Теория языка | Филологический аспект №02 (106) Февраль 2024
УДК 811.111
Дата публикации 27.02.2024
Использование стратегий и тактик политического дискурса в дискурсе СМИ (на материале англоязычного издания «The Global Times»)
Двойнина Екатерина Владимировна
канд. филол. наук, доцент кафедры языковой подготовки кадров государственного управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы, г. Москва, РФ, dvoynina@mail.ru
Аннотация: В данной статье рассматривается возможность использования стратегий и тактик политического дискурса в дискурсе СМИ. Актуальность исследования обусловлена слабой изученностью взаимного влияния разных типов дискурса друг на друга. Научная новизна состоит в том, что впервые исследуется возможность использования тактик и стратегий политического дискурса в дискурсе СМИ. Целью статьи является изучение возможности использования данных тактик и стратегий для формирования образа геополитического оппонента. Поставлены задачи рассмотреть примеры использования тактик и стратегий политического дискурса в дискурсе СМИ, выявить и определить конкретные тактики и стратегии. В ходе исследования выделяются и рассматриваются тактики и стратегии политического дискурса, задействованные участниками дискурса СМИ, анализируются особенности их использования. На основании анализа сделаны выводы о тактических и стратегических предпочтениях англоязычного издания «The Global Times» и об эффективности их применения. Теоретическая значимость работы состоит в том, что она вносит определенный вклад в разработанность теории дискурса. Практическая значимость исследования заключается в том, что данный материал может использоваться в курсах по общему языкознанию, лингвистике текста и теории дискурса, социолингвистике и стилистике.
Ключевые слова: дискурс, масс-медиальный дискурс, стратегия, тактика
Cand. Sci. (Philology.), Associate professor of Department of the Language training of public administration staff, Russian Academy of National Economy and Public Service, Russia, Moscow
Abstract: This article examines the possibility of using strategies and tactics of political discourse in the media discourse. The relevance of the study is due to the weak knowledge of the mutual influence of different types of discourse on each other. The scientific novelty lies in the fact that for the first time the possibility of using tactics and strategies of political discourse in the media discourse is being investigated. The purpose of the article is to explore the possibility of using these tactics and strategies to form an image of a geopolitical opponent. The tasks are set to consider examples of the use of tactics and strategies of political discourse in the media discourse, to identify and define specific tactics and strategies. In the course of the study, the tactics and strategies of political discourse involved by participants in the media discourse are highlighted and considered, and the features of their use are analyzed. Based on the analysis, conclusions are drawn about the tactical and strategic preferences of the English-language edition of The Global Times and about the effectiveness of their application. Theoretical significance of the work lies in the fact that it makes a certain contribution to the development of the theory of discourse. Practical significance of the research lies in the fact that this material can be used in courses on general linguistics, linguistics of text and theory of discourse, sociolinguistics and stylistics.
Keywords: discourse, mass-media discourse, strategy, tactics
Двойнина Е. В. Использование стратегий и тактик политического дискурса в дискурсе СМИ (на материале англоязычного издания «The Global Times») // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2024. № 02 (106). Режим доступа: https://scipress.ru/philology/articles/ispolzovanie-strategij-i-taktik-politicheskogo-diskursa-v-diskurse-smi-na-materiale-angloyazychnogo-izdaniya-the-global-times.html (Дата обращения: 27.02.2024)
Современное общество невозможно представить без средств массовой информации. В традиционной или цифровой форме, используя тщательно подобранные речевые единицы, воздействуя на восприятие аудитории они выступают лидерами мнений, устанавливают нормы поведения, формируют мировоззрение и систему ценностей. Изучением воздействия СМИ посвящены исследования не только в области лингвистики, но и политологии, социологии, психологии и многих других.
Невозможно отрицать и ту роль, которую СМИ играют в освещении политической ситуации на местном, национальном и международном уровне. Использование языков международного общения позволяет транслировать свое видение и оценку ситуации и воздействовать на восприятие максимально широкой аудитории. Именно возможность безграничного воздействия делает актуальными исследования в сфере дискурса СМИ и данной работы, в частности.
Понятие «дискурс», помимо лингвистики, входит в сферу интересов целого ряда гуманитарных наук, в том числе антропологии, литературоведения, семиотики, социологии, философии и этнологии. Многочисленность исследований отечественных и зарубежных авторов, посвященных определению, специфике и другим аспектам этого понятия показывает его многозначность, многофункциональность, динамичность и многоаспектность [1; 2; 3; 4 и др.]. Этим объясняется как разнообразие определений дискурса, так и подходы к его изучению. Особое внимание уделяется исследованию институционального дискурса [2; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11 и др.].
Особое место среди типов институционального дискурса занимает дискурс СМИ или масс—медиальный дискурс, основной целью которого является оказание дифференцированного воздействия на массового адресата путем информирования и одновременного оценивания предоставляемой информации. Изучение дискурса СМИ в определенный момент времени позволяет получить информацию о системе ценностей, картине мира, социальном и культурном состоянии отдельно взятого социума,
Масс-медиальным дискурсом, вслед за М.Р. Желтухиной, мы называем «связный, вербальный или невербальный, устный или письменный текст в совокупности с прагматическими, социокультурными, психологическими и другими факторами, выраженный средствами массовой коммуникации, взятый в событийном аспекте, представляющий собой действие, участвующий в социокультурном взаимодействии и отражающий механизм сознания коммуникантов» [12, с. 154].
Фактор массовости в направленности текстов масс—медиа способствует реализации целого ряда функций. Суммируя функции, названные в исследованиях других авторов, можно назвать: познавательную (информационную, образовательную, утилитарную, инновационную); регулятивную (консолидационную; интеграционную; оценочную, аксиологическую, воздействующую); нравственно—воспитательную (культурную, социализации, превентивную); гедонистическую (рекреативную, эстетическую, гармонизирующую).
Следует отметить, что, стремясь к эффективному выполнению функций, в ряде случаев дискурс СМИ, особенно когда речь идет о изданиях, нацеленных и на национальную, и на интернациональную аудиторию, сближается с политическим дискурсом. Как и политическому, дискурсу СМИ присущи персуазивная направленность и манипулятивный потенциал.
Следовательно, мы можем предположить, что поскольку перед международными СМИ-изданиями стоят задачи, сходные с задачами политического дискурса (максимально повысить значимость статуса своей страны, понизить значимость статуса геополитического противника, убедить массового адресата в правильности своей позиции, своей оценки ситуации, своего мировоззрения и пр. и в некомпетентности своего оппонента, ошибочности его точки зрения и т.д.), мы сможем увидеть использование стратегий (плана оптимальной реализации коммуникативных намерений, учитывающего объективные и субъективные факторы и условия [11]), характерных для политического дискурса: стратегии на понижение, на повышение и театральности [13] в дискурсе СМИ.
Поскольку речь идет о создании образа геополитического противника, мы хотим определить стратегические и тактические предпочтения китайской газеты на английском языке «Global Times» в конкретной коммуникативной ситуации: формирование имиджа США. Тактикой мы будем называть конкретный этап реализации коммуникативной стратегии, определяемый интенцией говорящего, эксплицированной совокупностью приемов, обусловливающих применение языковых средств [11].
Выбор заголовка сообщений в качестве объекта исследования обусловлен тем, что заголовок играет особую роль в дискурсе СМИ. В эпоху повсеместного распространения интернет-технологий и ускорения ритма жизни из обязательного яркого начала статьи и устного сообщения он превратился в «потенциально свернутый знак» [14], «концепт, один из основных структурных элементов текста» [15], максимально информативную часть устного или письменного сообщения, с которого начинается и, часто, заканчивается ознакомление читателя или слушателя с текстом. Следовательно, заголовок должен обладать максимальным аттрактивным, воздействующим и аксиологическим потенциалом, для реализации которых необходим тщательный отбор лексических, синтаксических и других средств.
Более того, авторам сообщений необходимо учитывать, что современное общество негативно относится к таким понятиям, как «пропаганда» и «манипуляция сознанием», поэтому, воздействуя на восприятие аудитории, транслируя ей ту или иную оценку событий, лиц, явлений, адресантам приходится пользоваться изощренными средствами и методами воздействия. Когда речь идет о создании образа геополитического оппонента на одном из языков международного общения, воздействие должно быть максимально искусным. Именно этим обусловлен выбор китайской газеты на английском языке «Global Times» в качестве материала исследования.
Отношения между США и Китаем являются, возможно, одними из самых важных двусторонних отношений в мире. С одной стороны, страны являются главными торговыми партнерами друг друга, с другой - они противостоят друг другу во многих других сферах. США открыто называют Китай своим главным политическим противником, обвиняют его в нечестной конкуренции и распространении COVID-19, придерживаются провокационной политики в отношении Тайваня и пр. И заголовки «Global Times» отражает противоречия в отношениях двух стран.
Когда речь идет об экономическом сотрудничестве, заголовки издания содержат примеры тактики анализ-«плюс» (стратегия на повышение). Она позволяет фокусировать внимание аудитории на компетентности и профессионализме США как основного торгового партнера Китая, формируя положительный образ этой страны и оказывая положительное воздействия на восприятие аудитории: «China, US hold ‘pragmatic’ financial talks at start of 2024, stabilizing expectations for businesses, world» (Китай и США проведут ‘прагматичные’ финансовые переговоры в начале 2024 года, стабилизируя ожидания бизнеса (мировые новости).
Кавычки, в данном случае, это цитата из текста официального документа. Автор стремится показать максимальную объективность, используя только «официальные» эпитеты. Обращает на себя внимание тот факт, что данный заголовок помещен в раздел «мировые новости», что говорит о том, что стабильность и развитие отношений с США Китай считает важными и для своей экономики, и для всего мира.
Нельзя не отметить, однако, что все эти примеры относятся только к экономическим новостям и носят единичный характер: US official delegation to attend China’s import fair for first time, latest sign of stabilizing ties (Официальная делегация США впервые посетит китайскую ярмарку – еще один признак стабилизации связей).
Отметим также, что в обоих заголовках использована сема с сильной положительной коннотацией «стабильность».
Авторы сообщений не подвергают сомнению авторитет американских партнеров, когда они способствуют повышению авторитета самого Китая: «American scholars’ fair words on BRI thought-provoking: Global Times editorial» (Справедливые слова американских ученых о проекте «один пояс- один путь», заставляют задуматься: редакционная статья Global Times).
Во всех остальных случаях мы имеем дело с антиподом тактики анализ-«плюс» (целью которой является создание положительного образа предмета или явления) – тактикой анализ- «минус».
В отличие от своего оппонента, Китай не называет США своим противником напрямую, однако нельзя не отметить тот факт, что ни один шаг США в военной, политической и дипломатической сфере не остается без внимания в Китае. Более того, на страницах «Global Times» за исследованный период не были опубликованы статьи, посвященные освящению событий в США в других сферах, хотя в издании есть подобные рубрики. С помощью тактики анализ-«минус» методично и последовательно создается негативный имидж страны, считающей себя гегемоном, но погрязшей в ментальности холодной войны, раздувающей конфликты и препятствующей плодотворному взаимодействию: «Increasing US close-in drone recons on China ‘add complexity in military interactions’» (Увеличение количества разведывательных беспилотников США вблизи Китая "усложняет военное взаимодействие"); «Pentagon hyping of ‘decisive year’ in 'Indo-Pacific' exposes military hegemony, Cold War mentality toward China» (Раздувание Пентагоном подхода "решающего года" в "Индо-Тихоокеанском регионе" разоблачает военную гегемонию, менталитет холодной войны по отношению к Китаю).
Неумелая эгоцентричная политика США называется в качестве основной причины нарушения стабильности в отношениях двух стран: «China-US ties to remain bumpy in 2024 as Washington maintains US-centric, hegemonic foreign policy» (Китайско-американские связи останутся неустойчивыми в 2024 году, поскольку Вашингтон проводит ориентированную на США гегемонистскую внешнюю политику).
Примечательно, что и в данном случае авторы указывают, что действия угрожают не локально Китаю, а всему миру: «US, UK militaries owe $111 bln in climate compensation, continue expanding toxic footprint worldwide: study shows. Elephant in the room» (Исследование показывает: военные США и Великобритании задолжали 111 миллиардов долларов в качестве компенсации за изменение климата, продолжая расширять свой токсичный след по всему миру. Слон в комнате)».
Последняя фраза «Elephant in the room» (обстоятельство или предмет настолько важной величины, что не обратить на него внимание было бы глупо, когда предмет под носом, но его никто не видит) это и упрек мировому сообществу, и указание на то, что никакие действия США и их союзников не остаются незамеченными в Китае: «As pawn in US’ China strategy, NATO keeps pushing expansion boundaries» (Являясь пешкой в китайской стратегии США, НАТО продолжает расширять свои границы). В данном примере мы видим, как использование метафоры с яркой отрицательной коннотацией «pawn» (пешка) одновременно и создает отрицательный образ НАТО, подрывая ее авторитет, и демонстрирует решительность и смелость Китая защищать свои интересы.
Особенно жесткой критике подвергается политика США в отношении Тайваня: «US’ manipulating politics in Taiwan to face restraints, counteracts: expert» (Манипулятивная политика США на Тайване, столкнется с подавлением и противодействием: эксперт).
Через призму тайваньской проблемы США представлены уже как ненадежный партнер: «GT Voice: Chip ‘dream’ in US proves elusive for Taiwan’s TSMC» (Мнение Global Times: «Мечта» США о чипах оказалась недостижимой для тайваньской компании «TSMC»).
Политика США представлена пагубной не только в отношении Китая, но и многих других стран. Особый акцент всегда делается на некомпетентности США и их союзников, тщетность и неумелость попыток: «US reproach of Nauru’s decision futile, can’t change cross-Straits power dynamics» (Упреки США в решении Науру бесполезны, они не могут изменить динамику сил по ту сторону пролива)»; US-led coalition in the Red Sea only 'band-aid solution'; an immediate cease-fire in urgent need to avoid spillovers (Коалиция во главе с США в Красном море - только "временное решение"; немедленное прекращение огня крайне необходимо, чтобы избежать побочных эффектов).
Нельзя не заметить, что вместо семы «стабильность», мы фиксируем «тщетность, недостижимость» и «краткосрочность». Агрессивный характер политики США подчеркивают семы «экспансия» и «манипуляция».
Исследованный материал показал, что, формируя имидж своего политического оппонента в восприятии аудитории, авторы сообщений не используют другие тактики стратегии на понижение. Они предпочитают не обвинять или обличать, а подрывать авторитет США в восприятии реципиентов при помощи анализа и отрицательной оценки их действий. Тем более, что этот прием позволяет объединить тактику анализ- «минус» с тактикой неявной самопрезентации: «If US can clear way for ‘cease-fire in Gaza’, Red Sea problem would be solved» (Если США смогут не препятствовать «прекращению огня в Газе», проблема Красного моря будет решена); «If US can clear way for humanitarian aid to Gaza, 'joint patrol would not be necessary'» (Если США смогут не препятствовать доставке гуманитарной помощи в Газу, в «совместном патрулировании» не будет необходимости).
Здесь авторы сообщений связывают образ США с семой «мешать, препятствовать». Китай, напротив, выступает в качестве эксперта, которому известен и источник проблемы, и способ ее решения.
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
Во-первых, авторы сообщений «The Global Times» при формировании в восприятии пользователей имиджа геополитического оппонента используют тактики и стратегии, характерные для политического дискурса.
Во-вторых, самыми частотными являются тактики анализ-«минус» (стратегия на понижение) и анализ-«плюс» (стратегия на повышение).
В-третьих, тактики анализ-«минус» используется для формирования отрицательного имиджа США, а тактика анализ-«плюс» используется для формирования положительного образа.
В-четвертых, такой выбор тактик является эффективным, отвечает интересам издания и позволяет создавать положительный имидж Китая. Адресант позиционирует свою страну в качестве эксперта, а издание «The Global Times» выступает как источник объективной информации.
В-пятых, авторы сообщений не используют тактики стратегии театральности. Это также можно объяснить стремлением придать объективность предоставляемой информации и отсутствием прямого контакта с реципиентом.
Таким образом, совершенно очевидны тактические предпочтения авторов издания «The Global Times». Необходимо отметить, что такой выбор тактик является, на наш взгляд, обоснованным и эффективным. Он позволяет изданию создавать впечатление объективности предоставляемой информации, подчеркивая как положительные, так и отрицательные стороны политики США, избегая обвинений в создании однобокой картины реальности и в манипулировании восприятием реципиентов.
Список литературы
1. Арутюнова Н.Д. Метафора и дискурс. Теория метафоры. М., 1990. С. 5-32
2. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград, 2002. 389 с.
3. Матыцина М.С., Прохорова О.Н., Чекулай И.В. Конструирование образа иммигранта в медиадискурсе: специфика дискурсивных стратегий (на примере группы в социальной сети Facebook и статей в британском издании The Daily Mail)// Дискурс профессиональной коммуникации, 2020. Т.2. №3. C. 23-
4. Шнякина Н.Ю., Клёстер А.М. Прагматические основания утилитарной оценки в немецком инженерном дискурсе/// Дискурс профессиональной коммуникации. 2023.Т.5. №4. С. 11-26
5. Акимцева Ю.В. Концептуальная метафора как способ формирования стереотипных образов в англоязычном медийном дискурсе. Дискурс профессиональной коммуникации, 2020. Т.2. №3. 2020. С. 45-64
6. Буланов В.В. Воля к субъектности в контексте медицинского дискурса //Медицинский дискурс: вопросы теории и практики: материалы 8—й междунар. науч.-практ. и образоват. конф., 9 апреля 2020 г. Твер. гос. мед. ун-т; под общ. ред. Е. В. Виноградовой. Тверь: Ред.-изд. Центр Твер. гос. мед. ун-та, 2020. C. 105-108
7. Бушев А.Б. Теория рамок анализа дискурса (на материале современного экологического дискурса) //Современный дискурс-анализ, 2020. Вып. 2 (20). Ч.1. С. 60-65
8. Дмитровский А.Л. Категория научно-методологического поля медиа исследований// Современный дискурс-анализ, 2020. Вып. 2 (20). Ч.1. С. 12-26
9. Понятие и характеристика масс—медиального дискурса. Режим доступа: https://studentopedia.ru/literatura/ponyatie-i-harakteristika-mass-medialnogo-diskursa-mesto-mass-medialnogo-diskursa-v-sovremennoj.html (Дата обращения 18.01.2024).
10. Сосунова Г.А. Фразеологический предлог afin de в таможенном дискурсе (на примере текстов франкоязычной таможенной прессы)» // Russian Journal of Linguistics. М., 2020.Т. 24. № 1. С. 158-175.
11. Шейгал Е.И. Семиотика политического дискурса. Москва : Гнозис, 2004 (ГУП Смол. обл. тип. им. В.И. Смирнова). 324 с.
12. Желтухина. М.Р. Политический и масс-медиальный дискурсы: воздействие —восприятие – интерпретация //Язык, сознание, коммуникация: Сб. статей / Отв. ред. В. В. Красных, А. И. Изотов. М.:МАКС Пресс, 2003. Вып. 23. 124 с.
13. Михалева О. Л. Политический дискурс. Специфика манипулятивного воздействия. М.: Либроком. 2009. 256 с.
14. Белова Ю. А. Смысл газетного заголовка: трудности интерпретации// Вестник Башкирского университета, 2013. Т. 18. №3. С. 794-796
15. Сосунова Г.А. Заголовок как концепт текста французской таможенной прессы // Вестник МГОУ. Сер.: Лингвистика. М.: Изд-во МГОУ, 2016. № 3. С. 126–132.
Список источников
https://www.globaltimes.cn/page/202401/1305581.shtml
https://www.globaltimes.cn/page/202401/1305803.shtml
https://www.globaltimes.cn/page/202401/1305810.shtml
https://www.globaltimes.cn/page/202401/1305808.shtml
https://www.globaltimes.cn/page/202401/1305587.shtml
https://www.globaltimes.cn/page/202401/1305814.shtml
https://www.globaltimes.cn/page/202401/1305792.shtml
https://www.globaltimes.cn/page/202401/1305734.shtml
https://www.globaltimes.cn/page/202401/1304997.shtml
https://www.globaltimes.cn/page/202311/1301103.shtml
https://www.globaltimes.cn/page/202401/1305800.shtml