Романские языки | Филологический аспект №02 (70) Февраль 2021

УДК 81´33

Дата публикации 28.02.2021

Исследование объективных акустических характеристик беглого [ǝ] и закономерностей его восприятия в стихотворном тексте

Камрыш Ольга Вячеславовна
канд. филол. наук, доцент кафедры фонетики и методики преподавания иностранных языков, Санкт-Петербургский государственный университет, РФ, г. Санкт-Петербург, kamrysh@mail.ru

Аннотация: В центре внимания в настоящей работе находится анализ некоторых акустических характеристик французского стиха. Актуальность исследования определяется расхождением между современной произносительной нормой и традицией прочтения классического стиха. Объективность полученных данных обеспечивается привлечением инструментальных методов исследования и проведением перцептивной оценки звукового материала. Результаты экспериментального анализа позволяют сделать выводы относительно изменения длительности безударных гласных в стихотворной строке и установить некоторые закономерности их восприятия. Особое внимание уделяется сегменту [ǝ] в связи с его ролью для соблюдения стихотворного ритма.
Ключевые слова: силлабический стих, безударный вокализм, длительность звука, восприятие, акустические характеристики.

Research of objective acoustic characteristics of fluent [ǝ] and regularities of its perception in the poetic text

Kamrysh Olga Vyatcheslavovna
PhD in Philology, associate professor at the Department of Phonetics and Methods of teaching foreign languages, St. Petersburg State University, Russia, St. Petersburg

Abstract: The present work focuses on the analysis of some acoustic characteristics of French verse. The relevance of the study is determined by the discrepancy between the modern pronunciation norm and the tradition of reading classical verse. The objectivity of the obtained data is ensured by using instrumental methods of research and conducting perceptual evaluation of sound material. The results of the experimental analysis make it possible to draw conclusions regarding the change in the duration of unstressed vowels in the poetic line and establish some patterns of their perception. Special attention is paid to a segment [ǝ] in connection with the role for observance of a poetic rhythm.
Keywords: syllabic verse, inaccentuated vowels, duration of sound, perception, acoustic characteristics.

Правильная ссылка на статью
Камрыш О.В. Исследование объективных акустических характеристик беглого [ǝ] и закономерностей его восприятия в стихотворном тексте // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2021. № 02 (70). Режим доступа: https://scipress.ru/philology/articles/issledovanie-obektivnykh-akusticheskikh-kharakteristik-beglogo-ǝ-i-zakonomernostej-ego-vospriyatiya-v-stikhotvornom-tekste.html (Дата обращения: 28.02.2021)

Умение правильно озвучить французский классический стих является неотъемлемым элементом овладения французским языком и культурой. Чтение стихотворного текста традиционно рассматривается как один из наиболее эффективных способов отработки и совершенствования произносительных навыков. В то же время, стихотворная речь характеризуется целым рядом особенностей ритмической организации и звукового оформления по сравнению с речью прозаической. Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью уточнения временных характеристик стихотворной строки в связи с современными тенденциями реализации беглого [ǝ].

Основным ритмообразующим фактором во французской стихотворной речи является силлабический. Это означает, что стихотворные строки должны соотносится друг с другом по числу слогов. Нарушение тождества строк по количеству слогов воспринимается как ритмический перебой. Особое значение для соблюдения ритмического единообразия на современном этапе имеет реализация беглого [ǝ]. Дело в том, что правила чтения классического французского стиха вступили сегодня в противоречие с произносительной нормой в связи с сохранением или пропуском гласного [ǝ] [5; 6]. Целью настоящего исследования было определить длительность безударных гласных и сегмента [ǝ] в различных позициях в стихотворной строке, а также установить закономерности их восприятия от длительности безударных гласных.

Материалом исследования послужили классические французские стихи, прочитанные профессиональными дикторами-актерами. Всего было обследовано 379 акцентных групп в 2500 стихотворных строках. Инструментальному анализу подверглись гласные во втором, третьем, четвертом и пятом предударных слогах. Задачей на этом этапе было установление частотности появления разных по качеству гласных в выделенных позициях и определения их длительности.

Прежде всего результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что беглое [ǝ] является самым употребительным гласным во всех фонетических положениях. Кроме того, сегмент [ǝ] был зафиксирован во всех выделенных позициях, в то время как набор других гласных сокращается в удаленных от ударения слогах. В первых двух кластерах (второй и третий предударные слоги) были выявлены безударные реализации 14 разных гласных фонем. В третьей группе (четвертый предударный слог) анализу подлежали аллофоны 12 звуковых единиц. Наконец, в фонетической позиции пятого предударного слога было обнаружено значительное сокращение разнообразия набора безударных гласных: в центре исследования оказались безударные аллофоны всего 5 гласных фонем.

Таким образом, беглое [ǝ] занимает особое место среди безударных гласных в стихотворной речи. Во-первых, реализация гласного [ǝ] в меньшей степени зависит от положения по отношению к ударному слогу по сравнению с безударными аллофонами других гласных фонем. Во-вторых, частота появления сегмента [ǝ] значительно превосходит количество всех других произнесений (количество выделенных [ǝ] превышает в 2,5 раза число аллофонов второго по частоте гласного /a/). Влияние могут оказывать общеязыковые закономерности распределения гласных в безударном положении. Необходимо также учитывать специфический характер стихотворного текста и возможность прибегать к особенностям звучания [ǝ] для создания определенных акустических эффектов при прочтении поэтических произведений.

Специфика сегмента беглое [ǝ] в звуковой системе французского языка проявляется на разных уровнях [1; 7; 8]. Так, беглое [ǝ] отличается от других гласных неопределенностью своего фонологического статуса, а также значительной вариативностью формантной структуры. Одним из факторов, способствующих признанию [ǝ] своеобразным явлением во французском языке является возможность его пропуска в речевой цепи в ряде фонетических позиций [9; 10]. По замечанию авторов теоретических работ по французской фонетике, речь идет именно о полном выпадении гласного, а не о модификации его акустических характеристик. В том случае, когда сегмент [ǝ] произносится, его протяженность сильно варьирует [11]. Эти данные, полученные на материале прозаической речи, нашли подтверждение и в ходе настоящего исследования.

Вычисление длительности гласных фонем, выделенных в корпусе экспериментального материала, позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, наибольшую длительность в стихотворном тексте имеют носовые гласные: их средняя протяженность превышает 100 мс. Среди неносовых гласных наибольшая длительность характерна для группы открытых гласных. Протяженность закрытых гласных, напротив, сокращается. Особое место здесь также занимает гласный [ǝ]. Средняя длительность этого сегмента оказывается наименьшей среди всех обследованных гласных фонем и составляет 46 мс. При замедлении темпа декламации стихотворного текста длительность [ǝ] в изученном звуковом материале не превышает 95 мс. Кроме того, результаты исследования показывают, что сокращение протяженности беглого [ǝ] может быть весьма существенным - менее 30 мс и вплоть до полного выпадения гласного.

Согласно имеющимся в литературе данным, существуют некоторые пороговые значения для восприятия звуковых сигналов [2; 3; 13; 14]. Так, распознавание качества гласного возможно при протяженности предъявляемой звуковой единицы не менее 20 – 30 мс [4; 15; 16]. В ходе настоящего исследования представлялось интересным выяснить, каким образом оцениваются на слух краткие гласные сегменты [ǝ], выделенные из стихотворного текста. Для решения этой задачи был организован перцептивный эксперимент. В качестве участников выступили две группы аудиторов: 1) не владеющие французским языком; 2) студенты старших курсов французского отделения, имеющие хороший уровень языковой подготовки, прослушавшие курс практической фонетики и ряд специальных дисциплин. Аудиторы должны были отметить те стимулы, где, по их мнению, произносится гласный [ǝ].

Результаты перцептивного анализа позволяют выделить длительности, которые обеспечивают уверенное восприятие звуковой единицы. Так, для первой группы аудиторов (группа «А») порогом длительности является 46 мс. Для группы студентов, знающих французский язык, опознание гласного [ǝ] начинается с величины 36 мс. Следует подчеркнуть, что согласно полученным экспериментальным данным, протяженность безударных аллофонов других гласных практически всегда превышает эту величину. Из 522 реализаций безударных гласных фонем, подвергнутых инструментальному анализу, только в 10 случаях звуковой сегмент имел длительность менее 36 мс. Таким образом, протяженность 36 мс является необходимым условием для опознания гласного в звуковой цепи. С идентификацией более кратких гласных при восприятии звукового потока носители французского языка практически не сталкиваются.

Помимо порогового значения была установлена отчетливая зависимость восприятия сегментов [ǝ] от их длительности. Из графика (рис. 1) видно, что процент опознания гласного растет по мере удлинения предъявленных стимулов. Эта закономерность зафиксирована для обеих групп аудиторов, при этом статистически существенных различий при восприятии [ǝ] для информантов с разным уровнем владения французским языком обнаружено не было. Анализ результатов перцептивного эксперимента позволяет сделать вывод, что при опознании гласного [ǝ] аудиторы опираются на комплекс параметров, ведущим из которых является длительность беглого [ǝ]. Влияние на аудиторскую оценку оказывают также фонетический контекст, в котором реализуется [ǝ] (прежде всего качество предшествующего согласного: шумный смычный, плавный сонант, носовой сонант, шумный щелевой), протяженность согласного и гласного, предшествующих беглому [ǝ].

Рисунок 1. Зависимость опознания беглого [ǝ] от протяженности гласного сегмента

Таким образом, изучение объективных акустических характеристик безударных гласных в стихотворной речи позволило сделать следующие основные выводы. Наиболее частотным элементом безударного вокализма является гласный [ǝ] беглое. Этот гласный представляет собой специфический сегмент речевой цепи, а также играет особую роль при озвучивании стихотворного текста. Было также установлено, что восприятие беглого [ǝ] подчиняется ряду закономерностей. Основным фактором, оказывающим влияние на оценку аудиторов, следует признать длительность сегмента [ǝ]. При этом оказалось возможным выделить предельное значение 36 мс, которое обеспечивает уверенное опознание гласного. Полученные данные могут представлять интерес с точки зрения практики преподавания иностранного языка, а также для решения некоторых прикладных задач, связанных с распознаванием безударных гласных и оценкой их качества.


Список литературы

1. Камрыш О.В. Проблема фонологической и фонетической неопределенности беглого [ǝ] в современном французском языке. The problem of phonological and phonetic ambiguity of the mute [ǝ] in the contemporary French language. // Теоретическая и прикладная лингвистика. Выпуск 1 (3) 2015. Благовещенск: Издательство Амурского государственного университета, 2015. С. 50 – 60.
2. Евграфова К.В., Качковская Т.В. Дифференциальные пороги восприятия длительности языковых единиц в зависимости от фонетического контекста // Труды СПИИРАН. 2014. № 36 (5). C. 114-127.
3. Риехакайнен Е.И., Бобошко М.Ю. Списки разносложных слов для речевой аудиометри на русском языке // Материалы 8-го Национального конгресса аудиологов и 12-го Международного симпозиума «Современные проблемы физиологии и патологии слуха» (Суздаль, 10-12 сентября 2019 г.). 2019. С. 104-105.
4. Златоустова Л.В., Потапова Р.К., Потапов В.В., Трунин-Донской В.Н. Общая и прикладная фонетика (учебник для вузов по направлению и специальности «Лингвстика»). М.: Издательство Моск. Университета, 1997. 414с.
5. Aquien A. La versification appliquée aux textes [Электронный ресурс] // Collection “Tout le savoir”. 2015. Paris: Armand Colin. 128p.
6. Vaillant A. La poésie – Introduction à l’analyse des textes poétiques // Collection “Tout le savoir”. 2016. Paris: Armand Colin. 128p.
7. Berri, A. Aspects phonétique et phonologique du E-muet du français [Электронный ресурс] / Florianópolis: 2006. URL: https://periodicos.ufsc.br/index.php/fragmentos (дата обращения 18.02.2021).
8. Bürki, A. On the categorical nature of French schwa // A. Bürki, C. Fougeron, C. Gendrot Proc. of Interspeech. Antwerp, Belgium. 2007. P. 402 – 410.
9. Briet G., Collige V., Rassart E. La prononciation en classe. Grenoble: PUG, 2014. 192p Режим доступа: https://laprononciationenclasse.jimdo.com/ (Дата обращения 27.01.2020).
10. Vaissière J. La Phonétique // Collection “Que sais-je”. 2020. Paris: Presses Universitaires de France. T. 637. N. 4. 128 p.
11. Bürki A., Ernestus M., Fougeron, Frauenfelder U. What affects the presence versus absence of schwa and its duration: a corpus analysis of French connected speech. // Journal of the Acoustical Society of America, 2011. – P. 3980–3991.
12. Schmitz J., Díaz B., Fernandez Rubio K., Sebastían Gallés N. Exploring the relationship between speech perception and production across phonological processes, language familiarity, and sensory modalities [Электронный ресурс] // Language, Cognition and Neuroscience. 2018. № 33 (5). P. 527 – 546. URL: https://www.upf.edu/web/sap/journal-articles/-/ppc/vistaAmpliada/ARE51969/CAT/21ZLIq7woRna?p_auth=3bH1pQWR (дата обращения: 17.02.2021).
13. Zhao T. Ch., Kuhl K. Linguistic effecy on speech perception observed at the brainstem [Электронный ресурс] // Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America (PNAS). 2018. V. 115. № 35. P. 8716 – 8721. URL: https://www.pnas.org/content/115/35/8716 (дата обращения 17.02.2021).
14. Riekhakaynen E.I., Balanovskaia A. Slips of the ear as clues for speech processing // Communications in Computer and Information Science. 2019. V. 943. Pages 111-121.
15. Nooteboom S.G. Production and perception of vowel duration (a study of durational properties of vowels in Dutch) // Philips research reports supplements. 1972. №5. 157p.
16. Gottfried T. L. Effects of consonant context on the perception of French vowels [Электронный ресурс] // Journal of Phonetics. 1984. V. 12, Issue 2. P. 91 – 114. URL: https://www.sciencedirect.com/journal/journal-of-phonetics/vol/12/issue/2 (дата обращения 17.02.2021)

Расскажите о нас своим друзьям: