Литература народов стран зарубежья | Филологический аспект №05 (61) Май 2020

УДК 8.1751.821.

Дата публикации 28.05.2020

Историко-литературные предпосылки возникновения женского писательства во французской литературе

Лесова-Юзефович Надежда Сергеевна
кандидат филологических наук, доцент кафедры романской и классической филологии, Института иностранной филологии, Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского, РФ, Симферополь
Мардак Елизавета Андреевна
Студентка 4 курса кафедры романской и классической филологии, ИИФ КФУ им. В.И. Вернадского, РФ, Симферополь

Аннотация: В центре внимания авторов статьи исторические и литературные предпосылки возникновения женского писательства во Франции. При изучении творчества французских женщин-писателей исследователи неизбежно сталкиваются с вопросом о предпосылках развития женского писательства во французской литературе, а также с вопросом об отражении исторических событий в тематике произведений авторов. В последнее время вопрос женского писательства поднимается в сообществе учёных ещё и по причине активно развивающегося феминизма, в связи с чем интересно проследить зарождение этого явления, происходившего почти одновременно с возникновением женского писательства.
Ключевые слова: женское письмо, женский роман, литература, феминизм, французский язык.

The historical and literary background of Femenine writing in French literature

Lesova-Yuzefoych Nadejda Sergeevna
Candidate of Philological Sciences, Associate Professor at the Department of roman and classical philology, The Institute of Foreign Philology, of V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Russia, Simferopol
Mardak Elizaveta Andreevna
4th year student at the Department of romance and classical philology, V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Russia, Simferopol

Abstract: The authors of the article focus on the historical and literary prerequisites for the emergence of female writing in France. When studying the work of French women’s writers, researchers inevitably face the question of the prerequisites for the development of female writing in French literature, as well as the question of the reflection of historical events in the subject of the works of the authors. Recently, the issue of female writing has been raised in the community of scientists also in connection with actively developing feminism, in connection with which it is interesting to trace the origin of this phenomenon, which occurred almost simultaneously with the emergence of female writing
Keywords: French, feminism, feminine novel, feminine writing, literature

Правильная ссылка на статью
Лесова-Юзефович Н.С., Мардак Е.А. Историко-литературные предпосылки возникновения женского писательства во французской литературе / Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2020. № 05 (61). Режим доступа: https://scipress.ru/philology/articles/istoriko-literaturnye-predposylki-vozniknoveniya-zhenskogo-pisatelstva-vo-frantsuzskoj-literature.html (Дата обращения: 28.05.2020)

Значимость данной статьи состоит в необходимости систематизщации явления женского писательства, в последнее время проявляющегося в «гендерном» аспекте. Об усиливающемся интересе к этой теме говорит ряд публикаций, посвященных эволюции женского писательства, в частности, изданных Институтом гендера во Франции [4], научных исследований по этому вопросу, инициированных Siefar (Международной ассоциацией изучения жизни женщин от Средних веков до Французской революции) [3]. Данное исследование ставит  задачу - проанализировать исторические предпосылки, способствовавшие возникновению и развитию женского писательства во Франции; имеет дальнейшую перспективу изучения творчества женских писателей XX века не только Франции, но и франкоязычных стран.

Обыкновенно массовое появление женщин-прозаиков в литературе связывается с мерой свободы и независимости женщин в обществе. Тем не менее, суть подобных явлений гораздо сложнее. Само наличие письменного текста, автором которого является женщина, связано с фундаментальными культурологическими мотивациями.

Современная лингвистика утверждает наличие в древности  гендерлектов, то есть расслоения языка на два компонента: мужской и женский в сочетании c детским. В юношеских и девичьих союзах существовали специфические сакральные табуированные для другого пола слова, более того, кое-где наличествовало мужское и женское произношение. Язык образовывал пласты не только по временной «оси координат», ключевой водораздел, несомненно, проходил между устной и письменной речью, между фольклором и письменной литературой. Судьба мужского и женского начал в этих конкурирующих средах складывалась принципиально различно.

На первых порах многие столетия «монополия» на письменность, без сомнения, принадлежала мужскому полу, женщине же еще предстояло завоевать свое место в ней.

В своем исследовании «Место женщин в истории литературы» («La place des femmes dans l’histoire litteraire») исследовательница Кристин Планте утверждает, что женщины присутствуют в культурной истории Франции, однако почти отсутствуют в ее литературной истории [5].

Кристин Планте провела исследование, и обнаружила, что в общедоступном и известном списке писателей французской литературы XIX века всего 18 женских имен «растворились» в потоке 400-500 авторов. Тем не менее её антология «Женщины поэты XIX-го века» (Femmes poètes du XIXe siècle) содержит в себе не менее 70 имён, не претендуя на полноту. Таким образом, женщины-писатели существуют, однако их известность представляется весьма скромной. У К. Планте возникает закономерный вопрос, связанный с недоумением, почему эти 70 женщин не допущены в «пантеон» людей, создававших «французскую литературную историю». Основная причина, по мнению исследовательницы, заключается в стереотипном убеждении того времени, заложенном в общественное сознание: женщины менее талантливы, чем мужчины. Тогда как мужчины пишут «для мира», женщины пишут только для женщин. Отсутствие серьезного отношения с самого начала бросает тень на вхождение женщин в издательский мир: издатели неохотно публикуют их произведения или, в случае необходимости, печатают собственные имена на обложке.

Вот почему многие знаменитые писательницы становились известны только под мужскими именами. Например, настоящее имя Жорж Санд, символа французской женской прозы – Амандина Аврора Люсиль Дюпен. Виктуар Бера, писательница и воинствующая феминистка, публикует свои работы под именем Андре Лео. Так, женщинам с феминистскими идеями приходится скрываться под мужскими именами, чтобы иметь возможность делиться претензиями и требованиями своего пола. И даже когда определенный талант женщины признан, некоторые все еще видят в этом заслугу мужчин.  Таким образом, судьба пишущей женщины всегда была связана с борьбой за то, чтобы быть услышанной.

Французский женский роман восходит к XII веку и отсылает к «Лэ Марии Французской», являющихся романами в стихах, с элементами куртуазной лирики и фольклора.

Среди средневековых писательниц необходимо выделить Кристину Пизанскую, которая сыграла существенную роль в обновлении литературного языка в качестве поэтессы и автора ряда философских трактатов о роли женщины в семье и обществе. Большая часть исследователей-феминистов считают началом современного феминистского движения её произведения, в частности «Книгу о Граде женском» [1, с. 218-256]. История К. Пизанской способна поколебать представления о женской немоте и забитости в эпоху Средневековья. Она не только зарабатывала на жизнь литературным трудом и получила общественное признание, но и вступила на путь открытой дискуссии с интеллектуалами-мужчинами (дискуссия о антифеминистических пассажах в «Романе о Розе»). Помимо всего прочего, К. Пизанская выступала за женское образование, которому посвятила отдельное произведение, «Сокровище града женского». По ее мнению, интеллектуальное неравенство между мужчинами и женщинами объясняется не природой, а образованием и репрезентацией женщин в доминирующем контексте женоненавистничества.

Полемическая переписка, которую К. Пизанская вела с некоторыми из современных ей мужчин-гуманистов, создала писательнице репутацию защитницы женского пола и положила начало трёхсотлетним литературным диспутам о положении женщин в обществе, известным как «спор о женщинах» (querelle des femmes). [2, с. 72]

 «Классический век» французской культуры характеризуется увеличением количества женщин среди авторов. Такая тенденция связана с образованием французских салонов в XVI- XVII веках, когда фигура женщины во французском высшем обществе приобретает особый статус и подле неё образуется круг поклонников.

Первые салоны (XVI в.) обладали исключительно литературным статусом. Большую известность и признание получает принцесса Маргарита Наваррская (1492-1549) [4]. Двор М. Наваррской в Нераке являлся центром науки, литературы и искусства. Работы М. Наваррской отличаются характерным для неё религиозно-этическим поиском, совмещая медитативность с определённой суховатостью стиля («Зерцало грешной души» (1531). Наиболее известное произведение Маргариты – «Гептамерон» (1558), в котором ей удалось достоверно проиллюстрировать устои высшего общества тех времен, отстаивая одновременно гуманистический идеал личности [2, с. 98-101].

В середине XVII века позиции женщин-писательниц укрепляются благодаря распространению феномена прециозности в дамских литературных салонах (в особенности салон мадемуазель Мадлен де Скюдери)[6]. Прециозницы задали моду на чтение романов (романических трагедий Т.Корнеля (1625–1709) и Ф.Кино (1635–1688), пасторального романа «Астрея» О. д'Юрфе (1568–1625).

1660 год обозначил новый период общественного развития Франции. В это время печатается нашумевшая книга Мадлены де Скюдери «Клелия» (Clélie, histoire romaine), справедливо воспринимавшаяся современниками как зашифрованная хроника светской жизни и как своеобразный кодекс галантности [2, стр. 171].

Французская писательница Мари-Мадлен де Лафайет (1634-1693), прославившаяся романом «Принцесса Клевская» (1678) была вхожа в самые значительные литературные салоны этой эпохи – салон мадам де Рамбуйе и салон Мадлен де Скюдери. Роман «Принцесса Клевская» был напечатан анонимно в 1678 г., а под настоящим именем автора появился лишь 1780 году. Современники упрекали книгу в несоответствии эстетике классицизма, тем не менее, со временем новаторский характер романа и глубокий психологизм, виртуозное сплетение обыденности и возвышенной символики были по достоинству оценены читателями. Данный труд считается предшественником формирования психологического романа.

Спор o женской природе и качествах женственности (querelle des femmes)[3,c.102], стал одной из тем для дискуссий в салонах, ставших популярными в европейских столицах в течение XVII-XVIII вв. Салоны являлись и институтом, и женским пространством, где поднимались вопросы об интеллектуальном равенстве женщин и мужчин, о важном значении женщин в создании культуры, о мире и гармонии как общественных ценностях, противостоящих ценностям государства.

Тот факт, что именно женщины возглавляли салоны, приглашали гостей и руководили беседой, играл не последнюю роль в том, что вопрос о природе женщин, их роли и положения в обществе стал центральным для обсуждения. Салонная деятельность отождествлялась с общественной активностью женщин. Авторитет хозяек салонов противоречил традиционному подчинению женщин мужчинам в обществе – мире за пределами семьи. В связи с ростом влияния женских салонов на социальные процессы в XVII веке во Франции, и доминирования в них женщин, женский вопрос из интеллектуального превращался в вопрос социальный. Салоны, которые они создавали, стали непосредственным способом получения образования для женщин в то время, когда доступ к высшему образованию им был закрыт.

В XVIII веке в салонах зарождаются новые идеи, приобретающие политическую значимость. После переворота 9 термидора наиболее популярным стал салон госпожи де Сталь, где во время террора собирались все выдающиеся деятели эпохи Директории.

Вопрос о статусе и правах женщин приобрел новое измерение в конце 18-го века, в частности, во Франции и в Англии , с появлением таких феминистских писателей, как Олимп де Гуж или Мэри Уолстонкрафт во времена Французской революции. В викторианскую эпоху «спор о женщинах» возобновился в контексте дебатов вокруг « Акта о реформе» 1832 года и 1867 года . В конце XIX – XXвв. получает распространение движение суфражисток – участниц борьбы за предоставление женщинам избирательных прав, ключевым моментом которой явилось выступление французского литературного критика Эмиля Фаге « Феминистка» , произнесенное во Французской академии в 1910 году.

XIX век явился весьма благоприятным для дальнейшего развития женской литературы. Это эпоха революционных потрясений с её культом чувства и вниманием к духовной сфере человека, его внутреннему миру. Французские женщины-писатели XIX века (Жермена де Сталь, Жорж Санд) в своём творчестве открыто выступали за равноправие, эмансипацию, что положило  начало современному движению феминизма.

Жермена де Сталь (1766–1817) пользовалась авторитетом в политических кругах и публично оппонировала Наполеону, за что была выслана из Франции. Мадам де Сталь отстаивала равенство полов, а также пропагандировала романтическое направление в искусстве. Она стала предшественницей социальных романов Ж. Санд в особенности благодаря «Коринне» (1807), где описала идеал женщины, стремящейся к приобретению прав в обществе.

Кроме того, внимания заслуживают и её работы о современной ей политической ситуации, где она много пишет о зависимости литературы от общественной жизни.

Главной характеристикой французского романтизма стал протест: по форме – протест против псевдоклассицизма и обременительных правил поэзии, оставленных в наследие «образцовыми» авторами XVII века; по содержанию – протест против архаичных идей и многовековых предрассудков. Этим духом протеста пронизано всё творчество Жорж Санд, искательницы прав женщины на свободное развитие и счастье.

Являясь крупнейшим представителем французского социально-психологического романа в ХIX веке, Жорж Санд (1804–1876) заложила фундамент для формирования классического реализма. В её произведениях главенствовали идеи свободы и гуманизма. Она посвятила себя борьбе против социального и «гендерного» неравенства («Индиана» (1832), «Лелия» (1833), борьбе с индивидуализмом и равнодушием к общественным проблемам («Ускок» (1838) и «Орас» (1841).

Следующим периодом расцвета женского романа, иногда называемым «женским романтизмом», становится начало XX века. Этот период соотносится с формированием в литературе неоромантического течения. Женская проза данного периода представлена работами Маргариты Оду, Марсель Тинэйр, Жип и других авторов, среди которых особое место принадлежит Колетт.

В послевоенный период наряду с писательницами старшего поколения – Симоной де Бовуар, Натали Саррот, Маргерит Юрсенар, Эльзой Триоле, Маогерит Дюрас, появляется молодое поколение женщин-писателей, чьи произведения несут на себе отпечаток Второй Мировой Войны и проблематики женского движения

Нужно отметить, что несмотря на различного рода ограничения и сложности на всех этапах исследуемых веков, каждая писательница внесла в литературу очень серьёзный вклад, заложила определенный «фундамент» и укрепила статус женщин не только в писательской сфере, но и в обществе в целом.

Более открыто женщины стали формулировать необходимость в реализации своего творческого начала с наступлением Нового времени. Появляются женщины, получившие доступ к образованию и, соответственно, литературному творчеству, но их творчество, прежде всего романное, по большей части, с точки зрения С. де Бовуар, лишь «служило поводом для скандала» и не воспринималось всерьез. Хотя, бесспорно, некоторые виды женского творчества еще со средневековья признавались как самоценные, в первую очередь разновидности эпистолярных жанров.

В последнее время в связи с развитием феминистического движения [7] и возникновением феминистических литературных теорий появилась тенденция исследования творчества женщин-писательниц с феминистической точки зрения. Вводя категорию пола как параметр анализа[4,c.25], cовременная феминистическая литературная критика сосредоточивает свое основное внимание на проблеме женского творчества и специфичности женского письма.


Список литературы

1. Андреев Л.Г. История французской литературы / Л.Г Андреев, Н. П. Козлова, Г. К. Косиков. – М.: Высшая школа, 1987. – 542 с.
2. Малинин Ю. П. Кристина Пизанская. Из «Книги о Граде Женском» // Пятнадцать радостей брака и другие сочинения французских авторов XIV—XV веков / Ю. П. Малинин / Составитель и ответственный редактор Ю. Л. Бессмертный. – М.: Наука, 1991. – 320 с. – ISBN 5-02-009033-6.
3. Catherine Claude. La querelle des femmes: la place des femmes des Francs à la Renaissance / Catherine Claude. - Le Temps des cerises, 2003. – 239 p.
4. Viennot Eliane. "La querelle des femmes, ou n'en parlons plus" / Viennot Eliane. - Institut du genre, Editions IX, 2019. - 124 p.
5. Christine Planté La place des femmes dans l'histoire littéraire : annexe, ou point de départ d'une relecture critique ? [Электронный ресурс] // Revue d'histoire littéraire de la France 2003/3 (Vol. 103). – Режим доступа: https://www.cairn.info/revue-d-histoire-litteraire-de-la-france-2003-3-page-655.htm (дата обращения: 24.04.20)
6. Успенская В.И. Женские салоны в Европе XVII-XVIII веков / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://17v-euro-lit.niv.ru/17v-euro-lit/articles/uspenskaya-zhenskie-salony.htm (дата обращения: 24.04.20)
7. Что такое феминизм? Философ Кирилл Мартынов об истории борьбы за равноправие, движении суфражисток и радикальных феминистических теориях [Электронный ресурс] // ПостНаука. – 2015. – 8 марта. – Режим доступа: http://postnauka.ru/faq/44150 (дата обращения: 24.04.20)

Расскажите о нас своим друзьям: