Журналистика | Филологический аспект №07 (99) Июль 2023

УДК 070

Дата публикации 28.07.2023

Информационная политика спортивных интернет-порталов «Спорт24» и «Матч!»

Иващенко Елена Геннадьевна
канд. филол. наук, доцент кафедры русского языка, коммуникации и журналистики, Амурский государственный университет, РФ, г. Благовещенск, eivaschenko@mail.ru
Кузьмичёв Максим Андреевич
студент кафедры русского языка, коммуникации и журналистики, Амурский государственный университет, РФ, г. Благовещенск, une_reveur7@mail.ru

Аннотация: В статье рассматривается информационная политика спортивных интернет-СМИ «Матч!» и «Спорт24», в частности, выявляются факторы, влияющие на ее формирование. Исследование порталов показывает, что важнейшими являются программные установки и направление, заданное учредителем и согласованное с редакционным коллективом, функционирование изданий в интернет-пространстве, ориентация на особую целевую аудиторию специализированных СМИ. В результате формируется идеология изданий, жанрово-тематическое и языковое своеобразие. «Матч!» тяготеет к традициям качественной журналистики, тогда как «Спорт24» делает ставку на таблоидность.
Ключевые слова: информационная политика, спортивная журналистика, спортивные интернет-СМИ, «Матч!», «Спорт24»

Information policy of sports Internet-portals «Sport24» and «Match!»

Ivashchenko Elena Gennadievna
phD, Associate Professor, Department of the Russian Language, communication and journalism, Amur State University, Russian Federation, Blagoveshchensk
Kuzmichev Maxim Andreevich
student, Department of the Russian Language, communication and journalism, Amur State University, Russian Federation, Blagoveshchensk

Abstract: The article deals with the information politics of online sports media "Match!" and "Sport24", and the main factors influencing its formation. The authors come to the conclusion that a significant role is played by such factors as functioning of the publications in online space, directions set by the founders and editorial teams that form values and ideology of the publications, as well as the focus on a specific target audience of specialized media. The ideology of publications, genre-thematic and linguistic characteristics are formed as the result. "Match!" gravitates to the traditions of high-quality journalism, while Sport24 relies on tabloid journalism.
Keywords: information policy, sports journalism, online sports media, «Match!», «Sport24»

Правильная ссылка на статью
Иващенко Е.Г., Кузьмичёв М.А. Информационная политика спортивных интернет-порталов «Спорт24» и «Матч!» // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2023. № 07 (99). Режим доступа: https://scipress.ru/philology/articles/informatsionnaya-politika-sportivnykh-internet-portalov-sport24-i-match.html (Дата обращения: 28.07.2023)

В настоящее время одними из наиболее известных интернет-СМИ спортивной направленности в России являются порталы «Спорт24» и «Матч!». Основанные фактически одновременно в 2018 году, они заняли достойное место среди других онлайн-СМИ спортивной направленности.  Целью данного исследования является попытка выявления основных факторов, оказывающих влияние на информационную политику изданий.

Различные аспекты деятельности спортивных интернет-СМИ неоднократно становились предметом научного осмысления. Так в работе У.Ю. Эшкиной «Система современных специализированных спортивных интернет-медиа в России» предпринята попытки классификации разнородных спортивных порталов [1]. Б.А. Харчевников в исследовании «Аудитория спортивных интернет-СМИ» рассмотрел специфику целевой аудитории [2]. Особенности жанрологии в современных спортивных интернет-СМИ рассмотрены в публикации Е.Г. Малышевой «Новые жанры и форматы в современном спортивном интернет-дискурсе о фигурном катании» [3]. Статья Э.С. Кузнецова «Преувеличивающий заголовок как аттрактивный прием в спортивных интернет-СМИ» посвящена языковым аспектам деятельности спортивных медиа [4]. При все многообразии исследований, проблема формирования информационной политики изданий и выявление факторов, на нее влияющих, нуждается в дальнейшем осмыслении.

В исследовательской литературе представлен широкий спектр определений термина «информационная политика», но в данной работе мы будем отталкиваться от формулировки В.В. Ковалевской: «Информационная политика редакции – это стратегия деятельности редакции, направленная на создание информационного продукта, прописанная в нормативно-правовых актах внутреннего распространения, которая определяет характер, способ обработки и порядок подачи информации» [5, с. 283].

Информационная политика изданий складывается под влиянием различных факторов. Исследование порталов Матч!» и «Спорт24» показало, что важнейшими из них являются программные установки учредителей и редакционных коллективов, формирующие ценности и идеологию изданий, функционирование изданий в интернет-пространстве, а также ориентация на целевую аудиторию (в данном случае на аудиторию специализированных СМИ, имеющую ограниченный охват). Анализ этих факторов позволяет лучше понять информационную политику изданий и выявить их разность, несмотря на сходство типологических характеристик.

Функционирование изданий в сети Интернет является мощнейшим фактором влияния на информационную политику СМИ, поскольку данный ресурс диктует как характер, так и способ обработки и представления информации. Информационно-телекоммуникационная сеть, предоставляя онлайн-СМИ большие возможности и приучив потребителей к разнообразному контенту, требует от редакций максимально разноплановой, разноформатной информации (в текстовом, видео-, аудиоформатах; в виде диаграмм, схем, таблиц, фотографий, иллюстраций и др.), что в максимальной степени соответствуют запросам спортивной журналистики. Ведь именно для данного типа изданий крайне важны как текстовая, так и нетекстовая (аудио, видео и др.) составляющие: просмотр спортивных состязаний позволяет зрителю пережить широкий спектр эмоций, а текстовые материалы (в жанрах печатных СМИ) – погрузиться в мир новостей и аналитики. Онлайн-ресурсы дают возможность просмотров прямых трансляций, программ в записи и архивных видео; позволяют представить результаты соревнований в виде таблиц, диаграмм, схем; размещать фото и иллюстративные материалы; проводить опросы, викторины, голосования и др. Кроме того, возможности сети Интернет облегчают поиск интересного потребителю контента с помощью поисковых строк и гиперссылок, позволяют целевой аудитории выразить свое мнение (через комментарии, «лайки», репосты), обеспечивают высокую скорость передачи информации и др. Вследствие этого, информационная политика анализируемых изданий строится с ориентацией на те возможности, которые предлагает Интернет.

Вторым фактором, влияющим на информационную политику, является фактор учредителя и установок редакционного коллектива. СМИ, принадлежащее крупнейшей корпорации «Газпром-Медиа Холдинг», аффилированной с госструктурами, и ООО, генеральным директором которого является частное лицо, по-разному определяют цели изданий и предъявляют аудитории общий по тематике контент. В этом наглядно можно убедиться на примере «Матч ТВ» и «Спорт 24».

Третьим фактором является специфика целевой аудитории, в данном случае, аудитория специализированных СМИ, изначально ограниченная по своему охвату. Проблемы, связанные с такой аудиторией, очевидны, – ее емкость не беспредельна. Поэтому информационная политика изданий направлена на привлечение максимально широкого количества и формирование их лояльности. Разность подходов к решению данной задачи напрямую отражается в контенте изданий.

Онлайн-издание «Матч!» является частью одного из самых крупных в России холдингов – «Газпром-Медиа Холдинга» и непосредственно связано с телеканалом «Матч ТВ» (онлайн-ресурс появился через 3 года после начала работы телевизионного канала, в 2018 году). Возможности глобальной сети редакция задействует в полной мере: журналисты издания работают в разных жанрах, как в видео-, так и в текстовых форматах, обновляя сайт 24 часа в сутки. Основную часть видеоконтента составляют прямые трансляции спортивных соревнований, репортажи с мест проведения массовых спортивных мероприятий, обзоры, специальные репортажи, посвященные той или иной ситуации. Жанры печатных новостных СМИ представлены заметками, анонсами, аналитических – интервью и статьями. Тематический репертуар издания разнообразен, но при этом сосредоточен на освещении спортивных событий. Наиболее крупный тематический блок связан с новостями в разных видах спорта. При этом не всем спортивным дисциплинам внимание уделяется в равной степени. Проведённое исследование за период с 16 мая по 22 мая 2022 года показывает, что в данный промежуток времени было опубликовано 1242 материала, при этом футболу было посвящено 708 публикаций (57%), хоккею – 154 публикации (12,4%), баскетболу – 56 публикаций (4,5%). Оставшиеся 26,1 % материалов освещали единоборства, теннис, волейбол, фигурное катание, биатлон и др. виды спорта. В аутсайдерах оказались пятиборье, гольф, прыжки с трамплина, санный спорт и фехтование – по 1 публикации (0,08%). К причинам подобного выбора можно отнести регулярность и популярность таких видов спорта как футбол, хоккей и баскетбол и целевую аудиторию издания, состоящую преимущественно из мужчин (73% от общего количества по данным рекламного агентства «Head-Media») [6].

В целом вербальные и невербальные материалы сайта оставляют впечатление качественного контента, созданного в лучших традициях отечественной спортивной журналистики с учетом возможностей современных медиатехнологий. При этом обращает на себя внимание отказ от использования таких вариантов обратной связи с интернет-аудиторией, как комментарии и «лайки». Оставить сообщение можно только после перехода по ссылке «Обратная связь». Намеренное игнорирование возможностей, на наш взгляд, является следствием политики издания, связанного с государственными структурами: учитывая общественно-политическую ситуацию, редакция старается избежать размещения на своей платформе провокационных и экстремистских комментариев. Она отказывается от дополнительных способов расширения аудитории и повышения ее лояльности, в пользу информационной и юридической безопасности.

Информационная политика «Спорт24» несколько отлична от «Матч!». «Спорт24», как и «Матч!», был создан в 2018 году. Согласно данным сайта, издание является составной частью многопрофильного холдинга «S8 Capital», основателем которого является российский бизнесмен А.М. Саркисян [7]. Цели издания ограничиваются оперативным освещением спортивных событий: «оперативные новости, интересные статьи, откровенные интервью, яркие фото и актуальные видео, новейшие интернет-технологии, удобство и адаптивность» [7]. Акцент на использовании новейших интернет-технологий и адаптивности свидетельствует о том, что редакция стремится в полной мере задействовать возможности Интернета. При этом очевидна и разность контента с «Матч!»: на сайте превалируют жанры печатных СМИ, видеоматериалы уходят на второй план. Обращает на себя внимание новостная лента, которая регулярно обновляется, предлагая читателю актуальные новости из мира спорта. Наряду с информационными жанрами, присутствует и аналитика: прогнозы, мнения, обзоры, комментарии. Текстовые материалы сопровождаются фотографиями высокого качества, что может говорить об амбициозности издания, претендующего на статус одного из самых цитируемых спортивных СМИ России. Видеоконтент (в том числе прямые трансляции) присутствует, но значительно уступает по объему «Матч!», для которого такая форма предъявления информации является ведущей. Причина напрямую связана с фактором учредителя: «Матч!», аффилированный с телеканалом, размещает его видеоконтент; «Спорт24», не имея доступа к подобным ресурсам, делает акцент на скорости и объеме новостной информации, а также на аналитике.

Освещение событий из мира спорта, как и в случае с «Матч!», для «Спорт24» является приоритетным. Так, в период с 29 ноября по 5 декабря 2022, было опубликовано 1913 материалов. При этом футболу были посвящены 1146 публикаций (59,9%), хоккею – 244 (12,8%), ММА/боксу – 193 (10%). На последнем месте расположился киберспорт (1 публикация (0,05%). Очевидно, что и в данном случае, акцент делается на мужскую целевую аудиторию, так как освещаются традиционно мужские виды спорта.

При этом часть материалов, размещенных в «Спорт24», посвящена околоспортивной тематике или новостям на сторонние темы. Это, прежде всего, публикации на темы личной жизни спортсменов и их близких, а также известных людей из сферы шоу-бизнеса. Редакция использует не просто кликабельные, а откровенно скандальные и провокационные заголовки («Выложила откровенное фото и призналась, что любит сосать. Жена экс-футболиста «Зенита» оценила выходку Бритни Спирс») [8], публикует откровенные фото и видео. Большое количество публикаций на «желтые» темы свидетельствует о том, что издание считает их важными для своего развития, для привлечения и расширения целевой аудитории. Подобные материалы делают портал схожим с таблоидным изданием, которое занимается освещением скандалов и подробностей личной жизни знаменитых людей. Они резко отличают «Спорт24» от «Матч!», демонстрируют разность информационной политики, идущей от редакционного коллектива и установок учредителя.

Стратегия по привлечению на сайт женской аудитории прослеживается в публикации материалов, характерных для женских журналов, при этом далеко не все материалы имеют отношение к спорту. На сайте присутствуют материалы о похудении, модных тенденциях, путешествиях и др.

Разность между изданиями также проявляется в выборе языковых и стилевых средств. «Спорт24» допускает публикацию материалов с использованием грубой просторечной лексики, жаргонизмов, причем, чаще всего в заголовочном комплексе [8]. Использование подобных лексических единиц в одной из самых важных структурных частей журналистского текста свидетельствует о том, что редакция осознанно снижает журналистские стандарты для привлечения на сайт максимально широкой аудитории, аудитории таблоидных изданий.

Подобный отход от спортивной тематики и высоких журналистских стандартов – часть информационной политики издания. Вероятно, редакция исходит из предположения, что численность любителей спорта ограничена, привлечение новых пользователей за счет расширения контента на спортивные темы и улучшения его качества сопряжено со значительными затратами (и финансовыми, и человеческими), а конкуренция в данной сфере (в том числе с изданиями, входящими в крупнейшие медиахолдинги, такими, как «Матч!») высока. Поэтому ориентация на таблоидный тип издания может стать весьма эффективной стратегией, привлекающей подписчиков, а следовательно, и рекламодателей.

Таким образом, информационная политика спортивных интернет-СМИ «Матч!» и «Спорт24», несмотря на их очевидную типологическую близость, имеет существенные различия. Факторами, оказывающими значительное влияние, являются функционирование в онлайн-пространстве, установки учредителей и редакционных коллективов, формирующие ценности и идеологию изданий, а также типичная для специализированных СМИ «узкая» целевая аудитория, требующая особых подходов, и трудности, связанные с ее расширением. Совокупность данных факторов приводит к следующим результатам. «Матч!», входящий в холдинг «Газпром-Медиа», делает акцент на видеоконтенте, тогда как «Спорт24» более активно задействует текстовые жанры и фотоиллюстрации. Стандарты холдинга заставляют «Матч!» тяготеть к традициям качественной журналистики, тогда как «Спорт24», не обремененный подобной ответственностью и стремящийся выжить в конкурентной среде, делает ставку на таблоидность.


Список литературы

1. Эшкина У.Ю. Система современных специализированных спортивных интернет-медиа в России // Вопросы теории и практики журналистики. 2021. Том 10, № 4, С. 760-774.
2. Харчевников Б. А. Аудитория спортивных интернет-СМИ // Трибуна ученого. 2021. № 6. С. 129-134.
3. Малышева Е. Г. Новые жанры и форматы в современном спортивном интернет-дискурсе о фигурном катании // Коммуникативные исследования. 2021. Т. 8. № 2. С. 351-367.
4. Кузнецов Э.С. Преувеличивающий заголовок как аттрактивный прием в спортивных интернет-СМИ // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2020. № 4 (38). С. 204-210.
5. Ковалевская В.В. Информационная политика издания на примере газеты «Кримська світлиця» // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Серия «Филология. Социальные коммуникации». Том 24 (63). 2011 г. №2. Часть 2. С. 283-288.

Список источников
6. Реклама на канале «Матч ТВ». URL: https://head-media.ru/tvchannels/match-tv/ (дата обращения: 22.07.2023).
7. О проекте. URL: https://sport24.ru/about (дата обращения: 22.07.2023).
8. Выложила откровенное фото и призналась, что любит сосать. Жена экс-футболиста «Зенита» оценила выходку Бритни Спирс. URL: https://sport24.ru/news/football/2022-12-01-vylozhila-otkrovennoye-foto-i-priznalas-chto-lyubit-sosat-zhena-eks-futbolista-zenita-otsenila-vykhodku-britni-spirs (дата обращения: 22.07.2023).


.

Расскажите о нас своим друзьям: