Германские языки | Филологический аспект №04 (60) Апрель 2020

УДК 811.11-112

Дата публикации 24.04.2020

Интерпретация аксиологических характеристик концепта «странность» (на материале произведения Джонатана Франзена «Безгрешность»)

Кычкова Маргарита Валерьевна
аспирант кафедры английской филологии и межкультурной коммуникации, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, РФ, г. Белгород, margarita.valeryevna93@yandex.ru

Аннотация: Статья посвящена аксиологическому анализу концепта «странность» в произведении Джонатана Франзена «Безгрешность». Актуальность исследования обусловлена возросшим интересом к изучению проблемы взаимодействия языка и мышления, что свойственно для антропоцентрического подхода в современной лингвистике. Цель исследования заключается в определении явных и скрытых оценочных смыслов концепта «странность» в английском языке посредством аксиологического анализа. Оценочные смыслы зависят от неустойчивых субъективных и объективных суждений, связанных с категорией ценностей, которая также постоянно изменяется в связи с развитием общества. В работе полученные результаты обобщаются и интерпретируются с позиции аксиологической лингвистики.
Ключевые слова: концепт, ценность, оценка, аксиология, аксиологическая лингвистика

Interpretation of the axiological characteristics of the concept of “strange” (on the material of Jonathan Franzen's Work “Purity”)

Kychkova Margarita Valeryevna
postgraduate student of English philology and intercultural communication department, Belgorod National Research University, Russia, Belgorod

Abstract: The article focuses on the axiological analysis of the concept of "strange" in Jonathan Franzen's work “Purity”. The relevance of the study is due to the increased interest in the study of the interaction between language and thinking, which is characteristic of the anthropocentric approach in modern linguistics. The aim of the study is to determine the explicit and hidden estimated meanings of the concept of “strange” in English through axiological analysis. Value meanings depend on unsustainable subjective and objective judgements related to the category of values, which is also constantly changing due to the development of society. In the work the obtained results are generalized and interpreted from the point of view of axiological linguistics
Keywords: concept, value, evaluation, axiology, axiological linguistics

Правильная ссылка на статью
Кычкова М.В. Интерпретация аксиологических характеристик концепта «странность» (на материале произведения Джонатана Франзена «Безгрешность») / Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2020. № 04 (60). Режим доступа: https://scipress.ru/philology/articles/interpretatsiya-aksiologicheskikh-kharakteristik-kontsepta-strannost-na-materiale-proizvedeniya-dzhonatana-franzena-bezgreshnost.html (Дата обращения: 24.04.2020)

Актуальность исследования заключается в особенности современной лингвистики изучения языка с точки зрения познания человеком окружающего мира. Язык представляет собой форму познания действительности, а также реального образа мира, постичь который человек стремится на протяжении многих веков. При этом особое внимание уделяется языковой личности, которая находится в центре внимания в лингвистике со второй половины XX века.

Научная новизна исследования заключается в недостаточном исследовании оценочных смыслов концепта «странность» в современном английском языке.

В языкознании XX века принято считать основополагающими принципами исследования языка системность и структурность, однако в рамках современного исследования языка коммуникативность, интегративность, диалогичность, дискурсивноть, антропоцентричность и др.

В русле антропоцентрического подхода, в котором «анализируется человек в языке и язык в человеке», происходит взаимодействие различных гуманитарных дисциплин [8, c. 4]. В связи с чем возникает новое направление на стыке лингвистики и аксиологии (сравнительно-молодое философское направление, изучающие вопросы, связанные с природой ценностей, взаимосвязь между собой, а также их существование в реальном мире).

Аксиологическая лингвистика представляет собой новый исследовательский подход, задачей которого является определение ценностного компонента определенной лексемы или высказывания. Посредством лингвоаксиологического анализа выявляются особенности языковой картины мира, для определённой эпохи, а также ценности для конкретной языковой личности или социума в целом.

Центральными понятиями лингвоаксиологии являются «ценность» и «оценка». Как считает С.Ф. Анисимов, «оценка как мысль о значении может быть положительной или отрицательной, ценность же – только положительной. Следовательно, значение и ценность – не одно и то же. Значение шире, оно включает и качественно отрицательное» [1, с. 67].

Адекватное понимание оценки определённой личности непосредственно связанно с его интересами, предпочтениями, мировоззрением, национальностью, социальным статусом и др. причинами. Интерпретация ценности ориентирована на всеобщие предпочтения, важность, пользу и т.д. По мнению О.А. Кузиной, «ценности являются некими идеалами, ориентирами, господствующими в обществе, которыми руководствуется человек в процессе своей деятельности и которые определяют его отношение к объектам окружающего мира» [3, с. 26].

Таким образом, понятия «ценность» и «оценка» следует дифференцировать, ценность отражает объективные взгляды на мир, имеющие положительную или отрицательную значимость, оценка антропоцентрична, так как непосредственно связана с субъективным видением личности.

Возрастающий интерес ученых к проблеме оценки в языке приводит к возникновению новых задач в современной лингвистике, в связи с чем появляются идеи исследовать ментальную единицу – концепт, выявляя языковое сознание индивида, группы индивидуума или всей нации.

Концепт является центральным понятием многих различных дисциплин, что так же свойственно для аксиологической лингвистики, в которой он рассматривается как ментальное образование, отражающее глубинный уровень индивидуального и коллективного сознания. Как считает В.И. Карасик, под концептом понимается «многомерное ментальное образование, в составе которого выделяются образно-перцептивная, понятийная и целостная сторона» [2, с. 59].

М.В. Пименова понимает под концептом, «единицы концептуальной системы в отношении к языковым выражениям, в них заключается информация о мире. Эта информация относится к актуальному или виртуальному состоянию мира. Что индивид знает, думает, представляет об объектах внешнего и внутреннего миров, и есть то, что называется концептом» [6, с. 9.]. Из представленного определения следует, что при взаимодействии языка и концепта выявляется скрытая сфера ментальности, а именно, представление людей о мире.

Концепты выражают специфику языковой картины мира, характерную для определенной эпохи, а также духовные, национальные и культурные ценности.

В лингвоаксиологии через концепты отображается положительное, отрицательное или нейтральное оценочное отношение человека или группы людей. Оценка выражает результат мыслительного анализа, который связан с субъективным оценочным суждением.

В нашем исследовании посредством аксиологического анализа некоторых цитат из современного романа «Безгрешность» Джонатана Франзена, мы выявляем особенности концепта «странность» на английском языке, в котором отражаются оценочное отношение главных героев.

В центре сюжета произведения жизнь молодой американки Пьюрити, которая находится в поиске самой себя. На протяжении всего романа автор затрагивает такие важные проблемы современного общества как наследие социализма в Восточной Европе, оружие массового поражения и колоссальное влияние интернета. Дж. Франзен подчеркивает актуальное и увязывает его с историей, культурой, бытием, что и создает глубинный сюжет романа.

Концепт «странность» на английском языке представлен различными синонимичными лексемами strange, unusual, oddly, curious, под которыми в качестве ментального образования подразумевается необычность в поступках, взглядах, вызывающая недоумение и непонимание у большинства людей. В большинстве случаев данная лексема имеет отрицательную оценку, так, например, I feel strange (мне не по себе), strange people (чужаки), unusual occurrences (странные происшествия), odd man out (третий лишний), curious idlers (зеваки).

Рассмотрим концепт «странность» с точки зрения лингвоаксиологии на примере некоторых иллюстраций из представленного произведения.

Пример 1. “Her life with Tom was strange and ill-defined and permanently temporary but therefore all the more a life of true love, because it was freely chosen every day, every hour” [10].

«Их жизнь с Томом была странной, нечетко определенной, постоянно временной, но именно поэтому она была жизнью, в большей степени, основанной на подлинной любви: они по свободной воле, выбирали эту жизнь каждый день, каждый час» [9].

В данной цитате концепт «странной», понимается как непредсказуемая, отличающая от стандартов. В общем понимании представленная лексема имеет отрицательную оценку, однако в этом предложении оно приобретает противоположное значение, так как благодаря этой странности жизнь главных героев особенная, наполненная искренними чувствами.

Пример 2. “But still it seemed cruel and unusual that Tom was the man she was in trouble with” [10].

«И все-таки казалось жестоким и странным, что человек, чьего доверия она не оправдала, – именно Том» [9].

Под лексемой «странным» понимается нечто ненормальное, что и создает отрицательное оценочное отношение к возникшей ситуации. Пьюрити не умеет строить отношения с мужчинами, у нее много проблем в различных сферах (финансовых, семейных,) которые мешают ей.

Пример 3. “In her guilty frame of mind, she had the curious thought that Andreas was secretly her father” [10].

«В повинную голову пришла странная мысль: может быть, ее тайный отец – Андреас» [9]?

Пример 4. “Пример But everything in the moment argued against it — my inexperience, my suspicion of my motives, Anabel’s strange notions of purity, her wish to be left alone, my wish not to harm her” [10].

«Но в ту минуту все было против этого: моя неопытность, моя подозрительность в отношении своих собственных мотивов, странные понятия Анабел о чистоте и безгрешности, ее желание остаться одной, мое нежелание ей повредить» [9].

В примерах 3,4 ключевым моментом является концепт «странная (ые)», выражающий необычные размышления автора данных фраз, которые несут в себе неоднозначную оценку происходящего. В примере 3 читатель понимает, что Адреас наконец то найдет своего отца, который раскроет ей тайны прошлого и, возможно, изменит настоящее, однако это может также привести к негативным последствиям, поэтому главная героиня находится в смятении. В примере 4 у героев возникает чувство внутренней борьбы между устоявшимися принципами на жизнь и зародившимися отношениями.

Пример 5. “And yet it was oddly comforting to know that even if she could identify the ethically correct thing to do with a billion dollars, and proceeded to do it, she could never alter the world’s shitty course” [10].

«И в то же время странное успокоение давала ей мысль, что, пусть даже она нашла бы этически верный способ распорядиться миллиардом долларов и распорядилась им, дерьмовой траектории мира это бы не изменило» [9].

В рассматриваемом предложении концепт «странное» понимается как непонятное, необъяснимое. С одной стороны, смысл цитаты несет в себе положительную оценку, так как Пьюрити стала по-другому смотреть на окружающую ее действительность и ей стало морально легче. С другой, отличие от обычного настораживает, и вызывает тревожные мысли у главной героини. Пьюрити осознает, что ничего и никто не сможет изменить мир к лучшему, ни деньги, ни огромное желание — это сделать не в силах, поэтому представленная лексема имеет отрицательную оценку.

Анализируя концепт «странность» в произведении Джонатана Франзена «Безгрешность» с точки зрения лингвоаксилогии, мы пришли к следующим выводам:

  1. выражает явную или скрытую негативную оценку происходящего;
  2. выражает положительную оценку (только в конкретном контексте) с субъективной позиции главного героя или читателя.

Таким образом, антропоцентрический подход в современной лингвистике уделяет особое внимание связи языка и человеческого фактора. «Антропоцентризм как особый принцип исследования заключается в том, что научные объекты изучаются прежде всего по их роли для человека, по их назначению в его жизнедеятельности, по их функциям для развития человеческой личности» [4, c. 1]. Через язык человек имеет возможность показать свое отношение к окружающей действительности, то есть выразить свою оценку, которая непосредственно связана с интересами личности, поэтому «природа оценки тесно связана с природой человека» [5, c. 3].

В художественных произведениях через оценочные смыслы, которые напрямую зависят от субъективного отношения личности, выявляются важные характеристики, мировоззрения, качества, предпочтения, интересы и др. главных героев. При рассмотрении художественного персонажа, ценность, оценка и контекст непосредственно вязаны друг с другом. Через определенный контекст отображаются ценностные предпочтения героя, которые проявляются в том, как он оценивает ситуацию, человека, явление, событие и т.д. Если оценка положительная, то она представляет собой некую ценность для героя, если нейтральная или отрицательная, то является неценной.

Как считает И.В. Чекулай, «оценка как явление мыслящего ума отражает, прежде всего, его характеристики как субъекта и объекта действия, как статического потенциала и динамического механизма преобразования мира и собственной судьбы» [7, c.73]. Оценка всегда индивидуальна и связана с эмоциональными и рациональными качествами личности, несмотря на то, что она может вызывать противоречивые чувства.


Список литературы

1. Анисимов С.Ф. Введение в аксиологию. М.: Современные тетради, 2001. 128 с.
2. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. М.: Гнозис, 2004. 389 с.
3. Кузина О.А Аксиологически аспект языковой репрезентации образа Украины в англоязычных средствах массовой информации: Дис, к.филол. наук, Санкт-Петербург, 2019. 161 с.
4. Наумова Н.Г. Система ценностей человека как объект лингвистического исследования Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2016, № 1, с. 237 – 244
5. Новикова Е. В. Особенности изучения понятий “ценность”, “норма” и “оценка” в лингвистике// Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ, 2019. – № 3
6. Пименова М. В. Проблемы когнитивной лингвистики и концептуальных исследований на современном этапе: Колл. Монография, Кемерово: КемГУ, 2006, № 7. С. 16 – 61.
7. Чекулай И.В. Ценность и оценка в категориальной структуре современного английского языка: Дис. д-ра филол. наук, Белгород, 2006. 473 с.
8. Маслова В.А. Основные тенденции и принципы современной лингвистики Вестник РУДН. Серия: Русский и иностранные языки и методика их преподавания, 2018, Том 16 № 2, с. 172 – 190

Список источников
9. Джонатан Франзен Безгрешность: роман. АСТ: CORPUS; Москва; 2016. 340 с.
10. Jonathan Franzen Purity [Электронный ресурс]. URL: https://royallib.com/read/Franzen_Jonathan/purity.html#0 (дата обращения 1.04.2020)

Расскажите о нас своим друзьям: