Журналистика | Филологический аспект №11 (43) Ноябрь, 2018

УДК 070

Дата публикации 30.11.2018

Функциональные особенности современных районных газет

Чередниченко Людмила Викторовна
к. филол. наук, доцент кафедры «Журналистика», Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск, РФ, chchenko@mail.ru

Аннотация: В статье рассматривается функционально-целевое назначение современной районной прессы, выделяются различные подходы к определению значения «районок», их преимуществ и типажей в современных исследованиях. Автор приходит к выводу, что малая пресса переживает сложный период трансформации, для эффективной реализации своих функций районным газетам, кроме объективного отражения действительности и повышения качества информационного продукта, необходимо вовлекать аудиторию в решение региональных проблем, стимулировать ее гражданскую активность.
Ключевые слова: функции СМИ, региональная печать, районная пресса, типы районных газет

Functional features of modern regional newspapers

Cherednichenko Lyudmila Viktorovna
candidate of philology, аssociate professor, Department of Journalism, Pacific National University (Russia, Khabarovsk)

Abstract: The article discusses the functional purpose of the modern regional press, highlights various approaches to determining the value of regional press, its advantages and types in modern studies. The author concludes that the small press is going through a difficult period of transformation, for the effective implementation of its functions, regional newspapers, besides objective reflection of reality and improving the quality of the information product, it is necessary to involve the audience in solving regional problems, to stimulate its civic activity.
Keywords: media functions, regional press, types of district newspapers

Современный рынок периодических изданий в России представлен газетами и журналами различной направленности, тематики, разнообразных форматов, объема. Среди всего этого разнообразия особое место занимает локальная пресса. Это основной источник информации в районах и областях, своеобразный центр социально-культурных связей, средство координации и регулирования жизни местного сообщества [10].

Районная газета как тип издания в силу своего местного (локального) характера  занимает особую нишу в системе российских СМИ и представляет особый интерес для ряда исследователей.

И. В. Пьянзина дает следующее определение районной газеты: «Это – общественно-политическая местная газета, рассчитанная на массовую аудиторию – население данного района, призванная печатным словом содействовать удовлетворению его социальных, производственных, духовных потребностей» [14].

Действительно, районная газета играет немаловажную роль в жизни жителей той или иной области. В большей степени потому, что опирается в своей деятельности преимущественно на местного жителя, на его интересы. По этой причине районные издания для того, чтобы быть успешными, должны соответствовать ряду критериев, таких как популярность, конкретность в изложении, массовость, а также близость к интересам жителей региона своего распространения.

Несмотря на развитие информационно-коммуникационных технологий, конкуренцию с сетевыми информационными ресурсами, социальными медиа, сложные экономические и социально-демографические условия районные газеты сохраняют интерес своей аудитории. Более того, «демонстрируют рост и устойчивость развития». Данная тенденция была отмечена на круглом столе «Муниципальные СМИ: стратегии развития», который прошел в апреле 2018 года в рамках Международного научного форума «Медиа в современном мире» в Санкт-Петербурге [8].

Медиаэксперты из разных городов обратили внимание на особую роль муниципальных СМИ, которая «сегодня становится главным интегрирующим инструментом организации местных сообществ, значимым информационным и организационным ресурсом обмена мнениями и вовлечения граждан в решение важных политических задач» [8].

Районные газеты по-прежнему имеют большое значение для своей аудитории. В этом конкурентное преимущество «малой» прессы. И, как верно заметил В. Ф. Олешко, «местную информацию, рассказы о знакомых тебе людях, рекламу повседневных товаров и услуг можно почерпнуть чаще всего лишь из «районки» или городской ежедневки. Важен и момент личного или просто визуального знакомства с журналистами, или варианта, при котором можно в любой момент прийти в редакцию» [13, с. 57].

В отраслевом докладе «Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы развития в 2017 году» [36] приводятся положительные примеры развития местной прессы в цифровую эпоху. «Опыт Краснодарского края, Воронежской области и некоторых других регионов Российской Федерации свидетельствует, что районные и городские газеты, а именно им, по статистике, больше всего доверяют в нашей стране, могут вполне справиться с вызовами времени [15, с. 58].

Основой сохраняющегося интереса аудитории к печатным СМИ является привычка читать и большее доверие к печатному тексту. По данным опроса ВЦИОМ, проведенного 13 января 2017 года, «каждый второй житель нашей страны (51%) в настоящее время предпочтет прочесть заинтересовавшую его статью в печатном, а не в электронном издании. 34%, наоборот, высказались в пользу электронных СМИ, в том числе 54% активных пользователей Интернета. В Москве и Санкт-Петербурге электронные СМИ предпочли 43% жителей. 17% россиян готовы полностью отказаться от бумажных СМИ, 73% – не готовы» [16, с. 40].

Значимость локальных медиа подчеркивается и фактом более пристального внимания исследователей к ним. Ф. Б. Бешукова замечает, «что если раньше вопросы влияния СМИ рассматривались преимущественно на общенациональном уровне, а предметом исследования становилась деятельность центральных СМИ, то в последние годы особое значение приобрел «региональный аспект» проблемы» [2, с. 72.].

Роль и место «малой» прессы исследователями оценивается по-разному: от оптимистических прогнозов и положительных примеров эффективной стратегии до констатации смерти провинциальной журналистики и превращения региональных СМИ в инструмент пропаганды местных органов власти. Н. В. Ананян пишет, что «информативность большинства региональных газет близка к нулю» [1, с. 49]. Низкое качество материалов, отсутствие разнообразия жанровых форм, влияние властных структур – наиболее часто встречающиеся проблемы местных СМИ. Особенно это касается районных газет, большая часть которых учреждена органами местного самоуправления.

В. Л. Касютин считает местную прессу одним из самых консервативных сегментов СМИ. Причиной замедленного темпа развития этого социального института, по мнению исследователя, является малоэффективная информационная политика региональных и муниципальных властей, недостаток квалификации управленческих и творческих кадров. [5, с. 158].

М. В. Ливанова, изучив шестнадцать региональных государственных газет Центральной России в 2012 и 2017 гг., пришла к выводу, что издания сохраняют традиции партийно-советской печати, несмотря на появление новых общественных запросов и практик [9, с. 215]. Как обязательный элемент медиасистемы автор выделяет «газеты власти», служащие целям информационного сопровождения местной законодательной и исполнительной власти. Подобные издания находятся «вне рыночной сферы, но создают в ней недобросовестную конкуренцию, имея бюджетное финансирование» [9, с. 215].

В. В. Тулупов убежден, что «именно благодаря, например, местной прессе в стране сохраняется единое информационное пространство, к тому же в лучших своих образцах она выполняет социальную функцию (вот почему от районной газеты не следует требовать рентабельности или прибыльности, особенно в сегодняшних экономических условиях). Отсюда – высокая востребованность публикуемой местной информации (публицистической, официальной, статистической, деловой, научно-технической, научно-популярной, рекламно-справочной), отсюда – мощный организаторский ресурс, которым обладают местные редакции (вовлечение населения в самоуправление; проведение гражданских акций; взаимодействие населения с местной властью и др.)» [17, с. 81].

Локальные издания, несмотря на сложную экономическую ситуацию, высокую конкуренцию на информационном рынке, еще долго будут сохранять значение и влияния на своих территориях. Их главным конкурентным преимуществом является географическая близость к читателю, знание и понимание его потребностей, реакций и способность воздействия на аудиторию.

Исторически так сложилось, что районная пресса была отражением жизни локальных сообществ, добрым другом и советчиком для своих читателей по самым разным вопросам. В современных условиях этот тип издания остается частью местных традиций, хотя и с каждым годом теряет аудиторию и статус главного поставщика новостей территории. Это тенденция не только «районок», но и всего печатного сегмента СМИ. В подобной ситуации, если издание хочет сохранить свое влияние и место в системе СМИ, необходимо учитывать особенности медиапотребления, развитие информационно-коммуникационных технологий и предпринимать меры не только по сохранению аудитории, но и по ее расширению.

Районные издания тесно связаны со своей аудиторией, способны лучше понять и отразить проблемы и нужды читателей. Г. С. Мельник главными задачами, которые выполняет местная пресса, считает предоставление всесторонней местной информации, выполнение роли трибуны общественности, формирование и сплочение местного сообщества, формирование общественного мнения, развитие чувства малой родины, выполнение роли проводника органов местной власти [11, с. 84].

Локальная пресса выполняет важную социальную роль по укреплению связей внутри сообщества, между населением и властью, инициирует важные социальные проекты [3, с. 147]. Это основная площадка для обсуждения местных проблем [17, с. 89].

В зависимости от концепции, способа подачи информации О. А. Воронова в работе «Местная газета. Модели и типажи» выделила следующие типы районных газет:

  • Газета-форум – это площадка для обсуждения проблем региона, в котором распространяется издание. В таких газетах обсуждаются  вопросы, актуальные не только для района или региона, но и для России или всего мира в целом;
  • Газета-хозяйка. Такая газета, как правило, освещает общие праздники, стремится ко всеобщему объединению (включая власть). Самые востребованные темы такого издания – благоустройство и порядок района;
  • «Дела житейские». Такая газета близка по типу к предыдущему виду. Особенность ее – в сопереживании и причастности к делам жителей района, доверительность обращения к читателю. Но такая концепция имеет недостатки, например, поверхностный характер критики, констатация, а не решение проблем;
  • Газета-селянка. Обычно так называют издания сельского района, которые стареют вместе со своим читателем. В таких газетах огромное количество официальных материалов и отсутствие проблемных статей;
  • Газеты поколения «next». Помимо проблем населенного пункта, большое внимание уделяется вопросам науки и образования;
  • Газета власти. Концепция издания определяется близостью к власти. Герои публикаций - представители власти. Характеризуется огромным количеством официальных материалов;
  • Газета-бомба. Откровенное издание, содержащее много критики и аналитики. Таких газет мало;
  • Газета-мостик. Такие издания очень подробно и терпеливо объясняют аудитории, что происходит в районе, организуют «прямую линию» с администрацией, дают советы читателям;
  • Газета-дело. Такая газета не только освещает политику и экономику своего региона распространения, но и сама позиционирует себя как политик, экономист и т.д. При активных действиях редакции, подобная газета может превратиться в газету-прибыль;
  • Газета-соседка. Как правило, характеризуется публикациями о детях, доме, публикует истории любви, но остается в стороне от других важных вопросов [4, c. 68-73].

Близость к аудитории влияет на особенности функционирования этого типа изданий, определяет принципы работы с информацией, особенности тематического наполнения и работы с читателями. Исходя из этого Л. Н. Кислая выделяет следующие свойства «районок»:

1) универсальность по функциям и тематике;

2) преобладание сообщений о местных событиях, «своих» героях, простых людях, живущих рядом;

3) использование специальных методов диалога с читателем, максимально приближенного к условиям непосредственной коммуникации;

4) большая степень информационного и организационного взаимодействия с муниципальной властью, что в целом также свидетельствует о близости и к этому сегменту аудитории [7, с. 11].

Ориентация на аудиторию, которая объединена общим местом жительства, делает районную газету нишевым изданием. «В этом случае местная газета способна играть важную роль в местном сообществе. Как отмечают эксперты WAN, интересы людей становятся все более локальными, их все боль­ше интересует местная информация. Она ста­новится ключевой. Не случайно национальные издания стремятся подавать новости в местной упаковке (региональные секции и т. п.)» [6, с. 43].

Несмотря на сокращение тиражей, изменения условий и особенностей медиапотребления «малая» пресса продолжает занимать важное место в системе СМИ. Она удовлетворяет информационные запросы и потребности как аудитории, так и власти. Читателям важно получать информацию об особенностях и перспективах развития своей территории, поскольку это связано с их благополучием, материальным положением; знать о ценовой политике на товары первой необходимости; о решении вопросов медицины и образования; о льготах, субсидиях и других формах поддержки со стороны власти; аудитории интересно читать обо всем, что происходит рядом с ними и может влиять на их жизнь.

Местная власть заинтересована в доставлении как можно большему числу людей информации о своей деятельности, о позиции по разным вопросам, в формировании благоприятного имиджа [11, с. 97-98].

В этом основа жизнеспособности местной прессы, которая является инструментом сопровождения важных правительственных решений, проведения реформ и позволяет сохранить взаимосвязь территорий. И потому районные газеты в ближайшие несколько лет будут сохранять свой авторитет и влияние на аудиторию. Малая пресса переживает сложный период трансформации, на который влияет множество факторов, и ей приходится приспосабливаться к новым характеристикам медиасреды. Для эффективной реализации своих функций районным газетам, кроме объективного отражения действительности и повышения качества информационного продукта, необходимо вовлекать аудиторию в решение региональных проблем, стимулировать ее гражданскую активность [12]. Важным условием этого станет умение грамотно использовать свое преимущество, поиск новых форм и способов предъявления информации и работы с аудиторией.


Список литературы

1. Ананян Н. В. Региональные СМИ и освещение деятельности местных органов власти / Н. В. Ананян // Журналистика в 2004 году. СМИ в многополярном мире : сб. материалов науч.-практ. конференции. Ч. I. – М., 2005. – 340 с. – С. 49-50.
2. Бешукова Ф. Б. К вопросу о «регионализации» печатных СМИ (на примере газетных и журнальных СМИ Республики Адыгея) / Ф. Б. Бешукова, Д. И. Куфанова // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Филология и искусствоведение. – 2010. – Вып. 2 (58). – С. 72-77.
3. Воронова О. А. Местная газета как социальный проект // Журналистика в 2013 году. Регионы в российском медиапространстве: сб. матер. междунар. научно-практич. конф. / отв. ред. Е. Л. Вартанова, Я. Н. Засурский. – М., 2014.
4. Воронова O. A. Местная газета. Модели и типажи // Типология периодической печати : учебное пособие для студентов вузов / под ред. М. В. Шкондина, Л. Л. Реснянской. - М., 2007.
5. Касютин В. Л. Местная пресса РФ как вид коммуникации пограничных социальных групп // Журналистика в 2008 году. Общественная повестка дня и коммуникативные практики СМИ: сб. матер. всерос. научно-практич. конф. / отв. ред. Е. Л. Вартанова, Я. Н. Засурский. – М., 2009.
6. Киршин Б. Н. Региональная пресса: актуальные тенденции национального медиарынка / Б. Н. Киршин // Вестник Челябинского государственного университета. – 2009. – № 17. – С. 42–45.
7. Кислая Л. Н. Редакционная политика районной прессы (на примере газет Новосибирской области) : автореф. дис. … канд. филол. наук : 10.01.10 / Л. Н. Кислая ; Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького. – Екатеринбург : [б. и.], 2008. – 23 с.
8. Круглый стол «Муниципальные СМИ: сценарии развития». – URL: http://jf.spbu.ru/conference/7614/7629.html (Дата обращения 06.07.2018).
9. Ливанова М. В. Вне времени: консервация бренда как медиастратегия региональных государственных газет // Век информации. 2018. № 1. Журналистика XXI века: в координатах исторического времени : матер. междунар. научно-практической конференции, 27–28 октября 2017 г. / ред.-сост. С. Г. Корконосенко, А. Н. Гришанина; отв. ред. С. Г. Корконосенко. – СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т; Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций, 2018. – 264 с. – С. 215-223.
10. Ливанова М.В. Районная газета на информационном рынке: сегодня и завтра // Журналист. 2006. №11. С. 25.
11. Мельник Г. С. Современная местная газета : типология, особенности функционирования и перспективы развития : учеб. пособие / Г. С. Мельник, А. Н. Тепляшина. – СПб., 2011. – 130 с.
12. Молодов О. Б. Региональные и местные СМИ Вологодскогой области: контент-анализ // Проблемы развития территории. 2014. № 2 (70). – URL: http://pdt.vscc.ac.ru/article/1146 (дата обращения 06.07.2018).
13. Олешко В. Ф. Региональная журналистика: современные тенденции и вызовы // СМИ и общество. 2012. № 1. С. 55-67.
14. Пьянзина И.В. Районная газета в информационном пространстве региона: типологические ориентации. – Режим доступа: http://www.tsutmb.ru/rajonnaya-gazeta-v-informaczionnom-prostranstve-regiona-tipologicheskie-orientaczii (дата обращения: 15.07.2018).
15. Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы развития в 2017 году. – URL: http://www.fapmc.ru/rospechat/activities/reports/2018/pechat1.html (Дата обращения 06.07.2018).
16. Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы развития в 2016 году. – URL: http://www.fapmc.ru/rospechat/activities/reports/2017/pechat2.html (Дата обращения 06.07.2018).
17. Тулупов В. В. Региональная журналистика: сегодня и завтра // Вопросы теории и практики журналистики. – 2013. – № 2(4). – С. 78-92.

Расскажите о нас своим друзьям: