Теория литературы. Текстология | Филологический аспект №10 (66) Октябрь 2020

УДК 82-312.4.09

Дата публикации 31.10.2020

Композиционные особенности жанра триллер в современной литературе

Трембицкий Олег Викторович
магистрант кафедры иностранной филологии и методики преподавания, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского» в г. Ялте, РФ, г. Ялта, Oleg.trem@mail.ru
Научный руководитель Осадчая Татьяна Юрьевна
кандидат педагогических наук, доцент, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского в г. Ялте, РФ, г. Ялта, osadchaya_ta@mail.ru

Аннотация: Современный триллер рассматривается как одна из разновидностей детектива, которой присуща сложная композиционная структура. В данной статье выделены следующие композиционные особенности жанра триллер в современной литературе: сохранение когнитивного контура детектива; «обратное» движение сюжетной линии; тесная связь композиции триллера с его хронотопом; включение в систему образов протагониста и антагониста; использование мотива борьбы персонажей в качестве основы композиции; создание системы художественных образов, которая «работает» на усиление чувства эмоционального напряжения читателя; наличие неожиданной концовки.
Ключевые слова: жанр, композиция, триллер, саспенс, массовая культура.

The thriller genre and its composition in contemporary literature

Trembitskiy Oleg Viktorovich
Master degree student of Foreign philology and teaching methods department, Humanities and Education Science Academy (branch) of V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Russia, Yalta
Scientific adviser Osadchaya Tatyana Yurevna
candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, Humanitarian and pedagogical Academy (branch) V. I. Vernadsky Crimean Federal University in Yalta, Russian Federation

Abstract: The contemporary thriller is regarded as one of the varieties of detective story, which can be characterized by a complex compositional structure. This article highlights such compositional features of the thriller genre in contemporary literature as using the cognitive outline of detective novels; “reversed” storyline developing; interconnection between composition and chronotope; including the protagonist and antagonist images into the general pattern; using the motif of characters’ conflict as the key element of composition; creating imagery, which greatly contributes to the readers’ anxiety and feeling of suspense; creating an unexpected outcome of the narrative situation.
Keywords: genre, composition, thriller, suspense, mass culture.

Правильная ссылка на статью
Трембицкий Олег Викторович Композиционные особенности жанра триллер в современной литературе // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2020. № 10 (66). Режим доступа: https://scipress.ru/philology/articles/kompozitsionnye-osobennosti-zhanra-triller-v-sovremennoj-literature.html (Дата обращения: 31.10.2020).

Проблема определения жанровых конвенций произведений массовой культуры находится в центре внимания современного литературоведения, что определяет актуальность данного исследования, которое посвящено одному из жанров массовой литературы – триллеру. Научная новизна работы состоит в том, что композиционные особенности современного романа-триллера остаются недостаточно изученными.

Литература жанра триллер, безусловно, относится к явлениям массовой культуры, которая «… традиционна и консервативна, ориентирована на среднюю языковую семиотическую норму, поскольку обращена к огромной читательской, зрительской и слушательской аудитории» [1, с. 156]. Однако, как указывают исследователи, грань между высокой и массовой литературой в настоящее время достаточно размыта, современные авторы часто комбинируют приемы реалистической традиции и элементы модернистских и постмодернистских экспериментов: «The boundary between high and mass literature is becoming less and less distinct. Literary texts combine realistic traditions, modernistic experiments, and postmodern tendencies <…>» [2, p. 106]. Данное замечание можно отнести и к произведениям жанра триллер.

Триллер как жанр впервые появился в американской литературе, многие произведения которой характеризует синтез романтической, готической и реалистической традиции. Термин «триллер» используется по отношению к художественным произведениям с 1880-х годов. В англоязычной традиции триллер понимается как художественное произведение, которое провоцирует приток эмоций, вызывает чувство тревоги. «Если триллер не в состоянии щекотать нервы, значит, он не справляется со своей работой», –  пишет в своей книге «Триллер» Джеймс Паттерсон [Цит по: 3, с. 32]. Как считает Дэйв Кер, триллер – это, в первую очередь, американский жанр, потому что ему «свойственны непосредственность и сила воздействия, которые редко встречаются в европейском (искусстве), – прощупывание физических и эмоциональных пределов жизни, упоение опасностью, осознание её роковой притягательной силы» [Цит по: 3, с. 32].

Теоретическое осмысление истоков современного жанра триллера позволяет выделить две его основные особенности:

  • триллер рассматривается как одна из разновидностей детектива;
  • триллер рассматривается как жанр, характеризующий преимущественно американскую литературу.

М.Г. Агеева в своём исследовании отмечает динамический характер развития американской детективной литературы, которая представляет собой саморегулирующуюся систему, реагирующую на социальный и культурный контекст. Изменения этого контекста приводят к появлению новых элементов, при этом основная повествовательная модель детектива остаётся неизменной [4].

Создание сюжета детективного романа похоже на методику работы ученых: сначала записываются факты, затем выдвигаются гипотезы. Добавление новых фактов вынуждает искать новую гипотезу. В заключение проводится проверка гипотезы или эксперимент. Процесс творческого мышления в науке и детективе протекает по схожему сценарию и завершается постижением истины.

Такая близость науки и литературы способствует сосуществованию двух форм мышления – художественного и понятийно-логического. Благодаря наличию художественной формы, реализуемой с помощью системы образов, через детектив происходит активное усвоение читателем научных знаний, детективная схема способствует развитию логического и диалектического мышления. Чтение детективной литературы соотносимо с процессом духовного развития личности, движущейся от стадии чувственного мышления к развитию созидающего, творческого начала.

«Попытки осмыслить роль и значение детективного жанра неотделимы от поиска причин его широкого признания. Неугасающая популярность этого жанра объясняется рядом причин, заставляющих читателя вновь и вновь обращаться к детективу» [5, с. 179]. Можно назвать следующие причины популярности детектива:

  • потребность человека в преодолении страха и беспомощности, чувства греховности и вины;
  • интерес к игре и состязанию, желание откликнуться на вызов интеллектуальным способностям;
  • потребность в наблюдении над любопытными характерами;
  • стремление к разгадке тайны.

Таким образом, детектив удовлетворяет два типа потребностей: психологические и социально-культурные.

В процессе изучения детектива в науке сложился когнитивный подход, в рамках которого жанр рассматривается как особый дискурс. Именно с этой точки зрения рассматривает детектив Т.Г. Ватолина, приходя к выводу, что «каждое детективное произведение создаётся по стандартной когнитивной модели, единой для всех детективов» [6, с. 20]. Эта модель представляет собой «… завершённый целостный конструкт, состоящий из взаимосвязанных фрагментов – когнитивных контуров» [6, с. 20].

Эти контуры реализуются в процессе взаимоде йствия пяти основных персонажей, которые вводятся в пространство художественного текста с помощью вербализации основных концептов:

  • детектив – концепт «истина»;
  • убийца – концепт «ложь»;
  • свидетель – концепт «заблуждение»;
  • помощник – концепт «непонимание»;
  • жертва.

Концептуальная система детектива реализуется в сюжетной схеме «преступление» – «расследование» – объяснение». На основе этой классической модели возникает множество жанровых инвариантов.

Триллер может быть отнесён сразу к нескольким жанровым вариантам детектива, при этом он представляет собой переосмысление классической детективной модели. По мнению писателя Росса Макдональда, «в детективе действие движется во времени назад, к разгадке, от констатации факта зафиксированного преступления к тому моменту, когда оно было совершено; триллер же направлен в будущее время, вперёд, к катастрофе, а развитие сюжета и его концовка становится ясными только в процессе чтения, благодаря чему сохраняется интрига» [Цит по: 3, с. 32].

Таким образом, в литературоведении триллер рассматривается как самостоятельный жанр, возникший на основе переосмысления детектива с сохранением его основных когнитивных контуров. «Триллер, приходящий на смену "классического детектива" и, следовательно, вбирающий в себя особенности этого жанра, является наиболее напряжённым жанром детективной литературы» [7, с. 132].

Система жанровых инвариантов триллера выстраивается на основе эмпирического материала, описывая существующие произведения в этом жанре. В литературоведении не существует единого мнения по поводу типологической классификации подвидов как детектива, так и триллера.

Несмотря на разнообразие поджанров, триллер как жанр легко идентифицируется на основании присущих ему жанровых признаков:

  • композиция произведения тесно связана с хронотопом: по мере развития сюжета происходят отсылки к будущему, за счёт чего создаётся напряжённое ожидание грядущих событий;
  • невозможность спрогнозировать ход событий;
  • развитию сюжета способствуют личные качества главного героя;
  • тематика определяет выбор художественных средств;
  • сочетание в произведении элементов различных жанров.

Анализ произведений современных авторов показывает, что одним из жанрообразующих признаков триллера является наличие главного героя, способного на открытое противостояние. Главный герой и другие персонажи триллера должны обладать перечнем необходимых характеристик, которые позволяют проявиться жанровым признакам:

  • главный герой должен пережить столкновение со смертью;
  • антагонист изначально превосходит главного героя;
  • точка зрения главного героя является основополагающей для читателя;
  • персонажи и их действия подчёркнуто реалистичны;
  • во враждебном и коррумпированном мире главный герой остаётся невиновным;
  • противостояние главного героя и антагониста происходит не только на физическом, но и на психологическом уровне;
  • каждый персонаж оказывается втянут в конфликт, который не в силах разрешить самостоятельно.

Таким образом, триллер, с одной стороны, рассматривается как жанр, «нацеленный вызвать у зрителя или читателя чувства тревожного ожидания, волнения или страха» [3, с. 35]. С другой стороны, как остросюжетный жанр, «… в основе которого лежит таинственная угроза, созданная антагонистом, и нацеленное на удержание зрителя в постоянном напряжении» [8, с. 73]. Эти определения указывают на присутствие в триллере в качестве жанрообразующего признака чувства нарастающей эмоциональной напряжённости, которое в литературоведении получило название саспенс.

Использование приема саспенс можно дополнить другими характерными особенностями, которые присущи популярной литературе. Состояние природы в данных произведениях может меняться в течение короткого времени, создавая определённую атмосферу, придавая тексту особенное настроение. Природа в литературе саспенса может быть предвестником грядущих событий, перемен в судьбе героев. Еще в предшественнике триллера – готическом романе – буря наделялась ролью выразителя грозных сил судьбы, молнии служили предвестниками несчастий, непреодолимых препятствий на пути героев. В произведениях жанра триллер успешно применяются подобные приемы.

В тексте современных триллеров выделяются следующие стилистические приемы создания напряжения:

  • семантические повторы, акцентирующие семантику смерти, опасности, страха;
  • образность на основе традиционных тропов;
  • синтаксические конструкции, реализующие функцию воздействия;
  • использование деталей, усиливающих напряжение;
  • создание неопределённости за счет тревожного ожидания угрозы, созданной антагонистом;
  • использование анималистических образов, подчёркивающих противостояние жертвы и хищника [9, с. 54].

Если в готической литературе фигура злодея-антагониста воспринимается как загадочная и колеблющаяся, чьи мотивы неясны и туманны, то в современных триллерах отрицательным персонажем движут, как правило, объяснимые мотивы – жажда наживы или власти, признания, убеждённость в собственной правоте. «В триллере нет предела невозможного, именно поэтому преступник воплощает любое задуманное зло» [10, с. 73]. Основа действий главного героя – желание добиться справедливости. Борьба этих мотивов и ложится в основу композиции триллера.

Для произведений жанра триллер нет чётких канонов, не существует обязательных характеристик, касающихся хронотопа и тональности описываемых событий. Элементы триллера присутствуют во многих произведениях разных жанров, а в триллерах могут проявляться элементы других жанров.

Однако жанр триллера имеет ряд характерных черт. Для триллеров характерны твистовые (неожиданные) концовки, переворачивающие всё с ног на голову. В триллере финал представляет собой апофеоз повествования, наивысшую точку, которая оказывает наибольшее влияние на читателя. Именно из-за эффектных финалов многие триллеры и становятся культовыми, и даже спустя много лет книгу помнят в основном по её концовке.

Жанровые особенности триллера реализуются через сюжет и композицию произведения. Схематично сюжет триллера можно описать следующим образом:

а) предпосылки к конфликту – поворотный пункт – переход главного героя от повседневной жизни к вовлечению в события с целью разрешить конфликтную ситуацию;

б) конфликт – осложнения – самый тяжелый для главного героя момент, когда для него все кажется конченым, кульминация;

в) развязка, победа главного героя, выход из кризиса, предотвращение катастрофы.

Роман может начинаться с напряжения и конфликта. Первое предложение должно сразу захватывать внимание читателя. Предисловие (если оно есть) должно быть достаточно напряженным. Первая глава обычно повествует об обыденной жизни героя, прежде чем он станет участником драматических событий или окажется в напряженной ситуации. «Форма жанра: а) композиция – группировка элементов содержания по динамической схеме с нарастанием напряжения; б) язык – языковые средства, способствующие выведению текста из темы, куда включены специфические языковые средства, передающие напряженность и динамичность» [11, c. 131]. Каждый автор использует «разнообразие литературных приемов, что позволяет не только украсить текст, но и дать читателю возможность более точно прочувствовать, что именно хотел донести автор, увидеть главных героев и понять их поступки с его позиции. Более того, такие авторские художественные приемы оказывают сильное эмоциональное влияние на читателя, что особенно важно при чтении произведений данного литературного жанра» [12, с. 365].

По мнению Т.В. Дьяковой, «произведения жанра триллер имеют следующие особенности:

1) действие постоянно находится между настоящим и будущим, сюжет стремится вперед к основному моменту истории;

2) невозможность предсказать дальнейший ход событий вызывает чувство тревожного ожидания у читателей;

3) финал произведения часто зависит от личностных качеств, знаний и умений главного героя;

4) художественное оформление соответствует определенной тематике;

5) в произведениях часто используются элементы других жанров для создания нужного настроения и сохранения интриги» [3, с. 35].

Композиционными особенностями жанра триллер можно назвать следующие его характеристики:

1) сохранение когнитивного контура детектива, который реализуется за счёт вербализации его основных концептов;

2) движение сюжетной линии от констатации факта зафиксированного преступления к моменту, когда оно было совершено;

3) тесная связь композиции триллера с хронотопом: автор создает атмосферу напряжённого ожидания грядущих событий;

4) обязательное включение в систему образов протагониста и антагониста, обладающих определенными качествами и вступающими в открытый конфликт;

5) использование мотива борьбы персонажей в качестве основы композиции произведения;

6) создание художественных образов персонажей, природы, помещений и т.д., которые «работают» на усиление чувства эмоционального напряжения читателя;

7) наличие неожиданной для читателя концовки, которая полностью переворачивает сложившиеся представления о героях и событиях.

Многообразие произведений, которые относятся к жанру триллера, ставит вопрос о необходимости чёткого описания композиционных и стилистических особенностей жанра. Исследования в этой области могут проводиться на основе изучения эмпирического материала. Анализ наиболее значительных произведений жанра триллер позволяет выделить не только жанровые признаки, но и направление трансформации жанра в современной литературе.


Список литературы

1. Руднев В.П. Энциклопедический словарь культуры XX века. СПб: Азбука, Азбука Аттикус, 2017. 864 с.
2. Лушникова Г.И., Осадчая Т.Ю. Современный экзистенциалистский роман: взаимодействие кодов различных систем // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018. Т. 11. № 1. С. 106-119.
3. Дьякова Т.В. Характеристика жанра «Триллер» и его поджанры // Lingua mobilis. 2013. № 5 (44). С. 32–36.
4. Агеева М.Г. Эволюция детективного романа в американской литературе ХХ века: дисс. канд. филол. наук. Казань, 2014. 155 с.
5. Георгинова Н.Ю. Детективный жанр: причины популярности // Научный диалог. Филология. 2013. № 5 (17). С. 173–186.
6. Ватолина Т.Г. Когнитивная модель детективного дискурса: на материале англоязычных детективных произведений XIX-XX вв.: дисс. канд. филол. наук. Иркутск, 2011. 209 с.
7. Шошина Т.А. Триллер как жанр в американской культуре // Поиск (Волгоград). 2019. № 1 (10). С. 132 – 137.
8. Кашейкина Ю.А., Саварцева Н.В. Лингвистические особенности жанра «триллер» (на материале романа Г. Флинн «Gone Girl» // Вестник научного общества студентов, аспирантов и молодых ученых. 2016. № 1. С. 73-77.
9. Жогова И.Г., Кузина Е.В., Медведева Л.Г., Надеждина Е.Ю. Языковые средства создания саспенса в произведениях жанра "триллер" и способы их актуализации (на материале романов англоязычных авторов) // Язык и культура. 2018. № 43. С. 46-57.
10. Федорчукова Л.А., Аристова А.К. Стилистические особенности жанров «триллер» и «детектив» // Язык и мир изучаемого языка: сборник научных статей. Саратов: Саратовский социально экономический институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова", 2019. С. 69-75.
11. Жердева О.Н., Савочкина Е.А. Деривационное моделирование жанра (на примере юридического триллера) // Сибирский филологический журнал. 2017. № 2. С. 123-135.
12. Трегубова Ю.А. Литературные приемы в тексте художественного произведения жанра «юридический триллер» // Лингвистика, переводоведение и методика обучения иностранным языкам: актуальные проблемы и перспективы: сборник материалов I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Орёл, 28 марта 2019 г. Орел: Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, 2019. С. 364-369.

Расскажите о нас своим друзьям: