Русский язык | Филологический аспект №12 (92) Декабрь 2022

УДК 81-114.2

Дата публикации 07.12.2022

Конструкции экспрессивного синтаксиса в публицистическом тексте

Воробьева Елена Николаевна
канд. филол. наук, доцент, доцент кафедры русского и иностранных языков, Вологодский институт права и экономики ФСИН России, РФ, г. Вологда, helenvorobyova@mail.ru

Аннотация: Целью статьи является анализ трудов российских языковедов, посвященных изучению функционирования экспрессивных синтаксических конструкций в современном публицистическом тексте. Обращение к публицистическому тексту как материалу исследования во многом объясняется целями и задачами прагматического воздействия на массовое сознание потребителей медийной продукции. Выделяются и описываются основные экспрессивные структуры в различных медийных продуктах и их целевые задачи в медиадискурсе. Проведенный обзор литературы позволил установить значительное влияние стилистики и неориторики на современную перспективу научных изысканий в данной области исследования.
Ключевые слова: экспрессивный синтаксис, публицистический стиль, медиатекст, медиадискурс, фигура речи, экспрессивная стилистическая конструкция.

Constructions of expressive syntax in publicism

Vorobyova Yelena Nickolaevna
Cand. Sci. (Philology), Docent, Associate Professor at the Department of Russian and Foreign Languages, Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary Service, Russia, Vologda

Abstract: The aim of the article is to analyze the works of Russian linguists devoted to the study of the functioning of expressive syntactic constructions in a modern journalistic text. The interest to the journalistic text as a research material is largely explained by the goals and objectives of the pragmatic impact on the mass consciousness of consumers of media products. The main expressive structures in various media products and their target tasks in the media discourse are identified and described. The conducted literature review allowed us to establish a significant influence of stylistics and neo-rhetoric on the modern perspective of scientific research in this field of research.
Keywords: expressive syntax, publicist style, media text, media discourse, figure of speech, expressive syntactic construction.

Правильная ссылка на статью
Воробьева Е.Н. Конструкции экспрессивного синтаксиса в публицистическом тексте // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2022. № 12 (92). Режим доступа: https://scipress.ru/philology/articles/konstruktsii-ekspressivnogo-sintaksisa-v-publitsisticheskom-tekste.html (Дата обращения: 07.12.2022)

Объектом изучения в настоящей статье явились работы советских и российских языковедов, посвященные изучению конструкций экспрессивного текста на материале публицистических текстов. Пристальное внимание к функционированию экспрессивных синтаксических форм в различных жанрах публицистического стиля наблюдается как в отечественной русистике, так и германистике. Подобный интерес к публицистическому стилю объясняется тем, что помимо информационной публицистический текст реализует и воздействующую функцию, которая определяется целями и задачами прагматического воздействия на массовое сознание читателей посредством массовой информации. В соответствии с этим публицистический текст характеризуется яркой эмоциональной оценочностью и «побудительностью», традиционно отмечаемыми составляющими экспрессивной функции языка. Указывая на перспективность данного направления исследования, Г.Н. Акимова отмечает, что «элементы экспрессии следует искать в тех формах письменной речи, которые могут иметь установку на преднамеренное воздействие», что изначально заложено в письменном публицистическом стиле, испытывающем сильное влияние разговорной речи [1, с. 84].

Современным жанром публицистического стиля является медиатекст. Медиатекст подразумевает достаточно разнородные, разноплановые медийные продукты в устной и письменной формах (газетная и журнальная статьи, рекламный текст, блог, ток-шоу, трейлер, интернет-сайт и другие) [2, с. 737]. Возрастающая роль средств массовой информации и коммуникации привлекает языковедов к исследованию экспрессивных синтаксических форм в современном медиадискурсе. Такие исследования обращены к проблемам как традиционных жанров публицистического стиля, к которым относятся газетные и журнальные статьи в печатных средствах массовой информации (работы М.А. Глазковой, А.В. Михалчевой, О.А. Пентиной, Е.А. Кораблевой и  Ш. Хоттак), публицистические очерки (М.А. Куроедова), так и современных: сетевых версий печатных изданий (А.Д. Гаврилов), рекламного текста (Е.А. Кораблева, И.А. Зубкова), жанра ток-шоу (Н.Н. Василькова).

Исследование М.А. Глазковой проводится на материале русско- и англоязычных аналитических статей и посвящено функционированию экспрессивных синтаксические конструкции в современных публицистических текстах согласно прагматическим интенциям авторов. При этом М.А. Глазкова подчеркивает, что экспрессивные синтаксические конструкции являются «средствами выражения не только лингвистической категории экспрессивности и смежных с ней категорий интенсивности, оценочности, эмоциональности, но и ключевых структурных текстовых категорий связности и целостности, а также текстообразующей структурно-семантической категории персональности, предопределяющей отбор автором публицистического текста экспрессивных синтаксических конструкций, в частности в тексте аналитической общественно-политической статьи» [3, с. 5]. Исследователь также указывает, что в аналитической общественно-политической статье благодаря экстралингвистическим факторам воздействующая функция речи начинает доминировать над функцией передачи информации. Отмечается, что в русскоязычных и англоязычных общественно-политических статьях используются следующие риторические экспрессивные структуры (фигуры речи): инверсия, зевгма, литота, эллиптические предложения, риторический вопрос, которые наряду с общей воздействующей функцией обладают своими частными функциями, которые способствуют реализации прагматической интенции автора. Повторы на различных уровнях языка (лексические, семантические, синтаксические), по мнению ученого, обеспечивают единство структурных и семантических текстовых категорий. При этом выбор того или иного вида повтора обуславливается прагматической интенцией автора как отправителя текста.

М.А. Куроедова полагает, что схему анализа синтаксических особенностей речевой структуры произведений публициста оптимально строить на обобщении поэтического и разговорного синтаксиса. Но в письменной публицистической форме выразительные синтаксические конструкции, заимствованные из разговорной речи, становятся специальным стилистическим приемом [4].  Автор обращает внимание на те элементы разговорного синтаксиса, в которых проявляются эмоционально-эстетические интенции В. Пескова. Проводя исследование «синтаксического почерка» В. Пескова, М.А. Куроедова составляет перечень синтаксических конструкций на основании степени нарастания их полноты: усеченные, сегментированные конструкции, парцелляция и эллипсис. Последний прием в текстах публициста оказывается самым распространенным. Автор делает вывод о том, что явление разговорности в синтаксическом построении публицистического текста говорит об его использовании в качестве особого стилистического средства, применяемого автором в целях усиления выразительности и отражения личностного начала публициста.

А.В. Михалчева проводит комплексный анализ конструкций экспрессивного синтаксиса и их роль в воздействии на сознание реципиента в медиадискурсе [5, 6]. Исследование проводится на материале статей группы features, куда относятся такие серьезные популярные издания, как National Geographic и The Economist. Автор научных работ изучает различные механизмы экспрессивного синтаксиса для максимального воздействия на различные группы целевой аудитории, проводя сравнение используемых конструкций экспрессивного синтаксиса на основании разных прагматических установок представленных журналов. Делается вывод о том, что приемы экспрессивного синтаксиса выполняют разные прагматические функции. К общим приёмам экспрессивного синтаксиса для обоих журналов относится парантеза, которая используется для уточнения фактов или предоставления дополнительной информации.

О.А. Пентина на материале английского языка ставит задачу определения роли новостных текстов как эффективного средства воздействия. Материалом исследования послужили новостные сообщения о трёх значимых естественных катастрофах. Среди комплекса функционально-семантических средств воздействия в мультимедиальном информационном поле новостного текста были выделены следующие экспрессивные конструкции: лексический повтор, расщеплённые структуры, парцелляции, а также стилистические риторические приёмы (анадиплозис, гипербола, сравнение, метафора п др.), которые также участвуют в создании экспрессивной перспективы новостного текста [7, с. 20].

Исследователи также отмечают проявление экспрессии в сильных позициях текста, к которым относится и заголовок статьи. Статья А.Д. Гаврилова анализирует синтаксические модели экспрессивных восклицательных конструкций, лежащих в основе заголовков сетевых версий печатных изданий на русском, чувашском и английском языках. Актуальность проведенного исследования объясняется большим потенциалом речевого воздействия Интернет заголовка на массовую аудиторию, который реализуется приемами экспрессивного синтаксиса и пунктуационными средствами. По утверждению автора, экспрессивная восклицательная конструкция в сетевом газетном заголовке «усиливает выразительность высказывания и позволяет реализовать различные авторские интенции: передавать эмоции, внушать разные мнения о событиях, побуждать к действию и т.д.» [8]. Среди моделей синтаксических конструкций на материале русского языка выделяются эллиптической безглагольной конструкции, восклицательные предложения с глаголом в повелительном наклонении и обращением, а также в виде конструкции, состоящей из однородных сказуемых в повелительном наклонении. В основе экспрессивных восклицательных заголовков на английском языке – двухчастные и сегментированные синтаксические структуры. В чувашском языке заголовки представлены восклицательной конструкцией с глаголом в повелительном наклонении и обращением (или отрицательной частицей), эллиптической и парцеллированной конструкциями, неопределённо-личным предложением. А.Д. Гаврилов также выявляет закономерности оформления заголовков в зависимости от вида речевого воздействия. Особенностям использования экспрессивных синтаксических средств в заголовках современных англоязычных СМИ посвящена и работа Е.А. Кораблевой и Ш. Хоттак. Авторы выделяют разнообразные средства экспрессивного синтаксиса, используемые в заголовках с целью эмоционального воздействия (эллиптические и односоставные предложения, синтаксические повторы, парцеллированные конструкции, парентетические внесения, эмфатический вариант актуального членения предложения) [9].

Функционирование фигур речи как стилистических единиц экспрессивного синтаксиса в устных и письменных формах медиатекста (печатные СМИ, интервью, ток-шоу) описывает Н.Н. Василькова. По утверждению ученого, фигуры речи служат целям коммуникативного воздействия в реализации речевых актов, они широко представлены в различных видах речевой деятельности. Н.Н. Василькова указывает на неоднородность использования средств экспрессивного синтаксиса в различных жанрах медиадискурса, однако значительную часть таких средств составляют стилистические фигуры, которые способны значительно увеличить воздействующий потенциал речевого произведения. Беря за основу типологию речевых фигур, предложенную Л.К. Граудиной и Г.И. Кочетковой, автор подразделяет фигуры речи на эмфатические (антитеза, зевгма, хиазм, парантезу, сегментированные конструкции), характеризующиеся взаимодействием понятийных, смысловых обозначений в синтагме; суггестивные фигуры (повтор и его разновидности полиптотон, эпифора и анафора, фигура перечисления), придающие речи интонацию и особое звучание. Особую группу фигур (изобразительные) составляют экспрессивно-стилистические варианты высказывания, соответствующие единицам текста на уровне предложения. К таким фигурам относятся риторические вопрос, восклицание и обращение, а также сентенция, афоризм. Автор делает вывод о том, что роль выделяемых фигур речи особенно велика в медиаречи и публицистике, для которых характерен не информационный, а модально-эмоциональный и оценочный стиль повествования [2].

Разновидностью медиатекста является и рекламный текст.  Материалом диссертационного исследования Е.А. Кораблевой послужили рекламные тексты из популярных журналов на английском языке. Автор приходит к заключению, что во всех видах рекламного текста различного объема используются разнообразные средства экспрессии на уровне синтаксиса: различные типы парентетических внесений, эллиптические и односоставные предложения, синтаксические повторы, парцеллированные конструкции, а также пунктуационные приемы и особенности актуального членения предложения. Конструкции экспрессивного типа служат основной цели акцентирования внимания читателя на наиболее важной информации, делают рекламный текст более ярким и лаконичным. Эллипсис становится наиболее распространенным экспрессивным средством для взрослой аудитории, создает ощущение живой речи и производит компрессию информации [10]. И.А. Зубкова указывает на высокую интенсивность коммуникативного воздействия информационно-рекламного текста с использованием единиц экспрессивного синтаксиса на потребительский выбор реципиента путем создания положительного эмоционального эффекта. Так, важнейшими средствами рекламного копирайтинга являются устойчивые обороты, окказиональные выражения, языковая метафора [11].

Таким образом, возрастающий научный интерес к публицистическому тексту находит свое отражение и в исследованиях, проводимых в русле направления «экспрессивный синтаксис». Высокий экспрессивный потенциал медиатекста объясняется снижением языковой нормы в текстах данного типа, что частично объясняется сильным влиянием на этот жанр разговорной речи. Примером синтаксической конструкции, типичной для устной речи, является эллипсис. Влияние классической риторики и стилистики на исследования современности отражается в выделении классических фигур речи, о чем свидетельствуют большинство рассмотренных работ. Синтаксические экспрессивные конструкции определяются как специальный стилистический прием, связанный с эмоциональным воздействием на потребителей медийных продуктов. Ученые отмечают влияние прагматических установок различных медиатекстов на выбор определенных экспрессивных синтаксических средств автором медиапродукта. На данный выбор влияет и целевая группа потребителей медийной продукции. Также выявлены особенности употребления экспрессивных конструкций в различных языках. Проведенный анализ, в частности, показал роль конструкций экспрессивного синтаксиса в формировании текстообразующих категорий связности и цельности публицистического текста, а также его информационной перспективы.


Список литературы

1. Акимова Г.Н. Новое в синтаксисе современного русского языка. М.: Высшая школа, 1990. 168 с.
2. Василькова Н. Н. Использование единиц экспрессивного синтаксиса в медиа тексте // Русская грамматика: активные процессы в языке и речи: сб. науч. тр. Междунар. науч. симпозиума / науч. ред. В. Н. Степанов. Ярославль: Ярослав. гос. ун-т им. К. Д. Ушинского, 2019. С. 736-745.
3. Глазкова М.Ю. Экспрессивный синтаксис в современной публицистике (на материале русскоязычных и англоязычных аналитических общественно-политических статей): автореф. дисс. … к.фил.н. Ростов-на-Дону, 2010. 21 с.
4. Куроедова М. А. Экспрессивный синтаксис как средство выражения личностного начала публициста // Вестник Амурского государственного университета. Серия «Гуманитарные науки». 2010. № 48. С. 155-157.
5. Михалчева А.В. Функционально-синтаксические особенности создания экспрессивности публицистического текста современных англоязычных изданий (на материале журналов National Geographic и The Economist): дис. ... кандидата филологических наук: 10.02.04. Москва, 2022. 354 с.
6. Михалчева А.В. О прагматических особенностях экспрессивного синтаксиса в текстах англоязычной популярной прессы // Филологические науки в МГИМО. Том 7, № 1 (2021). С. 60-67.
7. Пантина О. А. Экспрессивная перспектива англоязычного новостного дискурса: на материале газетных текстов о природных катастрофах: автореферат дис. ... кандидата филологических наук: 10.02.04. Санкт-Петербург, 2018. 20 с.
8. Гаврилов А.Д. Экспрессивные восклицательные конструкции в позиции сетевого газетного заголовка (на материале русского, чувашского и английского языков) // Филологические науки в МГИМО. 2021. Т. 7. № 3 (27). С. 6-15.
9. Кораблева Е.А., Хоттак Ш. Экспрессивный синтаксис в заголовках современных англоязычных СМИ // Университет XXI века: Научное измерение: Материалы научной конференции научно-педагогических работников, аспирантов, магистрантов ТГПУ им. Л. Н. Толстого. Издательство: Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого (Тула), 2019. С. 436-439.
10. Кораблева Е. А. Экспрессивные синтаксические средства создания рекламного текста на английском языке: автореф. дисс. … к. филол. н. М., 2008. 24 с.
11. Зубкова И. А. «Притягательные» обстоятельства как средство экспрессивного синтаксиса в копирайтинге // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2020. № 1. С. 103-110.

Расскажите о нас своим друзьям: