Германские языки | Филологический аспект №06 (62) Июнь 2020

УДК 81-25

Дата публикации 29.06.2020

Лингвистические и экстралингвистические функции неологизмов

Попович Екатерина Сергеевна
старший преподаватель, Новороссийский филиал Краснодарского университета МВД России, Россия, Новороссийск, shubudoyka@rambler.ru

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема выделения лингвистических и экстралингвистических функций неологизмов. Даётся сравнение отечественным и зарубежным классификациям функций, выделяются основные критерии для классификации: использование неологизмов в языке и речи. Основное внимание в работе автор акцентирует на типологии функций О.С. Рублевой, которая включает в себя семь функций: номинативную, стилистическую, коммуникативную, прагматическую, нормообразующую, синтаксическую, темпоральную. В заключение раскрывается двойственный характер функций неологизмов, который заключается в связи неологизмов с окружающим миром (речью) и неотрывность от внутренних законов функционирования языка.
Ключевые слова: неологизм, функция, речь, экстралингвистика, классификация, коммуникация

Linguistic and extralinguistic functions of neologisms

Popovich Ekaterina Sergeevna
Novorossiysk branch of the Krasnodar Law University of the MOI of Russia, Russian Federation, Novorossiysk

Abstract: This article deals with the problem of distinguishing the linguistic and extralinguistic functions of neologisms. A comparison of domestic and foreign classifications of functions is given, and the main criteria for classification are highlighted: the use of neologisms in language and speech. The author focuses on the typology of O. S. Rubleva's functions, which includes seven functions: nominative, stylistic, communicative, pragmatic, norm-forming, syntactic, and temporal. In conclusion, the dual nature of the functions of neologisms is revealed, which consists in the connection of neologisms with the surrounding world (speech) and the inseparability from the internal laws of language functioning.
Keywords: neologism, function, speech, extralinguistic, classification, communication.

Правильная ссылка на статью
Попович Е.С. Лингвистические и экстралингвистические функции неологизмов // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2020. № 06 (62). Режим доступа: https://scipress.ru/philology/articles/lingvisticheskie-i-ekstralingvisticheskie-funktsii-neologizmov.html (Дата обращения: 29.06.2020)

Неологизмы возникают из потребностей общества в наименовании новых вещей и явлений. Исходя из этого факта, традиционно основной функцией неологизмов лингвисты считали номинативную функцию. Несмотря на то, что данная функция является первичной, анализ литературы и практического материала свидетельствует о том, что в речевой деятельности неологизм может выполнять и ряд других функций: экспрессивную, оценочную, стилистическую, когерентную, прагматическую и другие.

В настоящей статье выделяются лингвистические и экстралингвистические функции неологизмов, однако особое внимание уделено первой группе функций. Лингвистические функции – это непосредственное функционирование в речи в зависимости от коммуникативной ситуации, к ним можно отнести номинативную, прагматическую, стилистическую функции.  

Экстралингвистическая функция неологизмов заключается в отражении состояния общества и общественного сознания, социальных потребностей, появления новых реалий в конкретно взятый отрезок времени. Возникновение неологизмов с данной функцией связано с появлением узкоспециальных терминов, отражающих изменения в технологическом, научном, экономическом состоянии общества. 

Одна из классификаций функций неологизмов, основанная на дифференциации уровней языка и речи, была предложена Д. Д. Чо. На уровне языка лингвист выделяет номинативную, диагностирующую, компрессивно-информативную функции, функции обобщения и дифференциации. На уровне речи представлены следующие функции: эвфемистическая, дисфемистическая и экспрессивная [1, с. 134].

Функциональные возможности неологизмов раскрываются именно в речи, так как она является главным зеркалом всех языковых процессов и изменений. О.С. Рублева выделяет особую типологию функций английских неологизмов, используемую в настоящей работе, которую составляют следующие функции: номинативная, стилистическая, коммуникативная, прагматическая, нормообразующая, синтаксическая, темпоральная [2, с. 5]. Функции представлены в схеме 1.

Схема 1. Функции неологизмов в английском языке

 

Рассмотрим подробнее каждую из функций.

1. Номинативная функция является главной и общей для всех неологизмов, так как она состоит в номинации новых слов, она соотносит значение с реально существующей вещью, явлением. Ю.В. Кобенко описывает данную функцию как связующее звено между головным мозгом человека и процессами окружающей действительности.  Номинативная функция устраняет «безымянность, … размытость человеческого бытия» [3, с. 159]. 

В рамках номинативной функции Н.З. Котелова выделяет терминированный способ номинации, характеризующийся обусловленностью, строгостью, соотнесением с конкретными понятиями. Ученая считает, что данный вид номинации является преимущественным в последние годы из-за роста числа новых профессий, технических инноваций и так далее [4, с. 26].  Действительно, иногда можно говорить о нечетких границах между понятиями неологизм и термин. Популярность и доступность многих отраслей знаний посредством сети Интернет и средств массовой информации ускоряет распространение информации, что приводит к языковой содержательной избыточности и сокращению формальной стороны слов. Современный язык средств массовой информации, особенно в США, стремиться к семантической и формальной компрессии, которая отражается в появлении неологизмов: errorist, jumbrella.

Ученые Е.Ю. Скороходова и М.М. Щеголева указывают на то, что при возникновении новых номинаций иногда идет сознательное нарушение деривационных норм языка [5, с. 75]. Данное явление объясняется стремлением языковой личности подчеркнуть свою особенность и индивидуальность, привлечь внимание собеседника. Если подобные нарушения норм обретают массовый характер, в итоге данные изменения могут перестать быть периферийными и стать нормой, войти в ядерную лексику языка. Таким образом, номинативная функция является главной функцией неологизмов, так как может повлечь собой изменения лексического состава путем его расширения, сужения, или изменения языковой и речевой норм.

2. Стилистическая функция отражает использование неологизмов в различных функциональных стилях речи. Если в научной, технической, деловой литературе неологизмы выполняют в основном номинативную функцию, то в произведениях художественной литературы и устной, неподготовленной речи заметнее всего будет проявляться именно стилистическая функция, которая будет отражать экспрессивность, эмотивность и оценку автора/говорящего [6, с. 77]. Проявление стилистической функции связано главным образом с индивидуальными, авторскими новообразованиям.

М.П. Брандес считает, что стилистические неологизмы выполняют две подфункции: оценочную и экспрессивную. Оценочная функция отражает аксиологические установки языковой личности [7, с. 4]. Экспрессивная функция, по мнению некоторых ученых, особенно четко отражается в публицистическом стиле английского языка [8, с. 103]. Д.Д. Чо считает, что экспрессивность неологизмов связана с тем, что новое слово, в отличие от привычного и старого, содержит свежую коннотацию, обладающую новизной. Благодаря новизне слово обращает на себя большее внимание со стороны читателей, поэтому его экспрессивная функция будет проявляться значительно сильнее [1, с. 142].

И.Н. Кабанова предпринимает попытку дать определение экспрессивности неологизмов, понимая под нею свойство, направленное на выразительность повествования с целью повышения эмоционального воздействия на реципиента [9, с. 59].

Таким образом, экспрессивность и оценочность как основные признаки стилистических неологизмов характерны для функционально-стилистических дифференцированных средств современного английского языка.

3. В основе коммуникативной функции неологизмов лежит социальное значение языка как коллективного достояния, знаковой системы, объединяющей людей в сообщества, группы. В рамках коммуникативной функции неологизмы характеризуются также и разъединяющей функцией, которая состоит в дифференциации нового и старого в языке. Особенностью функции также является то, что именно благодаря фону из рекуррентных слов мы можем отличать неологизмы и выделять их в речи. С.В. Кончакова и Е. Линь рассматривают неологизмы как важную часть коммуникативной стратегии говорящего/пишущего, что особенно проявляется в публицистическом дискурсе, основная задача которого наиболее эмоционально и полно донести мнение и суть проблемы до реципиента [10, с. 193].

Коммуникативная функция неологизмов лучше всего реализуется в употреблении новых эпитетов, глаголов, которые обеспечивают образную коммуникацию: buttoned-down, yuck.

4. Прагматическая функция находится под влиянием условий, в которых протекает большая часть современной коммуникации – виртуальность, главной особенностью которой является анонимность, общедоступность, немедленная ответная реакция. Ведущую роль в рамках прагматики играет воздействие на адресата. Новизна информации и ее регулятивные свойства обеспечивают полное принятие абсолютной власти СМИ в современном мире. Регуляция, то есть воздействие, осуществляется за счет использования экспрессивности, эмотивности неологизмов. Прагматика также изучает отношение индивида к языковым знакам, именно поэтому прагматическая функция неологизмов также раскрывается в индивидуально-авторской языковой игре при словообразовании: beerholic, bromance

Прагматическая функция неологизмов связана с коммуникативной и когнитивной функциями. Благодаря ярко выраженному функционально-стилистическому аспекту неологизмов, прагматическая функция в большей степени отражается при использовании неологизмов в публицистических текстах и языке СМИ для привлечения внимания к информации.

5. Нормообразующая функция заключается в неупорядоченном и стихийном изменении норм и языковых стандартов. Новые речевые нормы возникают на базе уже существующих норм, а благодаря повсеместному использованию неологизмов в публицистических текстах и языке СМИ, новые нормы получают массовое распространение и нередко закрепляются в языке. Несмотря на то, что выделение нормы – это всегда затруднительный процесс, устойчивость и частотность некоторых новых слов может быть отправной точкой для решения этой задачи.

Предполагаем, что в английских медийных текстах нет единой системы языковых норм, а присутствует лишь норма узуальная, то есть стихийная.  В подобных условиях неологизмы практически утрачивают способность к кодификации и стандартизации, а наоборот, создаются вопреки нормам литературного языка.

6. Синтаксическая функция в современных английских публицистических текстах помогает темпо-ритмической, структурно-слоговой организации речи, служит построению композиционно-речевых форм дискурса. Примером может служить экспрессивная синтаксическая рифма в заголовках.

Рематическая функция, как вид синтаксической, заключается в выделении ремы, то есть новой информации в тексте, с помощью неологизмов. Данную функцию выделил А.В. Волостных [11, с. 16].

7. Темпоральная (когерентная) функция неологизмов связана с их узуальным значением в условиях определенной исторической формации. В настоящее время данная функция характеризуется существованием таких неологизмов, как to twitter, follower, liking, posting, то есть новых слов, связанных с виртуальным общением, соответствующих типу эпохи. То есть темпоральная функция неологизмов заключается в отражении уровня развития общества, базовых ценностей, интересов языкового коллектива путем развития коннотативного значения лексических единиц.

Таким образом, функции неологизмов характеризуются двойственностью. С одной стороны, они подчеркивают связь с окружающим миром и отражение неологизмами действительности, с другой – демонстрируют неотрывность новых слов от уже существующих внутренних законов функционирования языка.  Экстралингвистические факторы требуют от неологизмов и новообразований постоянной изменчивости, а лингвистические факторы определяют формы, законы и способы этих изменений.


Список литературы

1. Чо Д.Д. Функционирования неологизмов в языке газеты // Russian Language Journal. – 2008, Vol 58. – P. 133–157.
2. Рублёва и др. 2017 – Рублёва О.С., Свицова А.А., Шкаликов Е.В. Основные параметры типологии неологизмов // Advance science. – 2017, №4. – С. 1–6.
3. Кобенко 2017 – Кобенко Ю.В. Язык и среда. Опыт систематизации данных междисциплинарных исследований. – Томск: ТПУ, 2017. – 214 с.
4. Котелова 2015 – Котелова Н.З. Новые слова и значения. Словарь-справочник по материалам прессы и литературы 60-х годов // Избранные работы. – СПб.: Нестор-История, 2015. – С. 169–180.
5. Скороходова, Щёголева 2016 – Скороходова Е.Ю., Щёголева М.М. Роль и употребление неологизмов в современных СМИ // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016, №5(3). – С. 73–78.
6. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. – М.: Оникс 21 век: Мир и образование, 2001. – 381 с.
7. Брандес М.П. Переводческая стилистика: Нем. яз.: Практикум для самостоят. работы: [Учеб. пособие для ин-тов и фак. иностр. яз.] / М. П. Брандес. – М. : Высш. шк., 1988. – 126 с.
8. Кузнецова А.А., Безуглова О.А. Средства массовой информации как один из основных источников неологизмов в английском языке / А.А. Кузнецова, О.А. Безуглова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2017. - № 3 (69): в 3-х ч. Ч. 1. - С. 101-103.
9. Кабанова Н.И. Основы лексикологии английского языка для студентов V курса заочного отделения. 2-е изд., доп. Нижний Новгород: Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова, 2013. – 168 с.
10. Линь Е., Кончакова С.В. Прагматические функции неологизмов в современных СМИ // Вестник Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина. – 2015, №11(151). – С. 193–197.
11. Волостных А.В. Функции неологизмов в рекламном тексте (на материале русского и французского языков) [Текст]: автореф. дисс. … канд. филол. наук. – Краснодар, 2008. – 21 с.

Расскажите о нас своим друзьям: