Теория языка | Филологический аспект №02 (106) Февраль 2024

УДК 811.11-112

Дата публикации 29.02.2024

Эмотиконы и знаки препинания: сочетание графем и последовательность их расположения в тексте

Лохов Сергей Николаевич
старший преподаватель кафедры русского языка и общего языкознания, Иркутский государственный университет, Иркутск, Россия, sn-2811@yandex.ru
Комарова Людмила Леонидовна
студент, Иркутский государственный университет, Иркутск, Россия, spsc51@yandex.ru

Аннотация: Работа посвящена исследованию правил функционирования эмотиконов в тексте. Актуальность обусловлена необходимостью заполнить лакуны при изучении грамматической системы русского языка и определена потребностью представить логически и системно обоснованные правила употребления эмотиконов в тексте в сочетании с буквенными графемами и разделительными знаками препинания. Теоретическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты вносят вклад в решение актуальных проблем языкознания, которые связаны с изучением функциональных, коммуникативных, прагматических и стилистических аспектов современной речи. Изучен генезис эмотиконов (текстовые – рисованные – анимированные) и выявлены причины трансформации их внешнего облика. Зафиксировано расширение сферы употребления эмотиконов. Впервые описаны правила употребления эмотиконов в сочетании с запятой. Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в ходе преподавания теории коммуникации, пунктуации, социолингвистики, графики и т.д.
Ключевые слова: эмотиконы; знаки препинания; запятая; пунктуация; графика.

Emoticons and punctuation marks: the combination of graphemes and the sequence of their location in the text

Lokhov Sergey Nikolayevich
senior lecturer, Department of Russian Language and General Linguistics, Irkutsk State University, Irkutsk, Russia
Komarova Ludmila Leonidovna
student, Irkutsk State University, Irkutsk, Russia

Abstract: The work is devoted to the study of the rules of functioning of emoticons in the text. The relevance of the research is due to the need to fill in the gaps in the study of the grammatical system of the Russian language and is determined by the need to present logically and systemically sound rules for the use of emoticons in the text in combination with alphabetic graphemes and punctuation marks. The theoretical significance of the work lies in the fact that the obtained results contribute to solving topical problems of linguistics, which are associated with the study of functional, communicative, pragmatic and stylistic aspects of modern speech. The genesis of emoticons (text – drawn – animated) has been studied and the reasons for the transformation of their appearance have been revealed. The expansion of the sphere of use of emoticons has been recorded. For the first time, the rules of using emoticons in combination with a comma are described. The practical significance of the research lies in the fact that the results obtained can be used in the teaching of communication theory, punctuation, sociolinguistics, graphics, etc.
Keywords: emoticons; punctuation marks; comma; punctuation; graphics.

Правильная ссылка на статью
Лохов С.Н., Комарова Л.Л. Эмотиконы и знаки препинания: сочетание графем и последовательность их расположения в тексте // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2024. № 02 (106). Режим доступа: https://scipress.ru/philology/articles/emotikony-i-znaki-prepinaniya-sochetanie-grafem-i-posledovatelnost-ikh-raspolozheniya-v-tekste.html (Дата обращения: 29.02.2024)

В современной письменной практике в связи с общей «цифровизацией» общества, а также с отдельными психологически обусловленными причинами всё чаще встречаются символы, которые помогают пишущим выразить свои эмоции. Если ранее для этой цели использовались знаки препинания (вопросительный и восклицательный знаки, многоточие, кавычки как сигнал переносного или ироничного употребления слова и т.д.), то сейчас носителю языка не всегда достаточно только пунктуационных графем для полноценного выражения своих эмоций на письме, поэтому он активно начинает применять другие типы небуквенных знаков, в частности, эмотиконы (англ. emoticonemotion icon – ‘иконка с эмоцией’) – «символ, состоящий из последовательности знаков письма (букв, цифр, знаков пунктуации и т.д.), обозначающий какое-либо понятие или эмоциональное отношение в письменной речи» [1, с. 128].

Эмотиконы существуют в границах предложения и поэтому непосредственно сопутствуют как словам, так и знакам препинания. Если первоначально эмотиконы использовались для коммуникации в сети Интернет или посредством sms-сообщений, то сейчас они значительно расширили сферу употребления и фиксируются в городском письме (вывески, баннеры, щитовая реклама), в интернет-СМИ и даже в некоторых печатных изданиях.

При этом эмотиконы представляют собой малоизученную область русской графики, а отсутствие общепринятых правил по совместному употреблению эмотиконов с другими графемами приводит к хаотичной расстановке знаков и широкой вариативности использования единиц. Таким образом, актуальность исследования определяется назревшей необходимостью представить логически и системно обоснованные правила употребления эмотиконов в тексте в сочетании с буквенными графемами и знаками препинания.

В ходе работы установлено, что в письменной практике 1-й четверти XXI века встречаются три типа эмотиконов, отражающие генезис формальной стороны небуквенного знака (см., например, [2, с. 15]):

1) текстовые эмотиконы – комбинация пунктуационных знаков и других небуквенных графем, а также букв алфавита, как правило, латинского: :-) (радость, улыбка), :-( (грусть), :-E (злоба) и др.;

2) рисованные эмотиконы (эмодзи) – рисунки, дающие информацию об эмоции и не требующие последовательного набора пунктуационных и иных знаков: J (радость, улыбка), L (грусть) и др.;

3) анимированные эмотиконы – изображения, представляющие собой сложные коды, при правильном написании которых пользователь запускает анимацию: например, моргание прямо смотрящих глаз (= радость, улыбка), код анимации [img]https://reklama-no.ru/smiles/upset.gif[/img].

Установлено, что трансформация внешнего облика эмотиконов неотрывно связана с общей психологией человека как личности, а также с технологическим развитием общества.

Во-первых, в связи с тенденцией к экономии речевых усилий текстовые эмотиконы видоизменились и стали употребляться в сокращённом виде (редуцированные эмотиконы): :-) => ) (улыбка), :-( => ( (грусть) и др.

Во-вторых, инвентарь текстовых эмотиконов пополнялся, поэтому большое количество разнообразных комбинаций знаков естественно привело человечество к упрощённому варианту передачи эмоций при помощи рисованных эмотиконов. Данному процессу немало способствовала «цифровизация» современного письма, а именно выдвижение на первый план электронных форм коммуникации.

По этой причине на первое место вышли рисованные эмотиконы, которые являются иконическими знаками и не требуют от пишущего запоминания определённых комбинаций разного типа знаков (в отличие от текстовых эмотиконов) или специальных технических навыков (в отличие от анимированных эмотиконов).

Эмотикон – единица, только начинающая проникать в письменную форму существования русского литературного языка, следовательно, сочетание его со знаками препинания не регламентируется правилами правописания. Так, «Правила русской орфографии и пунктуации» под редакцией В. В. Лопатина описывают условия употребления лишь таких небуквенных знаков, как дефис, косая черта, апостроф и ударение, и содержат требования к сочетанию знаков препинания и последовательности их расположения в тексте [3, с. 97–100, 276–280]. В «Справочнике издателя и автора» А. Э. Мильчина и Л. К. Чельцовой критерии графического оформления текста с эмотиконами также не указаны.

Однако в связи с расширением сферы применения эмотиконов всё более актуальным становится вопрос о принципах их сочетания с пунктуационными знаками.

В работе М. Р. Нашхоевой «Взаимодействие пунктуационных знаков и эмотиконов в текстах форумов» представлен такой подход к решению обозначенной проблемы: «Постановка смайликов часто совпадает с постановкой пунктуационных знаков, так как они маркируют относительно законченные  по смыслу фрагменты»; «смайлы могут занимать позицию до или после знака препинания или пунктуационного комплекса, а также вместо него» [4, с. 324].

Другие исследователи предлагают конкретные рекомендации по оформлению сочетания эмотикона и знака препинания. Так, в «Ководстве» (проект Артемия Лебедева) указаны следующие критерии: «Смайлик отбивается от слова пробелом. Если после смайлика идёт знак препинания, он пробелом не отбивается. Точка после смайлика обычно не ставится. Смайлик может быть совмещен с обычной закрывающей скобкой (при условии, что она где-то открылась :-)» [5].

М. Ильяхов также является сторонником отделения эмотикона пробелом от предшествующего знака, однако категоричен в отношении комбинации точки и эмотикона: «после смайлика в конце предложения точка не ставится» [6]. Кроме того, в статье описана встреча графемы с другими конечными знаками препинания: «если нужен вопросительный или восклицательный знак – ставим смайлик после» [6].

Итак, веб-дизайнеры и редакторы предлагают следующие рекомендации по употреблению эмотиконов в тексте: 1) отделяются пробелом от предшествующего знака; 2) заменяют точку в конце предложения; 3) не исключают из предложения вопросительный или восклицательный знаки.

Научных исследований, в которых вопрос о правилах пунктуационного оформления текста с эмотиконами рассматривается подробно, нами не зафиксировано. Единственная работа, описывающая тенденции и закономерности по графическому оформлению встречи эмотикона и знака препинания, – это статья Михаила Боде «Смайлики в тылу пунктуации», размещённая на сайте онлайн-проекта «ГЗОМ»:

1) эмотикон отбивается пробелом от любого знака, поскольку является пиктографической единицей; кроме того, «будучи сочетанием типографских знаков, по большей части знаков препинания, смайлик, поставленный вплотную к точке или, например, восклицательному знаку, волей-неволей ассимилирует его» [7];

2) эмотикон заменяет точку, так как его наличие противоречит повествовательной интонации;

3) эмотикон ставится через пробел после многоточия, вопросительного и восклицательного знаков, так как относится ко всей фразе с её базовыми интонационными характеристиками.

Предложенные М. Боде рекомендации по употреблению пунктуационных знаков с текстовыми эмотиконами могут быть применены к рисованным (и при необходимости – к анимированным), поскольку текстовые и рисованные эмотиконы – это своеобразные графические синонимы: если ранее пишущий набирал на клавиатуре комбинацию знаков :-) для выражения эмоции радости, то сейчас он видит требуемый символ в ряду рисованных знаков, предложенных графическим редактором телефона, а компьютерная программа Microsoft Word автоматически заменяет комбинацию :-) на соответствующий эмотикон J.

Упорядочив и осмыслив предложенные Михаилом Боде рекомендации, можно утверждать, что носители языка, использующие эмотиконы, должны соблюдать следующие правила:

1) эмотикон заменяет точку и отделяется пробелом от последнего слова предложения;

2) эмотикон следует за восклицательным знаком, вопросительным знаком или многоточием и отделяется от них пробелом.

В ходе написания в 2021 г. ВКР Л.Л. Комарова проанализировала материалы форумов «Как я сообщила мужу о беременности», «Свадьба от А до Я» и «Эмоциональное насилие», из 1500 сообщений которых 959 записей (64 %) содержат не только эмотиконы, но и комбинации эмотиконов и знаков препинания. Выявлены следующие закономерности по употреблению пользователями форумов эмотиконов в финали предложения:

а) заменяют точку (84 %) и отделяются пробелом от последнего слова фразы (63 %);

б) следуют за многоточием и отделяются от него пробелом (86 %);

в) следуют за восклицательным знаком и отделяются от него пробелом (73 %);

г) следуют за вопросительным знаком и отделяются от него пробелом (70 %).

Зафиксированные результаты, отражающие реальность использования носителями языка эмотиконов, подтвердили актуальность и правомерность описанных рекомендаций по оформлению сочетания эмотиконов и разделительных конечных знаков препинания.

Письменная практика 1-й четверти XXI века демонстрирует не только расширение сферы функционирования эмотиконов, но и изменение их места в синтаксической единице, а именно проникновение из финали в интерпозицию предложения. Анализ текстов форумов позволил зафиксировать 37 сообщений, в которых эмотиконы употреблены в том месте предикативной единицы, где стоит или должен стоять такой разделительный знак середины предложения, как запятая.

В примерах наблюдаются разные способы употребления эмотиконов:

а) в 57 % случаев эмотиконы заменяют запятую (8 рисованных и 13 текстовых эмотиконов);

б) в 43 % сообщений зафиксировано сочетание эмотикона и запятой, причём в 13 примерах (81 %) эмотикон предшествует знаку препинания.

Употребление эмотиконов в сочетании с разделительными знаками середины предложения (в частности, запятой) или вместо них не описано в современной лингвистической литературе, то есть не регламентируется правилами и нормами. В связи с этим с учётом закономерностей и правил функционирования графической и пунктуационной системы русского языка впервые предлагаем следующие рекомендации по употреблению эмотиконов в сочетании с запятой:

а) эмотикон отделяется пробелом от предшествующего слова, поскольку не может употребляться безотрывно от буквенных графем;

б) эмотикон не поглощает запятую, так как выступает в предложении только в роли показателя дополнительного содержания сообщения и не может брать на себя функции знака препинания либо влиять на запятую с её основной задачей разделения частей предложения (ср.: «Суть в том, что мы не можем однозначно интерпретировать смайлик ни как знак препинания, ни как показатель эмоций – нормы не существует. Что имел ввиду автор (с какой интонацией он произносил про себя эту фразу), мы точно не знаем, и каждый волен интерпретировать это по-своему» [8]);

в) место эмотикона перед запятой: эмотикон – это финальный компонент части высказывания, закрепляющий эмоциональное отношение автора к передаваемой информации, поэтому запятая, отделяя или связывая части предложения, употребляется после эмотикона как после последнего компонента целостной содержательной части со всеми её эмоциональными характеристиками;

г) эмотикон не отделяется пробелом от запятой, поскольку русская пунктуация запрещает отрывать разделительные знаки середины предложения от предшествующего знака вне зависимости от типа графемы – буквенная (Было жарко, но ветрено) или небуквенная – цифра (У него номер 5, а у неё номер 3),  символ (У него 25 %, а у неё 27 %), пиктограмма (У него 100 $, а у неё 100 ₤) либо эмотикон (Я вам очень рад J, а вы мне почему-то нет L).

Таким образом, при сочетании эмотикона и одиночной запятой мы рекомендуем ориентироваться на следующие правила:

1) эмотикон отделяется пробелом от предшествующего слова;

2) запятая ставится после эмотикона и не отделяется от него пробелом.

Эмотиконы стали неотъемлемой частью коммуникации и активно функционируют в Интернете, в сфере рекламы, телевидения и СМИ. Предложенные рекомендации по сочетанию эмотиконов со знаками препинания (в том числе запятой) – это попытка логически и системно упорядочить новые тенденции в современной практике письма, что определяет научную новизну, практическую и теоретическую значимость исследования.

Более точное представление о принципах сочетания эмотиконов и знаков препинания и последовательности их расположения в тексте можно получить при детальном анализе, во-первых, комбинаций эмотиконов и выделительных знаков препинания (скобки, кавычки, двойная запятая, двойное тире) или других разделительных знаков середины предложения (двоеточие, одиночное тире, точка с запятой), а во-вторых, большего количества эмпирического материала как форумов разнообразной тематической направленности, так и городского письма, электронных СМИ и т.д., поэтому проблема, которой посвящено данное исследование, остаётся актуальной для современной науки.

 


Список литературы

1. Максимов А. А. Эмотиконы как способ выражения эмоций / А. А. Максимов, Н. М. Голубева // Проблемы и перспективы развития образования в России. – Новосибирск, 2015. – С. 126–130.
2. Белоусов К. И. Влияние пола и самооценки пользователей социальной сети на использование эмотиконов и эмодзи в процессе речевой коммуникации / К. И. Белоусов, И. А. Обухова // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. – Пермь, 2019. – Т. 11, вып. 3. – С. 5–18.
3. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В. В. Лопатина. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2020. – 432 с.
4. Нашхоева М. Р. Взаимодействие пунктуационных знаков и эмотиконов в текстах форумов / М. Р. Нашхоева // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2011. – С. 321–327.
5. Лебедев А. Знаки препинания в нестандартных ситуациях: смайлики [Электронный ресурс] / А. Лебедев. – 2019. – Режим доступа: https://www.artlebedev.ru/kovodstvo/sections/143/#17 (дата обращения: 22.02.2024).
6. Ильяхов М. Как правильно сочетать смайлики и знаки препинания в конце предложения [Электронный ресурс] / М. Ильяхов. – 2012. – Режим доступа: https://bureau.ru/soviet/20120310/ (дата обращения: 22.02.2024).
7. Боде М. Смайлики в тылу пунктуации [Электронный ресурс] / М. Боде. – 2020. – Режим доступа: https://gzom.ru/kak-nado/smajliki-v-tylu-punktuatsii/ (дата обращения: 22.02.2024).
8. Кронгауз М. А. Самоучитель Олбанского [Электронный ресурс] / М. А. Кронгауз. – М.: Изд-во АСТ, 2013. – 412 с. – Режим доступа: https://culture.wikireading.ru/amp36150 (дата обращения: 22.02.2024).

Расскажите о нас своим друзьям: