Литература народов стран зарубежья | Филологический аспект №12 (92) Декабрь 2022

УДК 82

Дата публикации 12.12.2022

Лексические средства портретизации персонажа (на примере образа Сиенны Брукс в романе Дэна Брауна «Инферно»)

Прохорова Ольга Николаевна
д. филол. наук, профессор, директор института межкультурной коммуникации и международных отношений, Белгородский государственный национальный исследовательский университет «НИУ БелГУ», РФ, г. Белгород, olgitsa2010@yandex.ru
Чекулай Игорь Владимирович
д. филол. наук, профессор кафедры английской филологии и межкультурной коммуникации, Белгородский государственный национальный исследовательский университет «НИУ БелГУ», РФ, г. Белгород
Мухартова Дарья Андреевна
аспирантка кафедры английской филологии и межкультурной коммуникации, Белгородский государственный национальный исследовательский университет «НИУ БелГУ», РФ, г. Белгород, daria.muhartowa@yandex.ru

Аннотация: С учетом популярности романов американского писателя Дэна Брауна, а также исследований, направленных на изучение системы образов художественных произведений в мировой современной литературе, в последнее десятилетие большое внимание уделяется анализу творчества данного автора в контексте передачи идейного замысла через образ героя. В данной статье предпринимается попытка охарактеризовать одного из женских персонажей мистического романа Дэна Брауна «Инферно» с учетом ее портретных черт. Актуальность исследования обусловлена необходимостью восполнить пробелы, связанные с отсутствием исследований в области анализа роли и образов женских персонажей. В статье рассматриваются детали внешнего облика героини романа, включающего описание телодвижений, мимики, жестов, выражений глаз и лица. На основании анализа конкретных примеров автор приходит к выводу о противоречивости образа героини. Подобный взгляд на творчество американского писателя, изложенный в данной статье, будет интересен специалистам в области филологии и литературоведения.
Ключевые слова: портрет, портретизация, образ, персонаж, Дэн Браун, литературоведение, художественный текст.

The lexical means of portraying a character (on the example of the image of Sienna Brooks in the novel Inferno by Dan Brown)

Prokhorova Olga Nikovaelva
Doctor of Philology, Professor, Director of the Institute of Cross-cultural Communication and International Relations, Belgorod National Research University, Russia, Belgorod
Chekulai Igor Vladimirivich
Doctor of Philology, Professor at the Department of English Philology and Cross-cultural Communication, Belgorod National Research University, Russia, Belgorod
Mukhartova Darya Andreevna
postgraduate at the Department of English Philology and Cross-cultural Communication, Belgorod National Research University, Russia, Belgorod

Abstract: In view of the growing popularity of Dan Brown’s novels as well as research aimed at studying the system of fiction images in modern world literature, much attention has been given recently to the analysis of his works in the context of the delivery of the idea through the character image. The aim of the article is therefore to characterize one of the female characters in Dan Brown's mystical novel "Inferno", taking into account her portrait features. The study is of particular relevance considering the need to fill the gaps associated with the lack of research in the analysis of the role and images of female characters in Brown’s novels. The article deals with the details of the appearance of the heroine of the novel, including her body movements, gestures, eye and facial expressions. As a result of the study, the inconsistency of the above-mentioned female character is highlighted. The results of this study may be of interest to specialists in literature studies and linguistics.
Keywords: portrait, portraying, image, character, Dan Brown, literature studies, literary text.

Правильная ссылка на статью
Прохорова О.Н., Чекулай И.В., Мухартова Д.А. Лексические средства портретизации персонажа (на примере образа Сиенны Брукс в романе Дэна Брауна «Инферно») // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2022. № 12 (92). Режим доступа: https://scipress.ru/philology/articles/leksicheskie-sredstva-portretizatsii-personazha-na-primere-obraza-sienny-bruks-v-romane-dena-brauna-inferno.html (Дата обращения: 12.12.2022)

Образ героя (персонажа) является одной из важнейших категорий художественного текста. Замысел писателя находит отражение в конкретном образе каждого из персонажей художественного произведения.

Вопрос о разграничении таких понятий, как «герой» и «персонаж» в современном литературоведении до сих пор не разрешен. Существуют как определенные границы между данными терминами, так и их полное отсутствие, ведущее к уравниванию двух понятий. По мнению литературоведа Л.Я. Гинзбург, персонаж литературного произведения представляет собой «серию последовательных появлений одного лица в пределах данного текста» [1, с. 89].

Ученый-литературовед Е.П. Барышников, в свою очередь, отмечает, что герой – это «образ человека в литературе». Он склоняется к точке зрения, согласно которой герой является именно тем персонажем, который больше всего симпатизирует автору произведения.  [2, с. 315-318].

Согласно толкованию В.И. Масловского, «литературный герой» — это целостный образ человека, отражающийся в его облике, образе мыслей и поведении, в то время как «персонаж» выявляется лишь в контексте, что, тем не менее, не влияет на факт приравнивания двух понятий друг к другу [3, с. 195]. Похожего мнения придерживается и Дж. А. Каддон, определяя героя литературного произведения как главного персонажа [4].

Таким образом, существуют различные подходы к толкованию таких литературоведческих терминов, как «герой» и «персонаж». Данное исследование будет опираться на идеи В.И. Масловского и Дж. А Каддона, согласно мнению которых, не существует четкой границы между вышеуказанными понятиями, а значит, персонажем выступает герой произведения. 

Романы Дэна Брауна пользуются огромной популярностью у широкой публики, однако, несмотря на очевидный интерес к творчеству американского писателя среди современных лингвистов, за рамками научных исследований остаются вопросы, связанные с лексико-грамматическими и синтаксическими средствами портретизации персонажей его романов. В особенности, отмечается отсутствие исследований в области анализа роли и образов женских персонажей в романах писателя, чем и обусловливается актуальность и новизна данного исследования.

Женские персонажи в серии романов Брауна о профессоре символики Роберте Лэнгдоне имеют особое значение, так как вместе с протагонистом составляют пару героев, вокруг которых разворачивается основное действие того или иного романа. Каждая героиня появляется в ходе завязки основного сюжета и первоначально выступает в роли своеобразной помощницы, спутницы главного героя, сопровождающей его на протяжении всего произведения. Примечательно, что героини Брауна являются представительницами разных этносов, ему приходится сотрудничать и работать бок о бок с француженкой, итальянкой, испанкой, американкой и англичанкой. Стоит также отметить, что каждая из девушек является специалистом в области науки или искусства.

Материалом данного исследования послужил опубликованный в 2013 году мистический роман Дэна Брауна «Инферно», четвертая часть в серии книг о Роберте Лэнгдоне, профессоре религиозной символики Гарвардского университета. Представленная работа выполнена в контексте диссертационного исследования автора.

Цель исследования – охарактеризовать женские персонажи романов Дэна Брауна с точки зрения лексических средств, используемых автором произведения для их портретизации.

В литературе понятие «портрет» представляет собой целостную характеристику персонажа, соответственно портретизация включает в себя несколько важных аспектов. Как отмечал В.Е. Хализев, ключевые составляющие образа персонажа могут включать в себя его портрет, речь, поступки, мировоззрение, характеристику другими действующими лицами, авторскую характеристику, а также средства психологического анализа. Как правило, лексический материал текста выступает основным средством представления персонажа [5]. Знакомство читателя с персонажем начинается именно с портрета. В понимании А.Б. Есина, литературный портрет изображает внешность человека, включая лицо, телосложение, манеру поведения, жестикуляцию и мимику. Таким образом, даже внешних черт достаточно для того, чтобы определить характер человека [6, с. 78]. Е.В. Стрельцова подчеркивает, что портрет принадлежит конкретному герою и вместе с тем выражает авторскую идею, связывая сюжет произведения с системой персонажей [7, с. 80].

Данное исследование сосредоточено на рассмотрении портрета персонажа с точки зрения описания его внешности, а также характерных для него телодвижений, мимики, жестов, выражений глаз и лица.

В романе «Инферно» главным женским персонажем выступает молодой врач, доктор Сиенна Брукс. Несмотря на то, что действие романа разворачивается в Италии, Браун знакомит читателя не с итальянкой, а с британкой, воспитанной в состоятельной семье. Ее портретная характеристика указывает на ключевые элементы ее внешности, которые впоследствии отразятся на ее действиях и характере. Например:

  • Tall and lissome, Dr. Brooks moved with the assertive gait of an athlete. Even in shapeless scrubs, she had a willowy elegance about her. Despite the absence of makeup that Langdon could see, her complexion appeared unusually smooth, the only blemish a tiny beauty mark just above her lips. Her eyes, though a gentle brown, seemed unusually penetrating, as if they had witnessed a profundity of experience rarely encountered by a person her age [8, p. 26].
  • There was a long silence, and Dr. Marconi finally gave his attractive young colleague a reluctant nod [8, p. 34].
  • Sienna was transformed – a natural beauty – having changed into formfitting jeans and a cream-colored sweater, both of which complemented her lithe figure [8, p. 67].
  • She ran her slender hand beneath the Trike’s front fender and removed a small magnetized case [8, p. 102].
  • „Not the moment for modesty”, Sienna said grabbing his hands and wrapping them around her slender waist. “You’ll want to hold on” [8, p. 103].
  • A willowy thirty -two-year-old approached the group and Langdon placed a welcoming hand on her shoulder [8, p. 133].
  • „Ciao”, a pretty blond woman said, smiling sweetly at him [8, p. 187].

Автор использует прилагательные lissome, slender, willowy, lithe, pretty, attractive, подчеркивающие элегантность, грацию и изящество девушки. Тем не менее, внешняя хрупкость Сиенны явно противопоставлена ее физической силе, позволившей героине в одиночку вывести пострадавшего в ходе завязки романа профессора из больницы и довезти его до своей квартиры, учитывая его ослабленное состояние. Дэн Браун демонстрирует контраст статичного и динамичного портрета доктора Брукс, противопоставляя «хрупкие», «изящные» эпитеты глаголам со значением побуждения и принуждения к действию в следующих эпизодах:

Привлекательная внешность и стройная фигура девушки свидетельствуют о предполагаемом высоком уровне физической подготовки, что реализуется в ловкости движений, скорости перемещений и быстрой реакции. Героиня демонстрирует невероятную силу, что, на первый взгляд, противоречит ее изящному телосложению. Авторские ремарки отмечены глаголами и глагольными сочетаниями, выражающими стремительные, резкие, но решительные действия, отточенные до автоматизма и не требующие дополнительного обдумывания: grabbed, forced, pushed, pulled, dragged, gripped, hurried, ran, urged, scrambled to her feet, reacted on instinct. Примечательно, что в большинстве случаев глаголы, описывающие действия Сиенны Брукс, имеют следующие значения: «схватить», «толкнуть», «потянуть» или «вскочить».

Помимо глаголов, действия героини охарактеризованы наречиями образа действия, указывающими на ее явное нетерпение, отсутствие промедления в принятии решений, рвение при выполнении любого дела, а также усердие. Например:

  • „Come on!” Sienna motioned urgently for him to follow. “Robert, we can’t just stand here!” [8, p. 256].
  • Without hesitation, Sienna hurried through the opening, moving fearlessly into the dim space beyond [8, p. 259].
  • Eagerly, Sienna grabbed the cloth and continued dabbing around the word until more text materialized, written on a gentle curve [8, p. 340].
  • Sienna scrambled to her feet beside Langdon and immediately took charge [8, p. 347].
  • She began typing rapidly on the tiny keyboard [8, p. 372].
  • Sienna was typing furiously again [8, p. 374].

Предложные обороты с предлогами with, without, within свидетельствуют о решительности и уверенности героини в своих действиях, а также подчеркивают исключительное проворство, подвижность, оперативность действий Сиенны Брукс.

  • Without warning, Sienna scrambled to her feet [8, p. 184].
  • Without hesitation, Sienna hurried through the opening, moving fearlessly into the dim space beyond [8, p. 259].
  • The board barely bent beneath her slender body, and within seconds she had joined him on the other side [8, p. 268].
  • Sienna was moving now with such nimble eagerness that Langdon nearly had to jog to keep up [8, p. 316].

Необходимо подчеркнуть, что Браун уделяет особое внимание характеристике взгляда Сиенны Брукс, который отражает внутреннюю противоречивость героини. Во-первых, стоит отметить, что автор использует для описания взгляда девушки целый спектр существительных и глаголов, составляющий синонимический ряд с доминантами look и to look. Среди существительных, встречающихся в описании взгляда героини наблюдаются такие, как stare, look, glance. Среди наиболее встречающихся глаголов: glance, glance over, scan, dart around, give a look, give a glance, cast an eye, shoot a glance, stare out. Во-вторых, как было сказано ранее, взгляд героини отражает ее противоречивость, что выражается в следующих примерах:

  • Dr. Brooks fixed him with a disquietingly intense stare. „Do you have any idea why you’d be saying this? Are you sorry about something?” [8, p. 28].
  • Langdon’s shoulders softened, and he turned to Sienna, whose eyes burned with a mixture of fear and anger [8, p. 184].
  • The woman knelt down next to Ernesto, her brown eyes like ice [8, p. 188].
  • „Mrs. Alvarez”, Sienna said, fixing Martha with a stony look. “If you care about your future, and that of your baby, then you need to let us leave, right now” [8, p. 254].

Эпитеты intense, stony, а также сравнение like ice и метафора eyes burned демонстрируют определенную резкость в поведении, непоколебимость в принятии решений, авторитет и силу воли Сиенны. В то же время девушка склонна к излишним переживаниям, ей свойственны повышенная тревожность, нервозность, мнительность и подозрительность, что можно проследить в следующих отрывках:

  • Sienna was glancing nervously up through the trees [8, p. 158].
  • Sienna shot an anxious glance at the miniature and saw the secret staircase descending all the way from the top of the palace down to street level, stealthily hidden between the inner and outer walls of the building [8, p. 263].
  • Sienna walked briskly beside him, her eyes nervously scanning the skies beyond the campanile, clearly searching for the drone, but it was nowhere to be seen [8, p. 313].
  • Sienna’s eyes now began darting around the building with obvious concern [8, p. 325].

Здесь автор неоднократно использует наречие nervously, а также ряд слов, входящих в семантическое поле «тревога, беспокойство», – anxious и concern – с целью выразить следующую мысль: героиня на протяжении романа находится в крайне неустойчивом психическом состоянии вследствие того, что за ней и профессором Лэнгдоном ведется погоня по необъяснимым причинам. Более того, девушка скрывает собственную тайну, которая по объективным причинам не может быть разглашена до наступления кульминации сюжета.

Внутреннее беспокойство и излишняя тревожность также проявляются в портрете Сиенны при помощи эпитетов breathless, uncomfortable, shaken, excited, appalled, startled, frightened. Более того, Браун использует такие детали портрета, как описание изменений голоса и сопутствующих звуков. Например:

  • Sienna gasped audibly and her eyes shot up to meet Langdon’s [8, p. 151].
  • Her voice cracked slightly, and she took a moment to regroup [8, p. 160].
  • She gasped out loud [8, p. 339].
  • She turned slowly back to him. “Because …” she began, the words catching in her throat. “Bertrand didn’t create a plague.” Her eyes welled up again with tears. “He created something far more dangerous.” [8, p. 579].

Таким образом, в рамках анализа портретной характеристики героини романа «Инферно» Сиенны Брукс можно сделать вывод о противоречивости данного персонажа. Образ девушки построен на противопоставлении хрупких черт внешности и резких, стремительных движений; холодной жесткости и острой тревожности; решительности и мнительности. Основным средством портретизации героини выступают качественные прилагательные и наречия образа действия, используемые автором для описания ее внешности, а также поведения, что отражает ее статичный портрет. Динамичный же портрет героини представлен глаголами и глагольными сочетаниями, обозначающими стремительные, резкие, однократные движения. Наконец, Браун сосредотачивает внимание читателей на взгляде девушки, позволяя проследить за изменениями в ее поведении, таким образом подчеркивая, что глаза выступают не только органом зрения, но и индикатором эмоционально-психологического состояния персонажа.

Далее представляется необходимым обозначить перспективы исследования лексических средств портретизации персонажа Сиенны Брукс в романе Дэна Брауна «Инферно». Заслуживает внимания рассмотрение речевого портрета героини, который позволит охарактеризовать персонаж как созданную автором произведения языковую личность. Не менее интересным представляется анализ образа героини в контексте ее национальной принадлежности. Наконец, перспективным представляется сравнительный анализ героини романа «Инферно» с другими женскими персонажами, представленными в романах Дэна Брауна.


Список литературы

1. Гинзбург Л.Я. О литературном герое: монография / Л.Я. Гинзбург. – М., 2001. – 235 с.
2. Барышников Е.П. Литературный герой // Краткая литературная энциклопедия / Е.П. Барышников; под ред. В.Я. Лакшина. – М., 1967. – Т. 4. – С. 315-318.
3. Масловский В. И. Литературный герой // Литературный энциклопедический словарь / Под общей ред. В. М. Кожевникова, П.А. Николаева. М.: Советская энциклопедия, 1987. — 750 с. — С. 19.
4. Cuddon J. A. A Dictionary of Literary Terms and Literary Theory. URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/book/10.1002/9781118325988 (дата обращения: 30.11.2022).
5. Хализев Е.В. Теория литературы / Е.В. Хализев. – М.: Академия, 2000. – 432 с.
6. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие. – 3-е изд. – М.: Флинта, Наука, 2000. – 248 с.
7. Стрельцова Е.В. Средства портретирования персонажа в рассказах Роальда Даля / Е.В. Стрельцова // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. Филологические науки. – 2018. – Т. 2, №2. – С. 78-86.

Список источников
8. Brown D. Inferno / Dan Brown. – London : Transworld Publishers, 2013. – 620 p.

Расскажите о нас своим друзьям: