Германские языки | Филологический аспект №04 (72) Апрель 2021

УДК 811.111-26

Дата публикации 30.04.2021

Формирование языковой личности в сети Инстаграм

Зеленовская Анна Владимировна
Старший преподаватель, Челябинский государственный университет, РФ, Челябинск, Zelenovskaya_ann@mail.ru

Аннотация: В данной статье рассматривается процесс формирования языковой личности в Инстаграме. Пользователь старается продумать свой образ в социальной сети, и вся его коммуникативная деятельность направлена на поддержание имиджа. Статья раскрывает содержание понятия языковая личность. Особое внимание уделено англоязычным вербальным средствам формирования языковой личности. Вербальные средства анализируются на лексическом и синтаксическом уровнях. Автор приходит к выводу, что социальные сети являются отличной платформой для создания нужного имиджа, а средства выразительности делают посты более эмоциональными, позволяют привлекать больше внимания подписчиков.
Ключевые слова: языковая личность, социальная сеть, Инстаграм, вербальные средства, блогер.

Formation of a linguistic personality on the Instagram network

Zelenovskaya A.V.
Senior teacher, Chelyabinsk State University, Russian Federation, Chelyabinsk

Abstract: This article examines the process of forming a language personality in Instagram. The user tries to think through his image in the social network, and all his communication activities are aimed at maintaining the image. The article reveals the content of the concept of language personality. Special attention is paid to the English-language verbal means of forming a linguistic personality. Verbal means are analyzed at the lexical and syntactic levels. The author comes to the conclusion that social networks are an excellent platform for creating the desired image, and means of expression make posts more emotional, allow you to attract more attention of subscribers.
Keywords: language personality, social network, Instagram, verbal tools, blogger.

Правильная ссылка на статью
Зеленовская А.В. Формирование языковой личности в сети Инстаграм // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2021. № 04 (72). Режим доступа: https://scipress.ru/philology/articles/formirovanie-yazykovoj-lichnosti-v-seti-instagram.html (Дата обращения: 30.04.2021)

За последние несколько лет социальные сети широко вошли в нашу жизнь и стали популярным средством коммуникации. Современному человеку уже трудно представить свою жизнь без них.

Инстаграм (Instagram)- одна из самых известных  социальных сетей, где пользователи могут делиться различной информацией и рассказать о своей деятельности, событиях, достижениях. Эта сеть была создана в 2010 году и представляет собой приложение для обмена фотографиями с мобильных устройств. Инстаграм считается одной из  самых быстрорастущих социальных сетей, основным контентом которой является изображение, а текст выступает лишь в качестве дополнения к картинке [5].  Однако подписи к фотографиям не стоит недооценивать, так как они позволяют пользователям проявить себя, создать определенный имидж среди своих подписчиков. Многие тщательно подбирают не только визуальный ряд (фотографии, картинки), но и детально продумывают текст поста, так как хотят сложить о себе определенное мнение в глазах читателей. Пользователь выстраивает свой образ в социальной сети, и вся его коммуникативная деятельность направлена на поддержание этого имиджа. Таким образом, мы можем говорить, что происходит формирование языковой личности в сети Инстаграм.

В настоящий момент незаслуженно мало исследований в области создания имиджа и языковой личности именно в социальной сети Инстаграм, хотя около 1 миллиарда людей во всем мире ежедневно пользуются этим приложением, общаются, продвигают свои идеи, высказывают свое мнение на все возможные остросоциальные темы, продают, покупают, знакомятся. Цель данной статьи выявить основные англоязычные вербальные средства формирования языковой личности в социальной сети Инстаграм.

Методологическая база исследования основывается на работах российских и зарубежных ученых Ю.Н. Караулова, Н.Г. Асмус, Т.М. Гермашевой, М.Б. Бергельсон, Э.Г. Азимова, П. Шелдона и К. Брайнта. Изучение вербальных средств формирования языковой личности проводится на основе выборки англоязычных постов пользователей Инстаграм, у которых более чем 20 тысяч подписчиков. В исследовании мы используем методы наблюдения, описания, структурно-семантического и интерпретационного анализа с элементами прагма-лингвистического анализа.

Прежде всего, необходимо дать определение понятию «языковая личность». Это словосочетание почти одновременно появляется в 30-е гг. ХХ в. в работах Й.Л. Вайсгербера и В.В. Виноградова. Однако ни один из ученых не дает толкование термина. Лишь начиная с 80-х гг исследователи пытаются описать понятие «языковая личность» [1]. Современные лингвисты выделяют несколько подходов к пониманию этого термина. Наиболее распространенной является теория, разработанная отечественным ученым Ю.Н. Карауловым. Под языковой личностью он понимает «совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов), которые различаются: а) степенью структурно-языковой сложности; б) глубиной и точностью изложения действительности; в) определенной целевой направленностью» [3]. Другим распространённым определением термина «языковая личность» является определение, предложенное В.И. Карасиком: языковая личность – это «обобщённый образ носителя культурно-языковых и коммуникативно-деятельных ценностей, знаний, установок и поведенческих реакций» [2, с. 46]. Качественной характеристикой языковой личности является коммуникативная компетенция, или система языковых и речевых знаний, умений и навыков личности, позволяющих оценивать степень владения языком. Л.П. Крысин выделяет четыре уровня коммуникативной компетенции: 1) собственно лингвистический, то есть умение выражать различными способами и средствами заданный смысл, затем извлекать смысл из сказанного и, наконец, отличать правильные в языковом отношении высказывания от неправильных; 2) национально-культурный – владение национально обусловленной спецификой использования языковых средств; 3) энциклопедический, определяющийся знаниями реалий внеязыковой действительности; 4) ситуативный, включающий умение применять соответствующие знания и способности сообразно с коммуникативной ситуацией [4].

Как замечает Л.В. Ухова в своей статье «Модель описания языковой личности медиаперсоны», «формирование языковой личности подчиняется трем факторам влияния: социальному, национально-культурному и психологическому. Во-первых, личность есть средоточие и результат социальных закономерностей; во-вторых, она представляет собой продукт исторического развития этноса; в-третьих, ее мотивационные предрасположения возникают из приспособления биологических побуждений, социальных и физических условий к психологической сфере человека. Эти же факторы обусловливают и реальное речевое поведение отдельно взятого носителя языка. Поскольку любая ситуация, в которой оказывается говорящий, является, прежде всего, социальной ситуацией со своими законами и регламентированными обществом нормами и стандартами поведения, языковая личность обязана соотносить свои речевые поступки с коммуникативными условиями, иначе ее речевое поведение будет расценено как ненормативное или неуместное» [4].

Рассмотрим, как осуществляется формирование языковой личности на лексическом и синтаксическом уровнях в социальной сети Инстаграм. Для разбора мы взяли страницу относительно популярного англоязычного блогера с ником kids_and_the_commute. Это работающая мама по имени Kelly, которая на своей странице в Инстаграм описывает свои будни, то, как она совмещает работу и воспитание детей. У этого блогера 21,3 тысячи подписчиков со всего мира, она часто выкладывает новые посты со своими комментариями по разным событиям. Это позволяет нам проанализировать ее блог с точки зрения формирования языковой личности.

Лексический уровень.

Гипербола: She is in Cheshire and I’m in Surrey. It may only be three hours (in good traffic) but in the pandemic, it’s felt like the other side of the world. В данном случае гипербола помогает выразить тоску по близкому человеку, который, казалось бы, живет всего в трех часах езды, но в условиях пандемии и локдауна это же расстояние воспринимается, как будто тебе надо поехать в другой конец мира.

Повторы лексических единиц: Guilt of sending Grace to club she didn't want to go. Guilt for not playing with Abby when I was working. Guilt for feeling relieved when their grandparents said they’d take them for an extra day.  Это распространенный прием, используемый для усиления эффекта значимости сообщения.

Фразеологизм: But with a new vaccine approved and on the way, there is light starting to appear at the end of that tunnel. Блогер использует этот фразеологизм, чтобы показать, как она устала от ситуации с пандемией и что она надеется на вакцину.

Эпитеты: Your official clap back for all those unsolicited pieces of advice you never asked for. В этом примере эпитеты используются, чтобы подчеркнуть негативную коннотацию предложения.

Сравнения используются для образности речи: My head in the morning felt like a herd of wilder beasts had moved it and my tongue was fuzzier than a toddler’s bedroom carpet…

Ирония: Kindness costs nothing. Don't be a dick!

Неологизмы: Are you familiar with the term ‘zoomumming’? well it’s a term a coined during the lockdown to describe the parenting style adopted when on work call. Блогер придумала слово ‘zoomumming’, соединив zoom и mum, окончание –ing показывает, что это процесс. Этим словом она описывает совмещение работы и роль мамы во время локдауна, когда приходится работать из дома.

Лексические эмфатические конструкции: We are nine months into this and yes, we do still need to collect our kids! ……..We bloody made it!! Такие конструкции помогают передать эмоции и настроение автора.

Синтаксический уровень.

Параллелизм: I run and I drink wine. I love being a mum and I don’t like all parts of parenting. I swear and I go to church. I read to my kids and I let them watch the iPad. Стремясь сделать свой пост максимально выразительным, автор использует один из видов синтаксического повтора. Этим текстом блогер хотела показать, что наша жизнь многогранна, и мы можем совмещать в себе абсолютно разные роли и этого не надо стыдиться.

Использование верхнего регистра в печатном тексте: But I want you to know that whatever way you choose to parent, you have NOTHING to feel guilty about. Этот прием эквивалентен повышению голоса в устной речи, благодаря чему подчеркивается важность выделенных слов.

Риторические вопросы создают иллюзии прямого диалога с читателями: What's the funniest thing your kids have been heard saying to you on a call?

Недосказанность: So question… Can you go to bed knowing the kitchen needs doing?? Apparently I canwith far too greater ease Многоточие в конце предложения показывает, что автор размышляет, задумывается над вопросом.

Восклицательные предложения используются для передачи эмоционального состояния автора: I personally think I should get a medal but you know! I think my record is a week!

Вопросительные предложения создают эффект диалогического общения с подписчиками: Where are you guys up to on returning to the office? And how are you feeling about it?

Перечисление: …and the washing, making dinner, putting away the toys, running the hoover round… What else have I missed?!? Таким образом, автор поста  показывает рутинность своих домашних обязанностей.

Императивные конструкции призваны побудить подписчиков к различным действиям: Keep holding on. В данном случае блогер призывает продержаться еще чуть-чуть в условиях пандемии.

Таким образом, проанализировав посты человека, который старается развивать свою страницу в Инстаграме, привлекает новых подписчиков, мы пришли к выводу, что социальные сети являются отличной платформой для создания нужного имиджа (в данном случае, это образ работающей матери).  Особенности языковой личности проявляются на лексическом и синтаксическом уровнях. Посты в Инстаграм характеризуются лаконичностью, краткостью, но вместе с тем емкостью содержания.  Средства выразительности делают страницу блогера более эмоциональной, помогают найти отклик среди подписчиков.


Список литературы

1. Иванцова Е.В. О термине «языковая личность»: истоки, проблемы, перспективы использования // Вестник томского государственного университета. Филология. 2010. №4 (12). C. 24-32. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=15645273 (Дата обращения: 25.04.2020)
2. Карасик В.И. Язык социального статуса. М.: Наука, 1992. 330 с.
3. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Издательство ЛКИ, 2010. 264 с.
4. Ухова Л.В. Модель описания языковой личности медиаперсоны // Научный результат. Вопросы теоретической и прикладной лингвистики. 2016. №1 (7). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/model-opisaniya-yazykovoy-lichnosti-mediapersony (дата обращения: 28.04.2021)
5. Sheldon P., Bryant K. Instagram: Motives for its Use and Relationship to Narcissism and Contextual Age // Computer in Human Behavior. 2016. №58. P. 89-97. Режим доступа: https://www.academia.edu/20022948/Instagram_Motives_for_its_use_and_relationship_to_narcissism_and_contextual_age (дата обращения: 28.04.2021)
6. Instagram. Режим доступа: https://www.instagram.com (дата обращения: 28.04.2021)

Расскажите о нас своим друзьям: