Русский язык | Филологический аспект №11 (91) Ноябрь 2022

УДК 81-114.2

Дата публикации 30.11.2022

Использование конструкций экспрессивного синтаксиса в художественных текстах русскоязычных авторов

Воробьева Елена Николаевна
канд. филол. наук, доцент, доцент кафедры русского и иностранных языков, Вологодский институт права и экономики ФСИН России, РФ, г. Вологда, helenvorobyova@mail.ru

Аннотация: В статье рассматриваются работы советских и российских языковедов, исследующих выразительный потенциал конструкций экспрессивного синтаксиса на материале художественных текстов на русском языке. Обобщается практический опыт отечественных языковедов по изучению индивидуального стиля авторов художественных произведений в синтаксическом аспекте. Особое внимание уделено различным проявлениям синтаксической расчлененности предложения. В результате проведенного анализа были определены наиболее обсуждаемые конструкции экспрессивного синтаксиса и их функциональные задачи в художественном тексте.
Ключевые слова: экспрессивный синтаксис, экспрессивный синтаксический прием, лингвостилистика, художественный текст, рубленый синтаксис.

The use of expressive syntactic constructions in the literary texts of Russian-speaking authors

Vorobyova Yelena Nickolaevna
Cand. Sci. (Philology), Docent, Associate Professor at the Department of Russian and Foreign Languages, Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary Service, Russia, Vologda

Abstract: The article examines the works of Soviet and Russian linguists exploring the expressive potential of expressive syntactical constructions based on the material of literary texts in Russian. The article summarizes the practical experience of Russian linguists in studying the individual style of fiction authors in the syntactic aspect. Special attention is paid to various manifestations of syntactic parcellation of a sentence. As a result of the analysis, the most discussed constructions of expressive syntax and their functional tasks in the literary text were identified.
Keywords: expressive syntax, expressive syntactic device, linguistic stylistics, literary text, chopped syntax.

Правильная ссылка на статью
Воробьева Е.Н. Использование конструкций экспрессивного синтаксиса в художественных текстах русскоязычных авторов // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2022. № 11 (91). Режим доступа: https://scipress.ru/philology/articles/ispolzovanie-konstruktsij-ekspressivnogo-sintaksisa-v-khudozhestvennykh-tekstakh-russkoyazychnykh-avtorov.html (Дата обращения: 30.11.2022)

Изучение экспрессивности единиц различных уровней языка представляет собой актуальное направление современного языкознания. Вопросы исследования выразительного потенциала синтаксических форм привлекают внимание отечественных языковедов, работающих и в русле направления «экспрессивный синтаксис». Данное направление зародилось в рамках так называемой синтаксической стилистики, у истоков которой стоит выдающийся российский языковед В.В. Виноградов, обозначивший основные синтаксические структуры, используемые в художественной речи в качестве изобразительного (экспрессивного) приема [1, с. 60].

Предлагаемый в настоящей статье обзор освещает актуальные проблемы, поднимаемые учеными, публикующими изыскания в данном направлении исследования и изучающими выразительный потенциал синтаксических структур на материале русской художественной литературы.

Прочная связь экспрессивного синтаксиса с лингвостилистикой во многом объясняется воздействующей ролью экспрессивной функции. Понимание экспрессивного синтаксиса как частной лингвостилистической категории мы встречаем прежде всего в отечественной русистике (В.В. Виноградов, А.П. Сковородников, Е.А. Иванчикова, Г.Н. Акимова и др.). Данные авторы обозначили основные экспрессивные синтаксические конструкции и указали на их возможный функционал в художественном тексте.

Одной и главных проблем в исследовании экспрессивности остается решение вопроса системности данного явления на различных уровнях языка. У истоков описания отдельных синтаксических особенностей в индивидуальном стиле классиков русской и советской литературы находится, в частности, и видный российский лингвист А.П. Сковородников [2], которому также принадлежит заслуга в раскрытии системности экспрессивных синтаксических средств. Определяя место экспрессивно-синтаксических конструкций в уровневой системе языка, автор представляет средства экспрессивного синтаксиса в качестве членов бинарной оппозиции (по принципу экономичности и избыточности). Противопоставляя экономичные и избыточные структуры, типичные для русского литературного языка, А.П. Сковородников выделяет следующие экспрессивные синтаксические формы: эллипсис, антиэллипсис, усечение, позиционно-лексический повтор и парцелляцию. По А.П.  Сковородникову, элементами экспрессивной синтаксической подсистемы являются типизированные речевые модификации предложений (модификаты). В пользу системности модификатов говорит тот факт, что они обладают свойством производимости и могут моделироваться [3].

Е.А. Иванчикова, продолжая традицию исследования индивидуальных авторских стилей классиков русской литературы, заложенную В.В. Виноградовым, анализирует синтаксис художественной прозы Ф.М. Достоевского [4]. Среди основных характеристик «синтаксического почерка» Ф.М. Достоевского в том числе выделяются такие экспрессивные синтаксические формы, как повтор, присоединение, актуализация, а также синтаксис монолога и рассуждения. Также Е.А. Иванчикова предлагает выделить определенные композиционно-синтаксические формы, являющиеся тематическими отрезками текста и имеющие конкретные синтаксические признаки.

По мнению Г.Н. Акимовой, элементы экспрессии содержат прежде всего письменные художественные и публицистические тексты, которые в наибольшей степени испытывают влияние устной речи и имеют установку на преднамеренное воздействие [5, с. 84]. Профессор Г.Н. Акимова анализирует синтаксическую расчлененность или явление так называемого «рубленого синтаксиса». Синтаксическая расчленённость понимается автором широко – как разрыв синтаксических связей на уровне словосочетания и предложения. Употребляемые в художественном тексте экспрессивные конструкции образуют открытый ряд. К таким явлениям относятся парцелляция, сегментация, лексический повтор с синтаксическим распространением, вопросно-ответные конструкции в монологической речи, цепочки номинативных предложений, вставные конструкции, экспрессивно-стилистическое словорасположение [там же, с. 87-89]. Исследователь также указывает на то, что синтаксическая расчленённость наиболее распространена в прозе в конце ⅩIⅩ - начале ⅩⅩ века, и «среди синтаксических конструкций трудно выделить конструкцию, более других «олицетворяющую» экспрессивный синтаксис» [там же, с. 90].

Традиция изучения синтаксических особенностей индивидуального стиля авторов продолжается и в ⅩⅩI веке на материале произведений современных русскоязычных писателей. Многие исследования проводятся на стыке прагмалингвистики, литературоведения и лингвистики текста.

Соглашаясь с выводами Г.Н. Акимовой в том, что именно письменный текст имеет установку на экспрессивное воздействие, Г.Е. Щербань отмечает, что «синтаксическая экспрессия проявляется только в письменной авторской речи» [6, с. 246]. Г.Е. Щербань придерживается такого узкого понимания синтаксической экспрессии на том основании, что экспрессивность в двух формах речи (устной и письменной) достигается различными средствами. Характерная же расчленённость речевой цепи в разговорном синтаксисе при соответствующем оформлении используется в качестве средства экспрессивного синтаксиса в письменной авторской речи с целенаправленным прагматическим эффектом. Экспрессия письменной речи, по мнению исследователя, достигается следующими синтаксическими средствами: дробление синтагматической цепочки, нарушение порядка слов, парантетическими внесениями, а также использованием других экспрессивных ресурсов, к числу которых относятся и частицы [6].

Продолжает вслед за В.В. Виноградовым изучение субъектно-экспрессивных форм синтаксиса на материале различных типов художественно-прозаического повествования Э.А. Алиева [7, 8]. Автор рассматривает синтаксические единицы,  употребляемые в письменном тексте с целью воздействия на адресата, активизации его внимания (вопрос, повеление, парцеллированные и сегментированные конструкции, вводные и вставные конструкции, номинативные и инфинитивные предложений, а также классические риторические фигуры: инверсию, хиазм, зевгму, повтор) [8, с. 20-21].

Изучая художественно-речевую организацию произведений о Великой отечественной войне, З.Ш. Арсланбекова отмечает перечислительный ряд (различные разновидности стилистической фигуры асиндетона) в качестве важнейшего средства усиления экспрессивности высказывания и создания целостного экспрессивно-семантического микрополя, помогающего реализовать авторскую коммуникативную установку. Исследователь отмечает, что в перечислительных рядах могут быть представлены аппликация, градация, усиливающие прагматику восприятия. Фигуры перечислительных рядов выполняют различные функции: выделительно-эмоциональную, выделительно-образную, выделительно-оценочную и др. Кроме этого, перечислительные ряды могут придавать тексту ритмико-интонационную тональность [9, с. 20-21].

М.П. Болотская на материале современной прозы И.Л. Муравьевой рассматривает синтаксические выразительные средства (ряды однородных членов, сравнительные, парцеллированные, параллельные конструкции, инверсию, риторические синтаксические конструкции (вопросы и восклицания)), участвующие в выражении категории трагичности как стилеобразующего фактора в организации художественного текста.  М.П. Болотская делает вывод о том, что используемые синтаксические выразительные средства создают эффект «живой речи», обеспечивающий легкость восприятия прозы писателя [10].

Е.А. Белькова в русле лингвистики текста исследует экспрессивный потенциал синтаксиса русского литературного постмодернизма на примере произведений Л. Петрушевской в целях воздействия на читателя. Автором выделяются такая особенность экспрессивной организации высказывания, как сегментация, происходящая в соответствии с коммуникативной интенцией адресанта. Сегментация представлена парцеллированными конструкциями, недосказанными предложениями, разделением простого предложения с помощью разговорной частицы «что», лексическим повтором (повторением одного и того же слова либо речевой конструкции с синтаксическим распространением).  Таким образом, явление аналитизма в прозе Л. Петрушевской проявляется в использовании сегментированных и парцеллированных конструкций разной стилистической окрашенности. Автор приходит к выводу о том, что подобные нарушения языковой нормы воздействуют на разум и чувственную природу человека [11, с. 76].

Е.С. Зорина на материале текста современной художественной прозы изучает функционирование конструкций экспрессивного синтаксиса, обращая особое внимание на авторскую модальность и реализацию замысла автора художественного текста. Так, исследуя синтаксис романа Е. Чижовой «Терракотовая старуха», автор статьи характеризует его как «рубленый». Рубленый синтаксис представляет собой случаи разрыва синтагматической цепочки, расчленения синтаксических конструкций, что становится стилеобразующим фактором прозаического произведения. Особое синтаксическое построение текста отражает и эстетическую концепцию произведения. Таким образом, конструкции экспрессивного синтаксиса оказываются стилистическим приемом, направленным на реализацию замысла автора. Фрагменты расчлененной синтагматической цепочки формируют второй план повествования, который связан с концепцией художественного произведения [12].

В статье И. А. Герасименко и Н. А. Анушкиной рассматривается использование парцелляции в детективной прозе современной российской писательницы В. Платовой с целью усиления его выразительности. Авторы приходят к заключению, что парцеллированные конструкции включены в язык романов В. Платовой с целью создания художественного, эмоционального эффекта. В целом же использование парцелляции в языке художественных произведений связывается с влиянием разговорного языка на синтаксический строй художественного текста [13, с. 333].

С позиций антропоцентрического научного подхода и в связи с изучением языковой личности в различных аспектах (создание речевого портрета писателя) И.В. Голубева и И.А. Губарь проводят качественно-количественный анализ конструкций экспрессивного синтаксиса на материале лирики Бориса Пастернака. Исследователи приходят к выводу, что «синтаксический строй речи писателя характеризуется сложностью, многоплановостью, вниманием к конкретным деталям, расчлененностью, ярко выраженным субъективным началом. Эти характеристики во многом создаются при помощи использования цепочек номинативных предложений, парцелляции, вставок и других экспрессивных синтаксических конструкций» [14, с. 63].

Использование синтаксических форм и конструкций как специального художественного приема в творчестве русскоязычных писателей рассматривается в русле синтаксической стилистики. Стилистический (экспрессивный) синтаксис как специальное направление стилистических исследований получил широкое распространение с момента своего возникновения и по настоящее время. Проведенное исследование позволило установить, что современные изыскания в данной области характеризуются вниманием к изучению роли синтаксических средств в создании индивидуальных речевых портретов авторов художественных произведений, а также реализации коммуникативных (прагматических) интенций адресанта литературного текста. Синтаксические отклонения от языковой нормы исследуются с точки зрения оказываемого экспрессивного воздействия на читателя литературного произведения, изучается их стилеобразующая роль в тексте. Исследователи синтаксической экспрессивности отмечают роль конструкций экспрессивного синтаксиса в реализации авторского замысла художественного произведения, особом воздействии на разум и чувственную природу читателя, формировании «второго плана повествования».

Проведенное исследование также позволило установить, что наиболее обсуждаемой характеристикой синтаксического строя художественного произведения стал так называемый «рубленый синтаксис», характеризуемый различными случаями расчленения синтаксических конструкций. 


Список литературы

1. Виноградов В.В. Итоги обсуждения вопросов стилистики // Вопросы языкознания. Москва, 1955. № 1. С. 60-87.
2. Сковородников А. П. Некоторые виды эллиптических предложений в произведениях М. А. Шолохова // Учёные записки КГПИ. Т. 25. Вып. 1. Красноярск, 1963. С. 181-192.
3. Сковородников А.П. Экспрессивные синтаксические конструкции современного русского литературного языка. Опыт системного исследования. Томск: изд-во Томского ун-та, 1981. 255 с.
4. Иванчикова E.А. Синтаксис художественной прозы Достоевского // Академия наук СССР. Институт русского языка. М.: Наука, 1979. 287 с.
5. Акимова Г.Н. Новое в синтаксисе современного русского языка. М.: Высшая школа, 1990. 168 с.
6. Щербань Г.Е. Частица именно как средство актуализации ремы в конструкциях экспрессивного синтаксиса // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2009. №11. С. 245-249.
7. Алиева Э.А. Функционально-семантическая специфика речевых средств императива и обращения как ключевых элементов экспрессивного синтаксиса в языке произведений орнаментальной прозы. 2021. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsionalno-semanticheskaya-spetsifika-rechevyh-sredstv-imperativa-i-obrascheniya-kak-klyuchevyh-elementov-ekspressivnogo.
8. Алиева Э.А. Субъектно-экспрессивные формы синтаксиса художественно-прозаической речи // В сборнике: XIV Виноградовские чтения. Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Н.М. Миркурбанов. 2018. С. 20-22.
9. Арсланбекова З.Ш. Открытый семантический ряд как средство экспрессивного синтаксиса в военных повестях (1941-1945 гг.) // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. 2008. № 4 (5). С. 50-52.
10. Болотская М.П. Экспрессивный синтаксис в изображении мира и человека в современной русской литературе // В сборнике: Пушкинские чтения-2014. Материалы XIX международной научной конференции. Под общей редакцией профессора В. Н. Скворцова. 2014. С. 366-373.
11. Белькова А.Е. Экспрессивный синтаксис постмодернистской прозы Людмилы Стефановны Петрушевской // Ученые записки Орловского государственного университета. 2016. № 2 (71). С. 74-77.
12. Зорина Е.С. Конструкции экспрессивного синтаксиса в романе Елены Чижовой «Терракотовая старуха» // Современные проблемы гуманитарных и естественных наук:материалы XXXI международной научно-практической конференции 22-23 ноября 2016 г. Москва : Издательство «Перо», 2016. С. 133-138.
13. Герасименко И. А., Анушкина Н. А. Средства экспрессивного синтаксиса в языке произведений В. Платовой // Концепт и культура: диалоговое пространство культуры: Языковая личность. Текст. Дискурс: сборник статей VI международной научной конференции. Кемеровский государственный университет; Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, 2016. С. 329-334.
14. Голубева И. В., Губарь И.А. Конструкции экспрессивного синтаксиса в лирике Бориса Пастернака // Филологические науки. Вопросы теории и практики, 2015. № 8 (50). С. 63-66.

Расскажите о нас своим друзьям: