Русская литература | Филологический аспект №03 (107) Март 2024

УДК 1751

Дата публикации 31.03.2024

Изображение героического подвига лейтенанта Игоря Ивановского в повести В.В. Быкова «Дожить до рассвета»

Оздоева Лейла Магомедовна
магистрантка кафедры «Русская и зарубежная литература», ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет» РФ, г. Магас.
Хадзиева Айна Ахметовна
канд. филол. наук, доцент кафедры «Русская и зарубежная литература», ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет» РФ, г. Магас, hadzieva_aa@mail.ru

Аннотация: В статье, согласно теме, анализу подвергается недостаточно раскрытый в исследовательской литературе героический подвиг лейтенанта Игоря Ивановского. Изучение повести В.В. Быкова «Дожить до рассвета», несомненно, актуально. Жизненность статьи определяется возросшим интересом к проблеме подвига в художественной литературе. Анализ сюжета и композиции произведения дает автору возможность аргументировать, что в героическом поступке лейтенанта воплощаются устойчивые представления о мужестве советского народа, проявленное в годы Великой Отечественной войны. В работе указывается, что сам В.В. Быков, пройдя сложный путь кадрового военного человека, мастерски описывает суровую картину времени. Научная новизна видится в том, что автор рассматривает героический подвиг на литературном материале, доказывает, что в поступках лейтенанта воплощаются устойчивые представления и особенности сознания русского народа. Полученные результаты показали, что обращение к этой теме подразумевает память о давно минувшей войне, ориентацию на вечные ценности общества и их преемственность в будущем.
Ключевые слова: повесть, война, командование, героический подвиг, солдаты, сюжет, композиция, образы, кульминация, лейтенант, картина времени, природа.

The image of the heroic feat of Lieutenant Igor Ivanovsky in the story of V.V. Bykov "To live until dawn"

Ozdoeva Leila Magomedovna
Master's Student of the Department of Russian and Foreign Literature, Ingush State University of the Russian Federation, Magas
Khadzieva Aina Akhmetovna
PhD in Philology, Associate Professor of the Department of Russian and Foreign Literature, Ingush State University of the Russian Federation, Magas

Abstract: In the article, according to the theme, the heroic feat of Lieutenant Igor Ivanovsky, insufficiently disclosed in the research literature, is analyzed. The study of the story by V.V. Bykov's "To Live to Dawn" is undoubtedly relevant. The vitality of the article is determined by the increased interest in the problem of the feat in fiction. The analysis of the plot and composition of the work gives the author the opportunity to argue that the heroic deed of the lieutenant embodies stable ideas about the courage of the Soviet people, shown during the Great Patriotic War. In the work it is pointed out that V.V. Bykov, having passed the difficult path of a cadre military man, masterfully describes the harsh picture of the time. Scientific novelty is seen in the fact that the author considers the heroic feat on the literary material, proves that the actions of the lieutenant embodies the stable representations and features of consciousness of the Russian people. The results showed that the appeal to this theme implies the memory of the long-past war, orientation to the eternal values of society and their continuity in the future.
Keywords: story, war, command, heroic feat, soldiers, plot, composition, images, climax, lieutenant, picture of time, nature.

Правильная ссылка на статью
Оздоева Л.М., Хадзиева А.А. Изображение героического подвига лейтенанта Игоря Ивановского в повести В.В. Быкова «Дожить до рассвета» // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2024. № 03 (101). Режим доступа: https://scipress.ru/philology/articles/izobrazhenie-geroicheskogo-podviga-lejtenanta-igorya-ivanovskogo-v-povesti-vv-bykova-dozhit-do-rassveta.html (Дата обращения: 31.03.2024)

Не ослабевает интерес к теме Великой Отечественной войны у современных читателей: «Великая Отечественная война продолжает оставаться тем явлением, смысл которого каждое новое поколение старается постичь самостоятельно» [2, с. 1]. Как отмечает А.А. Хадзиева в статье «Философия принятия жизни со всей ее трагичностью (Тема исторической памяти)»: «Проблема судьбы народа, его духовного и нравственного здоровья все больше привлекает поэтов и писателей наших дней. Они неизменно сравнивают прошлое и настоящее, анализируют социальные коллизии и их истоки, пытаются предугадать будущее. Обращение художников слова к историческому прошлому народа не случайно, он вызвано возросшим интересом общества к глубинным процессам обновления» [4, с. 194].

В 50-е годы В.В. Быков создает первые военные рассказы и повести о войне. Широкое признание читателя писателю принесли «Журавлиный крик» (1959), «Третья ракета» (1961), «Альпийская баллада» (1963), «Дожить до рассвета» (1972), «Сотников» (1970), «Знак беды» (1983) и др. Особое интерес рождает повесть В.В. Быкова «Дожить до рассвета», она носит автобиографический характер. Пройдя сложный путь кадрового военного, В.В. Быков понимает, что война полна жестокости и непредвиденных случайностей: «В первый год войны все еврейское население оккупанты согнали в Ушачи и расстреляли возле кладбища. Перед самым освобождением Кубличи беспощадно разбомбили и сожгли» [1, с. 2].

Бесспорно, В.В. Быков создал необыкновенную повесть, в которой колоритно изображен героический подвиг лейтенанта Игоря Ивановского: «В первую очередь это относится к проблеме героического: героический характер, социальная природа подвига. В сущности, для литературы о Великой Отечественной войне эта проблема центральная и в плане идейном, и в плане эстетическом, и отнюдь не случайно, что в наше время она стала своего рода передним краем ожесточенной идеологической войны», – полагает Козлов И.Т. [2, с. 2].

Думается, что всестороннее изучение доблестного подвига Игоря Ивановского в повести В.В. Быкова «Дожить до рассвета» предполагает постановку круга проблем, одним из которых является вопрос о характере героя. Считаем, что талантливое произведение обязательно воплощает в себе печать психологического духа. Особая роль в системе образов повести принадлежит главному герою. Из десяти героев, входящих в художественную картину произведения, именно Игорь Ивановский выступает эстетическим идеалом В.В. Быкова. Произведение интересно не только героическим подвигом лейтенанта, но и мастерски построенным сюжетом. События в произведении происходят в период Великой Отечественной войны, главным героем является Игорь Ивановский, рядом с которым находятся его боевые товарищи – старшина Дюбин, сапер Судник, рядовой Пиваваров и др.

Сюжет показывает, как выходя из окружения, лейтенант натыкается на крупный склад фашистских боеприпасов, о чем он сообщает советскому командованию. После этого его с группой бойцов отправляют для выполнения особого задания. Солдат понимает, на какие жертвы ему придется идти, выполняя сложное поручения военного руководства. Вместе с боевыми товарищами Игорь Ивановский должен подорвать вражеский склад боеприпасов. В.В. Быков изображает, как война испытывает, формирует характеры людей: «Коротенький строй настороженно замер, темные, истомленные ожиданием лица строго и покорно смотрели из-под бязевых капюшонов на своего командира, который теперь безраздельно брал под свое начало их солдатские судьбы» [6, с. 4].

В экспозиции сюжета В.В. Быков изображает, как главнокомандующий в своем коротком напутствии солдатам перед выходом для выполнения специального задания упорно рекомендует больше всего воспользоваться ночной темнотой: «Только ночь сулила им какую-то надежду на успех; днем, обнаружив их, немцы, конечно, постараются истребить всех до единого. А ночью они еще смогли бы оторваться и уйти. Что это именно так, лейтенант отлично понимал без доказательств, но все-таки он был признателен генералу за его заботу и добрый совет, в которых чувствовалось что-то совсем не генеральское, а, скорее, отцовское по отношению ко всем им и к лейтенанту тоже. Безусловно, они тоже понимали, что на них возлагалось. С этой ночи они становились единовластными хозяевами своей судьбы, потому что в трудную минуту помочь им не сумеет никто – ни генерал, ни сам Господь Бог» [6, с. 41].

Композиция повести «Дожить до рассвета» формируется из тринадцати глав, в каждой из них изображается определенный этап продвижения отряда. В первых двух главах описывается движение группы в глубокий немецкий тыл: «Надо было как можно скорее одолеть эту пойму: переднего края они еще не прошли, еще предстоял самый опасный путь вдоль речушки. Но и так уже все притомились, группа начала заметно растягиваться» [6, с. 7]. 

Природа в повести В.В. Быкова «Дожить до рассвета» – это отражение состояния души его героев, она сопутствует кульминации произведения. Природа в сюжете соотносится с бурным течением человеческих судеб. Олицетворения «снегопад затихал», «наступила тихая зимняя ночь», «промерзшая земля под локтями глухо, глубинно подрагивала», «природа становилась неясной»; эпитеты «щедрая природа», «серое небо», «темные тучи», «лиственный лес» в изображении героического подвига лейтенанта Игоря Ивановского играют немаловажную роль.

Кроме того, правильно выстроенная композиция и точно изложенный сюжет, а также богатая изобразительно-выразительная лексика произведения, позволила писателю создать яркую картину героического подвига русского солдата, оказавшегося в ситуации выбора между жизнью и смертью. Повесть «Дожить до рассвета» строится В.В. Быковым так, что внимание читателя сосредоточено на конкретном столкновении жизненных позиций. Писатель доставляет всем героям одинаковые возможности для «самовыявления», для того, чтобы выставить все внутренние аргументы, обосновывающие линию жизненного поведения каждого из них.

В третьей и пятой главах идет повествование об отряде Ивановского, вынужденного остановиться у неприметного леска, которого не было на карте. Группа запуталась из-за сильной метели и русских солдат обстреляли, лейтенанта ранило в бедро, а Хакимова – в живот, что создавало препятствие для оперативного выполнения поручения командующего.

В шестой-восьмой главах рисуется суета, образовавшаяся на дороге: тяжелые грузовики, конные обозы, легковой автомобиль с немецким руководителем, – все это стало препятствием для перехода в нужное место. Советским солдатом пришлось укрыться в старом противо­танковом рву, который вел к шоссе. Дюбин с Зайцевым не смогли их догнать, а Лукашова изводило сомнение об измене старшины, но Игорь Ивановский не поверил в то, что спокойный, основательный Дюбин способен на предательство.

В заключительных двух главах В.В. Быков с болью в сердце констатирует, что лейтенант остался без товарищей, часть отряда погибла при переходе линии фронта, а оставшимся пришлось идти на лыжах, волоча за собой израненного товарища. Самое страшное заключалось в том, что фашисты перебазировали свой склад в другое место. Лейтенант нелегко переносит неудачу группы, поэтому вместе с Пивоваровым принимает решение начать поиски немецкого оружия в другом населенном пункте, а группа вынуждена была вернуться в тыл: «Ивановский слегка удивился – на карте в здешних местах не значилось никакого леса, тем более хвойного; он подумал, что, может, потерял направление, и стал поспешно сверяться с компасом. Но нет, все было верно, направление он держал, как и полагалось, точно в двести десять градусов, но почему тогда лес? И как с ним поступить – пройти насквозь, не меняя маршрута, или обойти? И в какую сторону обходить?» [5, с. 24]. Задача командира группы, решившегося добровольно взять на себя поручение по подрыву врага, оказалось невыполнима, поэтому он, очутившись в окружении фашистов, вынужден был взорвать себя вместе с фашистами: «Вот, пожалуй, главный вопрос, лейтмотивом, проходящий через всю книгу» [5, с. 7]. Кульминация повести здесь достигает наивысшего напряжения.

Образы солдат отряда – Шелудяк, Дюбин, Хакимов, Судник, Заяц, Лукашов, Кудрявцев, Фих, Балаенко, Рукавицын, Волох, Погрябняк, Краснокуцкий, Пивоваров, с нашей точки зрения,  олицетворяют собой героизм и мужество. В сложных военных условиях солдаты проявили свои лучшие качества. В распоряжении рядовых оставалось двенадцать часов, за этот период им предстояло пройти шестьдесят километров: «Их никто не провожал тут, вся торопливая подготовка по переходу была закончена раньше… Ивановский оглянулся и впервые остался доволен – коротенькая колонна его послушно подобралась, никто не отстал, не замешкался; остановился он, и почти одновременно остановились все остальные. Дальше следовало подождать, может, передохнуть даже, залечь – с вершины холма их могли уже заметить немцы» [6, с. 5-6].

Форма авторского повествования позволяет В.В. Быкову свободно проникать в сознание героев, осмыслить их поступки. Используя такую форму, писатель показывает своеобразие мышления героев, передает их морально-нравственные представления. Автор мастерски описывает суровую картину военного времени: «Завязалась перестрелка. Ивановский был тяжело ранен. Но и теперь он сопротивляется обстоятельствам и делает еще одну попытку. Не думая о себе, о возможности спасения, посылает в разведку своего единственного бойца Пивоварова. Солдат не вернулся. Лейтенант начинает мучительный путь назад, к штабу, в поисках Пивоварова, которого он обнаружил расстрелянным в упор автоматными очередями. Теперь все надежды рухнули. Последнее решение – погибнуть не напрасно, добраться до дороги и взорвать вместе с собой единственный гранатой какую-нибудь штабную машину с начальством. И начинается героический поединок воли и чувства со смертью, с обреченностью. Нельзя забывать, что Ивановскому всего двадцать два года» [6, с. 8].

Таким образом, весь сюжетно-композиционный строй повести раскрывает один эпизод войны, когда группа лейтенанта Игоря Ивановского была отправлена в немецкий тыл для уничтожения военного объекта. Пройдя шестьдесят километров на лыжах, поредевший отряд, не находит объект, который фашисты еще за неделю перенесли ближе к фронту. Поручение русского командования не выполнено, и все солдаты погибли.  Сама структура повести, ее сюжет, система образов, выразительные средства языка показывают, что события с самого начала пошли не так, как было задумано. Постепенно группа потеряла активность и скорость передвижения, а выполнение специального задания стало проблематичным.

Думаем, что В.В. Быков своей повестью утверждает, что фашизм по своей природе разрушителен, он основан на ненависти и жестокости. Образ Игоря Ивановского раскрывается как олицетворение нации с характерным мироощущением и мировосприятием, с присущими русскому народу чертами. Писатель проводит лейтенанта через массу острых испытаний, но герой не теряет достоинства, он совершает доблестный подвиг во имя жертвенной любви к родине.

Образ лейтенанта изначально сопряжен с мучениями во имя других людей и всеобщего мира. В художественной интерпретации Игоря Ивановского, обладающего своими принципами, есть героика и в тоже время есть реальность войны. Используя авторское повествование в сочетании с внутренним размышлением В.В. Быков точно показывает душевное состояние лейтенанта. Грустные мысли о жизни и смерти товарищей, о своей собственной кончине пробуждают в Ивановском безапелляционное убеждение: «Он делал последний свой взнос для Родины во имя своего солдатского долга. Другие, покрупнее, взносы перепадут другим. Будут, наверно, и огромные базы, и надменные прусские генералы, и злобные эсэсовцы. Ему же выпали обозники. С ними он и столкнется в своем последнем бою, исход которого был предрешен заранее. Но он должен столкнуться – за себя, за Пивоварова, за погибших при переходе передовой Шелудяка, Кудрявца, за капитана Волоха и его разведчиков. Да мало ли еще за кого..., и он зубами вырвал из рукоятки тугое кольцо чеки» [6, с. 99].

В.В. Быков подробно останавливается на процессе формирования своего героя от начала и до последних минут жизни. Юные годы у Игоря Ивановского были трудными. С детства рос без матери, жил с отцом в военных городках и погранзаставах. После окончания училища началась Великая Отечественная война: «Но в короткой мирной жизни лейтенанта Ивановского и в общении с товарищами по армии и фронту в дни войны, в испытаниях первых месяцев тяжелых боев и вынужденных отступлений созревало и крепло в нем чувство личной ответственности за происходящее, за конечный исход борьбы. Овладевая трудным и смертельно опасным ремеслом солдата, командира, он учился, выполняя долг, думал больше, чем о себе, о тех людях, которые шли рядом с ним, доверяя ему свою жизнь» [6, с. 101].

Конечно, обратившись к повести «Дожить до рассвета», современный исследователь сталкивается с простыми формами повествования, со строгой схемой конфликта, героев и их образов, предполагаемым развитием сюжета. Главный герой В.В. Быкова – простой русский солдат, каждодневно находящийся в ситуации выбора. Даже перед смертью лейтенант продолжает думать о других. Патриотическое чувство определяет нравственную высоту последних моментов жизни солдата. Картина смерти усиливают этот смысл, Игорь Ивановский рассуждает о своей дальнейшей судьбе, что «он, разумеется, исчезнет, теперь уж ему оставались считанные секунды... Но останутся жить другие. Они победят, им отстраивать эту зеленую счастливую землю, дышать полной грудью, работать, любить. Но кто знает, не зависит ли их великая судьба от того, как умрет на этой дороге двадцатидвухлетний командир взвода, лейтенант Ивановский...» [6, с. 120].

Безусловно, что у В.В. Быкова отлично удался образ лейтенанта Игоря Ивановского. Акцентируя внимание на героическом подвиге солдата, автор пишет, что именно такие, как он, первыми поднимались под шквальным пламенем из подземных блиндажей, пробуждали в солдатах лучшие порывы, погибали ради всеобщего мира: «Лейтенант пропустил мимо себя Хакимова, Зайца, Судника, еще кого-то, чьего лица он не рассмотрел под низко надвинутым капюшоном, и дождался старшину Дюбина… Сержант Лукашов не отставал ни на шаг, и когда лейтенант остановился в нерешительности, тот пополз рядом» [6, с. 9-11]. Образ лейтенанта Игоря Ивановского несет в себе черты поколения, он узнаваем. Судя по отношению писателя к своему герою, это поколение особое, хранящее в себе все лучшее, что есть в характере советского народа: мужество, героизм, способность жертвовать своей жизнью ради других.

Хотя Ивановскому не удается выполнить, по сути, добровольно взятое на себя задание взорвать базу боеприпасов фашистов, считаем, что жизнь лейтенанта, борющегося с врагом до последнего дыхания, олицетворяет собой судьбу русского народа, непреодолимой силой восставшего против фашистских захватчиков. Герой приходит к выводу, что именно ему необходимо остаться на дороге, Игорю Ивановскому, истекающему кровью, беспомощному, чтобы сохранить себя как личность! Сжимая гранату, умирающий, он ждал генеральскую машину на шоссе, а вышли два обозника и сани с сеном: «Он, разумеется, исчезнет, теперь уж ему оставались считанные секунды, за которыми последует Вечное Великое Успокоение. В его положении это даже было заманчиво, так как разом освобождало от всех страданий. Но останутся жить другие. Они победят, им отстаивать эту зеленую счастливую землю, дышать полной грудью, работать, любить. Но кто знает, не зависит ли их великая судьба от того, как умрет на этой дороге двадцатидвухлетний командир взвода лейтенант Ивановский» [6, с. 120].

 Честь, совесть, человеческое достоинство, верность своему долгу – именно эти вопросы затрагиваются писателем. Но все-таки главной проблемой повести «Дожить до рассвета» В.В. Быкова стала, на наш взгляд, проблема героизма. Причем писателя интересует не столько внешнее проявление доблести, сколько то, каким путем человек приходит к подвигу, к самопожертвованию, почему, во имя чего совершает этот поступок. Характерной особенностью повести является то, что в центре изображения оказывается молодой человек, попавший в экстремальную ситуацию, и положение таково, что герой должен немедленно сделать выбор: героическая смерть или позорная жизнь. И к такому приему автор прибегает не случайно, ведь в обычной обстановке не может полностью раскрыться характер человека.

Таким образом, в повести В.В. Быкова «Дожить до рассвета» описан героический подвиг лейтенанта Игоря Ивановского в первый же год Великой Отечественной войны. Главный герой олицетворяет собой мужество, стойкость, умения довиться поставленных целей. Произведение вызывает множество вопросов, которые возникают уже при осмыслении названия повести. Чему конкретно посвящена повесть, что вкладывается в понятие «героический подвиг» выносится в заглавие. Писатель одобряет поступок своего героя, но осуждает жестокость фашистов, а идентификация Ивановского в художественной концепции повести с русским народом соответствует правде жизни, преемственности во время Великой Отечественной войны.

 


Список литературы

1.Козлов И.Т. Война и проблемы литературы // Обзоры и рецензии. № 11. 1971.С.223-228.
2.Понарина Н.Н. Философское осмысление значения Великой Отечественной войны на современном этапе // Современные научные исследования. Выпуск 5. Тихорецк. 2016.С.1-4.
3. Хадзиева А.А. Философия принятия жизни со всей ее трагичностью (Тема исторической памяти) // Материалы Международной конференции «Единая Калмыкия в единой России: через века в будущее», посвященной 400-летию добровольного вхождения калмыцкого народа в состав Российского государства. 2-ая часть. Элиста,13-18.09. 2009.С.194-196.
4.Шагалов А. Василь Быков // Повести о войне. М., 1989. 430 с.
Список источников:
5. Быков В. В. Повести. Пермь, кн. изд., 1976.

Расскажите о нас своим друзьям: