Литература народов стран зарубежья | Филологический аспект №05 (97) Май 2023

УДК 821+82-344

Дата публикации 09.05.2023

Магическое и реалистическое в художественном пространстве романа С. Кинга «Воспламеняющая взглядом»

Осадчая Татьяна Юрьевна
кандидат пед. наук, доцент кафедры романо-германской филологии и европейских исследований, Севастопольский государственный университет, РФ, г. Севастополь, osadchaya_ta@mail.ru
Потылицына Елизавета Николаевна
студент кафедры романо-германской филологии и европейских исследований, Севастопольский государственный университет, РФ, г. Севастополь, potylitsyna544@gmail.com

Аннотация: Статья раскрывает содержание понятия «магический реализм», освещает некоторые характерные черты данного литературного направления. Основное внимание в работе уделяется описанию элементов магического и реалистического, соединение которых образует художественное пространство произведений магического реализма, и, в частности, романа С. Кинга «Воспламеняющая взглядом». Черты магического реализма, присущие данному роману, до настоящего момента не были исследованы в подобном ключе, что определяет теоретическую значимость работы.
Ключевые слова: магический реализм, литературоведческий анализ, С. Кинг, «Воспламеняющая взглядом».

Magical and Realistic in the Artistic Space of S. King’s Novel «Firestarter»

Osadchaia Tatiana Iurevna
PhD in Pedagogy, associate professor of the Department of Romance and Germanic Philology and European Studies, Sevastopol State University, Russia, Sevastopol
Potylitsyna Elizaveta Nikolaevna
student of the Department of Romance and Germanic Philology and European Studies, Sevastopol State University, Russia, Sevastopol

Abstract: The article studies the notion of “magic realism” and highlights some of the feature characteristic of this literary movement. The main attention in the work is focused on the description of magical and realistic elements, the combination of which forms the artistic space of the works of magical realism and of the novel “Firestarter” by S. King, in particular. The features of magical realism inherent in this novel have not been studied in a similar vein so far, which determines the theoretical novelty of the work.
Keywords: magical realism, literary analysis, S. King, “Firestarter”.

Правильная ссылка на статью
Осадчая Т.Ю., Потылицына Е.Н. Магическое и реалистическое в художественном пространстве романа С. Кинга «Воспламеняющая взглядом» // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2023. № 05 (97). Режим доступа: https://scipress.ru/philology/articles/magicheskoe-i-realisticheskoe-v-khudozhestvennom-prostranstve-romana-s-kinga-vosplamenyayushhaya-vzglyadom.html (Дата обращения: 09.05.2023)

Магический реализм – относительно молодое явление в литературе и искусстве, которое, по словам исследователей, в настоящее время занимает одну из центральных позиций в современном художественном процессе [1; 8; 9; 10].

Изучением магического реализма занимаются как отечественные, так и зарубежные исследователи: А. А. Гугнин [2], Е. В. Кудрина [3], В. Г. Корончик [4], С. М. Харт и Дж. Харт [5], А. Чанади [6], Л. П. Замора [7]. Большинство ученых сходятся в определении главной черты магического реализма: переплетение сверхъестественных и реалистичных элементов, которое образует особую, магическую реальность произведений данного направления.

Как отмечает Н. З. Шамсутдинова, магический реализм является своеобразным продолжением реалистической традиции, в которой типично реалистические элементы дополняются элементами фантастического [8]. В. И. Божкова подчёркивает двойственную природу магического реализма, которая выражается в сосуществовании двух отличных, но в то же время сообщающихся миров, элементы которых позволяют авторам создать новую, во многом непохожую на знакомую нам, магическую реальность, свойственную произведениям данного литературного направления [9]. Е. Г. Маслова рассматривает магический реализм как «особый тип художественного мышления», «для которого характерно органичное использование элементов фантастики наряду с обязательным наличием черт легко опознаваемой исторической реальности» [10, c. 255].

 Похожей позиции придерживаются и зарубежные учёные К. Уорнс и К. А. Сассер, которые полагают, что магический реализм включает в повествовательную ткань произведения различные необъяснимые явления и события, представленные как часть объективной действительности мира: «a magical realist text will treat supernatural occurrences as if they were perfectly natural. It will incorporate, without surprise, fantastic elements into the realm of history and objective materiality» [11, p. 1].

Таким образом, можно сделать вывод, что магический реализм отличается включением в реалистическую картину мира элементов магического (сверхъестественного, фантастического), то есть сосуществованием двух миров: реального и магического.

Актуальность нашего исследования обусловлена, с одной стороны, тем фактом, что феномен магического реализма был и остается в центре внимания исследователей и требует дальнейшего изучения, с другой стороны, роман С. Кинга «Воспламеняющая взглядом» до настоящего времени не был исследован с точки зрения его принадлежности к направлению «магический реализм».

Цель данной научной статьи – изучение магических и реалистических элементов, которые являются текстообразующими в художественном пространстве романа С. Книга «Воспламеняющая взглядом».

На основе анализа произведения, можно сделать вывод, что характерными признаками направления «магический реализм», которые проявляются в данном романе, являются следующие элементы:

  1. вплетение в сюжет различных фантастических явлений и событий, которые не поддаются объяснению, одинаково правдоподобное и детальное описание магического и реалистического, невозможность для персонажей отличить факты магической и реалистической действительности: «взаимоотношения магического и реального в магическом реализме своеобразны: и магическое, и реальное в этом литературном направлении одновременно истинно и ложно, нормально и ненормально; магический реализм игнорирует все бинарные оппозиции, в которые должны были бы заключаться магическое и реальное, и взамен образует странную симбиотическую связь магического и реального» [12, с. 70];
  2. одинаковое восприятие персонажами как реалистических, так и магических элементов, их относительная равнозначность в художественном пространстве текста: «в литературе магического реализма на протяжении всего текста, вплоть до самой его развязки, проявления естественного и сверхъестественного наделяются равной валидностью (материальностью, наделенностью доверием персонажей – при нейтральной авторской оценке)» [12, с. 71];
  3. полная соотносимость мира, описанного в произведении, с реальным, очевидное сходство между ними (изображение в романе Америки 70-80-х годов 20 века);
  4. нелинейность течения времени, его отсутствие или замедление.

К миру магического (фантастического) в романе относятся различные парапсихические способности героев, а именно телекинез, пирокинез, внушение и предвидение.

Чарли Макги в свои восемь лет обладает чрезвычайно могущественным даром воспламенения огня силой мысли или, другими словами, пирокинезом: «she’s dangerous… <…> That little girl might have put out three thousand degrees of heat for a split second there» [13, p. 291]. Кроме того, в тексте упоминается, что девочка владеет телекинезом, то есть способностью оказывать влияние на предметы без физического воздействия на них, и даром к предсказанию, который проявляется в её безошибочной интуиции.          

Энди Макги, отец маленькой Чарли, обладает талантом внушения, что в романе описывается как некий мысленный посыл или «толчок», который способен принудить практически любого к тем или иным действиям. Так, Энди Макги, пытаясь спасти дочь из рук агентов правительственной организации «The Shop», убеждает одного из них в собственной слепоте: «”you’re blind,” Andy told him, and pushed just as hard as he could. <…> The man screamed suddenly. <…> “My eyes, my eyes. What did you do to my eyes?» [13, p. 164-165]. Ещё одна способность мужчины – это слабый дар предвидения, который проявляется лишь в редких видениях и предощущениях.

Вики Томлинсон, жена Энди Макги, так же, как и их дочь, обладает телекенезом, однако всё, на что способна Вики — это слабое воздействие на предметы повседневного использования: «sometimes Charlie would pull open the fridge door, look in, and then crawl off again. And if Vicky was ironing, she would glance at the fridge and it would swing shut again—all without her being aware that she was doing anything strange» [13, p. 57].

Здесь мы отмечаем проявление такой черты магического реализма как принятие сверхъестественного как части естественного мира, поскольку на протяжении всего романа герои ни разу не ставят под сомнение реальность происходящего: «such small things, and so infrequently, that Andy had come to think of them as normal» [13, p. 57].  Кроме того, сама способность Чарли, имея ярко выраженную магическую природу, воспринимается её родителями как обычный врождённый дефект или болезнь, с которой их дочери придётся бороться до конца жизни, то есть мы видим, как автор смешивает фантастическое с реальным, приравнивая их друг к другу: «she’s no more a monster than a kid in an iron lung or in a home for retarded children» [13, p. 122].

Элементами, принадлежащими к миру реального, можно назвать всевозможные действительно существующие реалии Америки 70-х годов – марки, бренды, имена собственные, а также исторические факты и события американской жизни, упоминание которых указывает на полную соотносимость мира, в котором происходят события романа, с реальным.

Приведём примеры некоторых реалий, упоминание которых позволяет соотнести мир произведения С. Кинга с реальным миром (США, 70-е годы XX века):

  1. телепередачи и фильмы («Dr. Cyclops», «The Deer Hunter», «The PTL Club»);
  2. периодика («Rolling Stone», «The New York Times»);
  3. литература («The Grapes of Wrath» Дж. Стейнбека, «Gone by the wind» М. Митчелл, «1984» Дж. Оруэлла);
  4. персонажи кино и литературы (Oscar the Grouch из «Sessame street», Pooh, Tigger, Eeyore из «Winnie-the-Pooh», Robbie the robot из «Forbidden planet»);
  5. музыка («The Rolling Stones», «Jefferson Airplane», песня американской музыкальной группы «KC and the Sunshine Band» «Boogie Shoes»);
  6. продукты питания, напитки («Coca-Cola», «Pepsi-Cola», «Campbell’s», «Utica club»);
  7. хозяйственные товары («Tide», «Brillo», «Spic and Span»);
  8. одежда («Botany 500», «Carroll Reed», «Gucci», «Adidas»);
  9. автомобили («Ford», «Chevrolet Vega», «Plymouth»);
  10. лекарственные препараты и наркотические вещества («Aspirin», «Thorazine», «LSD»);
  11. техника («Seeburg», «Maytag», «Xerox»);
  12. оружие («Thompson», «.45 Colt», «Claymore»).

Упоминание в романе исторических фактов, политических деятелей, событий, названий госструктур, топонимов также играют важную роль в воссоздании американской действительности 70-х годов XX века:

  1. исторические факты (Великая депрессия 1929-1939 годов, Вьетнамская война 1955-1975 годов, Вторая мировая война 1939-1945 годов);
  2. выдающиеся личности (американские президенты Р. Никсон, Дж. Вашингтон, Б. Франклин, писатели Э. Хемингуэй, У. Д. Хауэллс);
  3. правоохранительные органы и государственные структуры (ФБР, ЦРУ, комитет сената США, нижняя палата конгресса США);
  4. учреждения и торговые сети (парк развлечений «Six Flags», аэропорты «La Guardia», сеть ресторанов быстрого питания и мягкого мороженого «Dairy Queen», сеть супермаркетов «A&P»);
  5. штаты (Калифорния, Флорида, Нью Йорк, Канзас);
  6. города (Логмонт, Лос-Анджелес, Нью Йорк, Олбани);
  7. улицы и дороги (Lakeland avenue, Third avenue, route 22, Jasmine street).

Таким образом, автор в романе воссоздает достоверную картину современного ему мира (Америки 70-х годов XX века).

Так же достоверно, как и мир реального, изображается мир магического: медицинская точность описания использования способностей, объяснение принципов их работы, многочисленные подробности результатов их воздействия описаны так, будто подобные сверхъестественные таланты действительно существуют в нашей реальности. Мы можем сделать вывод о равнозначности двух миров, о чём свидетельствует равная степень их проработанности автором.

Мир магического и реального в романе С. Кинга впервые встречаются в эпизоде, когда доктор Уэнлесс проводит эксперимент, в ходе которого у его участников открываются сверхъестественные способности. Вещество «Lot Six» одновременно относится к миру реального, поскольку его открытие происходит в лабораторных условиях, что говорит о гипотетической возможности выведения подобного препарата в реальности, и к миру магического, поскольку оно изменяет человеческую природу, придавая ей свойства фантастического.

Нелинейность течения времени проявляется в эпизоде с экспериментом. Под влиянием вещества Энди Макги теряет ощущение времени: «time had stopped, but somehow it passed anyway» [13, с. 35].

Вместе с ощущением времени герой теряет ощущение реальности происходящего, находясь под воздействием препарата, Энди более не способен отличить реальное от магического: «how much of it had been real, how much hallucination? Twelve years of off-and-on thought had not answered that question for Andy McGee» [13, с. 34-35]. Здесь мы вновь отмечаем равнозначность двух миров, поскольку их восприятие героем происходит с равной степенью доверия – подобный прием позволяет автору создать особую, магическую реальность.

Таким образом, коды реального и магического миров сосуществуют в романе на основе принципов равной валидности, взаимосвязанности и равноправия; все выявленные элементы реалистического и магического в совокупности образуют художественное пространство романа С. Кинга «Воспламеняющая взглядом», характеристики которого позволяют нам отнести его к числу произведений магического реализма.


Список литературы

1. Лушникова Г. И., Осадчая Т. Ю. Современная англоязычная литература: традиции и эксперимент: монография. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 170 с.
2. Гугнин А. А. Магический реализм в контексте литературы и искусства XX века (феномен и некоторые пути его осмысления). – Москва: Научный центр славяно-германских исследований ИС РАН, 1998. – 117 с.
3. Кудрина Е. В. «Магический реализм» драматургии Н. Садур // Текст, контекст, интертекст. – 2019. – Том 2. – С. 290–295.
4. Корончик В. Г. Типология элементов художественного мира произведений магического реализма // E-SCIO. – 2021. – № 1 (52). – С. 150–156.
5. Hart S. M., Hart J. Magical realism is the language of the emergent Post‐Truth world // Orbis Litterarum. – 2021. – Vol. 76. – № 4. – P. 158–168.
6. Chanady A. B. Magical Realism and The Fantastic: Resolved Versus Unresolved Antinomy. – London: Routledge, 1985. – 198 p.
7. Zamora L. P., Faris W. B. Magical Realism: Theory, History, Community. – London: Duke University Press, 1995. – 592 p.
8. Шамсутдинова Н. З. «Магический» реализм в современной британской литературы (Анжела Картер, Салман Рушди): автореф. дисс. … канд. филол. наук: 10.01.03. – М., 2008. – 23 с.
9. Божкова В. И. Специфика магического реализма в творчестве Д. Алмонда // Молодые ученые в инновационном поиске: материалы VI Международной научной конференции. – Минск: МГЛУ, 2018. – C. 325–332.
10. Маслова Е. Г. Магический реализм как парадигма культурно-художественного сознания современного общества // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2012. – № 10. – С. 254–269.
11. Magical Realism and Literature. Ed. by C. Warnes, K. A. Sasser. – Cambridge: Cambridge University Press, 2020. – 420 p.
12. Биякаева А. В. Взаимосвязь уровней художественной реальности в текстах современного магического реализма // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. – 2017. – № 2 (15). – С. 70–73.

Список источников
13. King S. Firestarter. – New York: Signet, 1981. – 401 p.

Расскажите о нас своим друзьям: