Теория литературы. Текстология | Филологический аспект №09 (101) Сентябрь 2023
УДК 82.0
Дата публикации 30.09.2023
Метафоры в художественном тексте как способ воздействия на мировосприятие читателя
Завидова Алина Сергеевна
магистрант кафедры теории и практики иностранных языков, Российский университет дружбы народов, РФ, г. Москва. alina.zavidova1@gmail.com
Аннотация: В статье предпринята попытка выявить роль метафор в тексте художественной литературы, а также её влияние на понятийное мышление читателя. Интерпретирующее сознание любого человека зависит от языка и его проявления в художественном тексте. Для формирования определенных представлений об описываемых событиях или персонажах может задействоваться многообразие средств и способов их вербальной манифестации. Особое внимание автор уделяет такому средству выразительности, как метафора, которая ввиду своей динамичности и изменчивости до сих пор представляет интерес для научного исследования. В частности, автор анализирует когнитивные аспекты метафорических образов и функции метафор в художественной литературе.
Ключевые слова: художественный текст, художественный дискурс, концептосфера, средства выразительности, метафоризация, метафора.
Graduate student, Department of Foreign Languages in Theory and Practice, Peoples' Friendship University of Russia, Russia, Moscow
Abstract: The article attempts to identify the role of metaphors in fiction, as well as its influence on the conceptual thinking of the reader. The interpretive consciousness of any person depends on the language and its manifestation in a literary text. To form certain notion of the events or characters in fiction, a variety of means and methods of their verbal manifestation can be used. It is spoken in detail about such means of expression as metaphor, which, due to its dynamism and variability, is still of interest for scientific research. Much attention is given to the cognitive aspects of metaphors and the functions of metaphorical symbols in fiction.
Keywords: fictional text, imaginative discourse, conceptual sphere, means of expression, metaphorization, metaphor.
Завидова А.С. Метафоры в художественном тексте как способ воздействия на мировосприятие читателя // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2023. № 09 (101). Режим доступа: https://scipress.ru/philology/articles/metafory-v-khudozhestvennom-tekste-kak-sposob-vozdejstviya-na-mirovospriyatie-chitatelya.html (Дата обращения: 30.09.2023)
Словесно-художественное творчество и, в частности, художественная литература подразумевают передачу той или иной информации посредством особого построения речи, различных языковых средств и оборотов. Для каждого автора характерно стремление оказывать влияние на читателя – вызывать в нем определенные оценочные суждения, формировать его взгляд на обстоятельства и ситуацию [9, с. 63]. Главная цель художественного текста заключается в том, чтобы стать объектом чужого интерпретирующего сознания. Произведение художественного творчества является отражением писательского видения, а следовательно, все языковые и композиционные приёмы представляют собой один из его способов воздействия на эмоции и сознание читателя, создания различных впечатлений и эффектов [7, с. 1]. Художественная коммуникация играет ключевую роль в образном познании и переживании мира литературы – она эстетически воздействует на читателя. Таким образом строится взаимодействие продуцента и реципиента – тип коммуникации, лежащий в основе литературно-художественного дискурса.
Отличительными чертами художественного дискурса являются:
1) эмоционально-волевой и эстетический характер воздействия на читателя;
2) наличие собственной – особой – версии, модели мира и действительности – индивидуально-авторское восприятие и концептуализация действительности в произведении;
3) взаимодействие автора и читателя с помощью языковых средств, в частности – высказываний, метафоризации или грамматики, а также путем отражения принятых в культуре видов деятельности и способов мышления;
4) тесная связь с социально-индивидуальной действительностью – концептами и категориями языковой семантики;
5) взаимосвязь социокультурного (событий в мире, обществе) и индивидуального опыта как читателя, так и автора [14, с. 458].
Художественный текст выполняет две функции, а именно: креативную, субъектно-авторскую функцию манифестации смысла и референтную функцию ответственности перед смыслом [13, с. 27 – 28]. Произведение побуждает читателя к активным мысленным взаимодействиям с воссозданным автором миром, а также к рефлексии и последующему внедрению концептов и образов, способных изменить сознание и мировоззрение.
Сущность воздействия художественного текста заключается в силе образов и фантазии, а также в том, каким образом преподносится «миметическая» [6, с. 11], отражаемая или подражательная художественная реальность.
В данном контексте реальность познается с помощью анализа и размышлений как чувственного, так и символического толка: читатель вместе с героями художественного произведения будет переживать события описанной действительности и представлять их в своем воображении. Достигается подобный эффект не только через образы и ассоциативный ряд, но и с точки зрения эмоций и переживаний. Также немаловажную роль играет личный жизненный опыт читателя – его эмоциональное состояние, социальное положение и т.п. Интерпретация, трактовка текста и формирование смысловых парадигм напрямую зависит от индивидуального опыта человека – не только от языковой системы [12, с. 26], поэтому нельзя дать точную оценку характеру и степени воздействия художественного текста.
У каждого индивида существует собственная концептуальная картина мира. Концептуализация – важнейший аспект познавательной деятельности человека, связанный со структуризацией знаний и умозаключений. Так, под термином «концептосфера» понимается система мыслей и воззрений, которая отражает менталитет человека, его способ восприятия окружающей действительности и когнитивные стереотипы [3, с. 56].
Подвергаясь влиянию различных процессов, автор и читатель не будут соответствовать друг другу в контексте концептуальных систем, что и приведет к иным интерпретациям и иному пониманию заложенного смысла. Тем не менее автор произведения художественной литературы так или иначе предоставляет читателю путем эмоциональных и интеллектуальных переживаний, создания полисемантичных символических образов собственную версию мира, чем и обосновывает свое воздействие на его сознание [6, с. 13].
Воздействие на систему ценностей читателя, а также на вторичные смыслы, коннотации и подтексты может достигаться с помощью как формально-структурных, так и семантических стратегий – плана комплексного речевого воздействия [7, с. 2 – 3]. Подразделом семантической стратегии является тематическая стратегия, с помощью которой можно отразить отдельные темы произведения и которая заключается в комбинации лексических, синтаксических и композиционных тактик. То есть одним из наиболее общепризнанных способов воздействия на читателя и его восприятие мира в художественном тексте является использование различных языковых средств выразительности.
К выразительным средствам можно отнести тропы и фигуры речи, которые можно подразделить на определенные уровни, а именно:
1) средства выразительности, в основе которых лежит переносное значение – например, метафора, метонимия и т.д.;
2) средства выразительности, которые базируются на фонетических особенностях языковой единицы – производят эффект на читателя с помощью звуковой выразительности – аллитерация, ассонанс и прочие;
3) средства, в основе которых лежит структура языковой единицы – её намеренная утеря или перестановка – инверсия, эллипсис, антитеза и т.п. [4, с. 50].
Литературные приёмы обеспечивают точность и экспрессивность передачи той или иной информации, а также позволяют читателю приблизиться к пониманию образов, заложенных в произведении. В ряду стилистических приёмов, с помощью которых возможно оказывать влияние на читателя через художественный текст, особое место занимает именно метафора, не только отражающая творческое писательское видение автора, но и позволяющая реципиенту углубить восприятие переданных смыслов и эмоций.
В художественной литературе метафора обладает высокой степенью экспрессии и полагается на ассоциативно-образное мышление человека. Данный троп подразумевает перенос определенного значения с одного предмета на другой и является средством усиления образности художественной речи. При метафоризации происходит слияние двух объектов, например, различающихся по своей семантике, но схожих с точки зрения либо внутренних критериев, либо внешних аспектов. Следовательно, основой для метафоры являются сходства и сравнения. В языке художественной литературы данное средство выразительности задействуется именно в таком ключе – при переносе признаков по аналогиям [8, с. 33].
Метафора выполняет различные функции, которые можно обозначить как: усиление, идентификация (самоидентификация), характеризация, актуализация. Метафору могут использовать для конкретизации какого-то высказывания, характеристики явления или объекта, усиления эмоций и передачи определенных событий. Метафорические единицы выражают то, что не поддается описанию в виде прямых номинаций, а также привлекают читателя неординарным сочетанием языковых единиц.
При построении метафоры возможно также, помимо того, чтобы передать основное значение, придать ей дополнительный, второстепенный смысл, коннотацию. С помощью данного тропа можно оказывать влияние на читателя через композицию произведения или образы, символы [2, с. 3].
Метафорический образ является отражением индивидуального видения автора, «представляет собой неиссякаемый источник пополнения словарного состава языка» [11, с. 240], является слиянием образа и смысла, средством распознавания авторского замысла. Таким образом, метафора в художественных текстах выполняет роль средства воздействия на интеллект и чувства адресата. Она репрезентирует явления и предметы реальной жизни, воздействует на предметно-чувственное восприятие читателя путем индивидуализации и оценки предметов.
Неотъемлемой частью метафоры является принцип иконичности. Иконичные значения используются для более упрощенной визуализации тех или иных свойств предмета – для более легкого восприятия и интерпретации смысла реципиентом. Иконичность метафоры выступает как «мостик» между явленным художественным миром и опытом [10, с. 183 – 184]. Понимание метафоры основывается на силе подобия двух объектов и когнитивных операций, требующихся, чтобы это подобие осознать. Так, принцип иконичности упрощает понимание субъективных аналогий автора.
Среди основных функций, характерных для такого средства выразительности, как метафора, можно выделить:
1) коммуникативную функцию – простую передачу информации посредством различного рода сравнений и ассоциаций;
2) прагматическую функцию – убеждение или побуждение реципиента к принятию действительности;
3) эстетическую функцию, заключающуюся в эстетизации описываемого объекта в глазах реципиента – вызове у него эмоций. То есть привлечение внимания образной формой метафоры;
4) когнитивную функцию, которая включает в себя номинативно-оценочную и моделирующую функции.
Поскольку метафора изучается в данном исследовании в контексте воздействия на читателя через художественный текст, стоит подробнее рассмотреть её когнитивные аспекты – то, как она позволяет читателю воспринимать и осмыслять действительность в художественном тексте:
1. Метафора позволяет создать новое значение, воспроизвести мысль по-иному или в разнообразных формах. К сущностным характеристикам метафоры можно отнести ассоциативную связь между признаком и предметом. Метафорические сближения же «обычно основываются на смутных аналогиях, порой совершенно нелогичных» [1, с. 173].
2. Метафора является инструментом познания; наблюдения за описанным в произведении миром. Данный оборот позволяет не столько отражать действительность, сколько направлять и ограничивать читателей – намеренно вести их в определенном направлении, к верному пониманию информации.
3. Понятийная система человека в основе своей является метафоричной. Человеческое сознание ассоциирует и соизмеряет различные понятия, формирует информацию в виде концептов. Любое познание произрастает из сравнения окружающих объектов. Следовательно, метафора действеннее всего регулирует читательское восприятие реальности.
4. Когнитивная функция метафоры включает в себя и моделирующий аспект, который заключается в создании некой картины мира, пояснении содержащихся в ней элементов и является средством представления и осмысления действительности [5, с. 2].
Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что художественный текст играет большую роль в восприятии читателем окружающей действительности. Литература оказывает воздействие на формирование у людей особого взгляда на происходящие события, а также глубоких и устойчивых эмоций в отношении персонажей. Достигается данный эффект при выстраивании художественного дискурса, а также с помощью различных языковых средств выразительности.
Наиболее распространенным инструментом репрезентации реальности в художественном тексте является метафора. Процесс метафоризации представляет собой сложный лингвокогнитивный и лингвокультурологический процесс, в котором активную роль играют все компоненты – язык, мышление и культура как автора, так и читателя. Метафорические сравнения в художественной литературе отражают писательское видение автора и углубляют мировосприятие читателя.
Среди основных функций метафоры можно выделить коммуникативную функцию, прагматическую функцию, эстетическую функцию и когнитивную функцию оценки и моделирования действительности в произведении. Когнитивный аспект играет в данном исследовании наиболее важную роль, поскольку в основе метафорического значения лежит когнитивная структура, художественный концепт, который и определяет сущность семантики образного слова. Таким образом, можно сделать вывод о том, что метафоры воздействуют на мировосприятие читателя и наделяют определенные образы смысловой спецификой и яркой стилистической окраской.
Список литературы
1. Балашова, Л. В. Динамическая концепция метафоры: от Аристотеля до современной когнитивной лингвистики // Вестник Омского университета. 2015. № 2. С. 169 – 177.
2. Богданова, Е. С. Метафора в художественном тексте: функции, восприятие, интерпретация // Вестник Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. 2016. № 3 (52). С. 1 – 10.
3. Есмурзаева, Ж. Б. Понятия «языковая картина мира» и «концептуальная картина мира» в современных исследования // Альманах современной науки и образования. 2012. № 2 (9). С. 56 – 58.
4. Каримова, К. Э. Классификация средств художественной выразительности в литературе // Перспективы лингвистического знания: молодёжь и наука: сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции аспирантов, магистрантов, студентов и школьников. – Стерлитамак: Стерлитамакский филиал БашГУ, 2019. С. 46 – 50.
5. Ли, Я. Метафора в когнитивной лингвистике // Вестник Башкирского университета. 2017. Т. 22. № 2. С. 1 – 4.
6. Маслова, В. А. Когнитивный и коммуникативный аспекты художественного текста. – Витебск: ВГУ имени П. М. Машерова, 2014. 104 с.
7. Мельничук, О. А., Мельничук, Т. А. Стратегии художественного дискурса // Вопросы когнитивной лингвистики. 2012. № 1 (34). С. 1 – 11.
8. Мирзоева, Г. Т. Метафора в науке и языке художественной литературы // Филологические науки в МГИМО. 2018. №16 (4). С. 31 – 37.
9. Морозова, А. Н. Текст-воздействие: методология, метасодержание, метаязык // Поволжский педагогический вестник. 2021. Т. 9, № 3 (32). С. 62 – 67.
10. Оборина, М. В. Семиотика и герменевтика иконичности // Вестник ТвГУ. Серия «Филология». 2016. № 4. С. 182 – 188.
11. Переверзева, Н. А. Метафора, сравнение, синестезия как разновидность метафоры // Ученые записки Орловского государственного университета. 2011. № 1 (94). С. 240 – 244.
12. Прюво, Ж., Седых, А. П., Бузинова, Л. М. Текст, контекст, интертекст: синтез смыслопорождения // Научный результат. Вопросы теоретической и прикладной лингвистики. 2018. Т. 4, № 3. С. 21 – 35.
13. Фещенко, В. В. Художественный дискурс: к определению термина в перспективе лингвоэстетики // Новый филологический вестник. 2021. № 1 (56). С. 16 – 35.
14. Хуиян, Г. Особенности дискурса художественного произведения // Молодой ученый. 2017. № 20 (154). С. 483 – 486.