Теория языка | Филологический аспект Лингвокультурология

УДК 10.02.19

Дата публикации 30.12.2019

Концепт «тело» и специфика функционирования его оценки в профессиональной языковой картине мира медицинских работников

Рыбкина Дарья Павловна
Магистрант кафедры русского языка как иностранного, Дальневосточный федеральный университет, РФ, г. Владивосток, dashulya.ars@mail.ru

Аннотация: В статье предложен анализ слова «тело», обозначающего один из ключевых концептов речи медицинских работников. Концепт претерпевает содержательную трансформацию, системность которой может быть представлена в аспекте обоснования и изучения понятий «профессиональный дискурс» и «профессиональная коммуникация». Целью исследования является изучение языковой специфики воплощения концепта для моделирования, описания определенного участка концептосферы профессионального социума, и выявление специфики данного когнитивного феномена через его оценочность. Анализ концепта проводится на соотношении двух аспектов, во-первых, со словом, во-вторых, с понятием дискурса.
Ключевые слова: Концепт, профессиональный дискурс, профессиональная языковая картина мира, медицинский дискурс, оценочная семантика

Concept "Body" and specificity of functioning of its evaluation in the professional language picture of the world of medical workers

Rybkina Daria Pavlovna
Master’s degree student of department of Russian as a Foreign Language, Far Eastern Federal University, Russia, Vladivostok

Abstract: The article offers an analysis of the word «body», which denotes one of the key concepts of the speech of medical professionals. The concept undergoes a substantial transformation, the systematic nature of which can be represented in the aspect of substantiating and studying the concepts of “professional discourse” and “professional communication”. The aim of the research is to study the language specificity of the concept embodiment for modeling, describing a specific section of the conceptosphere of professional society, and identifying the specifics of this cognitive phenomenon through its evaluative. The analysis of the concept is held on the correlation of two aspects, firstly, with a word, and secondly, with the concept of discourse.
Keywords: Concept, professional discourse, professional language picture of the world, medical discourse, evaluative semantics

Современные лингвистические исследования проводятся в русле антропоцентрической парадигмы, в рамках которых введение термина концепт явилось, по замечанию P.M. Фрумкиной, результатом сдвига в ориентациях: "от трактовки смысла как абстрактной сущности, формальное представление которой отвлечено и от автора высказывания, и от его адресата" к изучению смысла, "существующего в человеке и для человека" [8]. Антропоцентричность концепта определена самой его природой, его принадлежностью сознанию субъекта.

Концепт является основой линговокультурного моделирования языкового сознания, одного из ведущих направлений современной лингвистики. Объектом нашего исследования явился профессиональный концепт, позволяющий говорить о профессиональной языковой картине мира определенного коллективного сознания.

Понятие профессиональной картины мира – явлений, в котором закрепляются представления людей о феноменах и процессах, связанных с их профессиональной деятельностью, является одним из базовых понятий для описания концептосферы профессионального социума. Профессиональная языковая картина мира определяется как «национальная форма выражения единого содержательного инварианта профессионального знания» [3].

Изучение профессионального дискурса и профессиональной коммуникации относится к числу наиболее интенсивно развивающихся в современном языкознании направлений в рамках антропоцентризма. В настоящий момент данная лингвистическая проблема активно разрабатывается как с точки зрения теоретической значимости этого вопроса, так и с точки зрения практического потенциала для исследований: Д.Р. Кочемасова, Е.Б. Воронина «Профессиональный дискурс», А.М. Клёстер, М.С. Шумайлова «Лексикографическая статика и терминологическая динамика в профессиональном дискурсе», О.Ю. Авдевнина «Слово-концепт “дело” в русском интердискурсе» и др.

Таким образом, в нашем исследовании концепт выступает как базовый элемент профессиональной языковой картины мира и понимается нами как дискретное ментальное образование, внутренне структурированное, являющееся результатом когнитивной деятельности человека и общества, тесно связанное с жизненным, культурным опытом социума, включая ассоциативные, оценочные признаки, и представляет собой сжатую историю понятия [7].

Для нашего исследования релевантным оказывается тот факт, что концепт существует не только в коллективном сознании национально-культурного сообщества, но и в сознании определенного социума. Учитывая недостаточную лингвистическую изученность профессиональных концептов, функционирующих в медицинской сфере, наше исследование является актуальным и перспективным для современной лингвистики.

Целью исследования является изучение языковой специфики воплощения концепта для моделирования, описания определенного участка концептосферы профессионального социума, и выявление специфики данного когнитивного феномена через его оценочность.

Материалом для исследования послужили расшифрованные записи речи героев-медиков художественных фильмов «Аритмия» (режиссёр Б. Хлебников) и «Доктор Рихтер» (режиссёры А. Прошкин, И. Казанков).

Важнейшими для анализа концепта «Тело» в профессиональном дискурсе являются два направления: в их соотношении, во-первых, со словом, во-вторых, с понятием дискурса.

Первое направление связано с изучением процессов вербализации концептов, их наименования, детерминации семантикой и функционированием единиц языка, прежде всего – слова. В основе этого направления функционально-семантический анализ, при котором изучение концепта должно двигаться от исследования внутренней формы слова и комплекса лексических значений к анализу исторических, социальных и культурологических условий, традиций словоупотребления, к иным, неязыковым, фактам культуры (традициям, обычаям и т. п.)

Второе интересующее нас направление изучения концепта связано с его формированием и использованием в контексте особого, по словам О.Ю. Авдевниной, «социокоммуникативного конструкта», называемого дискурсом. «Связь дискурса с концептом представляется связью на уровне функционального аспекта слова, маркирующего концептуальную специфику дискурса: комплекс идей, представлений, характер культурных наслоений на речь и общение, стиль мышления» [1].

В рамках указанного нами первого направления – функционального-семантического анализа, опишем понятийное наполнение концепта, обратившись к словарному толкованию:

Тело - 1. Отдельный предмет в пространстве, а также часть пространства, заполненная материей, каким-н. веществом или ограниченная замкнутой поверхностью. 2. Организм человека или животного в его внешних, физических формах. 3. Часть этого организма, исключая голову и конечности, туловище, массаж тела. 4. Основная часть, корпус чего-н.(спец.)» [6].

В нашем исследовании концепт «тело» представлен значениями второй и третьей словарной дефиниции.

Стоит отметить, что построение модели концепта «тело» в медицинском дискурсе обладает своей спецификой. Для данной модели мы выявили два аспекта человеческого тела, на которые мы будем опираться. Первый аспект – собственно тело человека - внешняя видимая оболочка, включающая всё то, что мы можем увидеть, потрогать и т.д., а второй – организм человека – внутренняя взаимосвязанная система органов, скрытая от человеческого глаза.

Интересно, что во второй словарной дефиниции упоминается лексема «организм» с указанием на присущие ему внешние характеристики, однако в нашем исследовании мы используем данную лексему в обратном значении как специфическую единицу внутреннего обозначения человеческого тела.

Рассмотрим словарное толкование данной единицы.

Организм – 1. Живое целое, обладающее совокупностью свойств, отличающих его от неживой материи. Животные, растительные организмы. Развитие организмов. 2. Совокупность физических и духовных свойств человека. Крепкий о. Ослабленный о. 3. Сложно организованное единство, целостность. Государственный о. [6]. Первая дефиниция является для нашего исследования релевантной.

Анализ материала показал, что исследуемый концепт чаще всего в речи наших информантов реализуется посредством различных гипонимов и образует разнообразное семантическое поле «части тела» (тело и организм). По нашим наблюдениям, можно выделить следующие группы в данном поле:

Тело (8 упоминаний) «Тут мы не разбогатеем/ из-за чего-то мозг потихоньку теряет контроль над телом/ и это «чего-то» начало работать недавно//».

Ядро составляют группы:

1. рука(-и) / ручка (-и) – группа включает в себя 43 единицы: «Всё/ несите/ я с этим пока разберусь/ так ручками/ ручками не машем/ отцепились/ так/ я врач/ лежи спокойно…//».

2. нога(-и) / ножка (и-) – 32 единицы: « …Можем укрепить стенку сосуда/ и Гарибов сможет жить/ и дудукать свой дудук/ может быть и ноги ему вернем//».

3. Глаз (-а) / глазик (-и) – 23 единицы, включающая единицы глазной, сглаз и косоглазие: «Что лучше/ мозг или глаза ?/ Подожди/ дай подумаю/ эээ/ ему же ЕГЭ сдавать/ он же отличник…//».

Приядерную периферию составляют группы:

4. Голова (-ы) / головка (-и), включающая в себя 2 единицы головной  – всего 12 единиц: «Тааак/ вот пишите/ Я/ Валентина Николаевна/ ознакомлена/ и согласна/ на бритьё головы/ дата/ подпись//».

5. Грудь (-и) / «сиськи» - 10 единиц: «Вы хотите уменьшить грудь/ чтобы он не огорчался//».

6. Спина (-ы) / спинка (-и) – 9 единиц: « - А спина?// - Массаж/ и разводитесь/ Вам рецепт/ или запомните?».

7. Язык (-и) – 9 единиц: «Я/ просто понимаете/ я все способы перепробовал/ я высовывал язык/ ды-ды-дышал…//».

8. Живот (-ы) – 9 единиц: «Есть сильные спазмы внизу живота//».

9. Нос (-ы) –всего 6 единиц, включая единицу носовая перегородка: «Сопливые носы/ это полминуты/ а потом ещё полчаса разговора за жизнь/ я диагност/ а не психиатр//».

10. Кожа, включающая единицу кожный – всего 6 единиц: «Я ей сейчас сделаю разрез/ вот здесь/ небольшой/ это на кожу/ это неопасно/ она задышит…//».

11. Конечности – 5 единиц: «А чем я могу вам помочь/ я очень медленно бегаю/ у меня 3 конечности/ неустойчивая конструкция/ то ли чего-то не хватает/ то ли что-то лишнее//».

12. Рот (рты) – 5 единиц: «У пациента пахнет изо рта.

13. Лицо (-а) – 4 единицы: «Там дело не в лице//».

14. Зрачок (-и) – 4 единицы: «…организм предвкушает удовольствие/ зрачки расширились?».

15. Палец ноги (пальцы ног) – 4 единицы: «…все твои проблемы/ Данила/ это пальцы ног».

16. Бедро (-а) – 3 единицы: «…а в мышце бедра цисты точно есть//».

17. Запястье – 3 единицы: «Девушка/ 20 лет/ растяжение запястья…//».

18. Сетчатка – 3 единицы: «У него тромб/ на сетчатке левого глаза//».

Отдаленную от ядра периферию составляют группы:

19. Коленный сустав / коленка – 2 единицы: «Нина Петровна/ вот так надо сесть/ упритесь мне в коленку//».

20. Пах – 2 единицы: ««…а жаловался Олег когда-нибудь на боли в подмышках ?/ в паху.

21. Ладонь (-и) - 2 единицы: «…как именно вы себя хлопаете по лицу/ ладонью или кулаком?».

22. Ноготь (ногти) – 2 единицы: «Мм/ какой учительницы?/ А!/ это так которая с вросшим ногтем?...//».

23. Радужка – 2 единицы: «На радужке одинаковый эффект/ я клянусь/ что он его сын/ ну будет отжиматься».

24. Палец (-ы) (рук) – 2 единицы: «Так/ дотроньтесь кончиком пальца до кончика носа//».

25. Пенис, включая единицу фаллический – всего 2 единицы: «…а вот состояние ума человека/ который рисует на себе что-то типо пениса…//».

26. Лоб (лбы), включающее единицу лоботомия – всего 2 единицы: «…можно лечить льдом/ лоботомией/ травить ядами/ бить током…».

27. Хрусталик – 1 единица: «…через твой зрачок/ минуя хрусталик/ мы попадём в твой мозг/ и возьмём оттуда маленький кусочек//».

28. Стекловидное тело – 1 единица: «Ну если удалить жидкость из стекловидного тела…//».

29. Уши – 1 единица: «…и датчики в уши/ и если болезнь что-то говорит ему/ давайте её послушаем//».

30. Шея – 1 единица: «Расслабь шею/ хорошо//».

31. Зубы – 1 единица: «За 3 недели 7 специалистов/ отбеливание зубов/ психотерапия…».

32. Туловище – 1 единица: «…по всей длине туловища/ на животе/ в паху полоски жира».

33. Мошонка – 1 единица: «…мошонка не увеличена/ гной/ визуально не отличается…//».

34. Кулак – 1 единица «… как именно вы себя хлопаете по лицу?/ Ладонью или кулаком?//».

35. Подбородок – 1 единица: «…сюда подбородок/ прислоните аккуратнее/ смотрите на вот этот красный огонёк».

36. Кисть – 1 единица: « …я диагноз снял/ но заметил у неё судорогу кисти…//».

37. Подмышка (-и) – 1 единица: «…а жаловался Олег когда-нибудь на боли в подмышках.

38. Склера – 1 единица: «Что я вижу/ Оля/ склера краснеет/ мимические спазмы…/ давайте обойдемся без рыданий//».

В медицинском дискурсе единица *половые органы встречается в речи один раз и маркирует специфическую характеристику данной единицы, заключающуюся в том, что половые органы могут быть внешне доступны взгляду – внешние половые органы, и скрыты от человеческого глаза – внутренние половые органы. Следовательно, данная единица может относиться к 1-му и ко 2-му аспекту нашего семантического поля концепта «тело», она занимает промежуточное положение: «20 лет/ состояние тяжелое/ половые органы повреждены?».

Организм (12 упоминаний) «Это…/ такая аллергия организма на самого себя/ то есть иммунитет атакует здоровые клетки/ и разрушает их//».

Ядро составляют группы:

1. Мозг (-и), включая 6 единиц - головной мозг и по 1 единице костный мозг, спинной мозг, общемозговой – всего 46 единиц: «…но в редких случаях/ 1 на миллион/ вирус не умирает/ в мутирует/ и укладывается спать/ на до-о-олгие годы/ и у него очень удобная спаленка/ мозг//».

2. Кровь, включая кровоток, кровотечение, кровопотеря, кровяной (тельца, пот), составляет 38 единиц: «Гемолитическая анемия тоже не бывает/ в 16 лет/ и кровь не должна хлестать изо всех дыр/ а она хлещет//».

Приядерную периферию составляют группы:

3. Сердце, включая сердцебиение, сердечный (приступ, деятельность) – всего 29 единиц: «А Федянин я не знаю сколько протянет/ сердце не качает/ мозг голодает//».

4. Печень включая печёночный (недостаточность), составляет 28 единиц: «…Но в данном случае/ в данном случае алкоголизация печени не спасает нас от рака//».

5. Лёгкое (-ие), включая легочный (недостаточность, форма) – всего 13 единиц: «Тромб образовался в ноге/ оторвался/ и улетел в лёгкое//».

6. Ликвор – 12 единиц: «И посев ликворы всё ещё растёт…/ менингит?».

7. Почка (-и) – 10 единиц: «Был теремок/ 6 симптомов/ пришел 7й/ теремок рухнул/ дисфункция почек/ как это объяснить?».

8. Грудная клетка, включая единицы грудной (отдел) и «грудинка» – всего 8 единиц: «Мы проколем иглой грудинку/ сделаем стернальную пункцию/ поймём/ что с тобой не так…//».

9. Вены, включая внутривенно – всего 8 единиц: «Ну и чё ты мне тут все вены распахал/ мне чё теперь с этим делать//».

10. Мышца (-ы) – 7 единиц: «Это норма/ если человек засыпает/ врата сна/ нео клоническое сокращение мышц…//».

11. Горло – горлышко – всего 6 единиц: «Полный курс химии/ дырка в горле/ потеря веса/ атрофия мышц…//».

12. Ткани, включая костные ткани, соединительные ткани и жировые ткани – всего 5 единиц: «Организм сжигает белки и углеводы/ и получает энергию/ а нафталин остаётся в жировых тканях//».

13. Надпочечники, включая надпочечниковая (недостаточность) – всего 5 единиц: «Проверяет АКТГ вашего мальчика/ смотрим/ как работают надпочечники//».

14. Сосуд (-ы), включая кровеносные сосуды и сосудосуживающее – всего 5 единиц: «Сосудосуживающее давали?».

15. Голосовые связки – 4 единицы: «Голосовые связки тоже показывают/ состояние аффекта//».

16. Яичник (-и) – 4 единицы: «Солидно/ некистозное новообразование левого яичника/ 5 на 3 см/ центральный некроз//».

17. Артерия (-и), включая единицы: лёгочная артерия, бедренная артерия и сонная артерия – всего 4 единицы: «Да подождите/ мы войдём в бедренную артерию/ дойдём до места образования тромба…//».

18. Слизистая, включая слизь – всего 4 единицы: «Желтушная склера/ узелковая сыпь на слизистой/ проверьте на псевдотуберкулёз//».

19. Сустав (-ы) – 3 единицы: «Она врёт/ и не только вам/ она всегда и везде врёт/ боль в голове/ боль в суставах…//».

20. Нервы, включая черепные нервы – всего 3 единицы: «…мозг посылает сигналы/ нервам конечностей/ проверяя связь/ мол/ это не смерть/ это просто сон//».

21. Позвоночник, включая спинные позвонки и шейные позвонки – всего 3 единицы: «Гранулематоз Вегенера/ были случаи/ когда Вегенер поражал оба лёгких и позвоночник//».

22. Щитовидная железа / «щитовидка» – 3 единицы: «Но ведь это не вся правда/ рак щитовидки обычно/ диагностируется за год до смерти…//».

Отдаленную от ядра периферию составляют группы:

23. Череп – 2 единицы: «Делается трепанация черепа/ в мозг имплантируется…//».

24. Простата – 2 единицы: «Ваше эго щас начнёт раздуваться как отёчная простата/ и вы меня уничтожите//».

25. Матка – 2 единицы: «… могут ли меня двусмысленно понять/ я говорю…в половой вагинальной матке/ все без ума//».

26. Моча – 2 единицы: «Мочу посчитали/ пришёл признать вашу правоту//».

27. Прямая кишка – 2 единицы: «Открой рот//…Это самое лучшее средство/ от рака прямой кишки//».

28. Желудок – 2 единицы: «Лимфома желудка//».

29. Мозолистое тело – 2 единицы: «…между 2 полушариями/ мозолистое тело/ что не так?».

30. Желудочек – 2 единицы: «…нам необходимо ввести шунт в 3й желудочек//».

31. Пищевод – 1 единица: «…микрофон ему в пищевод/ и датчики в уши/ и если болезнь что-то говорит ему/ давайте послушаем//».

32. Плевра – 1 единица: «Я полагаю/ вирусная природа раздражения плевры//».

33. Рёбра – 1 единица: «…рёбра не заметны/ по всей длине туловища…//».

34. Желчный пузырь – 1 единица: «Так/ желчный пузырь сокращён/ печень…/ структура неоднородная…//».

35. Лимфоузлы – 1 единица: «…сыпь в областях поражений/ бубоны в лимфоузлах//».

36. Поджелудочная – 1 единица: «-У неё какая была онкология? – У неё…/ поджелудочная//».

37. Дыхательные пути – 1 единица: «Обструктивный бронхит вызвал закупорку верхних дыхательных путей//».

38. Полушария – 1 единица: «Дурак/ Подсказка/ между 2 полушариями…».

39. «Корпус каллоса» – 1 единица: «…потому что Да!/ изгиб/ что-то давит на «корпус каллоса»//».

40. Кора – 1 единица: «Ааа/ вот есть отличие/ утолщенная кора/ и соответственно/ я предполагаю…//».

41. Плазма – 1 единица: «Я проверил плазму 2 раза//».

42. Клапан (сердца) – 1 единица: «Менингит/ или искусственный клапан сердца/ Угадал?».

43. Трахея – 1 единица: «Не стоит так быстро есть/ у вас/ был прокол трахеи недавно//».

44. Пещеристое тело – 1 единица: «…если с чем-то и сравнивать моё эго/ то скорее с пещеристым телом/ которое при возбуждении наполняется кровью…//».

Второе направление, обозначенное нами как связь концепта и дискурса, представлено, на наш взгляд, в аспекте оценочности концепта.

Система оценок языковой личности занимает важное место при анализе её когнитивного уровня, потому что в ней наибольшим образом отражается картина мира.

Система оценок отражает способ членения объективного мира языковой личностью. Природа оценки противоречива: с одной стороны, она обусловлена национальной картиной мира, которая навязывает человеку нормы, принятые в данном обществе, с другой стороны «оценка более, чем какое-либо другое значение, зависит от говорящего субъекта» [2]. Опираясь на систему частнооценочных значений Н.Д. Арутюновой, для медицинского социума можем выделить следующие примеры оценочных суждений.

В первую очередь, стоит отметить, что в медицинском дискурсе врач может дать оценку концепту «тело» в своей речи только с точки зрения нормы/отклонения от нормы (нормативное частнооценочное значение по классификации Н.Д. Арутюновой), любая часть тела или орган должны работать исправно, поэтому медицинский работник оценивает их с позиции здоровый/больной.

Например, с позиции норма: «Рих.: это норма/ если человек засыпает/ врата сна/ неконическое сокращение мышц/ мозг посылает сигналы/ нервам конечностей проверяя связь/ мол/ это не смерть/ это просто сон//»; «Егор.: …на АКТ головного мозга никаких отклонений/ сахар в норме//»; «Рих.: Остистые отростки спинных позвонков/ выступают несильно/ рёбра не заметны…//».

С позиции отклонение от нормы: «Рих.: Мальчику 15 лет/ его мозг должен быть эталонным/ совершенным/ любая мелочь аномалия//»; «Рих.: Кожа стала оранжевой/ Неоцин/ ретинол/ комплексные витамины/ у вас переизбыток витамина А и каратина/ поэтому…//»; «Егор.: Припадок купирован/ но состояние угрожающее/ лёгкие еле работают/ печень перегружена…//».

При анализе материала в глаза бросается следующая особенность данного дискурса, обусловленная экстралингвистическими факторами. Доктор Рихтер как врач-диагност лично, из профессионального интереса отбирает пациентов только с самыми тяжёлыми и спорными случаями заболеваний. Поэтому мы можем встретить такие примеры употреблений, когда критерии оценки с позиции нормы / отклонения от нормы, здоровья / болезни оказываются в позиции неразличения: «Рих.: …сонная болезнь/ в последней стадии паразиты поднимаются в мозг/ а ликвор чист//»; «Род.:… он задохнётся/ хотя лёгкие работают исправно//».

Данный вид нормативного чатснооценочного значения является релевантным для нашего исследования профессиональной ЯКМ и составляет примерно восемьдесят процентов всего исследованного нами материала медицинского дискурса.

Очевидным является, что в речи медицинского работника отсутствует эстетический вид оценки части тела или органа, так как в профессиональной компетенции врача, в его медицинском этикете, не принято говорить о красоте или уродстве тела пациента, врач работает с телом как объектом, которое необходимо привести в состояние нормы, вылечить.

Кроме того, в собранном материале можем выделить случаи, когда оценивается не сама единица концептуального поля «тело», а даётся оценка ситуации, субъекта, действия и др. с помощью единиц ЛСП «тело», которые в таком случае играют характеризующую, «инструментальную» роль. Например, оценка компетентности коллег, подчиненных «Н: Ну и чё ты мне тут все вены распахал…»; оценка ситуации «Н: Нафига вы ему руки связали; оценка ситуации «Рих.: У меня зависимость от жизни/ потому что определяет её/ только моя правая нога//»; оценка субъекта «Рих.:…а вот состояние ума человека/ который рисует на себе что-то типо пениса…//».

Также мы выделили специфический тип оценки, в котором единица концептуального поля «тело», относящаяся к эпрессивно-эмоциальной сфере функционирования, уже содержит в своём значении оценку: «Олег: Ещё раз подойдешь/ в табло получишь//». Единица «табло» содержит эмоциональное коннотативное значение «раздраженность, злость». Данная номинация, являющаяся наименованием части тела «лицо», содержит в своём значении имплицитную негативную оценку, благодаря которой мы можем расшифровать данную ситуацию как конфликтную.

В этой группе оценок мы можем отметить группу номинаций с диминутивами, выражающих имплицитную положительную оценку: «Дима: Вот смотрите/ щас уже глазки заблестели//»; «Рих.: Ну у вас есть муж/ есть дети/ ручки поднимите пожалуйста//»; «Егоршин: Одну ручку под ноги/ другую под голову…//» и др. В данном случае мы считаем, что номинации с диминутивами, использующиеся в основном при разговоре с пациентами, выполняют «контактоустанавливающую» и доверительную функцию. Несмотря на то, что оценка, выраженная в уменьшительно-ласкательном аффиксе и говорящая о положительном отношении к больному, присутствует в данных ситуациях, релевантным является её контактоустанавливающая функция.

Таким образом, мы пришли к следующим выводам: соотношение концепта «тело» с одноимённой лексемой в сознании медицинских работников позволяет говорить о специфическом семантическом представлении концепта «тело» как дихотомии его внешней стороны, доступной взгляду – тело и внутренней, скрытой – организм. Гиперонимические связи лексемы «тело» и частотность употребления данных единиц в речи информантов позволяют представить полевую структуру концепта с выделением ядра и периферии (приядерной и отдаленной от ядра).

Кроме того, анализ материала с точки зрения соотношения концепта с условиями коммуникативной ситуации дискурса показывает функционирование концепта «тело» в аспекте оценочности. Опираясь на классификацию частнооценочных значений Н.Д. Арутюновой, мы выявили, что для концепта «тело» наиболее релевантна категория нормативной оценки (норма, отклонение от нормы), сущность которой заключается в том, что любая часть тела или орган должны работать исправно, поэтому медицинский работник оценивает их с позиции здоровый/больной. На наш взгляд, в речи медицинского дискурса отсутствует эстетический вид оценки части тела или органа в связи с профессиональным этикетом медицинского работника. В рамках оценочного аспекта дискурсивного анализа специфическими являются примеры, в которых оценка даётся не концепту «тело», а ситуации, объекту, действию или др. с помощью единиц концептуального поля, выполняющих «инструментальную» функцию. А также специфическим видом оценки являются номинации с диминутивами, выражающими имплицитную положительную оценку, которые выполняют контактоустанавливающую функцию.


Список литературы

1. Авдевнина О. Ю. Слово-концепт “дело” в русском интер-дискурсе // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Филология. Журналистика. – 2017. – Т.17, вып. 2. – С. 137-144.
2. Арутюнова Н. Д. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт / Н. Д. Арутюнова. – М. : Наука, 1988. – 341 с.
3. Жарова А.В. Профессиональная языковая картина мира сотрудника банка // Вестник МГОУ. Серия: Лингвистика. – 2014. -№5. – С. 26-31.
4. Клёстер А. М. Лексикографическая статика и терминологическая динамика в профессиональном дискурсе / А. М. Клёстер, М. С. Шумайлова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – Тамбов : Грамота, 2018. - № 5(83). Ч. 2. – С. 327 – 331.
5. Кочемасова Д. Р. Профессиональный дискурс / Д. Р. Кочемасова, Е. Б. Воронина // Вестник Марийского государственного университета. – 2018. Т. 12, № 2. – С. 146-151.
6. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова М.: ООО «ИТИ Технологии». 2003. – 944 с.
7. Попова З.Д. Когнитивная лингвистика / З. Д. Попова, И. А. Стернин. – М: АСТ: Восток - Запад, 2007г. – 314 с.
8. Фрумкина Р. М. Концепт, категория, прототип // Лингвистическая и экстралингвистическая семантика: сб. обзоров. М.: ИНИОН РАН, 1992. С. 28-43.

Расскажите о нас своим друзьям: