Русский язык | Филологический аспект №02 (70) Февраль 2021

УДК 81-133

Дата публикации 28.02.2021

Формирование эмоционально-оценочного блока в структуре сверхфразового единства (на материале информационно-аналитических текстов сетевых изданий).

Саморукова Яна Александровна
Канд.филол.наук, ст.преподаватель кафедры русского языка как иностранного и методики его преподавания, Санкт-Петербургский государственный университет РФ, г. Санкт-Петербург

Аннотация: Статья посвящена анализу формирования эмоционально-оценочного блока, представляющего собой комплекс экспрессивных и оценочных языковых средств, соотносимых с одним денотатом. Исследуются средства экспрессивного синтаксиса, формирующие эмоционально-оценочный блок в структуре сверхфразового единства информационно-аналитического текста.
Ключевые слова: эмоционально-оценочный блок, экспрессивный синтаксис, информационно-аналитическая публицистика.

Formation of an emotional and evaluative block in the structure of super-phrasal unity (based on the material of information and analytical texts of online publications).

Samorukova Yana Alexandrovna
Candidate of Philological Science, senior lecturer of Department of Russian as a foreign language and methods of teaching, St. Petersburg state University, Russia, Saint-Petersburg

Abstract: The article is devoted to the analysis of the formation of an emotional-evaluative block, which is a complex of expressive and evaluative language means correlated with a single denotation. The author studies the means of expressive syntax that form an emotional-evaluative block in the structure of the super-phrasal unity of the information-analytical text.
Keywords: emotional and evaluative block, expressive syntax, information and analytical journalism

Правильная ссылка на статью
Саморукова Я.А. Формирование эмоционально-оценочного блока в структуре сверхфразового единства (на материале информационно-аналитических текстов сетевых изданий) // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2021. № 02 (70). Режим доступа: https://scipress.ru/philology/articles/formirovanie-emotsionalno-otsenochnogo-bloka-v-strukture-sverkhfrazovogo-edinstva-na-materiale-informatsionno-analiticheskikh-tekstov-setevykh-izdanij.html (Дата обращения: 28.02.2021)

В последнее время особый интерес у исследователей вызывают синтаксические средства выражения эмоции и оценки (работы Г.Н. Акимовой, В.Н. Телии, Н.Д. Арутюновой, Г.В Петровой., Э.М. Береговской, М.Ю. Глазковой и др.), а вопросы изучения экспрессивного потенциала синтаксических средств языка признаются лингвистами наиболее актуальными, поскольку отражают современные тенденции развития языковой системы [7, с.7.]

Категории оценки, эмоции, экспрессивности являются взаимосвязанными [1,с.274], но не тождественными [3,с.59], существуют различные подходы в определении границ каждой категории, многие ученые отмечают отсутствие возможности в некоторых ситуациях дифференцировать категории эмоциональности и оценочности [3,c.60], при этом экспрессивность рассматривается как усиление эмотивной силы высказывания.

К наиболее распространенным средствам экспрессивного синтаксиса относятся: сегментация, инверсия, усеченные конструкции [9, с.104,105], «повторы, в том числе простой контактный повтор, синонимический повтор, синтаксический параллелизм, эмфатические конструкции, присоединительные конструкции, парантезы, эллипсис, риторические вопросы, парцелляция» [8, c.104]. Однако список экспрессивных синтаксем постепенно пополняется.

Так, к «особым средствам экспрессивного синтаксиса были отнесены безглагольные акциональные предложения». Их функциональная предназначенность состоит в выражении  синтаксической экспрессии, отражающей динамику события. [1,с.272 ].

В.Г. Гак, исследуя синтаксические средства формирования эмоционально-оценочного значения, заметил, что некоторые языковые средства эмоции и оценки (в том числе и лексические) особым образом формируют высказывание и сверхфразовое единство (СФЕ), в связи с чем ввел понятие эмоционально-оценочного блока (ЭОБ). К ЭОБ исследователь отнес эмоционально-оценочные элементы, которые соотносятся с одним и тем же денотатом, но их экспрессивность создается разными средствами» [6, с.649]. Реализация ЭОБ происходит в рамках высказывания и сверхфразового единства, а в качестве его основной функции выступает функция «компенсации информационной недостаточности», поскольку «эмоция и оценка позволяют понять слушающему позицию или реакцию говорящего, если даже тот не дает достаточной информации» [6,c.647]. При этом наибольшую экспрессивную силу приобретает эмоционально-оценочный блок в контексте нейтральных высказываний.

В настоящей работе анализируется формирование эмоционально-оценочного блока  на материале информационно-аналитического текста, поскольку именно в публицистике данного жанра ЭОБ играет важную роль в формировании СФЕ и всего текста.

Под информационно-аналитическим текстом понимается концентрат творческой информации, которая требует определенной подачи (графической и семантической) и гармонично сочетается с другими типами креативной информации [2, с.157], представляет  собой авторское творение, основанное на личностном осмыслении действительности [там же, с.62], выполняет информационную и коммуникативную функции, обладает ярко-выраженными когнитивными свойствами [там же, с. 196]. В связи с этим эмоция и оценка в информационно-аналитическом тексте могут рассматриваться как структурообразующие.

Эмоционально-оценочный блок может располагаться вначале высказывания / СФЕ публицистического текста, т.е предшествовать фактической информации, активизируя т.н. мобилизующую функцию, которая позволяет усилить воздействие на адресата, а также подчеркнуть особое отношение автора к описываемым событиям. При этом в качестве эмоционально-оценочного компонента может выступать оценочная номинация («мещанство, возомнившее себя элитой), например: «Впрочем, всё мировое мещанство, возомнившее себя элитой, только радуется страданиям Джулиана Ассанжа. При его аресте президент Трамп позорно сделал вид, что «не помнит» этого журналиста и дело WikiLeaks, да и вообще никто из крупных политических деятелей не осудил действия английских властей. Лишь мать Ассанжа прокляла президента Эквадора, который приказал выставить Ассанжа из посольства в руки британской полиции» [11].

В данном фрагменте ЭОБ (характеристика мировой общественности) реализуется посредством оценочной номинации, а также с помощью антонимического словосочетания «радоваться страданиям». Усилению эмотивной силы высказывания способствует и оценочная лексема «позорно».

Интенсификация эмоций и оценок в публицистическом  тексте может происходить посредством «закона триады: троекратно повторяется характеристика  одного и того же  состояния» разными лексическими средствами, при этом усиление эмотивного компонента происходит путем выбора более сильного слова в ряду» [6,с. 648]. Троекратный повтор  характеристики послевоенного состояния России представлен лексическими единицами (послевоенной разрухе, чуть ли не половина городов в руинах, колоссальные потери  - и человеческие) в следующем фрагменте: Страна в  послевоенной разрухе, чуть ли не половина городов в руинах, колоссальные потери - и человеческие, и экономические. Казалось бы, есть все резоны заявить: давайте мы сначала восстановим промышленность, а уж потом будем вкладываться в науку. Но руководство СССР принимает беспрецедентное решение вкладываться именно в науку» [15].

Троекратный повтор образует внутри оценочного блока отношения градации по принципу усиления основного признака: «Весь мир  потрясли сенсационные документы о расстреле мирных жителей в Ираке и Афганистане, зверских пытках в американской тюрьме в Гуантаномо и особенно о тотальном прослушивании своих верных союзников по НАТО, в частности, ФРГ. Канцлер Меркель тогда и бровью не повела, зато сочла возможным  публично поддержать Навального» [11].

Интересно, что в последнем примере происходит нанизывание однотипных синтаксических конструкций, создающих отношение градации, при этом каждая последующая синтаксическая единица усиливает значение предыдущей, благодаря чему создается нарастание эмоционального напряжения. Таким образом, наиболее сильным эмоционально-оценочным значением обладает последняя синтаксическая единица «прослушивание союзников», оценочное значение которой усиливается благодаря интенсификатору «особенно», относимого Е.М.Вольф к «показателям высокой степени интенсификации»[4,с.163]. Данный интенсификатор особым образом характеризует позицию автора, подчеркивая преобладание политической установки над общечеловеческой: с общечеловеческой точки зрения, гораздо более сильными в плане эмоции и негативной оценки  являются две первых синтаксемы («расстрел мирных жителей», «зверские пытки в американской тюрьме»).

В приведенных примерах мы видим, что закон триады поддерживается также интенсификацией оценки с помощью лексики «разруха, руины, колоссальные потери, потрясли, сенсационные, зверские». Кроме того, интенсификация эмоции и оценки происходит  за счет эффекта обманутого ожидания (столкновение противоположных точек зрения): в первом примере выражен конструкцией: Казалось бы…..но, во 2м примере с помощью фразеологизма  «бровью не повела», который реализуется на уровне синтаксиса  конструкцией с союзом но\зато.

Располагаемые в самом начале СФЕ элементы ЭОБ позволяют привлечь внимание собеседника, создают особый настрой восприятия информации, тем самым играют важную роль в формировании смысловой структуры высказывания/СФЕ.

 В публицистическом тексте возможно также формирование оценочной рамки высказывания или сверхфразового единства, когда часть элементов ЭОБ располагается в начале высказывания/СФЕ, а часть в конце.

«Погода продолжает демонстрировать свой крутой нрав – нынешней зимой морозы пришли ­даже в те области, где климат всегда был умеренный. Когда за окном завывает ветер, а столбик термометра застыл сильно ниже нулевой ­«ватерлинии», как тут радоваться жизни? Как? От всей души – скажет вам любой житель Чукотки»[16].

Характеристика холодной погоды происходит посредством открывающего СФЕ метафорического выражения «демонстрирует крутой нрав», а затем посредством завершающего ЭОБ риторического вопроса, на который следует неожиданный ответ, выраженный фразеологизмом «от всей души». В данном СФЕ интенсификация эмоции и оценки также происходит за счет приема нарушенного ожидания/ противопоставления точек зрения.

 В следующем фрагменте интенсификация эмоции и оценки происходит посредством оценочной номинации «ошибка», троекратного повтора экспрессивных лексем, описывающих прежний основной признак протестующих с помощью прецедентных номинаций (сирые и убогие, нищие и обездоленные, униженные и оскорблённые). Завершается ЭОБ также   трехзвенным компонентом, из которых два первых компонента реализуются с помощью лексем(сытые и прикормленные), а третий компонент  выражен рядом присоединительных конструкций:

Ошибка думать, будто протест в современных реалиях делают сирые и убогие, нищие и обездоленные, униженные и оскорблённые. Это не совсем так. Или подчас совсем не так. Сегодня протест делают сытые и прикормленные — в том числе — те, кто живёт в достатке, а подчас и в излишествах. И им хочется ещё. Очень хочется. Или они просто заигрывают с толпой. Для лицедеев это вообще свойственно»[14].

В качестве модуса, предваряющего фактическую информацию, может выступать эмоционально-оценочный блок (характеризующий деятельность современных актеров), основу которого создает параллелизм вопросительных конструкций: Может, Меладзе, который ныл о тяготах артистов, создал нечто духоподъёмное? Может, Деревянко и Виторган сыграли в лентах, которые представили Россию в мире, и тот восхитился? Может, это большое искусство? Нет, это массовая культура самого дешёвого образца — культурка, которая дебилизирует общество, оскотинивает его, и общество это, изо дня в день откармливаемое на идиотских сериалах и программах, где идентифицируют ДНК, в конечном счёте, теряет и разум, и вкус. Порочный замкнутый круг. И актёры в нём играют в антинародном спектакле [14].

Как видно из приведенного фрагмента, элементы ЭОБ, группирующиеся в начале СФЕ, усиливают эмотивную силу высказывания, в то время как завершающий компонент блока заключает в себе оценочную характеристику актерской деятельности: «антинародный», «порочный».

В работах Н.Д. Арутюновой, Е.М.Вольф, В.Г.Гака [6,с.654; 4,с.149] отмечается преимущественное размещение модуса в препозиции к диктуму, однако в современных информационно-аналитических текстах элементы эмоционально-оценочного блока зачастую располагаются в конце фактической информации:«Различными мерами был поднят престиж науки. Всем вокруг вдруг стало ясно, что это приоритет страны и главная производительная сила экономики. Статус учёного в обществе поднялся до невероятных высот. Кто был «знаковой фигурой» советского общества до войны? Конечно, лётчик! А кто стал такой фигурой в 1950–1960-е годы? Конечно, физик!»[15].

Эмоционально-оценочный блок, следующий за фактической информацией, выражен с помощью параллелизма вопросительных и утвердительных конструкций, кроме того, интенсификатор «до невероятных высот» усиливает эмотивную силу всего СФЕ.

В следующем примере, элементы ЭОБ, содержащего характеристику современных актеров, располагаются в середине СФЕ (представлен номинацией «имеющие теплые ванны и клозеты) и в конце (выражен метафорой «артистические клопы»). Экспрессивная окраска усиливается благодаря параллелизму конструкций («не им…Не им…), а также стилистически маркированной лексике («прикрыть свои рты», «заткнуться», «до одурения»):

“Так что господам из шоу-бизнеса стоило бы прикрыть свои рты, как и их инстаграмы, потому что не им говорить о справедливости. Не им, «имеющим теплые ванны и клозеты»  Им же лучше бы заткнуться. Потому что народ наш терпеливый, но уж когда он не выдержит жди урагана, сметающего всё на своём пути. В том числе и маленьких артистических клопов, насосавшихся шальных денег до одурения”[14 ].

Эмоционально-оценочный элемент, характеризующий внутреннее состояние субъекта, в публицистическом тексте может помещаться в конце диктума, при этом его эмотивная сила также усиливается посредством присоединительных конструкций с союзом и: «Анастасия Проскурина рассказала, что ее зарплата — 25 тыс. руб. даже после 200-процентного повышения в соответствии с майскими указами президента 2012 года. И что ей предлагали перейти на полставки, чтобы снизить тот уровень зарплаты, с которого ее можно поднять на достойную высоту. И в общем она разочарована. И поделилась своей болью. И все это произвело, судя по всему, сильнейшее впечатление на Владимира Путина. Ему тоже стало больно»[10].

Введение эмоционально-оценочного элемента c интенсификатором-сильнейшее впечатление, стало больно - посредством присоединительных конструкций придает всему фрагменту особую динамику и напряженность. Присоединительные конструкции, будучи «синтаксически  несамостоятельными отрезками текста, но предельно самостоятельными интонационно, оторванные от породившего их предложения, приобретают большую выразительность, становятся эмоционально насыщенными и яркими» [3, с.193].

В данном фрагменте интенсификация эмоции и оценки происходит также с помощью эпифоры (поделиться болью, стало больно), описывающей внутреннее состояние субъекта/субъектов. Как правило, эпифора характерна для поэтического текста, придает ему определенный лиризм. В контексте официально-деловой ситуации данный прием способствует появлению иронии, в том числе и с помощью лексических средств (слова категории состояния больно, предикат разочарована оказываются в одном ряду с лексикой официально-делового стиля (в соответствии с указами, перейти на полставки и т.д.)).

При этом в современных публицистических текстах можно отметить тенденцию, когда элементы ЭОБ, образующие рамку высказывания/СФЕ,  выражены лексемами, принадлежащими разным  функциональным стилям, что придает высказыванию или СФЕ дополнительную экспрессивную окраску: «От своего эргономичного ума российский медиакласс  не придумал лучшего способа гарантировать свое благосостояние, чем постоянно покрикивать на государство…Выкручивать руки, винить, требовать больше привилегий, денег и бонусов [13 ].

В данном примере характеристика российского медиакласса происходит с помощью компонентов ЭОБ, занимающих крайние позиции по отношению к фактической информации. СФЕ начинается с оценочного элемента «эргономичный» (имеет в словаре помету «книжн.») и завершается  оценочной триадой, которая включает фразеологизм с пометой «разговорн.» «выкручивать руки».

Кроме того, эмотивная сила ЭОБ может быть усилена за счет особого рода интенсификации оценочного значения лексических образных средств в непривычном контексте:

«Комик подвергся моментальной репрессии. К нему в комментарии пришли все, включая супругу сидящего под арестом протест-менеджера, и вывалили на него полагающиеся по такому случаю проклятия и обвинения – в продажности, в получении тридцати и более сребреников, «в желании стать акционером Газпрома» [13].

Фактическая информация данного фрагмента заключена в модусную рамку, состоящую из элементов, характеризующих негативные действия по отношению к герою описываемых событий. Модусная рамка открывается оценочной номинацией «комик» в сочетании  с принадлежащим официально-деловому стилю выражением «подвергнуться репрессии» и завершается троекратным повтором лексических единиц со значением «продажность», к которым относятся модифицированный фразеологизм «тридцать и более сребреников», а также образная номинация «желание стать акционером Газпрома».

Казенных объяснений на этот счет всего два. Во-первых, ничего, мол, не поделаешь — сейчас во всем мире так. А во-вторых, сами виноваты - мы о вас хлопочем, предупреждаем, предписываем, а вы не слушаетесь и ведете себя по-разгильдяйски[12].

В приведенном фрагменте эмоционально-оценочная рамка (оценка объяснений  роста заболеваемости короновирусом), реализуется в самом начале СФЕ с помощью прилагательного «казенный», в значении «официальный». Данное прилагательное используется, кроме того, и в переносном значении, актуализируя значение «банальный». Заключительный компонент эмоционально-оценочной рамки реализуется с помощью приема противопоставления точек зрения/обманутого ожидания, интенсификации: троекратного повтора глагольных форм со значением «заботиться» (мы о вас хлопочем, предупреждаем, предписываем, а вы не слушаетесь), а также благодаря разговорному характеру используемой лексики (по-разгильдяйски).

Итак, в текстах современной информационно-аналитической публицистики ЭОБ играет важную роль в структуре СФЕ, что связано с жанрообразующими характеристиками данного вида публицистики – приоритет выражения авторской позиции по отношению к описываемым событиям и проблемам. Структурно-семантические отношения между компонентами ЭОБ могут принимать разные конфигурации в информационно-аналитических текстах: располагаться в начале или в конце СФЕ, но зачастую элементы ЭОБ занимают крайние позиции, образуя модусную рамку (термин В.Г. Гака) фактической информации СФЕ. ЭОБ формируется средствами экспрессивного синтаксиса, а также с помощью оценочных номинаций, фразеологизмов, метафор, синонимических повторов. В качестве интенсификации эмоции и оценки авторами публицистических текстов используются: лексемы-интенсификаторы, приемы столкновения противоположных точек зрения, обманутого ожидания, троекратный повтор в описании одного и того же денотата разными экспрессивными средствами. Особая экспрессия ЭОБ создается посредством столкновения в рамках высказывания/СФЕ лексических единиц разных функциональных стилей (стилистически маркированной лексики).


Список литературы

1. Бао Хун. Экспрессивный синтаксис с точки зрения коммуникативной грамматики // Коммуникативно-смысловые параметры грамматики и текста // М:Эдиториал УРСС,2002. - С.268-275.
2. Белякова Л.П. Аналитическая журналистика в системе информационного обеспечения инновационных проектов.Минск, 2013. - С.1-216.
3. Валгина Н.С. Синтаксис русского языка. М.,2003. – 416с.
4. Вольф Е.М. Интенсивность эмоций. Аффекты. Интенсификация и деинтенсификация // Функциональная семантика:оценка, экспрессивность, модальность. М., 1996. -С158-167.
5. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М:Айрис-пресс, 2006.- С.1-441.
6. Гак В.Г. Синтаксис эмоций и оценок // В.Г.Гак . Языковые преобразования. М: Языки русской культуры,1998.С.645-659.
7. Князева Н.В., Королькова Е.Е. К вопросу об экспрессивных синтаксических средствах языка // Филологический аспект, 4(48), апрель ,2019. - С.7-14.
8. Переверзева И.Н. Особенности реализации прагматического потенциала экспрессивных синтаксических конструкций в текстах научно-популярного стиля // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016,11(65): в 3-х ч. Ч.1. - С.142.
9. Филиппова А.В. Структурно-семантический анализ коммуникативных единиц экспрессивного синтаксиса в интернет блоге Е.В.Гришковца // Балтийский гуманитарный журнал.2017. Т.6.N3 (20). - С.104-106.
10. Андрей Колесников. Никогда еще Владимир Путин не был так близок к зарплатам [Электронный ресурс]: Газета "Коммерсантъ" №24 от 11.02.2021, стр. 1. Режим доступа: html://www.kommersant.ru/doc/4683611 (Дата обращения: 11.02.2021)
11. Николай Любимов. 200 лет в застенках. Чего не простит американская элита Джулиану Ассанжу. [Электронный ресурс]: Газета «АиФ» N2 от 13.01.21. Режим доступа:https://aif.ru/gazeta/number/45441 ( Дата обращения: 13.01.21).
12. Сергей Шелин. Во что российские власти превратили борьбу с ковидом [Электронный ресурс]: Росбалт от 17.11.20, Режим доступа: https://tehnowar.ru/181446-Vo-chto-rossiyskie-vlasti-prevratili-borybu-kovidom.html?utm_source=redtram&utm_medium=referral&utm_camp (Дата обращения: 17.01.2021).
13. Виктор Мараховский. Они желают нам смерти: чем виноваты Лановой и Слепаков [Электронный ресурс] РИА Новости от 01.02. 2021. Режим доступа: https//ria.ru/20210201/protesty-1595527773.html (Дата обращения: 01.02.2021).
14. Константин Кудряшов. Нашего ума дело. Президент РАН - О месте России в мире наук. [Электронный ресурс]: Газета «Аиф» от 12.12. 2019. Режим доступа: https://scientificrussia.ru/articles/nashego-uma-delo (Дата обращения:12.12.2019).
15. Платон Беседин. За сколько вы, мастера культуры [Электронный ресурс]: REGNUM от 17.02.2021. Режим доступа: https://regnum.ru/news/polit/3193457.html (Дата обращения:17.02.2021)
16.Марина Шнайдер. Северяне-фаталисты [Электронный ресурс]: Газета «АиФ» от 03.02.2021. Режим доступа: https://aif.ru/societypeople/severyane_-_fatalisty_uchyonyy_s_chukotki_perezhil_10_napadeniy_belyh_medvedey (Дата обращения: 03.02.2021).

Расскажите о нас своим друзьям: