Журналистика | Филологический аспект №08 (100) Август 2023
УДК 32.019.51
Дата публикации 31.08.2023
Мессенджер Telegram как средство политической коммуникации
Бобров Дмитрий Владимирович
студент, кафедра связей с общественностью в бизнесе, Санкт-Петербургский государственный университет, РФ, г. Санкт-Петербург
Буга Василий Васильевич
студент, кафедра медиадизайна и информационных технологий, Санкт-Петербургский государственный университет, РФ, г. Санкт-Петербург
Аннотация: В статье исследуется Мессенджер «Telegram» как элемент политической коммуникации. Авторами изучается понятие политической коммуникации, дифференцируются виды политической коммуникации. Пропаганда рассматривается как доминирующий элемент внешней политической коммуникации. Среди ключевых особенностей мессенджера «Telegram» как средства политической коммуникации авторы выделяют интертекстуальность, а также различные поликодовые элементы, среди которых наборы стикеров, аудиосообщения и видеосообщения.
Ключевые слова: Политическая коммуникация, пропаганда, Telegram, интертекстуальность, поликодовость
student, Department of Public Relations in Business, St. Petersburg State University, Russian Federation, St. Petersburg
student, Department of Media Design and Information Technology, St. Petersburg State University, Russian Federation, St. Petersburg
Abstract: The article explores the Telegram messenger as an element of political communication. The authors study the concept of political communication, differentiate the types of political communication. Propaganda is seen as the dominant element of external political communication. Among the key features of the Telegram messenger as a means of political communication, the authors highlight intertextuality, as well as various polycode elements, including sticker sets, audio messages and video messages.
Keywords: Political communication, propaganda, Telegram, intertextuality, polycode
Бобров Д.В., Буга В.В. Мессенджер Telegram как средство политической коммуникации // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2023. № 08 (100). Режим доступа: https://scipress.ru/philology/articles/messendzher-telegram-kak-sredstvo-politicheskoj-kommunikatsii.html (Дата обращения: 31.08.2023)
Говоря о генезисе понятия политической коммуникации, безусловно, необходимо сказать о том, что термин «политическая коммуникация» возник при исследовании пропаганды во время Первой мировой войны. Онтологически важные работы в этой области, так же, как и сам термин «политическая коммуникация», появились в конце 40-ых годов 20 века. [1]
М. Н. Грачев в своей монографии «Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития» даёт несколько определений политической коммуникации. Он рассматривает политическую коммуникацию как взаимодействие субъектов политики (политических акторов) между собой и окружающей социальной средой, направленных на получение власти или изменения уже сложившихся политических условий. Также он дает следующее толкование политической коммуникации: совокупность феноменов информационного воздействия и взаимодействия в сфере политики, которые неразрывно связаны с текущим социально-историческим контекстом политических субъектов по поводу власти, её решений и отношения к этому в обществе. [2] В нашем исследовании под политической коммуникацией мы будем понимать вербальное и невербальное взаимодействие между субъектами политической жизни, которое может иметь как горизонтальную, так и вертикальную структуру, осуществляться на различных площадках, а сообщения могут передаваться посредством субстанций в идеальной и идеально-материальных формы различным группам общественности. На наш взгляд, одним из главных критериев для разделения видов политической коммуникации станет взаимодействие с «внешней» и «внутренней» аудиторией. Доминирующим видом политического взаимодействия в процессе внешней политической коммуникации можно считать политическую пропаганду. На наш взгляд, необходимо обратить внимание на то, что политическая пропаганда отличается от политической коммуникации, поэтому нельзя подменять один термин другим. Политическая пропаганда – разновидность политической коммуникации с присущими ей особенностями, в то время как политическая коммуникация – более широкое понятие, которое включает в себя не только внешнее воздействие, но и внутреннее, например, обсуждение между депутатами Государственной Думы законопроекта о запрете смене пола.
Под термином «пропаганда», на наш взгляд, можно понимать распространение в обществе каких-либо взглядов, идей, концепций и знаний благодаря постоянному и детальному их разъяснению. Например, пропаганда «здорового образа жизни». [3] Также её можно рассматривать в качестве системы, деятельность которой направлена на распространение какой-либо информации с целью создания и формирования определенных взглядов, эмоций, различных идей в обществе, а также изменения поведения людей. Она может распространяться через устную речь, средства массовой информации, визуальные и любые другие средства, способные воздействовать на общественное сознание». Сегодня с развитием научно-технического прогресса у пропаганды как элемента политической коммуникации появляются новые площадки, например, мессенджер Telegram.
Пропаганду в цифровом пространстве ряд исследователей называет «цифровой пропагандой». Исследователь В. Д. Соловей обращает внимание на то, что цель пропаганды в цифровой среде аналогична традиционной пропагандистской деятельности. Ученые обращают внимание на то, что современная пропаганда изменилась из-за условий информационного общества. [4] Произошла трансформация от вертикальной к горизонтальной модели. При вертикальной иерархии пропаганды субъектом пропаганды была власть, а объектом – граждане или население, при горизонтальной пропаганде, напротив, полноправными субъектами пропаганды становятся частные лица, организации и группы людей. Некоторые исследователи называет такое положение вещей «сетевой демократией». Сетевая демократия – явление, при котором виртуальное пространство стирает социальные, статусные различия. То есть, «аудитория не просто обеспечивает реакцию на медиатексты, но и сама становится их источником или инициатором». [5]
Сегодня мессенджер Telegram является одной из самых популярных социальных сетей на территории Российской Федерации. Согласно исследованиям MediascopeCrossWeb, его совокупная аудитория в России превысила 50 миллионов человек. Эксперты считают, что рост аудитории связан с блокировкой на территории Российской Федерации продуктов компании META, социальных сетей Facebook и Instagam (Компания МЕТА признана экстремисткой организацией на территории РФ).
Быстрорастущий интерес аудитории к новому мессенджеру стимулирует научное сообщество к изучению Telegram со всевозможных ракурсов, не только как социальной сети и средства политической коммуникации, но и инструментов для программирования, маркетинга, а также образовательных платформ. В данной работе мы будем рассматривать Telegram как инструмент политической коммуникации.
Изначально Telegram не являлся полноценной социальной сетью, он представлял лишь мессенджер, то есть сервис для обмена сообщениями со своими контактами. На наш взгляд, необходимо обратить внимание на то, что социальной сетью в классическом понимании можно считать интерактивный многопользовательский сайт, содержание которого наполняется его посетителями, с возможностью указания какой-либо информации об отдельном человеке, по которой страницу пользователя смогут найти другие участники этой сети. В то время как в Telegram можно было связаться исключительно с людьми из твоей записной книжки. Но все изменилось в сентябре 2015 года с появлением телеграм-каналов.
Что представляет собой телеграм-канал? Телеграм-канал – публичная страница внутри мессенджера Telegram, автор которой может делиться различной информацией со своими подписчиками. От группового чата он отличается тем, что только автор канала может публиковать посты.
На официальном сайте мессенджера Telegram дается следующее определение телеграм-канала. Телеграм-канал — это инструмент для трансляции публичных сообщений для массовой аудитории. При публикации сообщений в телеграм-канале они подписываются именем канала, а не вашим собственным. Возможно добавление дополнительных администраторов, способных управлять каналом. Новые подписчики могут видеть все сообщения, опубликованные с самого начала существования канала.
Рассмотрим функционал телеграм-каналов на примере телеграм-канала директора департамента информации и печати Министерства иностранных дел Российской Федерации Марии Захаровой. Она ведет телеграм-канал под названием «Мария Захарова». Зайдя в телеграм-канал, в шапке сверху мы можем увидеть название канала, количество подписчиков и фото канала. Если рядом с названием телеграм-канала есть синяя галочка – канал является верифицированным, то есть официально подтвержденным, аккаунт ведет реальный человек. Получить синюю галочку могут люди, у которых есть уже подтвержденные страницы в других социальных сетях, или люди, о которых есть статья в Википедии. Понять, как выглядит телеграм-канал с мобильного телефона, можно ознакомившись с рисунком 1.
Рисунок 1. Телеграм-канал «Мария Захарова»
Если нажать на иконку, то можно получить основную информацию о канале, ознакомиться с предыдущими фотографиями канала, с графой о себе, куда администратор канала может написать любую информацию, которую сочтет нужным, а также получить быстрый доступ к вложениям канала: фотографиям, видео, ссылкам, голосовым сообщениям. Нажав на лупу, можно включить поиск по словам внутри канала.
Рисунок 2. Био телеграм-канала «Мария Захарова»
Пользователям также доступно комментирование постов, а также реакции на пост. Данные функции не являются прерогативой Telegram, так как реакции и комментарии в том или ином виде есть почти во всех социальных сетях. Администраторы канала могут настраивать те эмодзи и смайлики, которыми могут реагировать не только подписчики канала, но и любые пользователи мессенджера, это можно считать элементом геймификации. [6]
Рисунок 3. Реакции, доступные читателям телеграм-канала «RT на русском»
В последнее время мобильные платформы стали одной из наиболее значимых частей Интернета. Между тем, исследователи по-прежнему сосредоточены на традиционных и известных платформах, таких как социальные сети и блоги. Однако настоящий публичный голос современного общества все больше смещается в сторону мобильных платформ. [7]
Специфика использования пропаганды в телеграм-каналах
Из значимых особенностей работы телеграм-каналов можно назвать интертекстуальность, администраторам канала доступен репост сообщений с других телеграм-каналов, поэтому конечное сообщение может состоять из огромной цепочки текстов. Если говорить об инструментах коммуникации, то администраторам телеграм-каналов доступны все базовые функции, которые также доступны и на других площадках: это работа с текстом, добавление ссылок, фотографий, видеороликов, проведение онлайн-трансляций. Однако в данной работе мы бы хотели сконцентрироваться на эксклюзивных возможностях Telegram.
Прерогативой Telegram как площадки для политической коммуникации становятся:
- Наборы стикеров
- Голосовые или видеоособщения (кружочки).
Стикеры как форма невербальной коммуникации активно изучаются научным сообществом. Так, Ю. В. Крылов считает, что стикеры представляют собой набор картинок, выражающих определенное количество частотных ответных реакций. [8] На наш взгляд, они, как и любое изображение, могут иметь различные фреймы и использоваться в пропагандистской функции. Еще в советские годы изображения и, в частности, карикатуры, активно использовались советскими художниками в пропагандистских целях, например, рисовался образ США как врага в период холодной войны.
Аналогичной точки зрения придерживаются и другие исследователи. Так, отмечается, что стикеры не только экономят время в процессе коммуникации, также они способны передавать эмоции и дополнительные смыслы. [9] Более того, авторы отмечают, что стикеры можно использовать для реализации всевозможных коммуникативных задач. Полифункциональность стикеров, по мнению исследователей, обусловливает возрастающий интерес рядовых пользователей к использованию и созданию стикеров. [10] Визуальный контент в социальных сетях получил эксклюзивный статус как основной инструмент агитации в сфере образования, здравоохранения, молодежной политики. Например, еще в 2016 году МИД России выпустил стикеры, на которых были изображены Сергей Лавров, Джон Керри и постпред России в ООН Виталий Чуркин.
Однако остро встаёт вопрос, можно ли считать стикеры в Telegram самостоятельной единицей контента? В других социальных сетях, например, Вконтакте, стикеры могут быть выпущены только с согласованием администрации Вконтакте, поэтому они имеют единую тематику и форму, цензура не пропустит обсценную и инвективную лексику и аморальные изображения. В то время как в Telegram стикеры может создавать любой желающий и обмениваться ими с любыми пользователями Telegram. Поскольку стикеры создаются рядовыми пользователями Telegram, они могут состоять из мемов, фото, а также редактированных изображений. [11]
На официальном сайте мессенджера Telegram написано, что художники могут отправлять свои собственные наборы стикеров через бота Telegram @stickers. Каждый набор стикеров получает постоянную ссылку, чтобы пользователи могли легко добавлять новые стикеры и делиться ими с друзьями. Это позволяет художникам со всего мира раскрыть свой творческий потенциал и помочь пользователям Telegram настроить свой опыт.
Считаем необходимым обозначить, что телеграм-стикеры сегодня становятся эксклюзивом для мессенджера Telegram, их способен создавать любой пользователь, а их содержание регламентировано лишь правилами внутреннего пользования Telegram. Поэтому они могут синтезировать в себе не только классические «рисованные» стикеры или арты, а также мемы и демотиваторы, не измененные изображения и фотографии.
Примером использования стикеров в пропагандистских целях может стать набор стикеров «Donbass, Crimea, Russia», посвященный вооруженным силам Российской Федерации, а также членам ЧВК «Вагнер».
Рисунок 5. Набор-стикеров «Donbass, Crimea, Russia» в Телеграм.
Данный набор стикеров состоит не только из демотиваторов, картинок, заточенных для реализации коммуникативных задач внутри мессенджера. Также там доступны Российский флаг, Флаг ДНР, литера Z, и другие символы спецоперации, состоящие из обычного изображения.
Продолжая мысль о том, что телеграм-стикеры являются не только отдельной формой контента, но и способны синтезировать в себе ставшие классическими для сетевого пространства интернет-мемы, демотиваторы, а также любые обычные изображения, поэтому использовать стикеры в качестве инструмента пропаганды можно так же, как и на любой другой площадке. Однако необходимо сказать, что преимуществом использования телеграм-стикеров станет оперативность и большее удобство использования, характерной в целом для мессенджера Telegram. [12]
Видеосообщения и голосовые сообщения
Второй эксклюзивной возможностью для авторов телеграм-каналов становится запись голосовых и видеосообщений. С введением платной подписки в мессенджере стало доступно автоматическое транскрибирование звуковой дорожки в текст, поэтому авторы канала могут делиться происходящими событиями максимально оперативно.
Рассмотрим использование голосовых и видеоособщений (кружочков) на примере телеграм-канала «Екатерина Мизулина», создателем которого является Екатерина Мизулина, глава «Лиги Безопасного интернета». Организация занимается просвещением и развитием навыков медиаграмотности у детей и их родителей. Сегодня широкую популярность Екатерина как глава организации получила за борьбу с деструктивными для детей и подростков явлениями в интернете и в реальной жизни. Она не только борется с треш-блогерами, но и инициирует отмены концертов современных рэп-исполнителей, предметом творчества которых становится девиантное и аморальное поведение. Канал Екатерины Мизулиной в настоящий момент имеет 367 825 подписчиков.
Она активно использует не только аудио, но и видеосообщения. В чем заключается отличие между «классическими» видео и видео, записанными в формате «кружочка»? Если обычное видео можно отредактировать, произвести постпродакшн, наложить субтитры и выставить в любое удобное время, то «кружочек» записывается в режиме реального времени и автоматически выкладывается. Единственное доступное исправление – обрезка перед выкладкой.
Рассмотрим использование «кружочков» и голосовых сообщений в телеграм-канале «Екатерина Мизулина».
Рисунок 6. «Кружочки» в телеграм-канале «Екатерина Мизулина»
В скриншотах выше мы можем видеть о, как Екатерина Мизулина использует формат «кружочков» в своем телеграм-канале. Видео не сопровождается какой-либо надписью. Более того, на снимке экрана видно, что сначала в блоге дается лайв-видео, а только потом официально смонтированное и обработанное видео с пресс-конференции, тем самым еще раз доказывая, что одно из основных преимуществ мессенджера по сравнению с другими площадками – оперативность и скорость работы с информацией. Благодаря использованию «живого» лайв-контента Екатерина, на наш взляд, способна сближаться со своей аудиторией, входить в доверие и впоследствии пропагандировать идеи, на которых базируется «Лига безопасного интернета».
Также авторами телеграм-каналов могут использоваться голосовые сообщения.
Рисунок 7. Голосовое сообщение в телеграм-канале «Екатерина Мизулина»
На рисунке 7 мы можем видеть, как благодаря использованию голосового сообщения Екатерина Мизулина комментирует трагедию, произошедшую в Москве, когда два подростка облили и подожгли бензином мальчика, в результате чего тот скончался.
На наш взгляд, формат голосовых сообщений помогает устанавливать наиболее прочный контакт с аудиторией. При появлении обновлений в телеграм-канале уведомление приходит на твой телефон и может чередоваться с уведомлениями от личных чатов, поэтому возникает так называемые «эффект присутствия» и создается ощущение, что Екатерина Мизулина записывает голосовое сообщение тебе персонально, а не в телеграм-канал с многотысячной аудиторией. Использование голосовых сообщений, так же как и видеосообщений, на наш взгляд, максимально повышает уровень вовлечения подписчиков, в результате чего намного легче становится проводить пропагандистскую работу.
На наш взгляд, рассмотренные нами инструменты (стикеры, голосовые и видеосообщения) можно считать креолизированным текстом, [13] в котором так же, как и в обычном письменном, устном или аудиовизуальном тексте можно использовать пропагандистский инструментарий для воздействия на необходимые группы общественности.
Таким образом, мы можем прийти к следующим выводам, функционал мессенджера Telegram и телеграм-каналов внутри него дают дополнительные возможности для пропагандистского взаимодействия. Субъектам пропаганды в Telegram доступны классический базовый инструментарий, характерный и для других социальных сетей, однако прерогативой Telegram становится создание собственных стикеров, а также использование голосовых и видеоособщений в режиме реального времени. Благодаря использованию данного инструментария субъекты пропаганды способны устанавливать прочный контакт с аудиторией, создавать эффект привыкания и продвигать необходимые идеи в выбранной для пропаганды группе общественности.
Подводя итоги проведенному в работе исследованию, мы можем прийти к следующим выводам. Нами было изучено понятие политической коммуникации, а также пропаганда как ключевой элемент внешней политической коммуникации. Было установлено, что мессенджер Telegram сегодня – одно из главных средство политической коммуникации. Также были выявлены эксклюзивные возможности, доступные для администраторов телеграм-каналов. Наряду с базовыми функциями, характерными для любой другой социальной сети: работы с текстом, фотографиями, видео, ссылками, ботами в комментариях, у телеграм-каналов есть ключевая особенность – интертекстуальность, так как администраторы канала могут отвечать другим каналам, в результате чего может возникать бесконечная цепочка из множества текстов. Если говорить об эксклюзивных функциях, то исключительно в Telegram рядовым пользователям доступно создание и распространение собственных стикеров без предварительного согласования со стороны администрации, данный вид креолизированного текста может не только выполнять коммуникативную функцию, но и служить эффективным инструментом пропаганды. Также администраторы телеграм-каналов способны использовать формат голосовых и видеосообщений (кружочков), тем самым создавая эффект интимизации, доверительных отношений, диалога напрямую с объектом пропаганды, благодаря чему мессенджер Telegram становится одним из наиболее эффективных каналов для политической коммуникации.
Список литературы
1. Шарков, Ф. И. Политическая коммуникация в современном информационном обществе. Чебоксары. PolitBook. 2012. 10 с.
2. Грачев, М.Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития: Монография. Москва. Прометей. 2004. 328 с.
3. Черникова, А.А. Социально-психологические основы пропаганды ЗОЖ и профилактики рискованного поведения в студенческой среде. Горно-Алтайск. Мир науки, культуры, образования. №2 (57). 2016. 4 с.
4. Соловей, В. Д. Абсолютное оружие. Основы психологической войны и медиаманипулирования. Москва. «Э». 2015. 250 с.
5. Игошина, Ю.В. Особенности реализации теорий взаимодействия медиа и аудитории в современном медиапространстве. Киров. Вестник ВятГУ №5. 2014. 5 с.
6. Коврижных О.Е.,Коврижных, Л.И. Геймификация контента как инструмент продвижения бизнеса в социальных сетях. Краснодар. Вестник Академии знаний № 6 (47). 2021. 3 с.
7. Maevskaya, M.I. Anonymous “channels” of the Telegram messenger: features of speech behavior. Екатеринбург. Международный научно-исследовательский журнал. №5-1 (59). 2017. 4 с.
8. Крылов, Ю. В. Жанр невербального ответа в виртуальной коммуникации. Великий Новгород. Verba. Северо-Западный лингвистический журнал. №2 (4). 2022. 17 с.
9. Красовская, Н. А. Коммуникативные символы сетевого общения: культурологический аспект. Тула. Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. №3 (39). 2021.12 с.
10. Дечко, А. И. Электронные стикеры как новые эмоциональные средства современной социальной коммуникации. Санкт-Петербург. Вестник молодых ученых Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна № 3. 2018. с. 121-125.
11. Горбатов, Д. С. ,Гурушкин, П. Ю. Приемы пропаганды в новостных интернет-мемах мессенджера телеграм. Москва. Власть. 2021. №3. 10 с.
12. Лытнева, А. А., Дубинина, А. Э. Telegram как новая площадка в средствах массовой коммуникации. Москва. Материалы Афанасьевских чтений. №2 (31). 2020. 6 с.
13. Тюрин, П. М., Яськова, А. В. Об особенностях креолизации современной письменной речи. Тольятти. БГЖ. №4 (21). 2017. 4 с.