Русский язык | Филологический аспект №07 (87) Июль 2022

УДК 81.42

Дата публикации 31.07.2022

Лингвистический анализ современного парфюмерного дискурса

Евсенкова Анастасия Александровна
канд. пед. наук, доцент кафедры «Научно-технический перевод и профессиональная коммуникация», Донской государственный технический университет, РФ, г. Ростов-на-Дону, anastasiya-evsenkova@yandex.ru

Аннотация: Статья посвящена лингвистическому анализу современного состояния языковой экспликации запаха в парфюмерном интернет-дискурсе. Обосновывается актуальность проблемы изучения вербальной репрезентации ольфакторности. Исследование проводится на основе когнитивно-дискурсивного анализа. Выявлен и представлен ряд особенностей, отличающих современную ольфакторную лексику. В статье обозначены базовые стратегии и языковые концепты парфюмерного дискурса. Рассматриваются примеры лингвистических и стилистических способов ольфакторной экспликации в области парфюмерного блогинга. Автор приходит к выводу о том, что в современном парфюмерном интернет-дискурсе прослеживается тенденция к персонификации, образной конкретизации и индивидуализации. Обозначена перспектива дальнейшего исследования вербальной экспликации запаха в интернет-коммуникации.
Ключевые слова: парфюмерный дискурс, интернет-дискурс, ольфакторная лексика, ольфакторная метафора.

Linguistic analysis of modern perfume discourse

Evsenkova Anastasia Aleksandrovna
candidate of pedagogical sciences, assistant professor of the department "Scientific and Technical Translation and Professional Communication", Don State Technical University, Russia, Rostov-on-Don

Abstract: The article is devoted to the linguistic analysis of the current state of the smell linguistic explication in the perfume Internet discourse. The urgency of the problem of studying the verbal representation of olfactoriness is substantiated. The research is conducted on the basis of cognitive-discursive analysis. A number of features distinguishing modern olfactory vocabulary are identified and presented. The article outlines the basic strategies and linguistic concepts of perfume discourse. Examples of linguistic and stylistic methods of olfactory explication in the field of perfume blogging are considered. The author comes to the conclusion that in the modern perfume Internet discourse there is a tendency to personification, figurative concretization and individualization. The prospect of further research of the verbal explication of smell in Internet communication is outlined.
Keywords: perfume discourse, Internet discourse, olfactory vocabulary, olfactory metaphor.

Правильная ссылка на статью
Евсенкова А.А. Лингвистический анализ современного парфюмерного дискурса // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2022. № 07 (87). Режим доступа: https://scipress.ru/philology/articles/lingvisticheskij-analiz-sovremennogo-parfyumernogo-diskursa.html (Дата обращения: 31.07.2022 г.)

Не остаётся сомнений, что мир меняется стремительно, и это относится ко всем сферам деятельности человека. В эпоху пандемии возникло новое отношение  к окружающему миру и собственной безопасности. Потребность людей создавть атмосферу комфорта и радости привела к активизации интереса к парфюмерии. Ароматы для дома и тела приобрели сравнительно большую значимость, поскольку смогли восполнить отсутствие возможности общения с природой и получения новых впечатлений. Появился тренд на «природность». В целом отмечено увеличение парфюмерной продукции за последние 10 лет. Регулярные лекции, презентации, выступления парфюмеров  поддерживает интерес парфюмерного сообщества. Характерный пример – активизация парфюмерного блогинга в нашей стране. Интернет-дискурс находится  в зоне пристального внимания отечественных лингвистов, однако область парфюмерного дискурса, подверженная обновлению и изменению, требует особого внимания. Исследование концептов парфюмерного дискурса даёт нам возможность дополнить представление о современной системе ценностей и национальной картине мира, отражающейся в языке [1, с. 314].

Использовав в качестве основного метода исследования сопоставительный анализ языкового материала в интернет дискурсе (парфюмерный блогинг, интернет-сайты, рекламные кампании), мы выявили ряд особенностей, характерных для современной ольфакторной лексики.

 Прежде всего рассмотрим понятие «парфюмерный дискурс». Большинство исследователей (Басалаева Е.Г., Бельская Т.И.) определяют его как любой текст о парфюмерной продукции [2, 3].

По содержанию эти тексты представляют собой презентацию новой продукции парфюмеров, рекламу, историю аромата, характеристику специфических компонентов, научные статьи, научно-популярные тексты, наконец, отзывы на парфюмерных сайтах, посты парфюмерных блогеров. В основе выделения данного типа дискурса лежит тематический критерий. Как отмечает Т.И. Бельская, «формальным признаком этого типа являются языковые средства прямо или опосредованно репрезентирующие опорные концепты Запах / Аромат и т.п.» [3, с. 46].

Специфика современной коммуникации относительно парфюмерной продукции состоит прежде всего в том, что парфюмерный дискурс оказывается довольно часто опосредован средствами массовой информации, к числу которых относится и сфера интернет-общения.

Языковая репрезентация того или иного аромата может носить различный характер, например научный. В рамках научной репрезентации применяется установленная терминологическая основа (альдегидный, фужерный, ароматическое вещество, шипр). Лексика данного направления устойчивая, формальная, не имеет эмоциональной окраски сравнительно с такой формой парфюмерного дискурса как, например, информационная статья. Имеющая своим адресатом неподготовленного профессионально пользователя, парфюмерная статья оповещает о новинке, описывает аромат, т.е. имеет своей основной целью информирование. Адресант в некоторой степени воздействует на потребителя через оценочную лексику, поскольку аромат необходимо продать.

Приведём пример информационной статьи, посвященной парфюму Voyage d`Hermesна одном из интернет сайтов: ... идеальный вариант для смелых мужчин и волевых женщин. В нём сосредоточена молодость, очарование и природный шарм ... начало композиции звучит аккордами освежающего лимона, пряных специй и согревающего кардамона. Духи описаны через перечисление компонентов, а также даётся  оценочная характеристика: «идеальный», «смелый», «волевой». Эпитеты помогают найти адресата, которого может заинтересовать продукция.

В отличие от стандартного рекламного текста в парфюмерном  интернет-дискурсе приоритетной является личность адресата, что позволяет нам говорить о направленности этого дискурсивного типа на индивидуальное сознание [4]. Это выражается в поиске образа, с которым адресат себя идентифицирует, или которому он стремится соответствовать («волевая женщина», «смелый мужчина»).

С учётом сказанного выше можно выделить следующие базовые стратегии парфюмерного дискурса:

  1. информирующая;
  2. оценочная;
  3. воздействующая [5].

Попробуем проследить указанные стратегии в описании нового аромата для дома от российского бренда Fakoshima:

  1. Информирующая стратегия:  основные ноты: кардамон, какао, кад (красный можжевельник), африканский сандал, пачули, мускус.
  2. Оценочная стратегия: древесно-дымный, табачный, чуть пряный, тёмный.
  3. Воздействующая стратегия: гостинная, потрескивающие в камине поленья ... Не важно, на одного ли этот вечер, на двоих или на на целую компанию, он пройдёт под знаком удовольствия.

    Итак, мы видим, что все три стратегии направляют адресата, информируют об особенностях новой продукции и воздействуют на эмоциональное восприятие обещанием приятного вечера, наполненного удовольствиями, чему может способствовать парфюмерный продукт.

Поговорим более подробно о способах языкового выражения в парфюмерном дискурсе. Высказываясь о парфюмерных впечатлениях, мы опираемся на «необонятельные» ощущения: слуховые, зрительные, вкусовые, тактильные. Современная ольфакторная метафора помогает потребителям разобраться в многообразии продукции посредством звукового восприятия (тихий аромат, вальс весенних цветов), зрительных аллюзий (ослепительная белизна жасмина), вкусовых впечатлений (солёный сандал, сочный грейпфрут). Такие приёмы в современном языке являются привычными, при этом многие парфюмерные критики отмечают ограниченность лексических возможностей современных копирайтеров и журналистов[6].

Рост интереса к парфюмерии порождает желание говорить о ней, делиться ольфакторным опытом, поэтому вполне закономерно, что парфюмерное сообщество нуждается в обновлённом, полноценном ольфакторном словаре, из которого постепенно вытесняются парфюмерные клише. В этой связи наибольший интерес представляет парфюмерный интернет-дискурс в социальных сетях (парфюмерные блоги, каналы и форумы).

Проведя сравнительный анализ официального парфюмерного дискурса и неформального интернет-дискурса можно выделить ряд особенностей языковой экспликации запаха.

Для начала обозначим основные языковые концепты парфюмерного дискурса:

  1. синтаксические средства;
  2. стилистические средства;
  3. фразеологические единицы;
  4. словообразовательные единицы (в том числе морфемы, создающие неологизмы) [6].

Данные языковые концепты по-разному реализуются на сайтах парфюмерной продукции и в интернет-блогинге. В сегменте парфюмерного интернет-блогинга важным жанрообразующим признаком текста является образная конкретизация, в результатах которой репрезентируются обонятельные образы, стереотипы и предпочтения конкретной языковой личности, сложившиеся на базе национальных и универсальных знаний [7].

Лингвокреативное мышление авторов текста реализуется в активном применении различных форм языковой игры, неологизмов, метафор музыкального, изобразительного и гастрономического характера, иронии и сарказма, персонификации. Заметно преобладание обиходно-речевого стиля или стилевого микса в парфюмерном интернет-дискурсе.

Синтаксически язык парфюмерного блогера подчиняется концепции экспрессивности и интенсификации. В первую очередь наблюдаются  восклицания, повторы и инверсии: Ой, не могу, как же я люблю эту жимолость! / И этот вальс цветов кружит, кружит, кружит ... / Мне он ирисами не пахнет вовсе.

Парцелляция придаёт тексту экспрессии и акцентирует внимание читателя на эмоциях, которые испытывает автор: Для меня солёный сладкий аромат – это запах беззаботности. И счастья. / Я. Хочу. Волчка!!!

В отличие от официального парфюмерного дискурса в сетевом пространстве мы наблюдаем обилие обращений, иногда фамильярных: Рязань, у меня для вас ... / Ну что, парфманьяки ...

При помощи риторических вопросов тексту придаётся персонификация: Что там по новогодним настроениям? Вам подвезли? / Спите? Вот я сплю.

Очевидно, персона автора парфюмерного интернет-текста является стержневой. Каналы и блоги создаются не только для обмена информацией внутри парфюмерного сообщества, но и для того, чтобы обозначить авторскую позицию, выразить индивидуальность, проявить личностное отношение к обсуждаемому объекту. Часто наблюдается перетекание контента блога в смежную с парфюмерией область – литература, музыка, изобразительное искусство. Творческие интенции автора проявляются в обилии ольфакторных метафор: Mechant Loup L`Artisan Parfumeur это визуализация оригинальных сказок Братьев Гримм. Сладкие звуки дудочки на опушке леса, дивные звери, румяные детки. /  Натянутый как струна мшистый аккорд, вокруг которого растушеваны розы. / Похититель роз – абсолютная гумелёвщина, грустная, невозможно красивая история о паттерне чувств, на книгах о которых многие из нас выросли и так мало кто встречал в реальной жизни.

Ольфакторная метафора в подобных примерах отличается от традиционных (вальс цветов, древесные ноты, горький оттенок цедры) в первую очередь тем, что расскрывает внутреннюю структуру аромата и выражает отношение к нему через яркий образ. Таким образом недостаток ольфакторной лексики становится стимулом для поиска нетривиального образа.

Итак, запах представляет собой исключительно сложный для описания феномен в связи с отсутствием четко выраженного семантического языкового поля и субъективностью восприятия. Наблюдение за современным состоянием в парфюмерном дискурсе позволило нам выделить ряд особенностей, среди которых следует отметить тенденцию к персонификации, образной конкретизации и индивидуализации. Перспектива дальнейшего исследования вербальной экспликации запаха видится в анализе парфюмерного дискурса в интернет-коммуникации.


Список литературы

1.Зыкова И. В. Метаязык лингвокультурологии: константы и варианты. М.: Гнозис, 2017. 752 с.
2.Басалаева Е. Г. Парфюмерный дискурс: выражение невыразимого // Проблемы интерпретационной лингвистики: типы восприятия и их языковое воплощение : межвуз. сб. науч. тр. Новосибирск : Изд. НГПУ, 2013. № 12 (83). С. 13–21.
3.Бельская Т. И. Способы объективации концепта «Запах» во французском культурном пространстве // Проблемы лингвокогнитологии, теории дискурса и коммуникативной фонетики - М ИПК МГЛУ «Рема», 186 с (Вестник МГЛУ, вып 566, сер. Языкознание), 2009 – С. 46-61.
4.Иванян Е. П., Иванова П. С. Сравнение ольфакторного модуса перцепции в современной художественной литературе и парфюмерном интернет-дискурсе // Филологические науки. Вопросы теории и практики Philology. Theory & Practice. 2021. Т 14, № 6. С. 1725 – 1731.
5.Мамцева В. В. Репрезентация ольфакторности в романтическом дискурсе: автореф. дисс. … к. филол. н. СПб., 2018. 28 с.
6.Маринченко И. А. Функции языковой игры в парфюмерном дискурсе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2020. № 7. С. 73-83. Режим доступа: http://www.gramota.net/materials/2/2020/7/27.htm (дата обращения 11. 07.2022).
7.Speed L. J., Majid A. An Exception to Mental Simulation: No Evidence for Embodied Odor Language // Cognitive Science. 2018. Vol. 42. Iss. 4. Режим доступа: https://onlinelibrary.wiley.com (дата обращения: 25.07.2022).


Список источников

1.Fakoshima: электрон. журн. Режим доступа: https://www.fakoshimaperfumes.com (дата обращения: 26.07.2022).
2.Fragrantica: электрон. журн. Режим доступа: http://www.fragrantica.ru (дата обращения: 17.05.2022).
3.Rivgauche: электрон. журн. Режим доступа: https://www.rivgauche.ru (дата обращения: 26.07.2022).
4.Telegram: t.me/evaluatrix; t.me/herethesmell; t.me/difficultiesofselfsearching; t.me/kosmetan_fr (дата обращения:10.07.2022).

Расскажите о нас своим друзьям: