Теория языка | Филологический аспект №08 (64) Август 2020

УДК 316.776.23

Дата публикации 31.08.2020

Функции интернет-мемов в политическом медиадискурсе

Шишкина Наталья Евгеньевна
cтудент Института филологии, иностранных языков и медиакоммуникаций, Кемеровский государственный университет, РФ, г. Кемерово, missis.natali99@ya.ru

Аннотация: В данной статье рассматривается функционирование интернет-мемов в политическом медиадискурсе. Причиной исследования этого аспекта является выход интернет-феноменов за пределы интернет-пространства (в том числе и в СМИ: печатные и электронные издания, телевизионные передачи), а также сходство функций журналистского произведения и интернет-мема. На примере использования интернет-мемов в программе Т. Кеосаяна «Международная пилорама» можно наблюдать, что интернет-мем выполняет развлекательную, воздействующую или социально-ориентирующую функции, благодаря чему позволяет привлечь аудиторию и служит средством интимизации. В заключение статьи автор приводит к выводу о том, что интернет-феномены продуктивны как средство коммуникации на телевидении.
Ключевые слова: медиадискурс, политическая сатира, интернет-мем, телепередача, «Международная пилорама».

Functions of Internet-memes in political media discourse

Shishkina Natalia Evgenyevna
Student of the Institute of Philology, foreign languages and media communications, Kemerovo state University, Russia, Kemerovo

Abstract: This article examines the functioning of Internet-memes in the political media discourse. The reason for the study of this aspect is the emergence of Internet-phenomena outside the Internet space (including in the media: print and electronic publications, television programs), as well as the similarity of the functions of a journalistic work and an Internet-meme. By the example of using Internet-memes in T. Keosayan's program «Mezhdunarodnaya pilorama» [International sawmill], one can be observe that the Internet-meme performs an entertaining, influencing or socially-orienting function, which allows you to attract an audience and serves as a means of intimization. In conclusion article, the author concludes that Internet phenomena are productive as a means of communication on television.
Keywords: media discourse, political satire, Internet-meme, TV show, «Mezhdunarodnaya pilorama» [International sawmill].

Правильная ссылка на статью
Шишкина Н.Е. Функции интернет-мемов в политическом медиадискурсе // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2020. № 08 (64). Режим доступа: https://scipress.ru/philology/articles/funktsii-internet-memov-v-politicheskom-mediadiskurse.html (Дата обращения: 31.07.2020)

Понятие «мем» (англ. meme) было введено Р. Докинзом в 1976 году: «Мим-идею» можно определить как некую единицу, способную передаваться от одного мозга другому» [1, с. 189]. Наибольшей популярностью пользуется разновидность мемов, которая появилась в интернет-пространстве и активно распространяется в этой среде. Она получила соответствующее название – интернет-мемы. Носителями современной культуры интернет-мем понимается «как некоторая информация в виде изображения или фразы, вирусно распространяемая в интернет-среде разнообразными способами от пользователя к пользователю» [2, с. 49-52].

Потенциал интернет-мемов видно по тому, что к изучению этого феномена обращаются исследователи из других сфер: социологии [3], рекламы [4], политики [5,6]. Также в научных работах, посвященных изучению интернет-мемов, поднимается вопрос о функционировании интернет-мемов  в пределах  интернет-пространства [7].

Н. А. Аршинская выделила следующие функции интернет-мемов:

1. информационная;

2. развлекательная;

3. воздействующая;

4. «распространение медиавирусов» [2, с. 49-52].

Первая функция – информационная – имеет специфическую окраску, так как интернет-мем является разновидностью прецедентных феноменов с зашифрованным содержанием. Информационная составляющая, как правило, понимается той аудиторией, у которой есть определенный запас знаний. Если его нет – необходимо пояснение-расшифровка.

Развлекательная функция в интернет-мемах не окрашена специфическими чертами. Как правило, она реализуется в комическом содержании феномена.

Воздействующая функция интернет-мемов также не имеет  характерных особенностей и реализуется так, как задумывает автор. Влияние может быть направлено на мнение аудитории, повышение авторитета или дискредитацию личности и так далее. Стоит отметить, что эта функция наиболее частотна в работах специалистов по созданию имиджа.

Формулировка последней функции недостаточно удачная. Термин media virus обозначает информацию о некоторых событиях, которая неоднократно воспроизводится в медиапространстве [8, с. 9]. Однако интернет-мем воспроизводится в неизменном виде и сам является медиавирусом. Можно заметить, что исследователь представляет как функцию характеристику интернет-мема.

На основании других исследовательских работ [9] можно дополнить классификацию Н. А. Аршинской следующими функциями интернет-мемов:

Культуропологающая функция связана с понятием интернет-мема как прецедентного феномена, так как в этом случае он способен передать информацию о тексте-источнике либо о целом культурном / историческом событии.  Соответственно, интернет-мем зачастую понятен только тем, у кого есть соответствующий набор знаний о закодированном в нем предмете.

Коммуникативная функция реализуется за счет общения автора интернет-мема с аудиторией, а также между представителями аудитории, на которую был направлен интернет-феномен. Стоит отметить, что польский исследователь Д. Кэмпа-Фигура отмечает, что коммуникативная функция доминирует в современном интернет-пространстве [10].

Функционирование интернет-мемов изучается не только в целом в коммуникативном аспекте, но и в более узких сферах, например, в политической. С. В. Канашина, исследуя роль интернет-мемов в процессе политических выборов, отметила следующие функции феномена: выражения политического мнения во время выборов, выражения политического протеста во время выборов, высмеивания [11, с. 68-69]. В основании этой классификации – стихийная реакция интернет-пользователей.

С. В. Канашина предлагает и другую классификацию, основой которой является целенаправленное воздействие на электорат через интернет-мемы. Рассматривая интернет-феномены как инструмент политической борьбы, исследователь выделяет следующие функции: привлечения внимания, дискредитации соперника на выборах, пропаганды во время выборов, создания имиджа политика, повышения рейтинга политика [11, с. 70-72]. Интернет-мемы с таким функционалом «создаются специально обученными людьми и используются в качестве манипулятивной стратегии, направленной на достижение победы определенным кандидатом» [11, с. 69].

 Популярность интернет-мемов и их высокая коммуникативная эффективность приводят к тому, что они начинают использоваться и за пределами интернет-пространства, например, на телевидении. В данном исследовании мы предпринимаем попытку изучить функционирование данных интернет-феноменов в телевизионной программе Тиграна Кеосаяна «Международная пилорама».

В связи с выходом интернет-мемов в медиапространство можно заметить, что некоторые их функции имеют сходство с функциями журналистского текста. В книге Е. П. Прохорова «Введение в теорию журналистики» выделены следующие функции журналистского продукта: коммуникативная, идеологическая (социально-ориентирующая), культурно-образовательная, рекламно-справочная, рекреативная и непосредственно-организаторская [12].

Можно видеть, что журналистское произведение и интернет-мем совпадают в следующих функциях:

Коммуникативной: реализуют функцию общения, налаживания контакта между автором и аудиторией.

Идеологической (социально-ориентирующей или воздействующей): направлены на формирование общественного мнения, влияют на мировоззрение аудитории.

Культурно-образовательной (культуроформирующей): интернет-мемы, как и журналистский текст, формируют и поддерживают культурно-поведенческие нормы, культуру досуга и т. д. Если в журналистском продукте эта функция реализуется напрямую, то в интернет-феноменах для этого используется кодирование культурной информации, которую необходимо «разгадать».

Рекреативной (развлекательной): эта функция является главной в интернет-мемах, которые зачастую направлены на достижение комического эффекта. В журналистских текстах она является дополнительной, так как в основном направлена на достижение эффекта удовольствия у аудитории (стоит отметить, что степень реализации зависит от авторского (журналиста) замысла).

Рассмотрим функционирование интернет-мемов в телевизионной программе политического содержания Тиграна Кеосаяна «Международная пилорама». Одна из постоянных рубрик программы – «РоскомБазар» –посвящена обозрению политических интернет-мемов. Данные интернет-феномены представлены картинками с комичным текстовым комментарием, которые сменяют друг друга в режиме слайд-шоу под мажорное музыкальное сопровождение. Отметим, что используемые интернет-мемы не созданы непосредственно авторами программы, а заимствованы из интернет-пространства, следовательно, некоторые из них могут быть уже известны аудитории.

Так, в выпуске от 15.09.2018 года «Международная пилорама» сделала подборку интернет-мемов об Александре Петрове и Руслане Боширове: кадры из интервью, которые либо содержат комичные реплики героев, либо были изменены графически, а также скриншоты юмористических публикаций интернет-пользователей в социальных сетях. В интернет-пространстве эти интернет-феномены стали распространяться после беседы героев с главным редактором телеканала «Russia Today» Маргаритой Симоньян, в ходе которого А. Петров и Р. Боширов пытались опровергнуть свою причастность к «делу об отравлении Скрипалей». По мнению интернет-пользователей, попытка была неудачной, и на следующий день после выхода интервью в эфир стали появляться интернет-мемы, содержащие кадры из него. Использование серии интернет-феноменов в качестве отдельной рубрики говорит о попытке создателей программы не только развлечь зрителя, но и завязать диалог. Следовательно, в данном случае можно говорить о реализации двух функций: развлекательной и коммуникативной.

Некоторые из интернет-мемов об интервью с А. Петровым и Р. Бошировым, которые были показаны в рубрике «РосКомБазар» 15.09.2018 года, были использованы и в дальнейших выпусках «Международной пилорамы» уже за пределами указанной раздела.

В выпуске от 27.10.2018 года ведущий комментирует международную реакцию на жестокое убийство оппозиционного журналиста Джамаля Хашукджи сотрудниками спецслужбы Саудовской Аравии: «Ну, еще бы! Убить журналиста – это вам не шпилями любоваться». Отсылая к интернет-мемам о Петрове и Боширове, Т. Кеосаян обращает внимание на абсурдность разницы между реакциями на следующие события межнационального уровня: жестокое убийство журналиста и туристическую поездку Петрова и Боширова в Солсбери. Первое не вызвало большого резонанса в обществе, в отличие от второго, которое закончилось международным скандалом. Ироничное сопоставление, приводимое журналистом, необходимо для дискредитации мнения зарубежных политических деятелей в глазах российского зрителя. Ввиду того, что в «деле Скрипалей» в течение долгого времени не было никаких данных, кроме заявлений российской и британской стороны, важно показать, что европейское сообщество постоянно выдает неадекватную реакцию. В данном примере прослеживается попытка Т. Кеосаяна повлиять на мнение аудитории, использовав ироничный комментарий. Следовательно, можно говорить о реализации воздействующей и развлекательной функций. Стоит отметить, что первая функция выражена интенсивнее, чем вторая.

В выпуске от 29.12.2018 года в рубрике «Настучали» демонстрируется «секретная» переписка персоналий из сферы политики. В одном из чатов завязывается следующий диалог, поводом для которого стало посещение Владимиром Путиным свадьбы главы МИД Австрии Карин Кнайсль:

Макрон: Вот разведусь со своей мымрой – тоже приглашу Путина на новую свадьбу!

Трамп: Он на такую свадьбу не поедет!

Боширов и Петров: Поедет. Теперь поедет.

Мэй: Вы работаете в ГРУ?

Боширов: А вы работаете в ГРУ?

Мэй: Я – нет. А вы?

Петров: И я – нет.

Боширов: И я – нет.

Мэй: Тьфу, опять вывернулись.

Вторая часть диалога представляет собой точное воспроизведение фрагмента интервью М. Симоньян с А. Петровым и Р. Бошировым. Комичность этого диалога сделала его продуктивным для создания интернет-мемов. В передаче Т. Кеосаяна он используется для высмеивания словесных заявлений мужчин об отсутствии связи с ГРУ, которой будто бы достаточно для убеждения, в том числе и премьер-министра Великобритании. Т. Мэй в данном случае представлена как доверчивая и легкомысленная личность, желающая уличить россиян, но не сумевшая это реализовать. Происходит дискредитация как А. Петрова и Р. Боширова, так и политического лидера Великобритании, находящейся в дипломатическом конфликте с Россией. В данном случае также наблюдается реализация развлекательной и воздействующей функций интернет-мема, так как предпринимается попытка повлиять на мнение аудитории с помощью создания комизма. В связи с тем, что комичность – это инструмент достижения влияния, то можно говорить о доминировании воздействующей функции.

В выпуске от 26.01.2019 года в рубрике «Прямое включение» используется тот же интернет-мем. По сюжету, Т. Кеосаян разговаривает с одним из сверчков, обнаруженных на Кубе и осуществляющих акустические атаки на местных жителей. Диалог выглядит следующим образом:

Т.Кеосаян: Вы работаете в ГРУ?

Сверчок: Я – нет. А вы?

Т. Кеосаян: И я нет.

Фрагмент интервью вновь приведен дословно, что говорит о его изначальной комичности. С его помощью высмеивается преувеличенная подозрительность политических деятелей Кубы, решивших, что сверчки «атаковали» местных жителей умышленно. Дискредитация политиков достигается путем реализации воздействующей и развлекательной функций. В данном случае они также действуют непропорционально.

В выпуске от 13.04.2019 года используется отсылка к интернет-феноменам о поездке А. Петрова и Р. Боширова в Солсбери в рубрике «Сегодня в программе вы не увидите». Интернет-мем обыгрывается в комментарии диктора к видеоролику. В визуальной составляющей демонстрируется полет на парашюте двух мужчин, один из которых поет и играет на гармошке, а второй – снимает происходящее на камеру. Видеоряд комментируется следующим образом: «… как российские агенты ГРУ осматривают заграничные шпили». Можно заметить, что интернет-мем не используется дословно. В интернет-пространстве подобные интернет-феномены направлены на высмеивание будто бы провального исполнения задания ГРУ и агентов, которые вместо того, чтобы вести скрытую работу, привлекают к себе внимание. Следовательно, можно говорить о равной реализации воздействующей и развлекательной функций.

Второй интернет-мем, который связан с «делом Скрипалей» и активно используется в «Международной пилораме», – «Хайли лайкли». Он появился после 12.03.2018 года, когда Тереза Мэй заявила о возможной причастности России к отравлению экс-полковника ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери Юлии в Солсбери, использовав выражение «весьма вероятно» («highly likely»). При отсутствии прямых доказательств причастности России к отравлению Скрипалей, эта формулировка была осмыслена российскими интернет-пользователями как единственная причина массовой высылки российских дипломатов из стран Евросоюза и США и очередных американских санкций против России. Вследствие этого «хайли лайкли» закрепился в интернет-среде как текстовый мем и впоследствии был использован в программе «Международная пилорама».

Так, в выпуске от 7.04.2018 года Т. Кеосаян комментирует заявление МИДа Великобритании: «На основе предположений! «Международная пилорама», например, предполагает, что Борис Джонсон – хайли лайкли, дебил и убедительных доказательств обратного он еще не представил». Ведущий программы до этого скептически оценивал слова и поступки Б. Джонсона. В этот раз, используя тот же будто бы «весомый» аргумент, что и премьер-министр Великобритании, Т. Кеосаян заявляет о недееспособности британского министра иностранных дел. Таким образом, ведущий программы высмеивает Б. Джонсона и вместе с тем высказывание Т. Мэй, чтобы дискредитировать обоих политиков. Следовательно, можно говорить о реализации сразу двух функций: воздействующей и развлекательной. Примечательно, что и в данном примере первая  является доминирующей.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что интернет-мемы в программе «Международная пилорама» выполняют не только развлекательную функцию. Часто они направлены на дискредитацию зарубежных стран и их политических деятелей или подразделений государственной власти, то есть реализуют функцию воздействия, или социально-ориентирующую функцию. Использование созданных интернет-пользователями мемов в выпусках программы, существование отдельной рубрики «РосКомБазар» говорит о том, что «Международная пилорама» следит за общественным мнением и ориентируется на него. Наличие в программе продукта, выполненного интернет-пользователями, создает впечатление, что авторы программы говорят не от своего лица, а дает высказаться интернет-сообществу. Обыгранные в нужном авторам программы ключе, интернет-мемы производят на зрителей впечатление чего-то хорошо знакомого, что снижает уровень критичности по отношению к транслируемым в «Международной пилораме» мнениям.


Список литературы

1. Докинз Р. Эгоистичный ген. М. : Мир. 1993. с. 318.
2. Аршинская Н. А. Интернет-мемы в коммуникативном пространстве: функции // Национальная ассоциация ученых. 2015. № 6-3. С. 49-52.
3. Брызгалова Е. Н., Иванова И. Е. Интернет-мемы как инструмент мониторинга социально-политических настроений аудитории // Современный дискурс-анализ. 2018. № 2-3. С. 134-142.
4. Хавторина Ю. В. «Интернет-мемы» в рекламе: способ создания универсального кросскультурного языка или причина деградации? // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2017. № 2. С. 116-120.
5. Шомова С. А. Политический интернет-мем: сущность, специфика, разновидности // Бизнес. Общество. Власть. 2015. № 22. С. 28-41.
6. Новокшонова С. П., Пермяков А. А., Садков П. О., Шлемов А. Е. Интернет-мемы как оружие информационных войн // Безопасность информационного пространства. 2018. С. 203-206.
7. Щурина Ю. В. Интернет-мемы как феномен интернет-коммуникации // Научный диалог. Филология. 2012. № 3. С. 160-172.
8. Рашкофф Д. Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание. М. : Ультра. Культура. 2003. с. 175.
9. Щурина, Ю. В. Интернет-мемы как феномен интернет-коммуникации // Научный диалог. Филология. 2012. № 3. С. 160-172.
10. Кэмпа-Фигура, Д. (Интернет-)мем как новый медиажанр. Постановка вопроса // Медиалингвистика. 2019. № 6 (1). С. 103-121.
11. Канашина, С. В. Роль интернет-мемов в процессе политических выборов // Политическая лингвистика. 2018. № 1. С. 68-69.
12. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики: Учебник [Электронный ресурс] // М. : Аспект Пресс. – 2009. – URL: http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook714/01/about.htm (дата обращения: 27.11.2019).

Расскажите о нас своим друзьям: