Русский язык | Филологический аспект №05 (97) Май 2023

УДК 808.5

Дата публикации 29.05.2023

Искусство говорить и слушать. К вопросу об ораторских навыках М. Задорнова.

Бочкарева Мария Сергеевна
студентка 2 курса Южный федеральный университет РФ, г. Таганрог, marina-66b@mail.ru

Аннотация: Статья представляет собой анализ ораторских навыков сатирика Михаила Задорнова. Целью исследования является выявление наиболее эффективных приёмов взаимодействия оратора с аудиторией на примере публичных выступлений М. Задорнова. Автором установлено, что при всей кажущейся спонтанности взаимодействия с публикой выступления Михаила Задорнова идеально ложатся в систему работы оратора с аудиторией, описанной И.А. Стерниным.
Ключевые слова: ораторское искусство, аудитория, публичное выступление, вербальные средства выражения речи, невербальные средства выражения речи.

The art of speaking and listening. On the question of M. Zadornov's oratorical skills.

Bochkareva Mariya Sergeevna
2nd year student of Southern Federal University, Russian Federation, Taganrog, marina-66b@mail.ru

Abstract: The article is an analysis of the oratorical skills of the satirist Mikhail Zadornov. The aim of the study is to identify the most effective methods of interaction between the speaker and the audience on the example of public speeches by M. Zadornov. The author has established that for all the apparent spontaneity of interaction with the public, Mikhail Zadornov's speeches ideally fit into the system of the speaker's work with the audience described by I.A. Sternin.
Keywords: oratory, audience, public speaking, verbal means of speech expression, non-verbal means of speech expression.

Правильная ссылка на статью
Бочкарева М.С. Искусство говорить и слушать. К вопросу об ораторских навыках М. Задорнова // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2023. № 05 (97). Режим доступа: https://scipress.ru/philology/articles/iskusstvo-govorit-i-slushat-k-voprosu-ob-oratorskikh-navykakh-m-zadornova.html (Дата обращения: 29.05.2023)

В ежедневном акте коммуникации люди вступают в большое количество речевых актов. В одних ситуациях требуются навыки общения в рамках межличностной коммуникации, не редки случаи взаимодействия в рамках массовой коммуникации. Именно поэтому знание базовых принципов ораторского искусства весьма значимо для обычного человека. Мы продумываем каждое слово, пытаемся заставить окружающих смеяться и не прекращать обращать внимания на нас. Всё это свидетельствует о том, что ораторские навыки значимы не только в профессиональной, но и в ежедневной коммуникации.

Интерес в личности Михаила Николаевича Задорнова обозначился давно. Автор статьи уже работал над описанием фрагмента речевого портрета сатирика, однако в предыдущих работах в качестве материала для исследования служили письменные интервью. Настоящая работа посвящена анализу того, как он взаимодействует с аудиторией на своих выступлениях. Материалом для исследования послужили записи выступлений сатирика [5,6].

Цель исследования состоит в выявлении наиболее эффективных приёмов взаимодействия оратора с аудиторией на примере публичных выступлений М. Задорнова.

Задачи исследования, обусловленные его целью:

1) ознакомиться с научной литературой по темам ораторского искусства и взаимодействия с аудиторией;

2) проанализировать ряд выступлений М. Задорнова;

3) определить параметры владения речью и способы взаимодействия с аудиторией.

Михаил Задорнов – удивительный человек, мастер слова, замечательный писатель, всеми любимый сатирик. Говорят, с шуткой проще испытать и самые нестерпимые трудности. Михаил Задорнов помогал преодолеть нелегкие времена не кому-то одному – цельной огромной, разваливающейся стране. Подъем его творчества пришелся на тяжелые девяностые, и, кто знает, может быть, общество не сумело бы вынести те смутные годы, если бы не смеялось само над собой вместе с Задорновым.

Задорнов не просто представлял сквозь юмор и иронию свою критику определённым политическим решениям и общественные проблемы, но и старался заинтересовать и подтолкнуть зрителей к поиску истинной информации и критическому мышлению.

Публичное выступление – это официальное выступление оратора (в основном – монолог) перед непосредственно присутствующей в зале достаточно большой и организованной аудиторией [3, с. 5]. Существуют различные классификации публичных выступлений: (по цели) информационное, протокольно-этикетное, развлекательное, убеждающее; (по форме) доклад, сообщение, выступление, лекция, беседа и многие другие [3, с. 6 – 7].

И.А. Стернин выделяет важные факторы, которые принесут оратору непременный успех в ходе подготовки к публичному выступлению [3, с. 9 – 10]. К ним относятся:

1. Решительное начало выступления.

2. Драматизм.

3. Сдержанная эмоциональность.

4. Краткость.

5. Диалогичность.

6. Разговорность.

7. Установление и поддержание контакта с аудиторией.

8. Понятность главной мысли.

9. Решительный конец.

Оратор использует различные средства, чтобы воздействовать на аудиторию и выразить свои мысли и идеи. Одним из таких средств является вербальный уровень. Вербальные средства оратора включают в себя слова и фразы, которые он использует для передачи информации. Это может быть выбор языка, стиль речи, тон, сила и интонация голоса.

Но помимо вербального уровня, также важен невербальный уровень. Невербальные средства оратора – это всё, что относится к его движениям, жестам, мимике, позе и другим физическим проявлениям. Невербальный уровень может включать в себя интонацию голоса, уставленные взгляд, манеру одеваться, улыбку, пожатие руки и другие культурные особенности.

Хороший оратор считает оба уровня одинаково важными, поскольку они работают вместе для создания наилучшего эффекта на аудиторию. Кроме того, использование невербальных средств может помочь оратору контролировать свое поведение и выглядеть уверенно перед аудиторией. Вербальный и невербальный уровни используются вместе для создания единого образа оратора, который в свою очередь помогает ему эффективно достучаться до аудитории и донести свою точку зрения. [2]

В своих выступлениях Задорнов часто обсуждал политические и социальные проблемы, критиковал российскую власть и западные страны. Однако он всегда старался не переходить грань и не обижать никого из зрителей.

Первое, что можно заметить в его выступлениях – тон голоса и то, каким образом он меняется в зависимости от той или иной мысли [4, с. 8 – 14]. Это мы наблюдаем на протяжении всего выступления. Этот приём он использует для лучшего и более красочного восприятия аудиторией шутки или какого-либо рассказа. Если мы слушаем человека, у которого речь монотонна и однотипна, то через некоторое время теряем интерес и внимание. Михаил Николаевич очень умело применяет этот приём, чем и, очевидно, цепляет аудиторию.

В его речи часто используются простонародные фразы и выражения типа «дать по рогам, высунуть рожу, ухахатываюсь, сгонять туда-сюда, пацаны и т. д.». Часто он говорит с аудиторией на её языке.

«Борьба за правду нечитабельна, она трудна и многогранна, и к тому же, не всегда приносит выгоду».

Михаил Задорнов, как правило, использует всё богатство русского языка, играет на словах и шутит на актуальных темах, но в своих выступлениях также часто поднимает и более серьезные вопросы, связанные с политикой, обществом и национальным самосознанием.

«Америка уже давно не страна свободы, она стала страной холодной войны, контроля населения и не более».

Порой Михаил Задорнов может использовать провокационные высказывания, которые вызывают споры и дискуссии. В то же время он всегда соотносит свои слова с фактами и действительностью, что делает его высказывания более убедительными.

«Говорят, что кризис это скрытая возможность, ну да, но в данном случае, мы, выходят на золотистый листики клена и ясеня, умудряемся поймать дождь, получить проблемы, и на большую воду не попасть, кто-то остается на берегу и повторяет кругом вокруг своих подвигов».

Михаил Задорнов часто использует метафоры и аллегории, чтобы описать истории из жизни или проиллюстрировать свои мысли и идеи. Он также может использовать рифмованные стихи в своих выступлениях, что добавляет им эстетическую ценность и оригинальность.

«У нас, русских, есть такой грех мы часто умеем гнать головой, когда должны говорить правду. А правда у нас есть, только мы ее сами себе не рассказываем».

Михаил Задорнов часто говорит о культуре и идентичности русского народа, переосмысливает стереотипы и поощряет слушателей к сознательному подходу к своей культуре и национальному наследию.

«Так сложилось в России: когда жизнь становится серьезной, мы начинаем шутить. И иногда шутки скрывают боль и тревогу, которые мы не готовы признать».

Михаил Задорнов умеет играть на противоречиях, указывать на неожиданные связи внутри явлений и ломать стереотипы. Он проницательно анализирует общество и показывает, что за кажущейся банальностью могут скрываться глубокие проблемы.

«Я уважаю любой язык, но западный интеллигент все время говорит, что на русском языке нельзя выразиться точно и получается, что он в итоге говорит глупости».

Михаил Задорнов часто бывает критичен к западной культуре, общественным явлениям и мировоззрению. Он выступает за сохранение русского языка и культуры, а также за развитие рационального мышления у своих соотечественников.

В процессе того, как он излагает свою мысль, иногда делает паузу с восходящей интонацией и выдаёт то, что является вполне логичным и простым, но кажется, что он сказал что-то неожиданное и очень смешное. Создаётся впечатление, будто Задорнов играет на эмоциях и чувствах аудитории, но в очень положительном смысле. Даже те, кто пришёл на концерт не по своей воле или так сложились обстоятельства, что пришлось пойти, не остаются без улыбки на лице, ведь Михаил Николаевич через свою речь может найти подход ко всем зрителям.

Когда Задорнов рассказывает курьёзные истории, он никогда не делает это шутки ради. Всегда следует интересный, подчас парадоксальный вывод, который заставляет задуматься. Это и есть воспитательный эффект юмора, который делает нас всех лучше.

Использует вопросы для активизации внимания «Итак, готовы?» «Ну чего, говорить Вам?».

«Я не могу, мужик там к своей девчонке аж повалился» – данную фразу он сказал, во время того, как рассказывал очередную смешную историю, что весь зал «ухахатывался», и, чтобы удержать эту эмоцию, Задорнов решил прокомментировать действия некоторых слушателей. Замечу, что этого по его набросанному сценарию не было. Вот оно искусство импровизировать и прекрасно общаться с аудиторией!

Необходимо интерпретировать невербальные средства коммуникации, которые использует М. Задорнов. В его выступлениях мы можем наблюдать приём отражения чувств, их вербализация. Суть приема состоит в том, что, поднимая какую-нибудь актуальную тему, сатирик пытается словами передать своё отношение к ней, показать общие со слушателями переживания по тому или иному поводу. Иногда линия поведения корректируется «на ходу» (как способ манипуляции) – сначала разведывается почва, определяется реакция, а дальше уже следует попытка придать речи нужную окраску. Это мы чётко можем наблюдать практически во всех его выступлениях.

Также стоит обратить внимание на его мимику и жесты. Редко можно заметить улыбку, недовольство или суровость в его лице. Скорее всего, это он делает для того, чтобы дать зрителю прожить самому все предлагаемые эмоции.

Одежда является немаловажным фактором при выступлении, как говорится, «встречают по одёжке». При каждом появлении на сцене, интервью и других мероприятиях Михаил Николаевич всегда выглядел очень опрятно и официально. Только стоит обратить внимание на такую деталь: по мере роста популярности его наряды стали «смягчаться» и он стал одеваться более повседневно, но, тем не менее, всегда держал баланс между слишком торжественной одеждой и неофициальными образами.

Он привлекал внимание зрителей не только своим острым юмором, но и умением смотреть на мир сквозь призму своих убедительных рассуждений, а также выдвигать нетрадиционные идеи. Благодаря этому, его выступления можно было рассматривать и как формирование собственной позиции у зрителей, так и как развлекательное мероприятие.

Михаил Задорнов всегда старался, чтобы его выступления были интересными и полезными для зрителей и побуждали к личностному росту, развитию духовности. Он был настоящим мастером взаимодействия с аудиторией и покорял ее своей остротой ума, соответствующей организацией программы, умением выбирать нужный тон и настроение.

Мы не можем подтвердить факт знакомства Михаила Задорнова с научными работами И. А. Стернина, но, проанализировав речь и ораторские навыки этого оратора, мы пришли к выводу, что его выступления идеально ложатся в систему подготовки к публичному выступлению. Единственное, что хочется отметить, это фактор сдержанной эмоциональности, который не всегда у него присутствует. Но делается это не просто так, а для того, чтобы по принципу восходящей градации «разогревать» аудиторию.

Также мы выяснили, что в каждой речи Михаила Задорнова присутствует гротескность, вера в лучшие качества национального характера, менталитета и их жизнеутверждающая роль. Кроме того, колоссальную роль в его манере играют такие факты, как начитанность, бесконечный патриотизм и любовь к родному народу, вера в уникальные черты национального характера.

Анализ взаимодействия Михаила Задорнова с аудиторией в ходе выступлений позволил нам сделать следующие выводы:

1)    лучшая импровизация всегда хорошо подготовлена;

2) взаимодействие Михаила Задорнова с аудиторией на выступлениях характеризуется эффективным использованием юмора и сатиры, активным вовлечением зрителей и стимулированием общественного обсуждения;

3)    взаимодействие Михаила Задорнова с аудиторией на выступлениях отличается способностью находить общий язык, развивать диалог и стимулировать мыслительные процессы. Его выступления не только развлекают, но и вызывают обсуждение, помогая зрителям лучше понять социально-политическую реальность.

Таким образом, проведенное исследование показало, что Михаил Задорнов был уникальным оратором и артистом, который прекрасно взаимодействовал со своей аудиторией. Он умел передать свою искренность и чувство принадлежности к одной большой семье, которой стали его зрители. Его ораторское искусство показывало, что искренность и чувство юмора могут быть могущественной силой, которая может изменить мир к лучшему. Безусловно, его вклад в культуру и общество не оценивается только на основе его ораторского искусства, но также и на основе его личности и взглядов на жизнь. В своих выступлениях Михаил Задорнов демонстрировал мастерство ораторского искусства, научив нас тому, что хорошая речь должна быть ясной, увлекательной и приятной. Ораторское искусство Михаила Задорнова является безусловным источником вдохновения и учебного материала не только для профессиональных ораторов, но и для всех, кто хочет улучшить свои коммуникативные навыки. Он останется на протяжении многих десятилетий не только оратором и артистом, но и легендой, погружающей нас в ходе своих выступлений в прошлое, настоящее и будущее.


Список литературы

1. Инфантова Г.Г. Язык. Речь. Личность: монография – Ростов-на-Дону: Легион, 2008. – 501 с.
2. Основы искусства речи: [Пер. с англ.] / Поль Л. Сопер. – 2-е изд., испр. – Москва: Прогресс: Прогресс-академия, 1992. – 415 с.
3. Стернин И.А. Практическая риторика. 5-е изд., стер. М.: «Академия», 2008. – 272 с.
4. Тулупова Т.А. Лингвокультурологический потенциал в русском и английском языках как средство формирования портрета языковой личности. – Журнал «Вестник науки и образования» № 25 (103). Часть 3. – 2020. – С. 24-27.
Список источников
5. Михаил Задорнов. Невероятные истории из жизни. / https://www.youtube.com/watch?v=3lCB9Ymmrp4
6. Михаил Задорнов. Самое смешное, 2012. / https://www.youtube.com/watch?v=q7L5x4RMuRw

Расскажите о нас своим друзьям: