Теория языка | Филологический аспект №12 (80) Декабрь 2021
УДК 81” 42
Дата публикации 26.12.2021
Когнитивно-дискурсивное моделирование религиозного концепта-доминанты «Небесное и земное» (на материале Рождественского послания 1951 г. архиепископа Иоанна (Максимовича))
Огнева Елена Анатольевна
доктор филологических наук, заведующая кафедрой иностранных языков, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, РФ, г. Белгород, ogneva@bsu.edu.ru
Аннотация: В статье рассматривается архитектоника религиозного дискурса как одного из типов институциональных дискурсов. Интерпретируется концепт-доминанта «Небесное и земное» в формате Рождественского послания архиепископа Иоанна (Максимовича), с которым пастырь обратился к Западно-Европейской и Китайско-Филиппинской пастве в 1951 году. Выявляется преобладание динамически маркированных номинантов над статичными номинантами в модели номинативного поля концепт-доминанта «Небесное и земное», что обусловлено праздничным форматом послания и проповедническим стилем архиепископа Иоанна (Максимовича).
Ключевые слова: Религиозный дискурс, Рождественское послание, когнитивно-дискурсивный анализ, моделирование, концепт-доминанта.
doctor of Philology, Head of Department of Foreign Languages, Belgorod National Research University, Russia, Belgorod
Abstract: The article deals with the architectonics of religious discourse as one of the types of institutional discourses. The concept-dominant “Heavenly and Earthly” is interpreted in the format of the Christmas message of Archbishop John (Maksimovich), which the pastor addressed the Western European and Chinese-Philippine congregation in 1951. The predominance of dynamically marked nominees over static nominees in the model of the nominative field of the concept-dominant “Heavenly and Earthly” is revealed, which is due to the festive format of the message and the preaching style of Archbishop John (Maksimovich).
Keywords: Religious discourse, Christmas message, cognitive discourse analysis, modeling, concept-dominant.
Огнева Е.А. Когнитивно-дискурсивное моделирование религиозного концепта-доминанты «Небесное и земное» (на материале Рождественского послания 1951 г. архиепископа Иоанна (Максимовича)) // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2021. № 12 (80). Режим доступа: https://scipress.ru/philology/articles/kognitivno-diskursivnoe-modelirovanie-religioznogo-kontsepta-dominanty-nebesnoe-i-zemnoe-na-materiale-rozhdestvenskogo-poslaniya-1951-g-arkhiepiskopa-ioanna-maksimovicha.html (Дата обращения: 26.12.2021 г.)
Введение
Концептуализация религиозной картины мира, являясь многовекторным процессом моделирования действительности, способствует выявлению концептов-доминант, маркирующих значимые символы и аспекты реализации религиозного мировоззрения. В свете этого значим тот факт, что на высшем уровне религиозного дискурса находятся «символические артефакты, связанные со служением Богу» [1, с. 86]. Эти артефакты в динамической модели религиозного дискурса предстают как в виде текста, так и в виде экстралингвистических маркеров, поскольку «текст является не единственным ядерным форматом в нелинейной модели дискурса» [2, с. 32].
Очевидно, что нелинейная модель религиозного дискурса представляет собой «определенный способ концептуализации действительности» [3, с. 70], способ концептуализации пространства религиозной действительности в виде текстов как с учетом явления «синергии текстов» [4] и теории «текстовой реализации концепта» [5, с. 7], так и в виде артефактов, интерпретируемых в качестве экстралингвистических маркеров.
Моделирование текстового компонента когнитивно-дискурсивного конструкта религиозного мировоззрения основано на «изучении текстовой проекции концептуализации пространства как одного из форматов картины мира» [6, с. 114].
Интерпретация реализации в картине мира когнитивно-дискурсивного конструкта религиозного мировоззрения основана на том, что «субъективное восприятие действительности накладывает отпечаток на картину мира как идеальную структуру в сознании людей» [7, с. 116] в сочетании с «интерсубъективной интерпретации текста» [8]. Картина мира находится в движении, «варьируется в сознании индивида по мере его познания» [9, с. 14]. Это варьирование картины мира приводит к перманентному движению номинантов в ядерно-периферийном номинативном поле концептов. В свете этого в изучении и моделировании любого типа дискурса востребована характеристика «институциональных концептов применительно к политическому, научному, педагогическому, юридическому, медийному, религиозному и другим типам дискурса» [10, с. 82].
В проводимом исследовании варьирование параметров картины мира интерпретируется в свете варьирования концептов-доминант в религиозном дискурсе посредством механизмов «актуализации концептов в языковой картине мира» [11, с.12] с учетом того, что «доминанта [от лат. dominans (dominantis) господствующий] – главенствующая идея, основной признак или важнейшая составная часть чего-н.» [12].
Говоря о религиозном дискурсе необходимо учитывать тот факт, что «ключевой культурный концепт этого дискурса – концепт ‘вера’» [13, с. 132]. Интерпретация и моделирование концепта «Вера» как концепта-доминанты позволяет выразить «оценочность и актуальность отображения данного концепта в языковом сознании народа» [14, с. 79]. Исследование этого конструкта выявляет тот факт, что в религиозном дискурсе концепт-доминанта «Вера» представляет собой «транслятор значимых знаний и представлений, а также ценностных ориентиров в окружающем мире» [15, с. 57].
Примечательно, что рассматриваемый исследовательский конструкт «может быть статичен или динамичен» [16, с. 42]. Как статичный, так и динамичный статус концепта-доминанты «Вера» зиждется на том, что, «люди в мире должны поощрять добрые мысли и действия» [17, с. 255]. И статичный, и динамичный статус концепта-доминанты «Вера» позволяет определить и «культурные смыслы мифологического общества» [18, с.172], и культурные смыслы современного общества.
Наряду с концептом-доминантой «Вера» в религиозном дискурсе существуют и другие концепты-доминанты, в частности, рассматриваемый в данной работе концепт-доминанта-«Небесное и земное».
Исследование текстовой реализации концептов-доминант религиозного дискурса зиждется на понимании сложности текста «в силу многочисленности и многообразия текстовых измерений, именуемых признаками, аспектами, слоями» [19, с. 188], в которых «источниками словесной информации являются лексико-семантические варианты слова, отражающие те или иные значения» [20, с. 112]. Примечательно, что текстовые измерения в различной степени сложности предстают как «повседневно-обиходное, политическое, религиозное, педагогическое, рекламное, научное, художественное толкование содержания текста» [21, с. 15].
Следовательно, религиозное толкование текста как одного из ядерных компонентов архитектоники дискурса приводит к формированию интерпретативных моделей номинативных полей концептов-доминант в тематически различных жанрах религиозного дискурса.
Новизна исследования заключается в том, что впервые смоделирована архитектоника концепта-доминанты «Небесное и земное» как одного из центральных компонентов проповеднического дискурса архиепископа Иоанна (Максимовича). Выявлены особенности построения архитектоники концепта-доминанты «Небесное и земное».
Материалы и методы исследования. Материалом для исследования послужило Рождественское послание 1951 г. Западно-Европейской и Китайско-Филиппинской пастве, с которым обратился архиепископ Иоанн (Максимович) [22]. Методами исследования материала послужили: когнитивно-герменевтический анализ текста послания, когнитивно-дискурсивное моделирование концепта-доминанты «Небесное и земное», выявленного в Рождественском послании.
Основная часть
Рождественские послания архиепископа Иоанна (Максимовича) рассматриваются в данной работе в качестве одного из форматов проповеднического дискурса, состоящего из совокупности концептов-доминант, интерпретируемых с учетом специфики отражения «national consciousness in author’s individual conceptsphere» [23, с. 51] / «национального сознания в авторской концептосфере». Рассматриваемое Рождественское послание приурочено к празднованию двунадесятого праздника Рождества в 1951 году. Исследование архитектоники Рождественского послания, написанного семьдесят лет тому назад, проводится с учетом того, что «к собственно национально-культурному компоненту добавляется дистанция во времени» [24, с. 61], поскольку «since the holidays and, consequently, their names are a part of a national picture of the world» [25, с.302] / «праздники, следовательно, их имена являются частью национальной картины мира».
Интерпретация послания архиепископа Иоанна (Максимовича) нацелена на выявление специфики построения концепта-доминанты «Небесное и земное» как «оптимальной модели восприятия текстовых смыслов» [26, с. 24].
Проведенный когнитивно-герменевтический анализ текста послания выявил 14 различных номинантов номинативного поля концепта-доминанты «Небесное и земное», среди которых статичные и динамичные по семантике номинанты. Так, в первой строке послания изложена динамика, выраженная в ирмосе Рождественского канона «Христос рождается, славите! Христос с небес, срящите!», т.е. репрезентирована корреляция Небесного и земного (прим. ирмос – первая строфа песни канона, канон – жанр православной богослужебной гимнографии, срящите - встречайте).
Далее, в обращении архиепископа Иоанна (Максимович) также выявлена корреляция Небесного и земного посредством следующих номинантов:
«небеса радуйтеся, горы взыграйте веселием» – репрезентация эмотива «радость» на небе и на земле, более того в номинанте обращается внимание на горы как часть земной поверхности, т.е. проецируется горний мiр на земле;
«рождается на земле прежде всех век от Отца рожденный и создавый небо и землю» – репрезентация двух Божиих творений, неба и земли, соединённых между собой;
«приходит Творец к Своему творению» – обращение внимания на динамику в пространстве, исходящую с неба на землю;
«становится еще и человеком» – репрезентация динамики единения Божественного, исходящего с неба, и человеческого, живущего на земле;
«Бог днесь рождается как человек, чтобы спасти человека» – репрезентация единения небесного и земного;
«человек от Бога отпавший, ныне теснейше соединяется с Богом» – репрезентация динамики, т.е. единения земного и небесного, единения человека с его Творцом, с Богом;
«Христос в Своем лице соединяет Божество и человечество, став Богочеловеком» – репрезентация единения небесного и земного;
«чрез Него все мы, люди, приводимся к Отцу» – динамика взаимодействия земного (человечества) и небесного (Бога);
«днесь Бог приходит к людям» – динамика перемещения в пространстве от небесного (Бога) к земному (человечеству);
«как сретим и прославим грядущего с небес Ангела Мира?» – динамика перемещения в пространстве от небесного (Бога) к земному (человечеству);
«мир неземной вдыхает в души наши, подавая Духа Святаго» – динамика между небом и землей, единение небесного и земного, единение человека с его Творцом, с Богом;
«небо и земля днесь совокупишася» – репрезентация единения небесного и земного;
«Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение!» – единение небесного и земного, единение человека с его Творцом, с Богом.
Интерпретация номинантов номинативного поля концепта-доминанты «Небесное и земное» показывает, что модель этого концепта-доминанты, сочетая в себе статику и динамику, тем не менее, более динамична (8 номинантов), нежели статична (6) номинантов. Преобладание динамики в Рождественском послании соответствует когнитивно-сюжетному ракурсу праздничного формата проповеди.
Выводы
Архитектоника религиозного дискурса как нелинейного формата знания представляет собой совокупность различных ядерных компонентов, одним из которых предстает текст. Когнитивно-герменевтический анализ текста позволяет выявить концепты, репрезентирующие часть авторской концептосферы, где автором является священник. Интерпретация концептосферы религиозного дискурса показывает, что среди составляющих её концептов некоторые приобретают статус концептов-доминант.
Общим концептом-доминантой для всех форматов религиозного дискурса является концепт-доминанта «Вера». Репрезентация иных концептов-доминант обусловлена когнитивно-тематическим ракурсом различных жанров религиозного дискурса.
Когнитивно-герменевтический анализ Рождественского послания архиепископа Иоанна (Максимовича), приуроченного к празднику Рождества в 1951 году, показал, что в этом формате проповеди концептом-доминантой является концепт «Небесное и земное». номинативное поле которого состоит их 14 номинантов. Специфика номинативного поля концепта-доминанты «Небесное и земное» заключается в преобладании динамически маркированных номинантов над статичными номинантами.
Таким образом, как показало проведенное исследование, когнитивно-дискурсивная модель концепта-доминанты «Небесное и земное» является статично-динамичной моделью с преобладанием динамического сегмента в ее номинативном поле, что обусловлено праздничным форматом послания и стилем обращения архиепископа Иоанна (Максимовича) к пастве.
Список литературы
1. Карасик В.И. Культурогенные тексты: функции, жанры, авторы // Социальные и гуманитарные знания. – 2020б. – Т.6. – № 1 (21). – С. 82-91.
2. Огнева Е.А. Когнитивная сцена как формат репрезентации религиозного знания (на материале проповеди митр. Антония Сурожского “Sunday before Pentecost”) // Научный результат. Серия: Вопросы теоретической и прикладной лингвистики. – 2016. – Т. 2. – № 1 (7). – С. 31-38.
3. Богачев Р.Е. Фактор структуры языка в анализе языковой картины мира // Научная мысль Кавказа. – 2008. – № 3 (55). – С. 70-74.
4. Алефиренко Н. Ф. Автохтонная синергия дискурса художественного текста / Н. Ф. Алефиренко, З. Х. Шахпутова // Русский язык в современном научном и образовательном пространстве: сб. тезисов Международной научной конференции. – М., 2020. – С. 3-6.
5. Огнева Е.А. Когнитивно-сопоставительное моделирование концептосферы художественного текста (на материале перевода русской прозы на французский и английский языки). Дисс. на соискание ученой степени доктора филологических наук / ГОУ ВПО «Белгородский государственный университет». – Белгород, 2009. – 407 с.
6. Кушнерук С. Л. Развитие теории когнитивно-дискурсивного миромоделирования за рубежом и в России // Вопросы когнитивной лингвистики. – 2018. – № 4. – С. 115-125.
7. Огнева Е. А. Особенности пространственной модели «Новая Атлантида» в архитектоники утопии Ф. Бэкона // Гуманитарные исследования. – 2017. – № 3 (63). – С. 113-119.
8. Жирова И.Г. Роль и место интерсубъективной интерпретации текста в теории и практике перевода. // Сборник материалов IV международной научно-практической конференции «Язык. Культура. Перевод». – Красноярск, 2019. – С. 109-119.
9. Юзефович Н. Г. Интерлингвокультурная картина мира в английском языке вторичной культурной ориентации (на материале описания российской действительности): монография. – Хабаровск: Издательство ДВГГУ, 2013. – 266 с.
10. Карасик В.И, Калыкова Э.А., Институциональный концепт «Миссия»: ценностные характеристики // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. – 2020. – № 2. – С. 80-90
11. Юзефович Н. Г. Интерлингвокультурная картина мира в английском языке вторичной культурной ориентации (на материале описания российской действительности): монография. – Хабаровск: Издательство ДВГГУ, 2013. – 266 с.
12. Человек и общество. Культурология : словарь-справочник : учебное пособие / Ю. С. Борцов [и др.]. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
13. Огнева Е.А. Структурирование религиозного дискурса: субконцепт «Молитва» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2008. – № 1-1 (1). – С. 132-135.
14. Осадчая О.Н. Репрезентация ценностного компонента концепта «милосердие» в английских и русских пьесах XX века посредством паремий / О.Н. Осадчая, Л.Г. Попова, Л.М. Шатилова, Е.В. Бирюкова // Язык. Текст. Дискурс: Коллективная монография. Орехово-Зуево: Редакционно-издательский отдел ГГТУ, 2020. – С. 79-97.
15. Попова Л.Г., Осадчая О.Н. Отражение Божьего милосердия как действия в английских и русских паремиях (на материале пьес XIX века) // Парадигма гуманитарных знаний началаXXIвека. Межкафедральный сборник научных трудов по линвистике и литературоведению. Московский городской педагогический университет. – Москва, 2020. – С. 56-62.
16. Гламазда С.Н. Контекстная поляризация как формат знания // Теория языка и межкультурная коммуникация. – 2020. – № 2 (37). – С. 42-52.
17. Поташова А.А. Сравнительная характеристика лексико-семантических полей концепта Справедливость в английском и русском языках / А.А. Поташова, Л.М. Шатилова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2019. – Т.12. – № 8. – С. 254-257
18. Шестёркина Н.В. Мифологема «небо»: природно-ландщафтный код культуры // Филологическое образование в современных исследованиях: лингвистический и методический аспекты. Материалы международной научно-практической конференции «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. XVII Кирилло-Мефодиевские чтения». – 2016. – С. 172-177.
19. Щирова И. А. Изучение текста как сложного образования: возможности и пределы моделирования // Когнитивные исследования языка. – 2014. – № 18. – С. 187-190.
20. Жирова И.Г. От слова к значению слова и концепту // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2016. – № 1-1 (55). – С. 111-115.
21. Карасик В.И. Модусы интерпретации текста // Наука без границ: синергия теорий, методов и практик: материалы Международной научной конференции / отв. ред. О.К. Ирисханова. – Москва, 2020а. – С. 14-21.
22. Архиепископ Иоанн (Максимович). Рождественское послание Западно-Европейской и Китайско-Филиппинской пастве в 1951 году. – URL: https://predanie.ru/book/219147-tvoreniya/#/toc51 (дата обращения 04.12.2021)
23. Ogneva E.A., Kutsenko A.A., Kireeva Y.I., Besedina I.G., Danilenko I.A. Fiction cognitive coordinates. Journal of Language and Literature. – 2014. – T. 5. – № 4. – P. 51-54.
24. Хухуни Г.Т., Осипова А.А. О межъязыковой передаче одного новозаветного обращения // Верхневолжский филологический вестник. – 2016. – № 3. – С. 61-66.
25. TochevA., Danilenko I.A. Concept Holiday as an object onomastic research on the example of the Russian and Uzbek languages // Experientia est optima magistra: Международный сборник научных трудов. Под редакцией Е.А. Огневой, И.В. Борисовской, Л.Н. Мирошниченко. – Белгород, 2021. – С. 301-304.
26. Татару Л.В. Композиционный ритм и когнитивная логика нарративного текста (сборник Дж. Джойса “Дублинцы”) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. – № 75. – С. 23-37.