Теория языка | Филологический аспект №03 (95) Март 2023
УДК 811.111
Дата публикации 30.03.2023
Лигвопрагматическая характеристика интернет-мемов в пространстве санкционного контента
Сабурова Наталья Анатольевна
канд. филол. н., доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, ФГБОУ ДВФ «Российский государственный университет правосудия», РФ, г. Хабаровск, nsaburova@mail.ru
Ившина Александра Александровна
студент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, ФГБОУ ДВФ «Российский государственный университет правосудия», РФ, г. Хабаровск, sasaivsina614@gmail.com
Аннотация: Объект данного исследования – интернет-мем как один из жанров сетевого общения, выполняющий развлекательную функцию. Материалом стали мемы социально значимой санкционной тематики. Они отражают актуальную проблематику современных СМИ и требуют не только социально-исторического, но и лингвистического осмысления. Цель – выявление лигвопрагматической специфики санкционных мемов. Статья посвящена комплексному описанию интернет-мемов. Рассмотрено тематическое разнообразие мемов, указаны источники их возникновения, особенности формирования. Описаны способы достижения комического эффекта. Кроме того, в статье рассматривается структура мемов и их классификация. Сделан вывод о том, что данные интернет-мемы отражают различные аспекты жизни людей и их взаимоотношений в условиях санкций.
Ключевые слова: интернет-мем, вербальный компонент, визуальный компонент, комический эффект
Cand. Sci. (Philology), Associate Professor of the Department of Humanitarian and Socio-Economic disciplines, Russian state university of justice (Far East branch), Russia, Khabarovsk
Student of the Department of Humanitarian and Socio-Economic disciplines, Russian state university of justice, (Far East branch)
Abstract: The object of this study is an Internet meme as one of the genres of network communication which performs an entertaining function. The material was memes of socially significant sanctions topics. They reflect the current issues of modern media and require not only socio-historical, but also linguistic comprehension. The purpose of the study is to identify the linguopragmatic specifics of sanctions memes. The article is devoted to a comprehensive description of Internet memes. The thematic variety of memes is considered, sources of memes and the features of the formation are indicated. Ways to achieve a comic effect are described. Besides, the structure of memes and their classification are discusses in the article. It is concluded that these Internet memes reflect various aspects of people's lives and their relationships under sanctions.
Keywords: internet meme, verbal component, visual component, comic effect
Сабурова Н.А., Ившина А.А. Лигвопрагматическая характеристика интернет-мемов в пространстве санкционного контента // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2023. № 03 (95). Режим доступа: https://scipress.ru/philology/articles/ligvopragmaticheskaya-kharakteristika-internet-memov-v-prostranstve-sanktsionnogo-kontenta.html (Дата обращения: 30.03.2023)
С расширением технологизации общества и увеличением отраслей коммуникативного взаимодействия между его членами потребность в скорейшей передаче оценочной информации становится все более актуальной и значимой для современного человека. В мире достаточно широко используются различные СМИ, в том числе социальные сети, мессенджеры, основная задача которых – быстрая передача информации. С возрастанием популярности виртуальной коммуникации в качестве отдельного мультимодального [1] жанра выделился «интернет-мем», который приобретает в современном интернет-пространстве все новые черты и функции [2] и становится объектом не только лингвистических, но междисциплинарных исследований [3]. Интернет-мемы возникли с начала развития сетевого общения и позволили пользователям завоевывать популярность и обзаводиться новыми знакомствами. Интернет играет важную роль в появлении и распространении мемов. Как утверждает Р. Докинз, термин мем (англ. meme) – это «идея, образ, объект культуры (чаще нематериальной), который перенимается многими членами сообщества» [4, с. 50].
Различные интернет-сообщества (блоги, форумы, чаты, группы в социальных сетях и т. п.) являются пространствами, где «зарождаются» мемы. Интернет-мемы отличаются разной степенью локальности в зависимости от того, какую часть интернет-пространства они покрывают. Поводы для создания мемов многообразны: горячая новость в СМИ, предмет искусства, кинофильм, персонаж аниме, выражение интернет-пользователя, отношения в семье [см, 5] международные и внутригосударственные отношения [см. 6], и т. д.
К главным чертам интернет-мема относятся вирусность, реплицируемость, чувственность, серийность, мимикрия, минимализм формы, полимодальность, актуальность, юмористическое направление, медийность, фантазийный характер [7, 8].
Главной функцией, выполняемой интернет-мемами, является развлекательная. Многие мемы основаны на вымысле, который позволяет «играть с реальностью», превращать мемы в игровое, увлекательное пространство. Вымысел прослеживается либо в визуальном компоненте (например, использование в меме изображения, измененного в программе Photoshop), либо в вербальном компоненте (например, использование сопроводительной надписи с алогизмом, абсурдом, намеренным аграмматизмом и т. д.). Часто встречаются интернет-мемы с моделированием несуществующей, невозможной ситуации (например, интернет-мем о говорящих животных). Реплицируемость и вирусность мема – особенно значимые черты для передачи актуальной информации. Интернет-сообщество мгновенно реагирует с помощью мемов на социально значимые культурные события, отражая в них свои мнения, эмоции и модусы оценки.
С начала 2021 года увеличилось количество мемов на тему санкций. Вследствие развернувшейся российской спецоперации по демилитаризации Украины страны Европы считают Россию агрессором и нарушителем международного мира, и для того, чтобы наказать ее за нарушение суверенитета другой страны, вводят пакеты санкций. Реакция российских граждан на введенные меры оказалась мгновенной: значительная часть политического контента как в дипломатическом, журналистском, так и в неформально-бытовом его проявлении посвящена осмыслению этих жестких антироссийских акций. Одним из жанров в рамках оформления таких коммуникативных рефлексий стал жанр интернет-мема, который требует не только политико-идеологического, но и лингвистического осмысления.
Интернет мемы санкционной тематики и стали объектом нашего исследования, цель которого – выявить лингвопрагматическую специфику интернет-мемов в пространстве санкционного контента. Поставленная цель определила решение следующих задач: изучить понятие интернет-мема, рассмотреть тематическое разнообразие интернет-мемов на тему санкций, выявить особенности формирования креализованного текста мемов санкционной тематики.
Обратимся к понятийному членению санкционного контента посредством мемов. Значительную его часть составляют мемы, основанные на шутках об импортозамещении (рис. 1).
Рисунок 1.
Пример 1 иллюстрирует отношение людей к замене отечественной продукцией импортных продуктов питания. В связи с последними событиями на российском рынке начали закрываться зарубежные предприятия, в частности, фастфуды, в т. ч. «Макдональдс». Визуальный компонент мема содержит фото обычного обеда среднего россиянина ‒ вареного картофеля (подобия популярного продукта «картошка фри») и куриных крыльев, обжаренных обычным способом (аналог «куриных крылышек» из «Макдональдса»).
Не менее популярны мемы, посвященные уходу с рынка и других иностранных компаний. Вскоре после начала спецоперации на Украине популярная мебельная компания «Ikea» объявила о закрытии своего предприятия в России, что делает невозможным приобретение ее товаров на территории России. Для создания комического эффекта автор использовал вербальный компонент: «Акула из Икеи внесена в Красную книгу России» (рис. 2), в котором автор с иронией говорит об ограниченном количестве мягкой игрушки «Blåhaj». Мем в шутливой форме подчеркивает отсутствие негативных последствий для среднего потребителя «ухода» с российского рынка Икеи.
Рисунок 2
Другая категория картинок посвящена негативным последствиям введения санкций. Так, на рис. 3 автор мема передаёт отношение к повышению цен на необходимую для жизни человека продукцию. После введения санкций появился дефицит некоторых товаров из-за прекращения поставок зарубежных фирм. Фраза «Покажи еще раз, насколько ты богат» наталкивает на мысль о том, что товары, лежащие в багажнике машины (бумага, сахар, шампунь), имеют достаточно высокую цену, т. е. богатство человека в нынешней ситуации оценивается по новым критериям: исходя из возможности потребителя приобрести большое количество «редких» товаров повседневного спроса. Визуальный компонент увеличивает воздействие: на фото покупательская способность усиливает положительное впечатление о новом знакомом девушки. Сатирический эффект достигается путем сочетания вербального и визуального компонентов.
Предметом насмешек в мемах стало введение ответных санкций странам Европы, которые в значительной степени повлияли на экономическую ситуацию в европейских государствах. В меме (рис. 4) на фразу «Ты доигрался! Я ввожу против тебя санкции» объектом наказания становится… медведь, который, безусловно, является излюбленным символом России и подтверждает мнение о том, что мем ‒ это «хранилище культурных кодов сетевого сообщества» [9, с. 113], заостряя внимание на культурной специфике этих единиц.
Рисунок 3
Визуальный компонент делает акцент на том, что России не вредят санкции: медведь находится в доме (в защищенном комфортном пространстве) и пьет чай. Семиотически значимы и размеры изображенных объектов, символизирующих противоборствующие стороны: огромный медведь и крошечный Запад. Вербальный компонент мема (Что? Отказываешься брать в долг, покупать газ, электричество и уголь?) дает понять, что Европа пострадает от прекращения/сокращения поставок природных ресурсов из России в значительно большей степени, чем Россия ‒ от введенных санкций. Образ медведя в визуальном компоненте мема присутствует также и в меме, отражающем количество введенных санкций.
На рисунке 5 изображены участники Евросоюза, которые держат в руках толстые книги под названием «Санкции», а фраза «Осталось только запретить балалайки и медведей» указывает на огромное количество действующих против России санкций, которые, тем не менее, не нанесли большого вреда нашей стране. Запрет на балалайки и медведя выглядит смешно, так как касается духовных ценностей, которыми богата Россия, а их запретить невозможно.
Рисунок 4
Такого рода мем позволяет высмеять абсурдность действий правительств западных стран.
Рисунок 5
Частотны мемы, отражающие различные аспекты влияния санкций на повседневную жизнь. Безусловно, во многих медийных жанрах присутствует сопоставление жизни россиян до и после социально-значимых событий. И санкционный контент не исключение. Так, в меме (рис. 6) сравнивается жизнь «до» и «после» введения санкций. Изображение иллюстрирует неизменность материального статуса обычных россиян: у людей все такая же «китайская техника», «отечественный автомобиль» и «дешманское пивко». Автор мема, используя стилистически сниженную разговорную лексику, хотел указать на безразличие к введенным санкциям со стороны российского обывателя, уровень достатка которого отнюдь не высок.
Одним из важнейших аспектов «санкционных» мемов является отношение людей к введению санкций. Интернет-мем на рисунке 7 адаптирует сцену из фильма «Баллада Бастера Скраггса», используя диалог из кинокартины в качестве вербального компонента с комментарием.
Рисунок 6
Люди, представленные в меме, ‒ «жертвы» санкций ‒ ждут так называемой казни «крымчан». Здесь проведена аналогия с жителями Крыма, против которого в 2014 году (после присоединения к России) ввели большое количество санкций: угрозы Украины и объединенного Запада не смогли изменить судьбу сделавших свой выбор крымчан. Поэтому риторический вопрос главного героя по отношению к «остальным россиянам»: «Первый раз?» звучит иронически и предполагает безусловный ответ, что и на этот раз угрозы останутся позади, а последствия ‒ преодолимы.
Рисунок 7
Интернет-мем - это единица культурной информации, представляющая собой особый вид полимодального дискурса в интернет-коммуникации, креализованный текст, сочетающий, как правило, визуальный и вербальный компонент, при этом изображение может быть подвижным (в виде «GIV», подвижного изображения) или неподвижным. С учетом многообразных характеристик мемов создаются различные классификации.
Одним из основных признаков для классификации мемов является их структура. Исследователь мема с точки зрения PR А. Г. Квят предлагает следующую типологию мемов: речевые клише (цитаты, паремии); визуальные и аудиовизуальные объекты (фотографии, рисунки, видеоролики); образы реальных или вымышленных персонажей медиапространства; бренды компаний или товаров; тематические доминанты медиапространства [10]. Рассмотрим представленность указанных типов в нашем материале.
В качестве примера речевого клише (цитаты) в интернет-меме (рис. 8) можно указать фразу французского политика Э. Макрона: «Я перестану звонить Путину». Употребленная в санкционном контенте, эта фраза означает одну из санкционных угроз, которая, разумеется, не способна нанести никакого вреда объекту санкций.
Рисунок 8
В интернет-мемах в целом, и в мемах, посвященных санкциям, визуальные и аудиовизуальные объекты играют первостепенную роль. В проанализированных мемах в качестве невербального ряда широко используются фотографии, рисунки, видеоролики. Так, в меме (рис. 9) для закрепления комического эффекта используются фотографии: пакет с напдписью «пакет Санкций» и «пакет с пакетами». Вербальный компонент мема включает осмысление слова пакет в двух значениях: совокупность документов и упаковочное средство, не имеющее никакой ценности. Визуальный и вербальный компоненты демонстрируют, что отношение России к «пакету санкций» такое же, как к обычному пакету: «Весь мир: создает пакет санкций. Россия: кладет его в пакет с пакетами». Игра слов, повтор, нацеленный на снижение стилистической окраски слова пакет, в совокупности с изображением приводит к стилистическому эффекту мейозиса, обесценивающего принятые в отношении к России санкционные решения.
Рисунок 9
«Санкционные» мемы активны в использовании образов реальных персонажей. Так, в качестве основы мема (рис. 10) использован образ известного американского актера Джейсона Стэтхэма, очень популярного в России, благодаря известным фильмам с его участием («Механик: Воскрешение», серия фильмов «Форсаж», «Шальная карта»). Вербальный компонент мема о запрете Стэтхэмом его цитат в России звучит абсурдно, так как касается по сути ограничения на артефакты культуры, которые имеют общемировую значимость.
Рисунок 10
Находят отражение в мемах и вымышленные персонажи, в частности – герои мультфильмов (рис. 15).
В качестве визуального компонента используются бренды компаний или товаров. В меме (рис. 11) высмеивается нелепость ранее введенных санкций путем переосмысления абсурдной рекламной фразы о вкусовых качествах правой и левой палочки шоколада «Twix», которая выступает в данном контексте в качестве прецедентной. Визуальный компонент представлен фотографией этого популярного бренда.
Рисунок 11
По количеству вербальных компонентов мемы могут быть как одночленными/односоставными (как на рис. 3), так и двучленными/двусоставными, т. е. состоящими из двух высказываний, разных в функциональном отношении: завязки и так называемого панчлайна, вступающих в сложные смысловые взаимоотношения с сопутствующим визуальным компонентом. Так, на рисунке 12 завязкой мема является фраза: В России начался дефицит бумаги А4: цены выросли в 10 раз, а комический эффект дает визуальный компонент в сочетании с вербальным – панчлайном: на фото изображены упаковки бумаги А4 в качестве товара на рынке и вербальный компонент: «Рынок ценных бумаг».
Рисунок 12
В текстовых мемах используется только вербальный компонент (рис. 13). В меме ключевым словом санкционного дискурса является лексема отзывать, которая в типичном употреблении касается только реальных людей, а по отношению к персонажам анекдотов формирует явно иронический эффект.
Рисунок 13
В персонажных мемах в центре внимания авторов герои фильмов (рис.7, 10), анекдотов (рис. 8) или мультфильмов (рис. 14).
Персонажные мемы могут быть построены по принципу комиксов, герои которых символизируют стороны, находящиеся в политической оппозиции по отношению к России (рис. 15).
Ряд мемов (рис. 1, 6, 9, 16) можно отнести к компаративным. Компаративные мемы основаны на сопоставлении нескольких изображений, объектов, точек зрения на ситуацию и т. д.
Так, на рис. 16 сравниваются популярные бренды одежды и продукты малоизвестных производителей. В оппозиции находятся также мимика, жесты и позы героя фотоизображения, которые отражают его противоположные эмоциональные состояния.
Рисунок 16
Проанализировав интернет-мемы, посвященные санкциям, можно сделать вывод о том, что в тематическом плане они охватывают разные аспекты осмысления русскими новой санкционной реальности. Для формирования вербальной составляющей используются стилистически-окрашенные лексемы, игра слов, употребление мейозиса, вопросно-ответные конструкции, абсурдные и прецедентные высказывания. Визуальные компоненты имеют прецедентный характер. Их источниками стали как реальные личности, так и герои популярных кинофильмов, мультфильмов и анекдотов. В композиционном плане мемы могут быть как одночленными, так и двучленными и даже многочленными (в случае с мемом-комиксом). Значительно количество компаративных мемов, которые позволяют смиряться с новыми условиями жизни, с одной стороны, и выражать критически-насмешливое отношение к оппозиционной стороне, с другой. Коммуникативный посыл мемов рассмотренной тематической группы заключен в снижении социальной остроты санкционного контента и остросатирической направленности данных креолизованных текстов против инициаторов и проводников санкций. Мемы отражают критическое общественное мнение о действиях коллективного Запада в отношении к России и, благодаря юмору и даже порой злой сатире, позволяют справиться с ощущением страха и растерянности в новых политических условиях.
Список литературы
1. Блинова О.А. Мультимодальность в сетевом политическом дискурсе: интернет-мемы о независимсоти Шотоандии // Научный диалог, 2019, №10. – С.79-93
2. Рыжков К.Л. Интернет-мемы как новое социально-культурное явление // Человек и культура. – 2021. – № 4. – С. 143 – 150 – URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=36432 (дата обращения: 30.03.2023)
3. Мартынова А.С. Применение интернет-мемов в процессе обучения технической лексике для студентов агроинженерного направления / А.С. Мартынова // Международный научно-исследовательский журнал.– 2021. – №6 (108). - URL: https://research-journal.org/archive/6-108-2021-june/primenenie-internet-memov-v-processe-obucheniya-texnicheskoj-leksike-dlya-studentov-agroinzhenernogo-napravleniya (дата обращения: 30.03.2023)
4. Докинз Р. Эгоистичный ген. – Москва : Мир, 1993. – 318 с.
5. Женевская Е.В. Интернет-мем «Семья» как прагматически обогащенная лингвовизуальная единица полимодального дискурса / Е. В. Женевская, А. С. Мартынова // Гуманитарные и социальные науки, 2020. – № 4 . – С. 100-111 – URL: http://www.hses-online.ru/2020/04/11.pdf (дата обращения: 10.03.2023).
6. Канашина, С. В. Интернет-мем как лингвовизуальный политический дискурс // Германистика 2021: nove et nova : Материалы IV Международной научной конференции, Москва, 10–12 ноября 2021 года. – Москва: Московский государственный лингвистический университет, 2021. – С. 225-229.
7. Канашина С. В. Интернет-мем как новый вид полимодального дискурса в интернет-коммуникации: дис. канд. филол. наук: 10.02.04. – М., 2016. – 265 с.
8. Щурина Ю. В. Интернет-мемы как средство межкультурной коммуникации // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2013. – №6 (81). – С. 34-38
9. Марченко Н. Г. Интернет-мем как хранилище культурных кодов сетевого сообщества // Казанская наука. – 2013. – №. 1. – С. 113-115
10. Квят А. Г. Медиамем как инструмент политического PR: когнитивный подход // Квят, А. Медиамем как инструмент политического PR: когнитивный подход / А. Квят, – М.: Медиаскоп, 2013 .– № 1. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/125412 (Дата обращения: 26.11.2022)