Журналистика | Филологический аспект №07 (99) Июль 2023

УДК 070

Дата публикации 31.07.2023

Функционирование современных профессиональных изданий (на примере журнала «Журналист»)

Иващенко Елена Геннадьевна
канд. филол. наук, доцент кафедры русского языка, коммуникации и журналистики, Амурский государственный университет, РФ, г. Благовещенск, eivaschenko@mail.ru
Штефан Дарья Андреевна
студент кафедры русского языка, коммуникации и журналистики, Амурский государственный университет, РФ, г. Благовещенск, darya.shtefan@list.ru

Аннотация: Статья посвящена изучению специфики функционирования профессионального издания «Журналист» в современном медиапространстве. Рассматриваются особенности размещения материалов издания на разных платформах: в печатном издании, на сайте и в социальных сетях. Выявляются причины сохранения журнала в традиционном печатном формате: следование традициям, социальная и профессиональная ответственность издания, демонстрация уверенности в том, что традиции медиапотребления будут сохранены, что российская печать, пережив трансформационный период, останется частью СМИ.
Ключевые слова: журнал «Журналист», профессиональное издание, печатное издание, социальные сети, функционирование издания

Functioning of modern professional publications (on the example of the "Journalist" magazine)

Ivashchenko Elena Gennadievna
phD, Associate Professor, Department of the Russian Language, communication and journalism, Amur State University, Russian Federation, Blagoveshchensk
Stefan Daria Andreevna
student, Department of the Russian Language, communication and journalism, Amur State University, Russian Federation, Blagoveshchensk

Abstract: The article studies the functioning specifics of the professional publication "Journalist" in the modern media space. We consider the features of publishing on different platforms: in a printed edition, on a website and on social media. The reasons for maintaining the publication in the traditional printed format are presented: following the traditions, social and professional responsibility of the publication, demonstrating confidence that the traditions of media consumption will be preserved, that the Russian press, having survived the transformation period, will remain part of the media.
Keywords: journal "Journalist", professional edition, printed edition, social media, functioning of the media

Правильная ссылка на статью
Иващенко Е.Г., Штефан Д.А. Функционирование современных профессиональных изданий (на примере журнала «Журналист») // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2023. № 07 (99). Режим доступа: https://scipress.ru/philology/articles/funktsionirovanie-sovremennykh-professionalnykh-izdanij-na-primere-zhurnala-zhurnalist.html (Дата обращения: 31.07.2023)

«Журналист» – одно из немногочисленных профессиональных изданий в России, предназначенное для журналистского сообщества. Журнал, появившийся в 1914 году, претерпел существенные изменения под воздействием новых цифровых технологий. Изучение специфики его функционирования в современном медиапространстве, в частности особенности взаимодействия печатной версии журнала, его сайта и социальных сетей, является целью данного исследования.

Журнал выходит под эгидой Союза журналистов России. По типологическим характеристикам, согласно классификации М.И. Шостак, он относится к группе предметно-специализированных (профессиональных) изданий, под которыми понимаются ресурсы, предназначенные для специалистов в той или иной области, а также для аудитории, «только осваивающей профессию «либо связанной с ней по общей социальной ситуации» [1, с. 83].

Журнал уже становился предметом научного осмысления. В публикации С.Б. Юфкиной были выявлены его основные функции и методы формирования ценностных ориентиров [2]. Статья С.В. Максименко также была посвящена изучению основных функций профессионального издания [3]. А.Д. Маркевич изучил особенности профессиональных стереотипов, встречающихся на страницах журнала [4]. Т.Б. Исакова рассматривала «Журналист» с позиций медиаобразования в России [5].

Концепция журнала была определена еще в 1914 году. В первом номере, вышедшем под редакцией профессора Московского университета В.М. Фриче, была сформулирована основная цель издания: «Освещать экономическое положение журналистов в прошлом и настоящем, в столицах и в провинции, за границей и у нас, и тем содействовать как укреплению в журналистах чувства самосознания, так и сплочению их в крепкую профессиональную организацию» [6]. В настоящее время на сайте издания можно ознакомиться с его миссией, а также с приоритетными задачами, среди которых, как и сто лет назад, защита прав представителей журналистского сообщества, а также формирование информационного пространства страны, выстраивание взаимоотношений с властью, законотворчество, демократические преобразования [6].

Масштабность задач требует от редакционного коллектива продуманной стратегии действий, частью которой является максимальное расширение информационных потоков. С этой целью, наряду с традиционной бумажной версией издания, в 2014 году в Роскомнадзоре был зарегистрирован сайт, а после запущена работа социальных сетей. Данные платформы позволили изданию максимально расширить свое информационное поле и повлекли за собой изменения контента, его форматов, повлияли на особенности взаимодействия с целевой аудиторией.

Исходная форма бытования журнала – бумажная. Более 100 лет подобный формат не вызывал вопросов, но в последние годы ситуация изменилась. Высокая стоимость специализированной бумаги, полиграфических услуг, сложности с распространением, удорожание почтовых перевозок наряду с повышением уровня доступности Интернета, развитием онлайн-сервисов и др. заставили многих учредителей и редакции остановить выпуск печатных изданий и перейти на электронные версии. Но «Журналист», несмотря на все сложности, усугубленные его ориентацией на достаточно узкую аудиторию, не отказался от традиционного формата. Нельзя не отметить, что целевая аудитория издания, журналистское сообщество, в силу профессиональной необходимости обладающая высокими пользовательскими навыками в сети Интернет и, в подавляющем большинстве случаев, не испытывающая проблем с трафиком, легко приняла интернет-ресурс. В этой ситуации продолжение выпуска печатного издания можно объяснить двумя факторами.  Во-первых, сохранение традиционного формата – своеобразная дань прошлому, попытка сохранить преемственность традиций и богатую историю, чем могут «похвастаться» далеко не все российские СМИ. Наличие печатного журнала свидетельствует об успешности и высоком качестве журналистского продукта. Во-вторых, прекращение выпуска журнала в печатном формате, на наш взгляд, нанесло бы большой репутационный урон отрасли в целом. Ведущее российское издание в сфере СМИ не может не испытывать груз социальной и профессиональной ответственности: выпуск журнала «на бумаге» – демонстрация уверенности в том, что традиции медиапотребления будут сохранены, что российская печать, пережив трансформационный период, останется частью СМИ.

Редакция «Журналиста» делает ставку на качественный характер бумажного издания. Она не стремится к удешевлению, считая, что массовым, доступным вариантом должна быть электронная версия журнала, которую можно приобрести в формате PDF, а печатный вариант, рассчитанный на ценителей, должен быть выполнен максимально качественно. Стоимость такого номера высока. Согласно сайту журнала, за июньский выпуск 2023 года покупатель должен заплатить 910 руб. [7]. Журнал отличает не только качественный контент, но и дорогая полиграфия, фотоиллюстрации, продуманный дизайн. Редакция предлагает услугу пересылки издания, которая входит в его стоимость. Таким образом, можно утверждать, что выпуск печатной версии «Журналиста» не столько доходная, сколько имиджевая составляющая.

С 2016 года ведущим ресурсом «Журналиста» является его сайт [8]. Он функционирует как самостоятельное СМИ, а не как сетевая версия журнала. На сайте можно приобрести PDF-версию журнала (450 руб.), а также найти гиперссылки на его социальные сети. Важнейшая задача сайта – размещение новостной информации, которая не характерна для печатного издания из-за редкого выхода номеров. В новостной контент входят публикации о законопроектах, информация о предстоящих событиях, информация о событиях, связанных с другими СМИ, о нововведениях на популярных цифровых платформах и др. Новости выходят по будням, а в выходные дни редакция выпускает «дайджесты», в которые входят материалы прикладного характера. Если в печатной версии около 90% публикаций написаны журналистами издания, то на сайте можно встретить материалы других авторитетных сетевых изданий и информационных агентств («РБК», «ТАСС», «РИА Новости», «Интерфакс», «Коммерсантъ», «Газета.ру», «Ведомости» и др.). Также на сайте можно познакомиться с разнообразными справочными, аналитическими и художественно-публицистическими материалами, которые лишь частично повторяют печатное издание. Еще одно достоинство онлайн-ресурса заключается в том, что он выступает в качестве хранилища архивной информации.

Редакция в полной мере задействует возможности интернет-СМИ. Речь идет о публикации материалов не только в формате текста, но также в видеоформатах и подкастах, высоко востребованных аудиторией.

В результате заложенный функционал делает сайт важнейшим ресурсом, необходимым для полноценного функционирования издания в медиасфере.

Еще один ресурс издания – это его социальные сети, в частности «ВКонтакте» и «Telegram». Адаптированные для мобильных устройств, они привлекают значительное число пользователей. Еще одно несомненное достоинство соцсетей – легкость установления контакта с целевой аудиторий, заложенный в функционале данных платформ. Речь идет о возможности читателей комментировать и оценивать материалы, выражать эмоции (эмодзи, стикеры, гифки), участвовать в опросах и голосованиях, получать оповещения, делится записями сообщества и др. Редакция, в свою очередь, видит реакцию аудитории, что позволяет выстраивать оптимальный контент в востребованном у аудитории формате.

Таким образом, важнейшим фактором успешного функционирования издания в современном медиапространстве становится его выход на новые платформы при сохранении традиционных. «Журналист», демонстрируя приверженность традиционным печатным СМИ, активно развивает новые ресурсы: сайт и социальные сети, дающие дополнительный функционал, позволяющие идти в ногу со временем. Такой подход позволяет изданию представлять контент в разных форматах, воспринимать его с разных устройств, а также дает редакции возможность максимально активно взаимодействовать с целевой аудиторией.


Список литературы

1. Типология периодической печати / Под редакцией М.В. Шкондина, Л.Л. Реснянской. – М.: Аспект Пресс, 2009. – 236 c.
2. Юфкина С.Б. Журнал «Журналист» как профессиональное издание // Труды института бизнес-коммуникаций: Научное издание. Том 4. – СПб: Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна. 2018. С. 126-134.
3 Максименко С.В. Основные функции журнала «Журналист» на современном этапе развития // Россия в мире: проблемы и перспективы развития международного сотрудничества в гуманитарной и социальной сфере: Материалы XIV Международной научно-практической конференции. – Москва – Пенза: Пензенский государственный технологический университет, 2022. – С. 241-245.
4. Маркевич А.Д. Профессиональные стереотипы в специализированном журнале «Журналист» // Проблемы массовой коммуникации: Материалы международной научно-практической конференции исследователей и преподавателей журналистики, рекламы и связей с общественностью. – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2020. – С. 33-35.
5. Исакова Т.Б. Освещение проблем медиаобразования в журнале «Журналист» на современном этапе // Медийно-информационная грамотность современного педагога: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Оренбург, Оренбургский государственный педагогический университет: ООО «Издательство «Оренбургская книга»», 2018. – С. 251-260.

Список источников
6. О журнале. История журнала. URL : https://jrnlst.ru/2023/04/28/141789/ (дата обращения 24.07.2023).
7. Магазин. Печатная продукция. URL : Печатная продукция – Журналист (jrnlst.ru) (дата обращения 24.07.2023).
8. Журналист. URL : https://jrnlst.ru/ (дата обращения 24.07.2023).


Расскажите о нас своим друзьям: