает противостояние и борьба с крупными и опасными хищниками, позволяющая более эффективно проводить охоту и слежку.

Собака в представлении ненцев относится к числу жертвенных животных. Собака также является героем различных религиозных представлений ненцев. Ненцы уважают собаку и доверяют ей «окарауливать» оленей.

Существует множество мифологических обрядов, главными героями которых являются собаки. Эти обряды направлены на доказательство сохранения жизни. В качестве примера можно привести мифы, связанные с ролью собаки, которую приносят в жертву. Это особая культовая практика ненцев. Собаки белой масти наиболее часто являются жертвенными животными. На месте жертвы оставляют шкуру и череп животного, а мясо уничтожают. Кроме этого, собаки являются предметом обмена и дарения в традиционной культуре ненецкого народа. Породистая лайка может быть достойна обмена на одного оленя.

Собаки являются таинственными проводниками и средством для обмена душами. Когда хозяин тяжело заболевал, и никакие средства его не спасали, родственники душили собаку и ее труп оставляли у изголовья больного человека. Ненцы верили, что душа собаки отправится вместо души больного человека. В качестве удавки использовали подвязку от кисов хозяина, которую впоследствии размещали над головой больного. Хозяин о смерти собаки ничего не должен был знать, иначе обряд не подействует [6].

Ненцы очень бережно и почтительно относились к собакам. Их было запрещено бить, издеваться, убивать. Если собака смотрит на человека во время еды, значит, ее следует чем-то угостить. Дразнить собаку у ненцев запрещено, иначе она может пожаловаться духу подземного мира.

В ненецкой легенде о собаке, повествуется о сотворении собаки подземным духом Нга. В одной из легенд повествуется о том, что верховный бог Нум подарил собаке отдельное хозяйство. Собака стала жить отдельно от человека. Получилось так, что собака очень быстро съела свои запасы, не позаботившись о будущем. Нум, увидев это, рассердился и приказал ей жить вместе с человеком, поскольку собака не способна жить самостоятельной жизнью. Поэтому ей нужно было сидеть привязанной и есть то, что даст человек. Нум выдернул волос из своей головы и бросил на собаку. Та сразу же покрылась густой шерстью и лишилась дара речи. Теперь собака громко лает ночью, увидев обитателей нижнего царства.

В хозяйственной жизни ненецких жителей собака является верной спутницей охотников, сторожит оленей, часто даже присматривает за маленькими детьми. Пожилые люди выражают собакам особое отношение, поскольку для них они являются самыми искренними собеседниками.

Пожилые ненцы часто повторяют: «Не бей собаку, визг ее услышит «хозяин»!». Лексема «хозяин» обозначает подземного духа Нга. Ненцы считают, что собаки могут пожаловаться подземным духам на плохое обращение, кормление и издевательство со стороны своих хозяев.

Люди верили, что собака может видеть незримых духов и призраков. В эти моменты она начинает громко рычать или жалобно скулить.

Легенд о собаке и человеке несколько. В следующем предании божество Нум Вэсако сотворил собаку и человека из куска глины. При этом он приказал собаке стеречь человека, пока сам отправляется за одеждой: «Если кто-нибудь придет, ты должна громко лаять». Когда Ӈа Вэсако вернулся, собака хотела залаять, но он ее остановил: «Молчи, не лай. Я дам тебе одежду». Он дал одежду собаке, а человека оплевал по кругу. Потом снова вернулся Нум Вэсако с одеждой для человека и спросил собаку: «Почему ты не лаяла, когда я пришел?». Собака ничего не ответила. Тогда бог Нум Вэсако рассказал, что собака обрекла человека на болезни и страдания. За это человек станет хозяином собаки. Человек сможет бить собаку, если та будет сопротивляться его воле, и поощрять в случае хорошего поведения. Поэтому сейчас человек воспитывает собаку, как считает нужным.

Представление человека о собаке, как о равноправном существе, созданном одновременно с ним Верховным богом, сформировало особые правила в отношениях собаки и человека.

Животные в жизни ненецкого населения выполняют важные функции не только в мифах и верованиях. Самым почитаемым и тотемным животным у ненцев считается домашний олень. Дикий олень – илебць всегда считался объектом охоты. У оленей есть покровитель Илебям, пэртя. Эта лексема обозначает огромное стало оленей, большое количество животных, которое мечтает и стремиться создать в своем хозяйстве каждый ненец.

Илебям, пэртя ненцы относят к небожителям. Это стало является близким к человеку, оно принимает все жертвоприношения, вступает с людьми в прямую связь: может подарить удачную охоту, стережет стадо и проч.

В качестве примера можно привести ненецкую сказку «Два оленя» [10]. В ней говорится о том, что домашний олень отбился от стада и встретил дикого оленя. Стали они спорить, у кого жизнь лучше. Дикий олень смеялся над домашними оленем, потому что тот человеку служит. Когда стемнело, и задул сильный ветер, дикий олень увидел, как человек заботится о домашнем олене. Дикий олень еле дождался, когда ветер стихнет. Человек все ночь терпеливо оберегал и сторожил свое стадо. Утром человек сам запряг оленей в нарты и поехал в чуму. Дикий олень наблюдает, бежит подальше, следит за тем, что потом будет происходить. Показался чум, из которого выбежали навстречу мальчик и девочка. Мальчик помог отцу распрячь оленей, девочка погладила их по спине и из рук покормила хлебом. Дикий олень продолжает издалека следить за тем, что происходит. При виде вкусной еды ему тоже есть захотелось. Поэтому он убежал далеко в тундру и стал егель искать. Как только нашел, перед ним показалась опасность: волк бежит прямо на него и щелкает зубами. Дикий олень побежал от волка, а тот за ним. Долго бежал олень, устал, выбился из сил, а волк не отстает. Вспомнил олень про человека, побежал спасаться к чуму. Выскочил из чума человек, увидел волка и одним выстрелом его убил. Спас человек дикого оленя.

В жизни ненецких жителей олени играют очень большую и значимую роль. Хозяйственная деятельность ненцев, их культура и быт  издавна были направлены на содержание домашних оленей и охоту на диких оленей. Ненцы очень уважают оленей, поскольку образ оленя является одним из главных в традиционных мифах, верованиях, обрядах и преданиях.

Олень является зооморфным символом Среднего мира. Он уподобляется человеку, который также занимает срединное положение в космографии ненцев.

Почти все народы Сибири особо относятся к медведю. Медведь является тотемным животным. При встрече с медведем ненцы всегда вступают с ним в диалог. Они часто просят его уйти, если не охотятся, а если медведь стал добычей, то просят остаться в качестве гостя за праздничным столом.

Например, в ненецкой сказке «Медведь Тала» рассказывается о том, как возле стойбища ненцев появился медведь Тала. Однажды он  подкараулил детей, которые не слушались своих матерей и катались с горки поздно вечером. Медведь утащил их к себе в берлогу, чтобы накормить своего сына и медведицу. Один мальчик решил его обмануть. Он выпустил всех детей, а сам залез в мешок. Когда медведь принес к себе мешок, мальчик спрятал спящего медвежонка и положил головешку. Медведи испугались, что их ребенок умер. Мальчик сказал, что оживит их сына, но за это медведь должен отнести его на стойбище к родителям. Медведь так и сделал. Ненцы поймали медведя, а потом сказали ему, что детей воровать нельзя. После этого родители сказали детям слушать матерей и не бояться священных медведей.

Встречи с медведем не происходят просто так. Всякое явление зверя служит предвестием необычной судьбы человека. В фольклоре северных ненцев ведают два хозяина Тай-Нялюй-Варк (гололобый медведь), бурый медведь Си’ив-нютя (семидетный медведь) [1, с. 455].

Говоря о медведе, ненцы часто используют описательные конструкции. Сама лексема Варк, обозначающая медведя, употребляется в речи редко. Настоящее имя медведя произносится в тех случаях, когда человек хочет его призвать. Поскольку медведь обладает тонким и чувствительным слухом, особенно в ясную погоду, он может выйти к человеку. Ненцы считали, что медведи обладают даром всеведения [3, с. 52].

Следующая сказка, в которой принимают участие животные «Старухина лепешка». Она интересна тем, что представляет собой контаминацию сюжетов. Контаминацию объединяет сквозной персонаж – лис, появляющийся в конце первого сюжета.

Звери попадают в различные ситуации, которые являются уроком для слушателей. Лис очень коварен. Его хитрость проявляется в сюжетах со съедением мышки, горностая, зайца и песца. Медведь, волк и росомаха попадаются на уловки лиса и сами съедают свои лапки. Лис на это высмеивает животных за их конформизм, недалекость и простодушие. У простодушной и глупой кукши лис съедает птенцов, которых якобы хочет сам воспитать. Мудрая ворона осуждает кукшу за доверчивость и говорит о том, что не следует бояться хитрого лиса. За это лис хочет отомстить вороне, но сам оказывается жертвой, потому что вынужден семь дней бултыхаться в водовороте. Лис спасается и снова начинает мстить. Воинственные ханты Хабей, которые направлялись убивать мирных жителей, послушали совета Лиса, что обернулось гибелью их семей от рук мстителя.

Эти сюжеты заканчиваются распространенным мотивом, в котором животное помогает герою найти свою жену и богатство. Лис преподносит герою урок и смелости, изобретательности, находчивости и настойчивости. Финал сказки схож с басней. Лис говорит герою, что он высшее божество Нум, а пришел в дом, потому что увидел его страдания.

В этой сказке Лис выступает духом, антропоморфическим божеством, судьей и культурным героем. Он являет собой властителя и распределителя богатств природы и счастья человека. Лис является покровителем человеческих судеб [4, с. 29].

Итак, мы пришли к выводу, что чаще всего в ненецких фольклорных традициях в качестве главных персонажей используются медведь, собака и олень. Очень часто мы можем встретить в преданиях и мифах ненцев божеств, духов, хозяев местности. Эти же герои встречаются нам в молитвах-заговорах, легендах, сказках и шаманских песнях.

В мифологических преданиях реже всего встречаются сюжеты о сотворении мира, животных, человека, растений, о происхождении человеческого рода и описаниях священных мест, поскольку эта информация является священной и ее не раскрывают посторонним.


Список литературы

1. Головнев А.В. говорящие культуры: традиции самодийцев и угров. Екатеринбург, 1995 – 606 с.
2. Лар Л.А. Устройство мира космоса и божеств в мировозрении ненцев в XVIII – начале XX века // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена № 89. Изд-во Российский государственный педагогический университет им. А.И. Рерцена. Санкт-Петербург, 2009 – С.9-19.
3. Ненцы Ямала: кочевники и хранители традиций. – Тюмень-Салехард: Феликс, 2005 – 248 с.
4. Фольклор ненцев / Сост. Е.Т. Пушкарева, Л.В. Хомич. – Новосибирск: Наука, 2001 – 504 с.
5. Об одном фольклорном сюжете лесных ненцев URL: режим доступа [http://studik.net/ob-odnom-folklornom-syuzhete-lesnyx-nencev/] (дата обращения 23.03.2020).
6. Собака в мифологии ненцев URL: режим доступа [http://etnic.ru/mifologia/sobaka-v-mifologii-nentsev.html] (дата обращения 23.03.2020).
7. Охота URL: режим доступа [http://muzeyos.ru/museum/informatsionnyj-sbornik/358] (дата обращения 23.03.2020).
8. Почитание животных URL: режим доступа [https://studbooks.net/1055158/kulturologiya/pochitanie_zhivotnyh] (дата обращения 24.03.2020).
9. Ненецкий фольклор URL: режим доступа [http://gcbs.ru/cbs/pub/Folklor_O_Yamale/Zagadki.html] (дата обращения 24.03.2020).
10. Два оленя, ненецкая сказка URL: режим доступа [http://my.krskstate.ru/docs/skazania/dva-olenya-nenetskaya-skazka/] (дата обращения 25.03.2020).
11. Самодийские народы URL: режим доступа [https://arheologija.ru/samodiyskie-narodyi/] (дата обращения 27.03.2020)
12. Классный час «Священные птицы народов Севера Ямала» URL: режим доступа [https://infourok.ru/material.html?mid=69409] (дата обращения 30.03.2020).

Расскажите о нас своим друзьям: