Русская литература | Филологический аспект №7 (27) Июль, 2017
УДК 882 (09)
Дата публикации 31.07.2017
«Истинное» и «ложное» в повести Н.Ф.Павлова «Аукцион»
Мельникова Галина Тимофеевна
Магистрант Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина, РФ, г.Нижний Новгород
Гайда Маргарита Геннадьевна
Студентка кафедры прикладной информатики и информационных технологий в образовании Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина, РФ, г. Нижний Новгород
Аннотация: В статье анализируется мотив истинного и ложного в повести Н.Ф.Павлова «Аукцион».
Ключевые слова: литературное направление, романтизм, мотив
Undergraduate Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin, Russia, Nizhny Novgorod
Student of the Department of Applied Informatics and Information Technologies in Education, Nizhny Novgorod State Pedagogical University. K. Minin, Russia, N. Novgorod
Abstract: The article examines the motif of true and false in the story, N.F.Pavlov "Auction".
Keywords: literary movement, romanticism, motiv
Творчество Николая Филипповича Павлова (1804 – 1864) пришлось на середину 19 в., когда романтизм был ведущим литературным направлением. Он автор двух сборников повестей: «Три повести» (1835) и «Новые повести» (1839). Написанные в годы господства романтизма, его произведения закономерно несут многие его черты, однако, Павлов все же являет собой писателя уже нового типа. В его судьбе много необыкновенного: он, сын крепостного, получил прекрасное образование, стал известным писателем, критиком, переводчиком. Его талант высоко ценили А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, Ф.И.Тютчев, Н.Г.Чернышевский и др.
Повесть «Аукцион» вошла в сборник Н.Павлова «Три повести» вместе с «Именинами» и «Ятаганом». Белинский в статье «О русской повести и повестях Гоголя», говоря о каждом из произведений, так писал об «Аукционе»: «…Его “Аукцион” есть живой, мимолётный эпизод из жизни этого общества, и он в нём нашёл поэзию, ибо взглянул на него с точки зрения более истинной». [1] Таким образом, проблему истинного и ложного в произведении определил еще Белинский.
Павлов показал настоящее лицо современного ему светского общества, открыл то, что скрывалось за внешней оболочкой, – «истинную ложь». Уже в названии автор фиксирует свое критическое отношение к большому свету, к той среде, где нет места ничему искреннему и настоящему. Здесь все становится предметом торга и подчинено его законам: красота, молодость, чувства, отношения, любовь. Само появление в свете – это способ как можно выгоднее продать себя.
Повесть начинается с размышлений о театре, на фоне которого и разворачивается повествование. С одной стороны, это великое искусство, которым искренне наслаждаются миллионы зрителей. С другой стороны, театр – это игра, показ ненастоящих чувств и отношений. Автор своеобразно обыгрывает этот подтекст, переворачивая его. Игрой, бесконечной ложью показана вся жизнь светского общества. О многом говорит первая же фраза произведения: «В Большом театре играли одну из тех бесчисленных пьес, которых никто не слушает». [2, 27] Даже в театре эти люди не наслаждаются искусством, а «демонстрируют» себя, назначая начальную цену как можно выше: «небрежно раскинувшись на креслах, поводили невнимательными лорнетами московские денди…»; вот красавица-княгиня, в которой «все заставляло мечтать, все закрадывалось в сердце» [2, с.27 – 28]. Все они – участники одного аукциона.
Искренности нет ни в ком: ни в «московских Чайль-Гарольдах и Онегиных», ни в их прекрасных дамах. Княгиня, на которую обращены все взгляды, – образец светского наигранного кокетства. В образе ее князя, ее мужа, представлен тип человека светского общества, для которого вся жизнь – это купля-продажа, в ней нет места для искренних чувств. Ему повезло, когда он «купил» себе жену, молодую, красивую «игрушку» общества, которой можно любоваться и получать с этого выгоду. В нем нет ни любви, ни ревности, ни недовольства. Он даже не утруждает себя заботой. Так, в начале повести после спектакля «… вместо того чтоб – по долгу учтивости и покровительства, которым сильный обязан слабому, – очищать дорогу, он спокойно шагал по следам жены, предоставляя ей право продираться первой сквозь невежливую толпу»[2, с.29].
Оскорбленные чувства Т., на первый взгляд, – единственные искренние эмоции среди всеобщей игры. Но автор самим повествованием дает почувствовать “аукционность”, непостоянство, случайность и вместе с тем безысходность светских отношений. Как бы ни была сильна его любовь и страдания от разбитых надежд, но ради мести оскорбившей его красавице герой повести отказывается от обладания предметом своей страсти.
Т. долго раздумывает над тем, как отомстить за обманутую любовь: можно пустить в свет ее письма, можно преследовать колкими насмешками. Однако он выбирает другой способ отмщения, притворившись влюбленным, бывает всюду, где появляется княгиня. Наконец, приезжает к ней для решительного объяснения, доводит княгиню до «страстного томления», а потом с насмешливой улыбкой «и самым учтивым тоном, с убийственным хладнокровием говорит: «Княгиня, ради бога, извините меня! Я от вас ничего не хочу, у вас есть святые обязанности, а мне вы, другая… все равно» [2, с.33]. Но Т., столь продуманно разыгравший «спектакль» с княгиней, ошибся. Вечером, по привычке явившись на бал, он неожиданно встречается с княгиней. Он был уверен, что она долго не оправится от пережитого унижения. Однако княгиня весело танцевала, а шум толпы выражал свой восторг очаровательной женщине. Эта сцена символична: бал – своеобразная «выставка», часть всеобщего аукциона, где все танцуют, блистают, веселятся, скрывая свои истинные чувства.
Павлов внезапно останавливает повествование: «Я отвернулся от нее: я подвержен бессонницам»[2, с.33], предоставляя читателям сделать выводы. Вместе с тем повесть «Аукцион» выражает законченную мысль в художественной системе Павлова – истинные чувства невозможны в светском обществе, пронизанном ложью. Открытый финал позволяет размышлять о прочитанном.