Германские языки | Филологический аспект №07 (87) Июль 2022

УДК 372.881.111.1

Дата публикации 18.07.2022

Метафорические ассоциативные карты как способ обучения говорению студентов на иностранном языке

Куварина Екатерина Николаевна
старший преподаватель кафедры иностранных языков, Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова, РФ, г. Ульяновск

Аннотация: В данной статье подчеркивается значимость методов обучения, основанных на принципе наглядности. Приведена система усложняющихся заданий с использованием метафорических ассоциативных карт, сформулированных на основании таксономии Блума. Раскрыта результативность использования МАК-карт в обучении говорению студентов на первом году обучения. В ходе исследования доказана эффективность использования данного метода, отмечено влияние МАК-карт на социальные и психологические качества обучающихся.
Ключевые слова: принцип наглядности, метафорические ассоциативные карты, МАК-карты, таксономия Блума, говорение, мотивация, английский язык.

Metaphorical associative cards as a way of teaching students to speak a foreign language

Kuvarina Ekaterina Nikolaevna
Senior Lecturer of Foreign Languages Department, Ulyanovsk State Teacher Training University named after I. N. Ulyanov, Russia, Ulyanovsk

Abstract: This article shows the importance of learning methods based on the principle of visibility. A system of increasingly complex tasks using metaphorical associative cards based on Bloom's taxonomy is presented. You can find out some facts about the effectiveness of using MAC-cards in teaching speaking to freshmen-students. In the course of the study, the effectiveness of using this method is proved, the influence of MAC-cards on the social and psychological students’ qualities is mentioned.
Keywords: the principle of visibility, Metaphorical associative cards, MAC-cards, Bloom’s Taxonomy, speaking, motivation, the English language

Правильная ссылка на статью
Куварина Е.Н. Метафорические ассоциативные карты как способ обучения говорению студентов на иностранном языке // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2022. № 07 (87). Режим доступа:https://scipress.ru/philology/articles/metaforicheskie-assotsiativnye-karty-kak-sposob-obucheniya-govoreniyu-studentov-na-inostrannom-yazyke.html (Дата обращения: 18.07.2022 г.)

Одними из наиболее эффективных способов освоения иностранного языка продолжают оставаться методы, основанные на принципе наглядности, который был сформулирован Я.А. Коменским и практически доказан К.Д. Ушинским. Роль наглядности в своих работах неоднократно упоминали и такие исследователи как А.Н. Леонтьев, Ю.К. Бабанский, Д.Б. Богоявленский и др. Из современных ученых, занимающихся данным вопросом, необходимо отметить А.А. Вербицкого, И.А. Зимнюю, И.Ю. Колесова, Р.П. Мильруда, Е.И. Пассова, А.М. Фридмана, и др.

 Таким образом, констатируем: по мнению большинства исследователей, среди наиболее эффективных способов освоения лексики, построения диалогической и монологической речи продолжают оставаться методы обучения, основанные на принципе наглядности посредством воздействия на визуальный канал и другие органы восприятия, использование адекватных внешних средств повышает конструктивность и управляемость учебным процессом [1, с. 100-101; 2, с. 11].

Однако, А.В. Конышева отмечает, что попытки создать персональный внешний план учебной деятельности с помощью рисунков, муляжей, опорных сигналов, структурно-логических схем и т.п. постоянно предпринимались педагогами-практиками, однако универсальных дидактических средств для представления учебного материала с помощью зрительных опор пока не создано [1].

Нами в ходе эксперимента в качестве наглядности были взяты метафорические ассоциативные карты «Просто счастье».

Использование метафорических ассоциативных карт (МАК) берет свое начало из психологии. В настоящее время они используются как разносторонний инструмент, наглядное средство в работе психолога, педагога, коуча. Кроме того, необходимо отметить, что картинки очень «многослойны», в них скрыты разные смыслы и информация – в этом проявляется действие метафор [3]. Именно этот фактор позволяет применять их в консультативной практике и именно этот же фактор нам кажется очень важным и при работе с говорением на иностранном языке. Это не просто описание картинки, где все однозначно и понятно. В работе с картами есть место для простора фантазии, домысливания, интерпретации изображенного.

Метафорические ассоциативные карты известны с 1975 г., когда художник из Канады Эли Раман решил создать первые карты «Oh», для того чтобы приблизить искусство к людям. А с 1983 г. Моритц Эгетмейер немецкий психотерапевт обнаружил, что МАК «Oh» могут стать действенным инструментом, способным решить многие проблемы. В настоящее время существует огромное разнообразие МАК-карт, отличающихся тематикой, методикой работы, степенью прорисовки и количеством карт.

В 2020 г. Т.И. Витковская и В.П. Амельянович выделили 12 способов работы с метафорическими картами для преподавания иностранного языка, [4] затрагивающие различные аспекты изучения иностранного языка, отражающие задания различного уровня сложности.

Однако, на наш взгляд, для систематического овладения языком, особенно навыком говорения, необходима некая система усложняющихся заданий с использованием МАК-карт. За основу такой системы можно взять принцип систематичности и последовательности, который нашел широкое отражение в заданиях, сформулированных на основании таксономии Блума, что упрощает формулировку заданий за счет подобранных глаголов для каждой ступени (рисунок 1) [5].

Рисунок 1. Глаголы таксономии Блума

В ходе эксперимента использовались МАК-карты «Просто счастье» (рисунок 2).

Рисунок 2. Примеры МАК-карт [6]

В психологии данный набор применяется с целью выявления ресурсов, источников вдохновения, позитивной энергии и положительных эмоций в повседневной жизни. Что показалось несомненным плюсом и возможностью дополнительно повлиять на воспитание студентов в процессе работы с данным набором. Выбор данной колоды обусловлен тем фактом, что она хорошо подходит к лексическим темам, с которых начинается обучение английскому языку на первом курсе: «Мой рабочий день», «Свободное время. Хобби», так как на 80-ти картинках изображены сюжеты из обычной жизни, показаны стандартные ситуации.

Так, в качестве примера рассмотрим применение МАК-карт «Просто счастье» и формулировку заданий на основании таксономии Блума на примере темы: «Мой рабочий день» для уровня А1-А2.

На первом уровне – Remembering могут быть следующие формулировки заданий:

Name actions

Select and name your activities

Order your day’s activities

Find out indoors (outdoors) activities

Такая формулировка требует активизации лексического запаса по заданной теме, студенту необходимо вспомнить изученные слова, понятия и их значение, воспроизвести их.

Второй уровень – Understanding – на данном этапе предполагается демонстрация понимания лексики, умения сортировать, объяснять и обобщать слова, появляются задания на составление предложений в определенном, заданном грамматическом времени:

Classify your every day activities: domestic activities of daily living, physical self-maintenance and spare time

Describe these types of activities: indoors and outdoors / winter and summer

Recognize the actions according to their description (a student describes a picture without showing it)

Describe this picture using the Present Simple or the Present Continuous

Третий уровень – Applying – предполагает, что студент демонстрирует умение применять изученную лексику в новой, но знакомой ситуации, строить предложения с изученными грамматическими конструкциями:

Predict the result(s) of these activities

Make up your perfect schedule using these cards

Четвертый и пятый уровни – Analysis and Synthesis – рассчитаны на то, что студентам необходимо находить и выявлять взаимосвязи, причины и мотивы, создавать и проектировать что-то новое:

Compose 10 things or actions you can do to be a successful person 

Compare pictures describing usual routine

Compare your own and your friend’s usual routine

Make up a story describing pros and cons of these activities

Make up a story describing the causes and consequences of these activities

Make up a story using different cards (one by one)

Make a story using different cards (one by one) in the Present or Past Tenses

Шестой уровень – Evaluation раскрывает способность студента обосновать свою позицию или решение, оценить и аргументировать критику:

Why do we need these every day activities?

Estimate somebody's schedule

Pros and cons of a hard working day

В ходе эксперимента исследуемая группа в целом показала более высокие результаты по сравнению с контрольной. Так, средняя продолжительность звучания рассказа по картинке преобладала почти в 2 раза, студенты исследуемой группы чаще использовали сложные предложения, различные определения, описания; отмечали интерес к применению МАК-карт на занятиях, выполняли задания с удовольствием, активнее включались в совместную деятельность.

Таким образом, проанализировав речь студентов, ответы на опросники и подводя итог вышесказанному, отметим, что метафорические ассоциативные карты являются, наряду с другими методами и приемами, неотъемлемым и результативным средством обучения иностранному языку, позволяющим решить комплексно задачи обучения и воспитания. Навыки и умения, сформированные с помощью МАК-карт, развивают не только иноязычную компетенцию, но и социальные и психологические качества обучающихся. Они демонстрируют возросшую уверенность в своих силах, отмечают создание благоприятной атмосферы на занятиях, сформированность работы в коллективе.


Список литературы

1. Конышева А.В. Психолого-педагогические особенности использования наглядности при обучении иностранному языку в вузе / А.В. Конышева // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Психолого-педагогические науки. – 2019. – № 10. – С. 100-110.
2. Применение принципа наглядности с использованием виртуальных 3D-туров в ходе обучения иностранным языкам / И.А. Зелененький, А.И. Шишков, С.Ю. Зеленцов, А.В. Кузмичев // Научная мысль. – 2021. – Т. 17. – № 3-1(41). – С. 11-15.
3. Воронкова Э.Ф. Метафорические ассоциативные карты как инструмент успешной консультативной работы психолога со студентами / Э.Ф. Воронкова // Инновационное развитие профессиональ¬ного образования. – 2021. – № 3 (31). – С. 118-122.
4. Витковская Т.И. Применение метафорических ассоциативных карт в преподавании иностранных языков / Т.И. Витковская, В.П. Амельянович // Преподавание иностранных языков в поликультурном мире: традиции, инновации, перспективы: Материалы Международной научно-практической онлайн-конференции, Минск, 26 марта 2020 года / Редколлегия: А.В. Торхова [и др.], отв. редактор О.Ю. Шиманская. – Минск: Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», 2020. – С. 259-262.
5. Bloom’s Taxonomy Verbs // URL: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Bloom%E2%80%99s_Taxonomy_Verbs.png (Дата обращения: 05.07.2022)
6. Метафорические ассоциативные карты «Просто счастье» // ISBN 978-5-6045266-0-6

Расскажите о нас своим друзьям: