Теория языка | Филологический аспект №07 (75) Июль 2021

УДК 81'42

Дата публикации 09.07.2021

Инструменты экспрессивного синтаксиса в аргументативной аттракции политического дискурса

Ермаков Антон Игоревич
магистрант факультета иностранных языков, Белгородский государственный национальный исследовательский университет? РФ, г. Белгород ai.ermakov.93@yandex.ru
Ермакова Ольга Александровна
учитель иностранных языков, МБОУ «Центр образования №15 «Луч», г. Белгород olga.tsyshko@yandex.ru

Аннотация: Целью статьи является анализ изучения экспрессивного синтаксиса в рамках политического дискурса. В статье выделяются и описываются характерные особенности политического дискурса, ключевые аспекты процесса аргументативной аттракции и аргументативных практик, базовые характеристики категории экспрессивности и экспрессивного синтаксиса. Основное внимание в работе автор акцентирует на определении основных инструментов экспрессивного синтаксиса и их роли в создании аргументативных аттракторов. На эмпирическом материале описаны особенности функционирования инструментов экспрессивного синтаксиса в аргументативной аттракции политического дискурса. В качестве эмпирического материала было использовано послание Конгрессу 45-го президента США Дональда Трампа.
Ключевые слова: дискурс, политический дискурс, аргументация, аргументативный аттрактор, категория экспрессивности, экспрессивный синтаксис, инструмент экспрессивного синтаксиса.

Expressive syntax tools in the argumentative attraction of political discourse

Ermakov Anton Igorevich
master’s student of the Department of Foreign Languages, Belgorod State National Research University, Russia, Belgorod
Ermakova Olga Aleksandrovna
foreign languages teacher, Education Centre No. 15 “Luch”, Belgorod

Abstract: The purpose of this article is to analyse the studies of expressive syntax within political discourse. The article highlights and describes defining characteristics of the political discourse, key aspects of the argumentative attraction process and argumentative practices, basic characteristics of the category of expressivity and expressive syntax. The author places special emphasis on the determination of main tools of expressive syntax and their role in the creation of argumentative attractors. The paper gives a detailed analysis of functioning of expressive syntax tools in the argumentative attraction of political discourse based on empiric material. The empiric material was represented by the State of the Union Address of the 45th president of the USA.
Keywords: discourse, political discourse, argumentation, argumentative attractor, category of expressivity, expressive syntax, expressive syntax tool.

Правильная ссылка на статью
Ермаков А.И., Ермакова О.А.Инструменты экспрессивного синтаксиса в аргументативной аттракции политического дискурса // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2021. № 07 (75). Режим доступа:https://scipress.ru/philology/articles/instrumenty-ekspressivnogo-sintaksisa-v-argumentativnoj-attraktsii-politicheskogo-diskursa.html (Дата обращения: 09.07.2021)

В последнее время в лингвистической науке ученые проявляют все больше интереса к изучению возможности воздействия с помощью речи на аудиторию во время публичных выступлений. Как известно, для оказания влияния на слушателя и пробуждения у него интереса посредством обращения к его личным чувствам необходимо придать речи выразительность и наполнить ее эмоциональными компонентами. Такими компонентами как инструментами активно пользуются публичные личности в своих выступлениях, в частности – политические деятели, что позволяет рассматривать средства выразительности в рамках политического дискурса. Среди средств выразительность нельзя обойти стороной такой важный элемент, как синтаксис.

Речь как средство привлечения внимания и побуждению к действию можно рассматривать через призму когнитивной лингвистики, которая также активно применяется в рамках политического дискурса, поэтому будет уместным разобраться, как экспрессивный синтаксис соотносится с таким явлением, как аргументативная аттракция и выделить инструменты, посредством которых он реализуется.

В политическом дискурсе отношения между языком и властью эксплицируются наиболее активно. Данная характеристика обуславливает высокий интерес к данному виду речевой практики у лингвистов. В рамках когнитивно-дискурсивного анализа политический дискурс рассматривается как форма социальной практики. На состав политического дискурса влияют идеология, господство и процессы осуществления власти. Они изменяют правила дискурса и являются определяющими для его содержания. Событие в рамках дискурса подчинено определенному социально структурированному порядку,

четким правилам и нормам, ассоциированным с определенными социальными институтами.

Политический дискурс оказывает влияние на социальные отношения, которые в свою очередь сами влияют на ход развития политического дискурса. С одной стороны, он помогает удерживать общество в определенных рамках, с другой стороны, трансформирует его [2, с. 36].

Политический дискурс включает в себя множество аспектов. К нему можно отнести любые речевые акты, применяемые в политических дискуссиях, а также правила ведения публичной политики, основанные на традициях и опыте. Политический дискурс можно считать эффективным тогда, когда он выполняет свою задачу, связанную с влиянием на общество, а именно со внушением обществу необходимости выполнения определенных действий и/или принятия определенных «правильных» оценок и решений. Таким образом, политический дискурс направлен на убеждение и побуждение к действию, а не на описание (референцию), вследствие чего в политическом дискурсе и возникает явление аргументативной аттракции.

Определение «аргументативного аттрактора» предложено Е.А. Огневой, которая понимает под данным термином «исследовательский конструкт, архитектоника которого нацелена на непосредственную или опосредованную фокусировку внимания адресата на коммуникативных символах, представляемых адресантом в виде доминант в реализуемой коммуникативной ситуации» [3, с. 88].

Аргументативная аттракция возникает в результате прерывания говорящим пути ассоциирования, в результате чего адресат не может далее строить ассоциативный ряд и фиксируется на определенном аттракторе.

Аргументативная аттракция может реализовываться с помощью широкого спектра средств (семантических, синтаксических, стилистических и т. д.). В рамках политического дискурса особый интерес представляют экспрессивные

возможности синтаксиса в аргументативной аттракции, являясь достаточно распространенным явлением в речах политических деятелей.

Чтобы рассмотреть инструменты экспрессивного синтаксиса в аргументативной аттракции, необходимо рассмотреть категорию экспрессивности в политическом дискурсе. Под экспрессивностью в языке следует понимать категорию, относящуюся к когнитивному аспекту речи и имеющую основанием отношения адресанта к объекту речи. С точки зрения синтаксиса в нее входит множество языковых средств, что позволяет сделать политические тексты еще более действенными и выразительными. Ключевыми интенциями адресата для создания экспрессивности являются чувства-отношения «одобрения» или «неодобрения». При помощи экспрессивности говорящий может четко выразить свое субъективное отношение к содержанию и адресатам посредством семантико-стилистических признаков единицы языка [5, с. 41].

Наличие экспрессивности является характерной чертой речи политических деятелей в целом, поскольку она направлена на эмоции и чувства слушателей. Управляя своей речью, адресант сначала использует признаки лингвистических единиц, позволяющие оказать наиболее сильное и эффективное эмоциональное воздействие на общественное сознание, работая как инструмент манипуляции над слушателями. Таким образом, конструкции синтаксиса, имеющие мощную экспрессивную окраску и насыщающие текст эмоциями находят весьма широкое применение в политическом дискурсе.

В.В. Виноградов оказал влияние на возникновение термина «экспрессивный синтаксис». В дальнейшем развитие данного термина можно проследить в работах О.В. Александровой, Э.М. Береговской, Р.Р. Чайковского и других лингвистов. Экспрессивный синтаксис позволяет выделять высказывания, придавать им эмоциональную энергию и таким образом передавать отношение адресанта к своим собственным словам, что позволяет эффективно воздействовать на адресата

и побуждать его к восприятию информации определенным образом [1, с. 190; 8, с. 316].

Экспрессивный синтаксис является разделом лингвостилистики, изучающим экспрессивные средства синтаксиса и закономерности их использования носителями языка. Зная возможности применения синтаксических единиц, можно придать значимость высказыванию в определенном стиле речи.

Синтаксические единицы могут выступать в роли экспрессивных средств для достижения экспрессивного эффекта. Экспрессивные средства используются для придания речи большей эмоциональности, образности и оценочности. С помощью синтаксических средств можно подчеркивать тончайшие оттенки содержания и отношение автора к излагаемому предмету. При этом достаточно важными компонентами являются порядок слов, тип и длина предложения, а также интонация.

В рамках экспрессивного синтаксиса используются стилистически окрашенные структурно-семантические разновидности предложений, различный порядок слов, средства связи, необычные случаи употребления главных и второстепенных членов предложения и т. п. [4, с. 153; 6, с. 220].

При анализе послания Конгрессу Д. Трампа (President Trump's State of the Union Address (February 6, 2019) с точки зрения аргументативной аттракции нами были выделены следующие инструменты экспрессивного синтаксиса: синтаксический параллелизм, инверсия, эллиптические конструкции, вопросительные и восклицательные предложения, риторические вопросы.

Использование синтаксически параллельных конструкций позволяет усиливать экспрессивность высказывания. Они могут быть выражены отдельными членами одного предложения: We can make our communities safer, our families stronger, our culture richer, our faith deeper and our middle class bigger and more prosperous than ever before. (Мы можем сделать наши сообщества безопаснее, наши семьи сильнее, нашу веру глубже, а наш средний класс более крупным

процветающим, чем когда-либо). В данном примере можно увидеть отражение аргументативного аттрактора «успех»: все прилагательные даны в сравнительной степени (stronger, richer, deeper, bigger, more prosperous) и несут в себе положительную коннотацию.

Другой случай иллюстрирует использование синтаксического параллелизма в рамках нескольких предложений: We must choose whether we are defined by our differences or whether we dare to transcend them. We must choose whether we squander our great inheritance or whether we proudly declare that we are Americans. We do the incredible. We defy the impossible. We conquer the unknown. (Мы должны сделать выбор: либо нас будут определять наши различия, либо мы осмелимся преодолеть их. Мы должны сделать выбор: растратим ли мы наше великое наследие или мы гордо объявим, что мы американцы. Мы сделаем невероятное. Мы бросим вызов невозможному. Мы покорим неизведанное.) Мы можем видеть два примера использования синтаксического параллелизма, следующих друг за другом. Это усиливает эффект экспрессивности. Примечательно, что синтаксический параллелизм в речах Д. Трампа сочетается с анафорой. Такие синтаксические конструкции придают тексту особую выразительность и делают звучание речи более убедительным, что побуждает аудиторию к размышлению и заставляет ее делать определенные выводы. Если рассмотреть данные предложения сквозь призму аргументативной аттракции, можно выделить антитезу defined by differences - transcend differences, squander our great inheritance - proudly declare that we are Americans, а также номинанты incredible, impossible, conquer the unknown, что вместе составляет аттрактор «исключительность».

В послании Конгрессу также встречаются эллиптические конструкции, например, More people are working now than at any time in the history of our country. 157 million people at work. Во втором предложении Д. Трамп опускает сказуемое, сокращая эмоциональную дистанцию между собой и слушателями. В данном примере также используется аргументативный аттрактор «успех»,

представленный в семантической цепочке more people – working – any time in the history – 157 million people – work.

Речь Д. Трампа также богата вопросительными предложениями, которые в основном являются риторическими вопросами, например: Together we represent the most extraordinary nation in all of history. What will we do with this moment? How will we be remembered? I ask the men and women of this Congress, look at the opportunities before us. Our most thrilling achievements are still ahead. Our most exciting journeys still await. (Вместе мы представляем наиболее выдающуюся нацию во всей истории. Что мы сделаем с этим моментом? Как нас запомнят? Я прошу всех в этом Конгрессе: посмотрите на возможности, которые у нас есть. Наши наиболее впечатляющие достижения еще впереди. Наши самые восхитительные приключения еще ждут нас). Эти вопросы действительно риторические: Д. Трамп не ждет какого-либо ответа, но и сам не дает конкретного ответа. Данный пример иллюстрирует вышеупомянутый аргументативный аттрактор «исключительность» в рамках семантической цепочки the most extraordinary – do with this moment – be remember – opportunities.

Следующий пример экспрессивного синтаксиса представляет собой инверсию: Here with us tonight are three of those incredible heroes, Private First Class Joseph Riley, Staff Sergeant Irving Locker and Sergeant Herman Zeitchiek. (Здесь с нами эти трое невероятных героев, рядовой первого класса Джозеф Райли, старший сержант Ирвин Локер и сержант Герман Цайтчик). Первое место в предложении занимает обстоятельство, а подлежащее располагается на третьем месте – после сказуемого, что обеспечивает его структурное и смысловое выделение. Это может быть объяснено с точки зрения актуального членения предложения: в начале предложения идет тема – обстоятельство места «here with us», а подлежащее является ремой и называет имена ветеранов. Нестандартное расположение членов предложения заставляет адресата обратить внимание на данную часть высказывания, что позволяет выступающему влиять на сознание

слушателя и управлять его вниманием. Аргументативным аттрактором в данном примере является аттрактор «гордость», представленный номинантом «incredible heroes» [7, с. 41].

Таким образом, экспрессивность присуща политическому дискурсу и реализуется в рамках аргументативной аттракции с помощью инструментов экспрессивного синтаксиса. В рассмотренном эмпирическом материале мы обнаружили такие инструменты экспрессивного синтаксиса, как синтаксический параллелизм, инверсия, эллиптические конструкции и риторические вопросы. Именно с их помощью адресат и создает необходимый аргументативный аттрактор.


Список литературы

1. Бондаренко И.В. Прагматический потенциал экспрессивного синтаксиса в политическом дискурсе // От дифференциации наук – к трансдисциплинарности. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 250-летию Александра фон Гумбольдта. / Отв. ред. И.П. Амзаракова. – Абакан: Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, 2019. С. 188-192.

2. Матыцина М.С , Цинтула И. Связь языка и политики с позиций критического дискурс-анализа // Современные достижения и новые направления филологии: сборник научных трудов по итогами Международной научной конференции (12-13 февраля 2015 г.). / Под общей редакцией Е.Г. Озеровой. – Белгород: ООО «Эпицентр», 2018. С. 35-37.

3. Огнева Е.А. Концепция текстовой когнитивной аттракции // Лингвистические горизонты: междунар. сб. науч. тр. Вып. VI. / отв. ред. Е.А. Огнева, И.Б. Акиншина. – Белгород: ООО «Эпицентр», 2018. С. 87-92.

4. Рожкова Е.Н. Способы выражения экспрессивности в синтаксисе (на материале немецкого языка) // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. – 2011. – №18 (113). – С. 151-156.

5. Человеческий фактор в языке: Языковые механизмы экспрессивности / Ин-т языкознания; Отв. ред. В. Н. Телия. – М.: Наука, 1991. – 216 с.

6. Эффективное речевое общение (базовые компетенции) : словарь-справочник / ред. А.П. Сковородников. – Красноярск : СФУ, 2012. – 881 с.

7. Historic Documents of 2019 / Edited by Heather Kerrigan – Thousand Oaks, California: CQ Press, 2020. – 808 p.

8. The Routledge Handbook of Semantics / Edited by Nick Riemer. – London and New York: Routledge, 2016. – 544 p.

Расскажите о нас своим друзьям: