Русская литература | Филологический аспект №11 (91) Ноябрь 2022

УДК 821.161.1

Дата публикации 25.11.2022

Идейно-художественное своеобразие лирических произведений о Сталинградской битве

Васильева Светлана Сергеевна
кандидат филологических наук, доцент кафедры русской филологии и журналистики ФГАОУ ВО «Волгоградский государственный университет», РФ, г. Волгоград, sseliger@mail.ru
Овечкина Елена Алексеевна
кандидат филологических наук, доцент кафедры русской филологии и журналистики ФГАОУ ВО «Волгоградский государственный университет», elene0403@yandex.ru

Аннотация: В статье анализируется идейно-художественное своеобразие лирических произведений участников Сталинградской битвы и поэтов-сталинградцев. Цель исследования – выявить проблематику, основные мотивы и образы стихотворений, созданных военнослужащими в 1942–1943 годах и региональными поэтами в первые послевоенные десятилетия. Актуальность исследования определяется необходимостью изучения литературы военных лет как части общероссийской литературы и важностью осмысления специфики образа военного Сталинграда. В статье обосновывается идея о том, что особенности проблематики, поэтического мировосприятия образа города в военной лирике обусловлены личной причастностью авторов стихов к описываемым событиям. Методы исследования определяются задачами исследования и включают общенаучные методы анализа и синтеза, сочетание методов литературоведческих (сравнительный и историко-литературный). Результаты данной работы могут быть использованы при изучении таких дисциплин, как поэтика художественного произведения, поэтика лирического текста, региональная литература.
Ключевые слова: образ художественный, «городской текст», образ города, военная лирика

Ideological and artistic originality of lyrical works about the Battle of Stalingrad

Vasileva Svetlana Sergejevna
Candidate of Philological Sciences, Associate Professor of Department of Russian Philology and Journalism, Volgograd State University, Russia, Volgograd
Ovechkina Elena Alekseevna
Candidate of Philological Sciences, Associate Professor of Department of Russian Philology and Journalism, Volgograd State University, Russia, Volgograd

Abstract: The article analyzes the ideological and artistic originality of the lyrical works of the participants in the Battle of Stalingrad and the Stalingrad poets. The purpose of the study is to identify the problems, main motives and images of poems created by military personnel in 1942-1943 and regional poets in the first post-war decades. The relevance of the study is determined by the need to study the literature of the war years as part of the all-Russian literature and the importance of understanding the specifics of the image of military Stalingrad. The article substantiates the idea that the peculiarities of the problems, the poetic worldview of the image of the city in military lyrics are due to the personal involvement of the authors of the poems in the events described. Research methods are determined by the objectives of the study and include general scientific methods of analysis and synthesis, a combination of literary methods (comparative and historical-literary). The results of this work can be used in the study of such disciplines as the poetics of a work of art, the poetics of a lyrical text, and regional literature.
Keywords: artistic image, «urban text», image of the city, military lyrics

Правильная ссылка на статью
Васильева С.С., Овечкина Е.А. Идейно-художественное своеобразие лирических произведений о Сталинградской битве // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2022. № 11 (91). Режим доступа: https://scipress.ru/philology/articles/idejno-khudozhestvennoe-svoeobrazie-liricheskikh-proizvedenij-o-stalingradskoj-bitve.html (Дата обращения: 25.11.2022)

Поэзия военных лет занимает особое место в литературном процессе, ее развитие обусловлено внелитературными (экстремальными) обстоятельствами. Лирика как наиболее мобильный род литературы дает моментальный эмоциональный «отклик» на военные события, причем авторами стихотворных произведений могли стать и те, для кого литературное творчество не было профессией. И по силе воздействия поэтические страницы участников Сталинградской битвы не уступают поэзии «фронтового поколения».

Лишенные поэтической красивости, изощренности формы, нарушающие правила стихосложения стихи солдат и офицеров, участников Сталинградской битвы, входят в историю, вызывая у потомков гордость и преклонение перед подвигом защитников Сталинграда. Важно сохранить для истории имена тех, кто не был профессионально связан с литературой. Так, в сборнике произведений о Сталинградской битве есть отдельная рубрика «В окопах Сталинграда», куда помещены подобные произведениями, указана дата написания и воинское звание автора (например, стихотворение «Катя Короб» создал воентехник. I ранга Н. Раков 31 августа 1942 и т.п.)

В стихах, написанных на передовой, изображены осознание своей нравственной правоты, любовь к родине, чувство оскорбленности и желание мести. Переполняя сердца защитников Сталинграда, они порождали ежедневное мужество, героизм, самопожертвование во имя победы. По своему пафосу такие стихотворения близки публицистике, в них лейтмотивно звучат

клятва в верности родине:

Клянусь тебе, моя страна,

Клянусь, родимый Дон,

Я отомщу врагам сполна

За муки, плач и стон! [7, 1973, 336]

вера в победу:

Мы город-крепость отстоим!

Страна родная будет рада.

Врагу жестоко отомстим

У стен священных Сталинграда [7, 1973, 206-207].

 

Враг наступает пьяною ордою,

Но мы без страха на него глядим

Мы встали неприступною стеною.

Мы разгромим врага,

Мы победим!

Не плачь, жена.

Утри, сынишка, слезы.

Я сердцем смел и в битве устою.

Я в бой иду за русские березы,

За Сталинград, за Волгу, за семью!

Не упаду и не согнусь под ношей,

Пойду вперед — через огонь и дым.

Гляди смелей, товарищ мой хороший,

Мы разобьем врага.

Мы победим! [7, 1973, 111]

жажда мщения:

За нашу пролитую кровь,

Поруганную честь,

За смерть детей и стариков —

Одна расплата — месть!

Я это слово берегу.

Как Родину и честь,

Навстречу лютому врагу

Несу святую месть [7, 1973, 48]

готовность умереть за родной город:

Мы вложим в пули и снаряды

Всю силу ярости своей.

Мы грудью грудь реки великой

От чужеземцев защитим,

Пусть вечно Волгу солнца блики

Лучом ласкают золотым [7, 1973, 224]

Показательны и названия стихотворений, содержащие призыв и указания на чувства автора («Не отдадим!», «Разгромим фашистов!», «Мсти, товарищ!», «Клятва», «Месть»). Ключевыми становятся мотивы призыва уничтожить врага и победить, клятвы в верности родине. В основе лирического сюжета лежит эпический конфликт «своих» («мы», «наших», «товарищей») и «чужих» («чужеземцев», «фашистов», «лютого врага», «орды»).

Образ родины связан с военными событиями, с битвой за Сталинград, поэтому он детализирован, приобретает «конкретность» – это не только обобщенно-символический образ «страны», «родины», «отчизны», но и «родимый Дон», «любимый Сталинград», «Волга».

Наряду с публицистическим началом не менее важной является тенденция сближения лирики с повествовательными жанрами: появляются стихотворения-«истории» близкие к жанру баллады или к повествовательным жанрам, тяготеющие к жанрам рассказа или легенды. Таковы лирические повествования защитников города о своих однополчанах-героях – о подвигах санитарки Кати Короб, снайпера Ильина, солдата-пехотинца Ивана Кухаревского, связиста Комарова. Имена героев вынесены в названия стихотворений («Катя Короб», «Пуля Ильина», «Бронебойщик комсомолец Кухаревский», «Баллада о связисте Комарове», «Подвиг Дымкова»). «Завязка» таких стихотворений похожа – необходимость защищать Родину, описание обстоятельств военных событий или боя, в котором принимает участие герой, в «кульминации» – описание сути подвига (Катя-санитарка под градом пуль спасает жизнь солдатов, десятки врагов уничтожил снайпер Ильи, фельдшер Дымков подрывает последней гранатой себя и фашистский танк). В «развязке» – прославление героя, призыв брать пример с героя, клятва помнить подвиг:

Ее пример отваги дорог

Тебя мы славим, героиня.

Подруга фронта Катя Короб.

В лирике писателей-сталинградцев военных и первых десятилетий послевоенных лет образ Сталинграда становится символом мужества, героизма, славы всего народа. Образ города, образ-топос, «городской текст» появляются, по словам В. Н. Топорова, «... в силу того, что город и люди города считали естественным выразить в слове свои мысли и чувства, свою память и желания, свои нужды и свои оценки...» [6, 1973, 76].

Определяющей является семантика названия города. В ряде произведений прослеживается значимая для нескольких поколений связь с именем И.В. Сталина: Сталинград – это город Сталина. С названием «Сталинград» связано воплощение образа стального города, т.е. Сталинград изображается как город неприступный, не сдавшийся врагу, выдержавший испытание на прочность:

Но подчинил себе ты огнекрылый смерч.

Геройский город, волей сильной крепок,

Встал, как скала, — и отступила смерть [7, 1973, 487]

Так, в стихотворении А. Ананко «Мамаев Курган» метафора стальной город становится предметной: рисуется разрушенный снарядами город, город «переполненный» металлом, плавящимся, горящим:

И снова рикошетит сталь о каски

Встает в мгновенных просветах ракет

В зловещей черно-огненной окраске

Взъяренный мир, в котором мира нет. [7, 1973, 639]

Пространство военного города – это пространство, в котором действуют 4 стихии: огонь, земля, воздух, вода. Сталинград – это горящий, истекающий кровью город, город, задыхающийся от дыма пожарищ, пороха, это израненная снарядами земля, это «огненная земля». Он сам как бы становится стихией, не подвластной врагу. Но в то же время в стихах Михаила Луконина, Льва Кривошеенко, Юрия Окунева пространство города имеет конкретные топографические приметы, стратегически и духовно значимые: левобережье Волги, сама река Волга, Мамаев Курган, остров Людникова, улица Пушкина и т.д. С образом Мамаева Кургана связано развитие центральной темы в военно-патриотической лирике – темы памяти, поминовения («Имена не установлены» Ю. Окунева):

Имена солдат украсть пыталась смерть,

Но забвеньем ныне обескровлены!..

Имена их неизвестные прочесть

Мы любовью вечной приготовлены.

Их зовут: бесстрашье, верность, честь.

Вот что значит: «Имена не установлены!» [7, 1973, 552]

Пространство города может сужаться, становясь как бы точечным: дом Павлова, стена, окоп, перекресток и т.д. Но эти точки – частички города, также являющиеся пространством между жизнью и смертью, отражающие ту же волю к победе, не сдающиеся, побеждающие.

Итак, стихи, рожденные в окопах, на полях сражений, стали подлинными документами эпохи. В лирических произведениях о Сталинградской битве авторов – участников военных событий – отчетливо выделяются публицистическое начало и тяготение к прозаическим жанрам. Ведущими являются мотивы мести врагу, расплаты, «священной войны», а также любви и родине, «клятвы» в верности, что отражается в лозунговых названиях и образности, обусловленной эпическим конфликтом «своих» и «чужих». Образ родины и образ солдата-героя – основные в лирике участников Сталинградского сражения. Образ города, связанный с образом Родины, становится центральным в произведениях военных и первых послевоенных лет, образом-символом мужества, героизма, славы всего народа. Военное прошлое города – важная тема в лирике поэтов-сталинградцев.


Список литературы

1. Белова Н.А. Концепт «город» в современном литературоведении // Вестник Югорского ун-та. 2012. № 1 (24). ЮГУ. С. 87–91.
2. Даренский Ю.В. Война как духовная инициация: экзистенциальные архетипы в русской поэзии о Великой Отечественной войне. – Режим доступа:http://cyberleninka.ru/article/n/voyna-kak-duhovnaya-initsiatsiya-ekzistentsialnye-arhetipy-v-russkoy-poezii-o-velikoy-otechestvennoy-voyne (дата обращения: 27.09. 2022)
3. Кожинов В. О поэзии военных лет. – Режим доступа: http://krasvremya.ru/vadim-kozhinov-o-poezii-voennyx-let/ (дата обращения: 29.09. 2022)
4. Малыгина Ю.В. Образ города в языке русской классической литературы // Челябинский гуманитарий. 2016. №1 (34). С.31–32. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-goroda-v-yazyke-russkoy-klassicheskoy-literatury (дата обращения: 29.09. 2022)
5. Поэзия Великой Отечественной войны: эстетика, проблематика, жанрово-стилевые тенденции: Учебно-методическое пособие для студентов-филологов / Составитель: доктор филол. наук, проф. О.А. Дашевская. Томск. 2016. Изд-во ТГУ. 136 с.
6. Топоров В. Н. О структуре романа Достоевского в связи с архаическими схемами мифологического мышления. – М. : Гослитиздат, 1973. 148 с.

Список источников

7. Склоняя голову: Сов. и зарубеж. писатели о подвиге Сталинграда /Вступ. статья Н. Мизина. – Волгоград : Ниж.-Волж. кн. изд-во, 1973. 655 с.

Расскажите о нас своим друзьям: