Германские языки | Филологический аспект №07 (99) Июль 2023
УДК 81
Дата публикации 31.07.2023
Коммуникативная стратегия ведения переговоров в настольной ролевой игре “Dungeons & Dragons” (на материале выпусков “Vox Machina”)
Гусева Александра Андреевна
студент бакалавриата, Челябинский государственный университет, РФ, г. Челябинск, antares_s77773@mail.ru
Баркина Валентина Андреевна
старший преподаватель кафедры английского языка, Челябинский государственный университет, РФ, г. Челябинск, 10tina55@gmail.com
Аннотация: Данная статья посвящена исследованию коммуникативной стратегии ведения переговоров как одной из стратегий, направленных на достижение взаимовыгодного решения. Целью исследования является изучение механизмов реализации коммуникативной стратегии ведения переговоров в настольной игре «Dungeons and Dragons» на материале записей выпусков «Vox Machina», размещённых на платформе YouTube. Авторы изучают функционирование коммуникативной стратегии ведения переговоров в процессе речевого воздействия игроков в настольной игре. Результатом исследования стала классификация тактик, реализующих коммуникативную стратегию переговоров, включающая тактику давления, тактику торга, тактику обмана и тактику спора. Данные тактики реализуют манипулятивное поведение игроков в конфликтных игровых ситуациях.
Ключевые слова: коммуникативные стратегии, коммуникативные тактики, речевое воздействие, переговоры, настольная ролевая игра, Dungeons & Dragons
undergraduate student, Chelyabinsk State University, Russia, Chelyabinsk
Senior Lecturer of the English Language Department, Chelyabinsk State University, Russia, Chelyabinsk
Abstract: The article reviews the communication strategy of negotiation as one of the strategies aimed at achieving a profitable outcome. The research goal is to study the mechanisms of implementation of the negotiation strategy in tabletop role-playing game “Dungeons and Dragons” based on the “Vox Machina” episodes posted on YouTube. The authors examine functioning of communication strategy of negotiation in persuasion arts of players in the tabletop game. The study resulted in a classification of tactics that implement the communication strategy of negotiation, including the tactics of pressure, bargaining, deception, and dispute. These tactics implement the manipulative behaviour of players in conflict game situations.
Keywords: communication strategies, communication tactics, persuasion arts, negotiation tabletop role-playing game, Dungeons & Dragons
Гусева А.А., Баркина В.А. Коммуникативная стратегия ведения переговоров в настольной ролевой игре “Dungeons & Dragons” (на материале выпусков “Vox Machina”) // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2023. № 07 (99). Режим доступа: https://scipress.ru/philology/articles/kommunikativnaya-strategiya-vedeniya-peregovorov-v-nastolnoj-rolevoj-igre-dungeons-i-dragons-na-materiale-vypuskov-vox-machina.html (Дата обращения: 31.07.2023)
Введение
В современном обществе отмечается высокий интерес лингвистов к проблеме речевого взаимодействия людей. В процессе речевого взаимодействия люди используют различные стратегии и тактики для достижения цели коммуникации. Подобно реальному речевому взаимодействию, в настольных ролевых играх игроки отыгрывают роль определённых героев, которые могут враждовать или сотрудничать между собой. Ролевая игра, являясь игрой с точки зрения своей формы, представляет собой сложное коммуникативное взаимодействие, поскольку основным инструментом игроков является сама их речь, а результат игры во многом зависит успешности коммуникации игроков. Ролевая игра как объект исследования интересна ещё и тем, что отражает те же процессы, которые происходят в обыденной жизни, но в более упорядоченной форме, поскольку она ограничена во времени и пространстве, в количестве участников, а также имеет четкую систему правил, следование которым обязательно для всех. Изучение стратегического коммуникативного поведения игроков в ролевых играх является перспективным исследовательским направлением, поскольку позволяет описать поведение коммуникантов в потенциально конфликтных ситуациях, имитирующих реальную коммуникацию, и выявить наиболее перспективные способы реализации интенций игроков. Целью нашего исследования является выявление коммуникативных стратегий и тактик, используемых игроками в ходе игры. В настоящей статье мы рассматриваем одну из коммуникативных стратегий – стратегию ведения переговоров – и приводим классификацию тактик, реализуемых игроками в рамках данной стратегии.
Материалы и методы исследования
Материалом для исследования стали записи выпусков «Vox Machina» на канале «Critical Role» платформы YouTube. Данные выпуски представляют собой видеозаписи реального игрового процесса настольной ролевой игры Dungeons and Dragons. Продолжительность каждого ролика варьируется от 1,5 до 3 часов. Все выпуски снимались в реальном времени, поэтому все речевые взаимодействия между игроками не подготовлены и происходят спонтанно.
В качестве основного метода исследования был использован описательный метод, состоящий из наблюдения, обобщения, интерпретации и классификации единиц исследования. Для анализа интенций говорящих и выявления системы коммуникативных тактик применялся интент-анализ. Методика исследования заключалась в пошаговой оценке высказываний, взятых из материала исследования, на предмет их целевой направленности.
Игра и речевое воздействие: основные понятия
Игра в течение длительного времени была неотъемлемой частью общественной жизни. Й. Хёйзинга утверждает, что игра старше культуры, ибо понятие культуры, как бы несовершенно его ни определяли, в любом случае предполагает человеческое сообщество [1, с. 9]. К тому же Хёйзинга отмечает, что существование игры не привязано ни к определённой степени культуры, ни к определённой форме мировоззрения [1, с. 12]. Иными словами, игра предшествует культуре, является более древним элементом, чем разумная деятельность, и человеческое общество тесно переплетается с ней. Хёйзинга устанавливает и основные характеристики игры как феномена культуры: 1) свободная деятельность; 2) занятие, выполняемое вне повседневной жизни; 3) целиком овладевает играющим; 4) совершается внутри ограниченного пространства и времени; 5) протекает по определённым правилам; 6) вызывает к жизни общественные группировки, предпочитающие окружать себя тайной [1, с. 24].
Игра осуществляется через общение, она формирует коммуникативную компетенцию у людей с самого детства. По мнению С.А. Шмакова, «ребёнок выстраивается как индивид и личность в игре и через игру, получая разнообразную информацию о мире и о себе от взрослых и сверстников, прежде всего в предметной и вербальной деятельности, в коммуникативном общении [2, с. 24].
Игра также признана эффективным способом обучения. Применение игровых методик в различного рода неигровых ситуациях получило название геймификации [3, с. 6]. Игровые методики применяются в образовательном контексте независимо от возрастной группы обучающихся, как при работе с младшими школьниками [4], так и для обучения студентов в университете [5].
«Dungeons and Dragons» (сокращённо D&D) – настольная ролевая игра разговорного жанра, которая была выпущена в 1974 году. В отличие от детских игр, в которых участники воображают себя героями сказок, D&D ориентирована на взрослую аудиторию и предлагает структуру повествования и способ определения последствий действий, совершаемых искателями приключений. Игра создает интерактивную историю, которая ограничена только воображением игроков, при минимальном использовании материальных ресурсов, таких как листы, письменные принадлежности и набор многогранников. Каждый игрок за столом создает своего персонажа и выполняет его роль в игре. Существует особая роль – гейм-мастер: «Мастер создаёт приключения для персонажей, которые преодолевают опасности и решают, какими путями им следовать» [6, с. 5]. В данной игре смыслы создаются в процессе активного общения и взаимодействия между игроками внутри специфических игровых контекстов. Следовательно, исследование категории игрового в лингвистике может быть нацелено на анализ стратегического коммуникативного поведения.
Рассмотрим ключевые определения нашего исследования. Речевое воздействие, согласно И.А. Стернину, определяется как «воздействие человека на другого человека или группу лиц при помощи речи и сопровождающих речь невербальных средств для достижения поставленной говорящим цели» [7, с. 45]. А.А. Леонтьев утверждает: «Речевое воздействие – это акт общения, рассматриваемый под углом зрения его направленности на тот или иной заранее запланированный эффект» [8, с. 271]. По его мнению, речевое воздействие может быть определено как психологическое. Однако на наш взгляд, классическим можно считать определение речевого воздействия, которое предлагает филолог О.С. Иссерс. Согласно О.С. Иссерс, речевое воздействие (в широком смысле) – это любое речевое общение, взятое в аспекте его целенаправленности, целевой обусловленности, описанное с позиций одного из коммуникантов [9].
Говоря о потенциале речевого воздействия, А.Г. Гурочкина подчеркивает, что наибольшей эффективности можно достичь, если осуществлять речевое воздействие в устной форме, поскольку устное общение отличается большей свободой выбора средств выражения [10, с. 48]. Более того, устное речевое воздействие людей разделяется на два аспекта: вербальное и невербальное.
Вербальное воздействие является воздействием при помощи слов. Для того, чтобы такое воздействие было успешным, необходимо подбирать правильные языковые средства и использовать их с умением, грамотно сочетая их формальную и содержательную стороны (например, какой аргумент подобран, какая тактика ведения диалога избрана и др.).
Невербальное воздействие относится к использованию несловесных средств для передачи информации, таких как жесты, мимика, поведение во время речи, внешний вид говорящего, расстояние до собеседника и другие факторы, сопровождающие речь.
Одной из основных методик исследования речевого воздействия, активно применяемых в отечественной лингвистике, является выявление системы стратегий и тактик, характерных для определённого типа дискурса.
Коммуникативная стратегия: понятие, принципы реализации и типы
Для того чтобы разобраться в понятии коммуникативной (речевой) стратегии, нам нужно проанализировать значение самого слова «стратегия». В толковом словаре Ожегова приведены 3 определения слова «стратегия»:
1. Наука о ведении войны, искусство ведения войны.
2. Общий план ведения войны, боевых операций.
3. Искусство руководства общественной, политической борьбой, а также вообще искусство планирования руководства, основанного на правильных и далеко идущих прогнозах [11].
Все перечисленные определения схожи тем, что термин «стратегия» относится к науке ведения войны или борьбы (предполагает агональность, наличие конфликта) и включает в себя элементы прогнозирования и планирования.
В научных статьях можно встретить различные определения понятия стратегии в зависимости от направления исследования. Например, стратегия рассматривалась с позиции социологического, лингвистического, педагогического и иных подходов [12, с. 3616]. В лингвистическом контексте коммуникативную (или речевую) стратегию в общем смысле трактуют как набор действий, используемых в речи для достижения речевой цели. В нашей работе мы опирались на дефиницию О.Н. Паршиной, согласно которой «стратегия» – это «определённая направленность речевого поведения в данной ситуации в интересах достижения цели коммуникации» [13, с. 7]. Вышеперечисленные определения описывают стратегию как определённый план действий, который реализуется при помощи тактик. Тактика представляет собой конкретные способы достижения поставленных целей в определённых условиях, которые соответствуют основной стратегии.
Для реализации определённой коммуникативной тактики применяется тот или иной коммуникативный (речевой) ход. По мнению О.С. Иссерс, «коммуникативный ход является приёмом, выступающим в качестве инструмента реализации той или иной речевой тактики» [9, с. 117]. С учётом того, что коммуникативная цель может достигаться посредством как вербальных, так и невербальных средств воздействия, коммуникативный ход можно определить как речевой и неречевой приём, который служит для реализации речевой тактики и помогает достичь коммуникативной цели.
Классификация стратегий по О.С. Иссерс построена на основании степени «глобальности» намерений. Филолог выделяет основные (общие) и вспомогательные (частные) стратегии. К основным стратегиям относятся те, которые напрямую связаны с воздействием на адресата, его представлениями о мире, системой ценностей и поведением (как физическим, так и интеллектуальным). Вспомогательные стратегии способствуют организации коммуникативных задач. Стратегически значимыми являются все компоненты коммуникативной ситуации: автор, адресат, канал связи, коммуникативный контекст [9, с. 107].
О.С. Иссерс выделяет три типа вспомогательных стратегий: прагматические (коммуникативно-ситуационные), которые реализуют стратегические задачи коммуникативного акта; диалоговые, использующиеся в соответствии с задачами контроля за организацией диалога; и риторические, в рамках которых используются различные приёмы ораторского искусства и риторической техники для эффективного воздействия на адресата [9]. Описанная О.С. Иссерс классификация представлена в таблице 1.
Таблица 1. Коммуникативные стратегии и тактики речевого поведения по О.С. Иссерс
Основные стратегии | Тактики | |
Семантические (когнитивные) | Дискредитация |
|
Подчинение |
| |
Вспомогательные стратегии |
| |
Прагматические | Построение имиджа | Определение круга «своих» и «чужих» |
Формирование эмоционального настроя |
| |
Самопрезентация | Речевое моделирование личности говорящего | |
Диалоговые | Контроль над темой |
|
Контроль над инициативой |
| |
Риторические | Привлечение внимания | Рекламная тактика |
Драматизация | Тактика рекламной экспансии |
Иного подхода к типологизации коммуникативных стратегий придерживается Ю.М. Иванова. Стратегия в её понимании – не есть сумма тактик, а более сложное явление: тактики, являясь частями стратегии и разворачиваясь линейно, не «составляют» стратегию, а «реализуют» её. На основе исследования агональных диалоговых жанров (к которым можно отнести и ролевую игру), Ю.М. Иванова предлагает уровневую систему классификации коммуникативных стратегий, где с каждым новым уровнем усложняется коммуникативная стратегическая деятельность (см. таблицу 2) [14].
Таблица 2. Уровневая организация коммуникативных стратегий по Ю.М. Ивановой
Уровень | Стратегия | Цели |
Первый | Интродуктивная |
|
Второй | Варьирующая |
|
Третий | Аддитивная |
|
Так, на базовом уровне целью адресанта может быть модификация фрагментов знания аудитории, а на уровнях более высокого порядка – на нейтрализацию эффекта воздействия речи оппонента или встраивание новых смыслов на место «ушедших». Стратегия каждого последующего уровня имеет свою собственную цель, но одновременно достигает и целей более низкоуровневых стратегий. При этом все компоненты речевого воздействия реализуются системно, то есть коррелируют между собой.
Таким образом, речевое воздействие представляет собой особый вид стратегической деятельности, направленный на изменение структуры знаний и намерений реципиента и реализующийся через систему коммуникативных стратегий и тактик.
Коммуникативная стратегия введения переговоров в настольной ролевой игре «Dungeons & Dragons»
Речевое взаимодействие в игре «Dungeons & Dragons» организовано вокруг конфликта целей игроков. Коммуникация в рамках данной игры направлена на разрешение этого конфликта на максимально выгодных для каждого игрока условиях. Исследование показало, что одной из самых часто используемых стратегий, к которой прибегают участники игры в ситуациях коммуникативного конфликта, является стратегия ведения переговоров.
Переговоры – это процесс обсуждения и согласования различных вопросов между двумя или более сторонами с целью достижения взаимовыгодного решения. Используя коммуникативную стратегию ведения переговоров, оратор составляет план по достижению поставленных целей и выполняет последовательность действий, которые приведут к достижению этих целей.
В ходе исследования в рамках стратегии ведения переговоров нами были выделены следующие коммуникативные тактики:
1) тактика давления;
2) тактика торга;
3) тактика обмана;
4) тактика спора.
Тактика давления является одной из самых жёстких и характеризуется предъявлением ультиматума в самом начале переговоров. Ультиматум представляет собой жесткие требования, выдвигаемые одной стороной конфликта против другой, с последующей угрозой применения определённых действий в случае несогласия. Целью данной тактики является убедить противника, что у него нет другого выхода, кроме как выполнить требования.
Рассмотрим функционирование данной тактики на следующем примере:
Travis: “Look, we can work on you one limb at a time, or you can be very truthful and my friend can end it all very, very quickly.”
Matt: “What do you want?”
Liam: “There’s no question, this is a bad situation you’re in right now. We’re not looking for you at all. I’m happy to knock you out and leave you in a closet here and lock it. If you want to help me find the Briarwoods, I really want to know where the Briarwoods are. Not you. Just the people you work for.” [15]
Данный пример иллюстрирует попытку получения информации от противника (I really want to know where the Briarwoods are) путём предъявления ему ультиматума, маркируемого противительным союзом or. Угроза we can work on you one limb at a time заставляет противника почувствовать опасность и выполнить требование.
Приведём следующий пример, иллюстрирующий данную тактику:
Liam: “Is there anything else you can tell me in regards to back doors or secrets that your bosses don’t want us to know? I mean, really, this is the time to talk, right now.”
Travis: “Anything you use to identify each other?” [15]
В данном примере участники стремятся получить больше информации о противостоящей стороне. Эффект давления на реципиента усиливается за счёт ограничения оппонента во времени (this is the time to talk) и маркера усиления (right now).
Тактика торга направлена на то, чтобы преодолеть разногласия и добиться обеспечения взаимовыгодной сделки для всех сторон. Ключевым моментом в тактике торга является идея «выигрыш-выигрыш». Её цель – нахождение решения, которое удовлетворит обе стороны, а не попытка «победить» противника, забрав у него как можно больше. То есть тактика торга репрезентирует кооперативное, а не конфронтационное взаимодействие.
Sam: “Yeah, let’s do it. I’ll give you the ruby for the potion.”
Matt: “Very well.”
Sam: “But I would love a hefty amount of a potion. Not a single use, but multiple use.”
Matt: “Oh. I can provide for this fantastic specimen, a three-use potion? Is that within your realm of possibility?”
Sam: “That would be lovely, thank you, Gilmore.” [16]
Участники достигают согласия, удовлетворяющего обе стороны: обмен драгоценного камня на зелье с несколькими зарядами применения. При этом кооперативность прослеживается и на уровне лексики: обилие модальных глаголов смягчает иллокутивную силу высказываний, позволяя ораторам выражаться осторожно и уважительно по отношению друг к другу. Конструкция с модальным глаголом would love помогает точно обозначить предмет сделки, а модальный глагол can указывает на осуществимость выполнения сделки.
Целью тактики обмана является распространение ложной или вводящей в заблуждение информации для получения преимущества. Тактика может включать в себя прямые ложные заявления, утаивание информации, представление сомнительных доводов или искажение фактов.
В примере ниже игроки ушли на ночную вылазку в город, чтобы разведать новую для них территорию:
Liam: “Yeah, we'll pretend to take a stroll.”
Но неожиданно их остановила стража:
Matt: “Hail! Hail!”
Laura: “Oh my! Yes? (giggles)”
Matt: “You foreigners are wandering too far in districts you don’t belong to. What’s your business?”
Laura: “Oh I’m so sorry, I was just so amazed by the architecture here. I wanted to see the beautiful sculpture.”
Liam: “We definitely are visitors here, sir, no one has explained the rules to your city. We were just taking in the fantastic architectire and history of Kraghammer.”
Laura: “We were told there was a beautiful sculpture down the street of the ruler of Kraghammer?” [17]
Игроками используется тактика обмана для того, чтобы расположить к себе коммуниканта и получить больше информации о персонаже и городе, в котором они находятся. Наречие definitely помогает создать ложное впечатление. Частица so, прилагательные beautiful, fantastic добавляют эмоциональности речи игроков, а обилие деталей и частая смена тем отвлекает внимание реципиента, позволяя игрокам «выкрутиться» из проблемной ситуации.
Под тактикой спора подразумевается противоречие, столкновение взглядов, которые мешают конфликтующим сторонам достичь соглашения. В отличие от торга, спор представляет собой конфронтационное взаимодействие, не направленное на достижение взаимной выгоды.
Характерная особенность спора – наличие нескольких альтернативных вариантов действий, из которых выбрать нужно только один, например:
Marisha: “Why not? We are the most capable people in this town right now.”
Laura: “Well. We could go fight zombie giants and then tell everybody to wait.”
Travis: “Nah, it’s going to fuck us. We’ve got to rest.”
Marisha: “Why don’t we take a short rest, heal up a bit, get back out there, take down some giants. What do you guys say?”
Sam: “I admire this fire in your eyes, but it’s so stupid.” [15]
В данном контексте игрокам нужно принять решение, чтобы продвинуть сюжет истории: отдохнуть и восстановить силы или идти сражаться. С помощью модального глагола could игрок создаёт гипотетическую ситуацию и предлагает план действий для того, чтобы продолжить историю. Конструкция Why don’t we предлагает выполнить другое действие. Противительный союз but выражает несогласие и абсурдность мысли. Заметим, что спор представляет собой ситуацию прямого вербального конфликта, а потому его участники склонны использовать грубую (а порой и ненормативную) лексику для укрепления собственного имиджа и устрашения оппонента.
Заключение
Таким образом, игры являются неотъемлемой частью развития коммуникативного взаимодействия у людей с самого детства, и настольные ролевые игры не исключение. В них человек играет роль определённого героя и действует в соответствии с его убеждениями и стремлениями. Взаимодействие людей внутри игровых контекстов расширяет возможности как применения, так и изучения речевого воздействия.
Переговоры особенно важны в достижении успеха и соглашения в конфликтных игровых ситуациях. Коммуникативная стратегия ведения переговоров имеет своей целью достижение взаимовыгодного решения. Взаимодействие игроков в ходе переговоров может быть как кооперативным, так и конфронтационным: попытки договориться могут заканчиваться спором, а неудачи агрессивных речевых ходов вынуждают участников к поиску мирных вариантов разрешения конфликтов.
Для достижения намеченных целей важно подобрать правильную коммуникативную тактику, которая представляет собой последовательность конкретных речевых действий. Наше исследование показало, что стратегия переговоров реализуется прежде всего в тактиках давления, торга, обмана и спора. Речевое воплощение тактик крайне разнообразно, поскольку маркеры тактик проявляются на как на лексико-грамматическом уровне, так и на уровне высказывания, сверхфразового единства и текста.
Список литературы
1. Хёйзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М.: Прогресс, 1992. 464 с.
2. Шмаков С. А. Игры учащихся – феномен культуры. М. : Новая школа, 1994. 240 с.
3. Алексеева А. З., Соломонова Г. С., Аетдинова Р. Р. Геймификация в образовании // Педагогика. Психология. Философия. 2021. №4 (24). С. 5-10.
4. Панина Е. Ю., Булкина М. В. Геймификация в обучении лексической стороне английской речи младших школьников // Проблемы романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. 2022. №18. С. 264-270.
5. Хамраходжаева С., Нарбекова З., Режапова Н. Использование разнообразных игр при обучении иностранному языку в университете // ОИИ. 2021. №2/S. С. 543-548.
6. Dungeons and Dragons. Книга игрока. 5-е издание. URL: https://dungeonsanddragons.ru/bookfull/5ed/5e%20Players%20Handbook%20-%20%D0%9A%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B0%20%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B0%20RUS.pdf (дата обращения: 07.05.2023)
7. Стернин И. А. Основы речевого воздействия. Воронеж: «Истоки», 2012. 178 с.
8. Леонтьев А. А. Психология общения. М. : Смысл, 1997. 365с.
9. Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. 5-е изд. М. : Изд-во ЛКИ, 2008. 288с.
10. Гурочкина, А. Г. Скрытые формы речевого воздействия в непрямой коммуникации // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2019. №192. С. 46-52.
11. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка : 80000 слов и фразеологических выражений. Режим доступа: https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=30732 (дата обращения: 25.04.23).
12. Рябова М. Ю. Русофобия как коммуникативная стратегия // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2022. №11. С. 3615-3620.
13. Паршина О. Н. Стратегии и тактики речевого поведения современной политической элиты России. Автореф. дис. ... д-ра. филол. наук. Саратов, 2005. 48 с.
14. Иванова Ю. М. Стратегии речевого воздействия в жанре предвыборных теледебатов. Дис. … канд. филол. наук. Волгоград, 2003. 138 с.
15. Gunpowder Plot: Part 1 | Critical Role: VOX MACHINA | Episode 31. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=CVSgD1iB1G0&list=PL1tiwbzkOjQz7D0l_eLJGAISVtcL7oRu_&index=31 (дата обращения: 25.04.2023).
16. Skyward | Critical Role: VOX MACHINA | Episode 15. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=_dIBh0dGhzI&list=PL1tiwbzkOjQz7D0l_eLJGAISVtcL7oRu_&index=15 (дата обращения: 07.05.2023).
17. Arrival at Kraghammer | Critical Role: VOX MACHINA | Episode 1. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=i-p9lWIhcLQ&list=PL1tiwbzkOjQz7D0l_eLJGAISVtcL7oRu_&index=1 (дата обращения: 08.05.2023).