Германские языки | Филологический аспект №04 (120) Апрель 2025
УДК 811.11-112
Дата публикации 15.04.2025
Манипулятивные стратегии в американском политическом дискурсе (на примере предвыборной кампании президента США 2024 г.)
Колосова Татьяна Юрьевна
канд. филол. наук, доцент кафедры английского языка и профессиональной коммуникации Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова, г. Нижний Новгород, E-mail: anital15@mail.ru
Маренич Алена Андреевна
студентка кафедры английской филологии Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова, г. Нижний Новгород, E-mail: alenamarenichh@yandex.ru
Аннотация: Статья посвящена рассмотрению языковых приемов и тактик манипуляций, используемых кандидатами в президенты США в ходе президентской кампании 2024 года. Отмечая важность изучения речевых манипуляций в политическом дискурсе в условиях современной политической обстановки, авторы анализируют публичные выступления Джо Байдена, Дональда Трампа и Камалы Харрис. Основное содержание исследования составляет анализ целенаправленного преобразования информации, использования ложных дихотомий и эмоциональных обращений, личных нападок, выборочной подачи информации, поляризации и искажения фактов в борьбе за голоса избирателей. Полученные данные могут быть использованы для повышения политической грамотности общества и более эффективного противодействия речевому манипулированию.
Ключевые слова: политический дискурс, манипуляция, политическая культура, манипулятивные стратегии, методы речевого воздействия.
PhD in Philology, associate professor at the Department of the English language and professional communication Linguistics University of Nizhny Novgorod
Student at the Department of English Philology Linguistics University of Nizhny Novgorod
Abstract: The article investigates linguistic techniques and manipulation tactics used by US presidential candidates during the 2024 presidential campaign. Noting the importance of studying speech manipulation in political discourse in the current political environment, the authors analyze the public speeches of Joe Biden, Donald Trump and Kamala Harris. The main content of the study is the analysis of the purposeful transformation of information, the use of false dichotomies and emotional appeals, personal attacks, selective presentation of information, polarization and distortion of facts in the struggle for votes. The data obtained can be used to increase the political literacy of society and more effectively counter speech manipulation.
Keywords: political discourse, manipulation, political culture, manipulative strategies, methods of speech influence.
Колосова Т.Ю., Маренич А.А. Манипулятивные стратегии в американском политическом дискурсе (на примере предвыборной кампании президента США 2024 г.) // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2025. № 04 (120). Режим доступа: https://scipress.ru/philology/articles/manipulyativnye-strategii-v-amerikanskom-politicheskom-diskurse-na-primere-predvybornoj-kampanii-prezidenta-ssha-2024-g.html (Дата обращения: 15.04.2025)
В американском политическом дискурсе, особенно в предвыборные периоды, часто используются различные манипулятивные стратегии с целью повлиять на мнение избирателей и достичь политических целей. Президентские выборы 2024 года в США не стали исключением — предвыборные кампании Джо Байдена, Камалы Харрис и Дональда Трампа, кандидатов в президенты от демократической и республиканской партий, стали ареной, где активно применялись различные приемы манипуляции.
Цель данного исследования заключается в выявлении наиболее успешных коммуникативных приемов и тактик, которые использовали кандидаты в президенты США в ходе президентской кампании 2024 года с точки зрения языкового манипулирования и воздействия на избирателей.
Тема манипуляций привлекает внимание многих исследователей и рассматривается в рамках разных областей, в том числе в лингвистике (И.В. Сентенберг, В.И. Карасик, Т.М. Николаева, К.Л. Бове, У.Д. Аренс и др), где речевые манипуляции рассматриваются как форма нарушения логики аргументации, лингвистической демагогии и представляет собой средство достижения целей, а высокая степень манипулятивности признается характерной чертой политического дискурса [1], оказывая «непрямое воздействие с целью деформации картины мира массового адресата» [2, с. 298].
Если же обращаться к исследованиям, в которых проанализированы именно особенности предвыборной коммуникации, то нельзя обойти стороной научные труды Л.В. Бенуа. Он выделял шесть аксиом, на которых основана развиваемая ученым функциональная теория дискурса политической кампании применительно к избирательным кампаниям США:
1.Голосование — это акт сравнения.
2.Кандидаты должны выделяться среди оппонентов.
3.Сообщения политической кампании — важная движущая сила для различения кандидатов.
4.Восхваление, нападение и защита — методы создания предпочтительного образа кандидата.
5.Дискурс выборов разворачивается вокруг двух тем: политики и личности кандидатов.
6.Кандидат должен получить большинство голосов избирателей, участвующих в выборах [3].
Из аксиом 2, 3 и 4 мы понимаем, что кандидаты в погоне за созданием «предпочтительного образа» и, как следствие, победы, готовы пойти на манипулятивные слова и действия.
Процессы глобализации, распространившиеся в международном сообществе за последние десятилетия, способствовали формированию новой социально-психологической обстановки в обществе, которая, в свою очередь, отразилась и в политическом дискурсе — интерес к использованию манипулятивных стратегий приобрел новый масштаб, манипуляция – это оружие [4]. Во многом успех данных стратегий объясняется неспособностью определенной части населения, которая в силу тех или иных обстоятельств не обладает достаточным пониманием политических процессов, рационально оценивать ситуацию, поэтому зачастую мнения этой части населения диктуются тем, насколько сильны манипулятивные приемы политических лидеров. Политическая грамотность населения — ее низкий уровень — это фактор, непосредственно важный для «игроков» на политической арене.
Лингвистические манипуляции — управляемые речевые действия, направленное на широкую аудиторию и представляющие собой трансформацию и селекцию информации [5]. Во время своих выступлений политические лидеры, при достаточной подготовке, могут тщательно отбирать и искусно использовать различные языковые средства с целью влияние и на поведение, и на мысли своих слушателей. Те или иные социальные условия, сложившиеся в обществе на тот период, создают эффективную площадку для внедрения средств манипуляций. С помощью языка выступающий имеет возможность упростить социально-политическую обстановку, выставить ее в необходимом для себя свете, используя несколько профессионально отобранных предложений.
Особенно часто к лингвистическим манипуляциям обращаются в американском политическом дискурсе. Обращаясь к истории выступлений американских политических лидеров, в частности — рассматриваемых в данной работе Джо Байдена, Дональда Трампа и Камалы Харрис, можно с уверенностью утверждать, что их обращения к публике редко выстраиваются случайным образом. Даже эмоционально окрашенные слова, которые могут казаться неподходящими для официального политического выступления, являются частью выверенной стратегии, определяющей одну цель: воздействовать на общественное мнение и сознание граждан при помощи лингвистических средств.
Необходимо отметить, что в политическом медиа-дискурсе прецедентность и ценностность подчинены категории «свой-чужой» и одновременно направлены на ее реализацию, так как весь вопрос политики состоит в разделении на своих и чужих, «формируется на основании диадных оппозиций: мы-они, друг-враг, традиции-прогресс, добро-зло» [1, с. 757]. В том числе и поэтому политикам, баллотирующимся в президенты, важно создать себе рекламу, показать себя в лучшем свете, сформировать свой собственный положительный имидж, чему способствует стратегия саморекламы. В то же самое время им надо создать отрицательный образ оппонента или «доказать» несостоятельность политических идей, выражаемых соперником, т.е. представить своего соперника в негативном свете, что достигается за счет стратегии дискредитации оппонента [6].
Арсенал отдельных приёмов и техник манипулирования в предвыборной кампании довольно обширен и разнообразен:
- Дезинформация и ложная информация (распространение ложной или вводящей в заблуждение информации для формирования общественного мнения или дискредитации оппонентов);
- Запугивание (использование тактики запугивания для вызова страха по определённым вопросам, таким как преступность, иммиграция или экономическая нестабильность, с целью подавления инакомыслия);
- Эмоциональные обращения (создание сообщений, которые обращаются к эмоциям избирателей, а не к рациональным аргументам, часто с использованием личных историй или драматических образов);
- Личные нападки (нападки на оппонентов лично, а не обсуждение их политики или идей, с целью подорвать доверие к ним);
- Поляризация (формулирование вопросов таким образом, чтобы разделить электорат на «своих» и «чужих» для обострения восприятия идеологических разногласий);
- Выборочная подача информации (избирательное представление статистики или фактов, которые подтверждают тот или иной нарратив, при полном игнорировании данных, которые ему противоречат);
- Т.н. «газлайтинг» — от англ. gaslighting (пренебрежение или преуменьшение законных опасений или критики, что приводит избирателей к сомнению в собственных восприятиях или убеждениях);
- Ложные дихотомии (представление сложных вопросов как бинарных выборов, заставляя избирателей выбирать между двумя крайностями и упрощая дебаты);
- Искусственное «накручивание» количества сторонников: (создание иллюзии поддержки с помощью фальшивых аккаунтов в социальных сетях или организованных кампаний) [6].
Перечисленные техники могут значительно повлиять на общественное мнение и поведение избирателей во время выборов.
Одной из распространенных стратегий манипуляции в американском политическом дискурсе является использование эмоционального воздействия на избирателей. Кандидаты могут специально выбирать определенные темы или эмоционально окрашенные фразы, чтобы вызвать определенные чувства у избирателей и добиться их поддержки. Этот приём можно заметить, рассматривая теледебаты, прошедшие между Трампом и Байденом 28 июня 2024 года. Тогда, несмотря на попытки организаторов выстраивать порядочный разговор, кандидаты продолжали обмениваться оскорблениями, и Джо Байден использовал в отношении Дональда Трампа эмоционально окрашенные слова — “sucker” («неудачник») и “loser” («лузер»). Сам Трамп также не скупился на двусмысленные намёки и откровенно оскорбительные высказывания в адрес действующего президента. В течение всей предвыборной кампании он постоянно использовал в речи придуманные им самим негативные прозвища (самое известное из которых — “Sleepy Joe”/ «Сонный Джо», впервые использованное им перед выборами 2020 года), ставшие своеобразным политическим клеймом.
Еще одним примером манипулятивной стратегии является дезинформация или искажение фактов. Кандидаты могут целенаправленно распространять ложные сведения или перекручивать информацию с целью дискредитировать оппонентов или создать искаженное представление об определенной проблеме. Так, например, во время дебатов Байден сделал акцент на судебном разбирательстве в отношении Трампа, обвиняя его в непристойном поведении в контексте его личной жизни и используя для этого метафору: “You have the morals of an alley cat” («У вас мораль как у бродячего кота») [7]. Его оппонент опроверг данное заявление, утверждая, что будет обжаловать решение суда.
Другим важным элементом манипуляции в политическом дискурсе является использование стереотипов и обобщений. Кандидаты могут намеренно привлекать стереотипы и предвзятые взгляды избирателей, чтобы вызвать определенные реакции и усилить свою позицию в глазах избирателей. К данному приему обратился и Дональд Трамп, используя сложившийся в глаза публики образ Джо Байдена как неуверенного и проблемного лидера, обращая внимание на его нечленораздельную речь. Неспособность Байдена грамотно завершить свою мысль по вопросу иммиграции продемонстрировала его слабость в построении коммуникации, которой Трамп смог воспользоваться, обращаясь к зрителям через призму юмора: “I really don’t know what he said at the end of that sentence. I don’t think he knows what he said either” («Я честно не знаю, что именно он сказал под конец предложения. Не думаю, что и он знает, что сказал») [8].
Распространенной стратегией является использование манипуляции большими социальными группами. Кандидаты могут закладывать в свои выступления специальные приемы, которые могут сформировать определенные убеждения или поведенческие реакции у широкой аудитории избирателей. Так, Дональд Трамп еще в первой предвыборной речи обратился к использованию определенной фразы с целью воздействовать на американских граждан: “together we will make America great again” («вместе мы снова сделаем Америку великой»). Этот лозунг и по сей день является одним из ключевых аспектов политической риторики Трампа — данной фразой он подчеркивает, что только он совместно с народом Америки (это определяется употреблением местоимения “we”/ «мы») сможет вернуть государству величие, гордость, конкурентоспособность и зависть всего мира.
По итогам президентских дебатов между Трампом и Байденом в 2024 году в средствах массовой информации стали появляться заголовки о безоговорочной победе Трампа в данном политическом столкновении. Его речь и риторические приемы манипуляции, которые он использовал для парирования и ответных атак в отношении своего оппонента, оказались более убедительными, что обеспечило ему определенную поддержку и увеличило шансы на проведение предвыборной кампании в свою пользу.
Именно неудачное выступление Байдена во время дебатов (действующий президент выглядел растерянным, делал длительные паузы, терял нить собственных рассуждений) побудило лидеров демократической партии убедить его снять свою кандидатуру. В результате, кандидатом партии на выборах стала вице-президент США Камала Харрис. Став новым лицом партии, она была вынуждена в сжатые сроки выстроить новый привлекательный для избирателей образ, с новым набором лозунгов и аргументов.
Однако и политическая кампания Харрис предусматривала широкое использование манипулятивных стратегий и тактик. Так, она обратила один из излюбленных тезисов Трампа о престарелом возрасте и слабеющих умственных способностях Байдена против самого кандидата республиканцев и назвала его “exhausted” («изможденным»), а затем даже“more confused, more unstable, and more angry” («более растерянным, более неуравновешенным и более злым»). Бывший президент США Барак Обама поддержал её, заявив, что Трамп стал “older and loonier.” («старше и безумнее») [9].
В свою очередь, Трамп старательно эксплуатировал образ Харрис как идейной наследницы Байдена, со всеми приписываемыми последнему недостатками. Смешивая в своих выступлениях факты и вымысел, он акцентировал внимание публики на деятельности Харрис во главе прокуратуры штата Калифорния: в частности, в речах Трампа именно Харрис оказывалась виноватой в усугублении проблемы нелегальной иммиграции (этот вопрос был одним из наиболее болезненных для избирателей и был очень важен для привлечения дополнительных голосов). Трамп напрямую обвинил её: “Kamala’s migrant invasion — given to us through gross incompetence — disqualifies her from even thinking of being president. No person who is responsible for so much bloodshed and death on our soil can ever be allowed to become the president of the United States” (« Нашествие мигрантов, которое Камала устроила благодаря своей вопиющей некомпетентности, лишает ее права даже думать о том, чтобы стать президентом. Ни один человек, ответственный за столько кровопролитий и смертей на нашей земле, не может быть допущен к должности президента Соединенных Штатов») [10].
Одним из методов воздействия на аудиторию являются манипуляции с новостной повесткой. Например, когда Байден неосторожно назвал избирателей Трампа “garbage” («мусор»), это получило широкое освещение в СМИ. Команда Трампа запустила кампанию под лозунгом “Trump on a garbage truck” («Трамп на мусоровозе»): это сделало фразу Байдена вирусной, но повернуло её против него же самого [11].
Политтехнологи используют любые события, превращая их в предвыборные идеи. Например, покушение на Трампа превратили в слоган, который стал одной из самых мощных фраз в его кампании: “They’re not coming after me. They’re coming after you — and I’m just standing in their way”(«Они пришли не за мной. Они пришли за вами – а я просто стою на пути») [12].
В целом, манипулятивные стратегии в американском политическом дискурсе имеют своей целью оказание влияния на массы и достижение желаемых результатов в политической борьбе. Предвыборная кампания Президента США 2024 года представляет собой платформу для анализа манипулятивных стратегий в рамках американского политического дискурса и демонстрирует полезность изучения данного вопроса в контексте лингвокультурных исследований.
Результаты исследования позволяют говорить о том, что политический дискурс на примере предвыборной кампании 2024 г. в США характеризуется использованием речевых стратегий и тактик, обладающих высоким речевоздействующим потенциалом, что необходимо для достижения основной цели — создания выгодного для политика имиджа, убеждения в правильности его действий. Изучение и анализ этого явления позволяет использовать полученные данные не только при создании новых политических текстов, но и для обеспечения возможности противодействия речевому манипулированию.
Список литературы
1. Коренецкая И.Н. Манипулятивные стратегии в репрезентации имиджевых характеристик политических деятелей в американском массмедийном дискурсе // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. – 2023. – Т. 42, № 4. – С. 752-760. – DOI 10.52575/2712-7451-2023-42-4-752-760.
2. Попович О.А., Акоева И.Г., Оспанова У.А. Языковые средства манипуляции в политическом медиадискурсе // Современное педагогическое образование. – 2020. – № 11. – С. 296-302.
3. Бенуа Л. Вильям Функциональная теория дискурса политической кампании // Политическая лингвистика. 2006. №19 // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsionalnaya-teoriya-diskursa-politicheskoy-kampanii (Дата обращения: 05.02.2025)
4. Алексеев А.Б. Манипуляция в американском политическом дискурсе: лингвопрагматический аспект // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. – 2019. – Т. 19, № 2. – С. 176-180. – DOI 10.18500/1817-7115-2019-19-2-176-180.
5. Пищальникова В.А., Хусяйнова С.Р. Специфика речевой манипуляции политиков в Сети на материале социального сервиса Твиттер // Этнопсихолингвистика. – 2021. – № 2(5). – С. 25-45. – DOI 10.31249/epl/2021.02.02.
6. Гайкова О. В. Предвыборный дискурс как жанр политической коммуникации: на материале английского языка: дис. … канд. филол. наук /О. В. Гайкова. – Волгоград, 2003. ¬– 211 c.
Список источников
7. Mordock J. ‘Morals of an alley cat’: Debate turns personal as Trump, Biden hurl insults // The Washington Times - Thursday, June 27, 2024. Режим доступа: https://www.washingtontimes.com/news/2024/jun/27/biden-says-trump-has-morals-alley-cat/ (Дата обращения: 15.11.2024)
8. Biden-Trump debate transcript // CNN. Режим доступа: https://edition.cnn.com/2024/06/27/politics/read-biden-trump-debate-rush-transcript/index.html (Дата обращения: 15.11.2024)
9. Manchester J. Harris ramps up attacks on Trump’s mental fitness // The Hill. Режим доступа: https://thehill.com/homenews/campaign/4954198-harris-ramps-up-attacks-on-trumps-mental-fitness/ (Дата обращения: 16.11.2024)
10. McLaughlin S. WATCH: Trump says U.S. is ‘garbage can for the world,’ blames immigration policies // The Washington Times. Режим доступа: https://www.washingtontimes.com/news/2024/oct/24/donald-trump-says-kamala-harris-immigration-record/ (Дата обращения: 19.11.2024)
11. Collinson S. Biden may have handed Trump a big assist with his ‘garbage’ gaffe // CNN. Режим доступа: https://edition.cnn.com/2024/10/30/politics/biden-garbage-gaffe-analysis/index.html (Дата обращения: 19.11.2024)
12. Homans C. Republicans Place Shooting in Trump’s Narrative of Persecution // New York Times. Режим доступа: https://www.nytimes.com/2024/07/14/us/politics/donald-trump-shooting-campaign-2024.html (Дата обращения: 19.11.2024)