Литература народов стран зарубежья | Филологический аспект №03 (107) Март 2024

УДК 821.111

Дата публикации 31.03.2024

Биографическое кредо У. Г. Симмса

Эрштейн Марина Оттовна
канд. филол. наук, доцент, ЧОУ ДПО "Центр НМО", РФ, г. Уфа, erchtein@mail.ru

Аннотация: В статье предпринимается попытка определить значение и место жанра биографии в творчестве Уильяма Гилмора Симмса, американского писателя романтического направления XIX века; анализируются художественные и поэтические принципы, которыми Симмс руководствовался при создании четырех жизнеописаний известных исторических личностей (Ф. Мэриона, Дж. Смита, шевалье Баярда, Н. Грина) и заметок о жизни Уильяма Шекспира в предисловии к шекспировским апокрифам. Предпринятый анализ показал, что Симмс-биограф, оставаясь писателем-романтиком, стремился придерживаться cтрогих фактов, однако допускал незначительный объём авторских догадок. Подобный творческий подход обусловил сочетание научности и беллетризованности биографических произведений У. Г. Симмса.
Ключевые слова: американская литература, романтизм, биография, история, жанр, У. Г. Симмс

The biographical credo of W. G. Simms

Ershtein Marina Ottovna
Cand. Sci. (Philology), associate professor CHOU DPO “Tsentr NMO, Russia, Ufa

Abstract: The article attempts to determine the significance and place of the genre of biography in the work of William Gilmore Simms, an American writer of Romanticism of the 19th century; it analyzes the artistic and poetic principles that guided Simms in creating four biographies of famous historical figures (F. Marion, J. Smith, Chevalier Bayard, N. Greene) and notes on the life of William Shakespeare in the preface to Shakespeare's Apocrypha. The undertaken analysis has shown that Simms the biographer, remaining a Romantic writer, strove to adhere to strict facts, but allowed a small amount of authorial speculation. This authorial approach caused a combination of scientificity and fictionality of W. G. Simms's biographical works.
Keywords: american literature, romanticism, biography, history, genre, W. G. Simms

Правильная ссылка на статью
Эрштейн М.О. Биографическое кредо У. Г. Симмса // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2024. № 03 (101). Режим доступа: https://scipress.ru/philology/articles/biograficheskoe-kredo-u-g-simmsa.html (Дата обращения: 31.03.2024)

Научно-критический интерес к творчеству У. Г. Симмса, американского писателя-романтика, являющегося одним из классиков литературы Юга США XIX в., неуклонно возрастает с 90-х годов XX в., после долгого периода забвения. Как в нашей стране, так и за рубежом регулярно появляются новые публикации, посвященные различным аспектам обширного творческого наследия писателя [3; 5; 10]. Корпус работ У. Г. Симмса  составляют произведениях самых разных жанров: романы, новеллы, поэмы и стихотворения, литературно-критические статьи, историографические работы, биографии и многочисленные публицистические заметки; полное собрание сочинений У. Г. Симмса насчитывает 20 томов [2, с. 100]. На сегодняшний день наиболее полно изучены его романы и рассказы. Однако многие произведения Симмса остаются пока малоисследованными, к ним относится и его биографическая проза.

Между тем, вклад писателя в развитие биографического направления в романтической литературе Юга США значителен, его «Жизнеописания» заслуживают пристального научного внимания. С. Р. Бьюсик, автор монографии «Трезвое стремление к истории: У. Г. Симмс как историк» называет писателя «центральной фигурой, работавшей в жанре биографии на Юге середины XIX века» [4, р. 36]. Дж. Рогерс отмечает, что, «Симмс, будучи популярным автором художественной литературы, также завоевал авторитет как историк, особенно как автор эссе и биографий» [7, р. 208].

У. Симмс работал над биографиями в период с 1844 по 1849 годы: именно в это время он написал четыре полномасштабные биографические книги. Однако необходимо подчеркнуть, что писатель проявлял интерес к биографическому жанру как до, так и после «пятилетия жизнеописаний»; он продолжал собирать различные исторические документы и материалы на протяжении всей жизни; известно, что он делал наброски для нескольких биографий, которые так и остались в рукописях. Как свидетельствовали современники, при работе с историческими   источниками Симмс проявлял тщательность и скрупулезность. Некоторые редкие исторические документы находились  в его личной библиотеке в имении «Вудлендс» (Южная Каролина); к слову, знаменитая симмсовская библиотека  к 1860-м годам насчитывала 12 000 томов [7, р. 212].

У. Г. Симмс является автором четырех биографических книг: «Жизнь Фрэнсиса Мэриона» (1844),  «Жизнь капитана Джона Смита, основателя Виргинии» (1846), «Жизнь шевалье Баярда» (1847) и «Жизнь Натаниэля Грина, генерал-майора армии революции» (1849). Героями симмсовских биографий стали известные исторические личности: два прославленных участника Войны за Независимость США   – Фрэнсис Мэрион (1732 – 1795)  и Натаниэль Грин (1742 1786); легендарный английский путешественник, один из основателей Джеймстауна и Виргинии (знакомый современным читателям по романтической истории с дочерью вождя индейцев Покахонтас) Джон Смит (1580 – 1631) и   средневековый французский рыцарь, прозванный «Рыцарем без страха и упрека», Пьер Террайль де Баярд (1476 – 1524).

Самой удачной из них, сохраняющей популярность и в наши дни, считается первая биографическая работа Симмса, посвященная Мэриону. С. Р. Бьюсик сообщает, что  «Жизнь Фрэнсиса Мариона», опубликованная в  1844 году, «стала самой коммерчески успешной научной работой Симмса; это была одна из самых продаваемых книг по истории в год ее публикации» [4, р. 38]. Первое издание было распродано менее чем за неделю, без помощи какой-либо рекламы. Книга продолжала хорошо продаваться, выдержала три издания за первые три месяца после выхода из печати, и к январю 1847 года насчитывала уже десять изданий. Это был невероятный успех для нехудожественного произведения, что доказывает  несомненный талант Симмса-биографа.

Остальные три биографии, написанные Симмсом, пользовались меньшей популярностью, чем «Жизнеописание Ф. Мэриона», но, тем не менее, тоже переиздавались несколько раз.

 При изучении художественной природы биографических произведений Симмса необходимо ответить на ряд ключевых вопросов: что легло в основу биографического кредо У. Г. Симмса? Какими принципами он руководствовался при создании своих биографий? В чем заключается их художественное своеобразие и  обладают ли они научной ценностью?

Приступая к анализу симмсовских биографий, следует иметь в виду, что их автор жил в эпоху, когда четкие границы, разделяющие жанры, еще не были определены. Читатели и писатели XIX века  к литературе относили как  историографические и биографические произведения У. Прескотта и Дж. Бэнкрофта, так и исторические романы В. Скотта и Дж. Ф Купера, и самого Симмса. Следовательно, к ним предъявлялись общие требования, что, в определенной мере, затрудняет определение жанра конкретного произведения. Важным критерием, сохраняющим актуальность и для современных жанровых класссификаций биографий, являлась степень  документальности и научности, а также наличие в биографическом произведении вымысла [1, с. 61].

Одним из главных принципов Симмса-биографа критики называют стремление придерживаться, насколько это возможно, строгих фактов. К. М. Робертс полагает, что «среди ранних американских историков мало кто мог сравниться с Симмсом по своей проницательности, вниманию к деталям, преданности историческим документам и устным историям, историческим эссе, публичным лекциям и политическим трактатам» [6, р. 200].

Для определения жанровой разновидности биографического произведения, в первую очередь, нужно определить соотношение правды и вымысла в нем. У Симмса на этот счет были твердые убеждения: он полагал, что в биографическом повествовании допустима некоторая доля вымысла, Симмс отводил место  для предположений и догадок автора, но их, по его мнению, должно быть разумное, минимальное количество.  При этом, оставаясь писателем-романтиком, Симмс полагал, что «только художник является истинным историком. Именно он придает форму неясному факту, устанавливает связь между разрозненными фрагментами и наделяет жизнью и действием неподвижные в остальном догматы истории» [9, р. 121]. Писатель верил и показывал на собственной художественной практике, что биографию можно «оживить» литературным стилем и сделать чтение приятным, ввести интересный анекдот или эпизод, если только это не противоречит фактам. Как отмечает  Дж. Рогерс, писатель был убежден, что «биография может быть такой же интересной, как и художественная литература» [7, р. 221].

Таким образом, можно заключить, что в жанровом отношении биографические работы У. Г. Симмса находятся на стыке научной и беллетризированной биографии; это обусловлено, в первую очередь,  тем фактом, что Симмс являлся как писателем, так и профессиональным историком.

Все четыре биографические книги У. Г. Симмса написаны об исторических героях; но у него есть еще одна небольшая биографическая работа, уже о творческой личности Уильяме Шекспире. Необходимо уточнить, что Симмс являлся искренним почитателем творчества Шекспира, в юности пытался ему подражать (в драме в стихах «Аталантис», 1832), посвятил великому английскому драматургу стихотворение («Шекспир, 1843), часто использовал в своих произведениях шекспировские цитаты, анализировал в кртических статьях шекспировские образы (например, в статье «Моральный характер Гамлета», 1844). В 1855 году У. Симмс подготовил и опубликовал «Добавление к пьесам Шекспира», представлявшее собой первое в США издание   шекспировских апокрифов. Симмс написал обстоятельное предисловие к «Дополнениям», включавшее в себя биографические сведения о жизни английского драматурга.

Факты о биографии Шекспира и их авторская интерпретация, приводимые в предисловии к «Дополнениям», вызывают особый научный интерес, поскольку проливают свет на представления У. Симмса  о процессе формирования творческой личности, на которые, безусловно, наложил отпечаток и его собственный опыт, поскольку Уильям Симмс начал создавать свои первые произведения в весьма юном возрасте: первое серьезное стихотворение было написано им уже в восемь лет.

Известно, что Симмс читал труды членов английского «Шекспировского общества», выписывал из Европы разные издания Шекспира, и очевидно располагал доступными ему, новыми для того периода,  сведениями о жизни великого английского драматурга. К примеру, У. Симмс уверен, вопреки довольно распространенному в середине XIX века противоположному мнению, что Шекспир вырос далеко  не в бедных, стесненных условиях: Симмс предполагает, что семья  Шекспира была на хорошем счету, пользовалась уважением в Стрэтфорде и располагала приличным состоянием. По поводу полученного будущим драматургом образования в стрэдфордской Грамматической школе Симмс утверждал, что оно было настолько хорошим, насколько можно было получить в этой части Англии во времена его детства [8, р. 6].  Симмсу также были известны некоторые факты, связанные с так называемыми «потерянными годами» в биографии Шекспира: американский писатель предлагает несколько версий того, чем занимался Шекспир до появления в Лондоне – возможно, он был вынужден бежать из-за обвинений в браконьерстве, или, быть может, он работал в некоей адвокатской конторе и  приобрел там  обширные знания юридической терминологии, которые так поражают исследователей. В то же время У. Симмс приводит и  неверные данные, ныне опровергнутые шекспироведами: писатель ошибочно полагает, что Шекспир путешествовал по Италии и своими глазами видел могилу Капуллети в Вероне и мост Риальто в Венеции [8, р. 7] .   

Подводя итог, подчеркнем, что биография – один из тех жанров, в котором Симмс достиг высоких творческих результатов, при  этом его биографические произведения имеют определенную научную ценность: так,  симмсовское жизнеописание Ф. Мэриона остается одной из самых известных биографий прославленного героя Войны за Независимость, а «Жизнеописание шевалье Баярда» является первой биографией средневекового французского рыцаря на английском языке. Биографии Дж. Смита и Н. Грина до сих пор не утратили определенной историко-культурной значимости, а биографические сведения о Шекспире, приведенные Симмсом в предисловии к подготовленному им первому в Соединенных Штатах изданию шекспировских апокрифов, содержат свежие и актульные для того периода данные. Писателю удалось внести заметный вклад в развитие жанра биографии в романтической литературе Юга США, и  его биографические произведения, безусловно, заслуживают дальнейшегои изучения.

    

 


Список литературы

1. Гадиева Г. И. К проблеме типологии современных биографических жанров // Актуальные проблемы теоретической и прикладной филологии : Материалы IХ Международной научной конференции, Уфа, 29–30 апреля 2021 года / Отв. редактор А.Р. Мухтаруллина. Уфа: Башкирский государственный университет, 2021. С. 56–63.
2. Морозкина Е. А. Многогранность литературной деятельности У. Г. Симмса: к 200-летнему юбилею писателя // Вестник Башкирского университета. 2004. Т. 9, № 3. С. 100–104.
3. Эрштейн М. О. Сборники рассказов У. Г. Симмса // Проблемы гуманитарных наук и образования в современном мире: Сборник научных статей по материалам VIII Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием), Сибай, 25 ноября 2022 года. Сибай: Уфимский университет науки и технологий, 2022. С. 187–189.
4. Busick S. R. A sober desire for history: William Gilmore Simms as historian. The University of South Carolina Press, 2005. 143 р.
5. Reading William Gilmore Simms: Essays of Introduction to the Author's Canon / Ed. by T. Hagstett. University of South Carolina Press, 2017. 552 p.
6. Roberts C. M. The Life of Captain John Smith. The Founder of Virginia / Reading William Gilmore Simms: Essays of Introduction to the Author's Canon / Ed. by T. Hagstett. The University of South Carolina Press, 2017. P. 200 – 207.
7. Rogers J. J. The Life of the Chevalier Bayard; “The Good Knight,” “Sans peur et sans reproche” / Reading William Gilmore Simms: Essays of Introduction to the Author's Canon / Ed. by T. Hagstett. The University of South Carolina Press, 2017. P. 208 – 221.
8. Simms W. G. A Supplement to the Plays of William Shakespeare: Comprising the seven Dramas. N. Y.: Alden and Beardsley, 1855. Kessinger Publishing, LLC, 2007. 184 p.
9. Webb J. W. Simms as Biographer // Studies in English: Vol. 2 [1961], Article 12. Режим доступа: https://egrove.olemiss.edu/m s_studies_eng/vol2/iss1/12 (Дата обращения: 25.03.2024).
10. Writing War and Reunion: Selected Civil War and Reconstruction Newspaper Editorials by William Gilmore Simms / Ed. by Jeffery J. Rogers. The University of South Carolina Press, 2020. 240 p.

Расскажите о нас своим друзьям: