Литература народов стран зарубежья | Филологический аспект №12 (80) Декабрь 2021

УДК 82-2

Дата публикации 30.12.2021

Драма при дворе Карла 1 Стюарта

Зонина Нина Владимировна
Кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка в сфере философии и социальных наук, Санкт-Петербургский государственный университет, РФ, г. Санкт-Петербург, ninazonina@yahoo.com

Аннотация: В статье затрагивается малоизученная тема придворной английской драмы периода правления Карла 1 Стюарта. Автор рассматривает устоявшееся отношение к драме при дворе Карла 1 исключительно как к забаве придворно-аристократического круга, упадочнической по своему духу, потерявшей связь с действительностью. Однако история придворной драмы, изучение ее репертуара и анализ пьес придворных драматургов тех лет позволяют автору утверждать, что подобное представление о придворной драме является упрощенным и неверным. Придворная драма того периода, как и профессиональная драма, отражала все процессы, происходившие в обществе, и проблемы, волновавшие общество в сложнейший период истории Англии, какими являлись годы правления Карла 1.
Ключевые слова: Карл 1, придворная драма, Б.Джонсон, театр, власть и долг

Drama at the court of Charles 1 Stuart

Zonina Nina Vladimirovna
PhD in Philology, Associate Professor of the chair of English language in the sphere of Philosophy and Social sciences, St.Petersburg state university, Russia, St.Petersburg

Abstract: The article touches upon the little-studied topic of the English court drama of the reign of Charles 1 Stuart. The author considers the established attitude to the drama at the court of Charles 1 exclusively as a fun of the court-aristocratic circle, decadent in its spirit, lost touch with reality. However, the history of court drama, the study of its repertoire and the analysis of plays by court playwrights of those years allow the author to assert that such an idea of court drama is simplistic and incorrect. The court lady of that period, as well as the professional drama, reflected all the processes that took place in society and the problems that worried society during the most difficult period of the history of England, which were the years of the reign of Charles 1.
Keywords: Charles 1, court drama, B.Johnson, theater, power and duty

Правильная ссылка на статью
Зонина Н.В. Драма при дворе Карла 1 Стюарта // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2021. № 12 (80). Режим доступа: https://scipress.ru/philology/articles/drama-pri-dvore-karla-1-styuarta.html (Дата обращения: 30.12.2021 г.)

«Если мы рассмотрим Карла I во главе его двора и в кругу семьи, то нам трудно будет вообразить характер более почтенный и в то же время более привлекательный. Нежный муж, заботливый отец, добрый господин, верный друг. Карл также обладал тонким вкусом во всех изобразительных искусствах, и имел неплохие литературные способности» [2, с.262]. Такие художники, как Рубенс и Ван Дейк, много лет работавшие при дворе Карла 1, называли его величайшим любителем живописи среди всех государей мира.

Однако до недавнего прошлого Карла 1 и его двор было принято описывать как «сообщество людей, ожидающих своего конца и изысканно потягивающих яд» [4.с. 161]. Под ядом подразумевался придворный театр, который для обреченной на гибель аристократии под натиском грядущих катаклизмов являлся «способом убежать от проблем, выдвигаемых политической обстановкой, и средством культивирования своей утонченности» [4, с. 161] Эпитеты «элитарная», «искусственная», «упадочническая» надолго прикрепились к придворной драме.

Представление о придворной драме лишь как о праздной забаве пресыщенного придворно-аристократического круга является упрощенным и неверным. Придворная драма и драма общедоступного театра выросли из одной колыбели: народных праздников и обрядов, религиозных действ, таких, как миракли и мистерии.

Специфика придворных спектаклей заключалась в том, что они были в основном любительскими: от авторов пьес до исполнителей. Из 1200 английских пьес, написанных за период с 1590 по 1642 гг., 256 принадлежали перу драматургов-дилетантов для придворной и университетской сцен [6, с.20]. Такие драматурги обычно творили по заказу к определенным датам, праздникам и событиям. Они, как правило, были выходцами из аристократических семей, и сочинительство для них являлось увлечением и честью, а не профессиональной деятельностью, к которой они относились с пренебрежением. Профессионалы отвечали им тем же: «Слишком уж они походят на Овидия и его Метаморфозы и слишком много они болтают о Прозерпине и Юпитере. Наш парень Шекспир переплюнет их всех, да и Бен Джонсон тоже» [8, с.70].

Постановки на придворной сцене также в основном являлись любительскими: роли в них исполняла придворная знать и иногда члены королевской семьи - в придворных спектаклях в роли прекрасной дамы на сцену любила выходить Генриетта-Мария, супруга Карла 1.

Распространенной была практика приглашать для участия в дворцовых представлениях профессиональных актеров, чаще всего из театра «Блэкфрайэрс», а то и всю труппу со своими спектаклями. Эта традиция, введенная Елизаветой, нередко используется в пьесах профессионалов: классический пример – сцена прибытия актерской труппы в замок Эльсинор и исполнение ею пьесы «Убийство Гонзаго». Тесная связь между профессиональным театром и придворным продолжалась и во времена Стюартов: за сезон 1611-1612 гг. из 38 спектаклей, данных при дворе Якова 1, 23 были показаны труппой Р. Бербеджа [3, с. 112]. При дворе Карла 1 часто приглашенным автором был Бен Джонсон, ведущий английский драматург, актёр, первый поэт-лауреат, получивший это звание от Якова 1.

Коронованные особы также нередко посещали городские театры: Елизаветы 1 предпочитала «Блэкфрайэрс», а супруга Карла 1, Генриетта-Мария, - «Кокпит».

Излюбленным придворным драматургическим жанром в правление первых Стюартов: Якова 1 и Карла 1 - были «маски – пышные пьесы-зрелища, полные аллегорий на сюжеты античной мифологии. Однако и этот придворный жанр нельзя отрывать от процесса развития национального английского театра: ему отдали дань многие признанные мастера английской драмы XVI-ХVII вв., включая Шекспира. Б.Джонсоном написано и лично поставлено 25 «масок», к сочинительству которых он относился также серьезно, как и к пьесам: «Недостойно было бы то зрелище, которое стремилось бы к простой забаве. За видимой сиюминутностью и легкостью изложения должно просвечивать важное и глубокое учение » [1, с. 139].

К этому стремится и придворная драма, затрагивая важные, особенно в кризисные годы правления Карла 1, вопросы о сути и характере королевской власти, долге правителя перед подданными и его ответственности за страну.

Двор Карла 1 являл собой картину столь же противоречивую, как и все английское общество. Аристократия, составлявшая придворное общество, не была монолитна в своих пристрастиях и взглядах на внешнюю и внутреннюю политику короля и политическую ситуацию в стране и пыталась сказать свое слово. Придворная драма, авторами пьес которой являлись в основном представители высшей аристократии, была тем форматом, который позволял выразить свое отношение и взгляды на ситуацию в стране. Новое увлечение при дворе «романтической драмой» с ярко выраженным мотивом платонической любви предоставил приемлемую форму для выражения в довольно смелой и откровенной форме оппозиционных взглядов.

Показательна в этом плане пьеса Р. Давенпорта «Король Джон и Матильда» (1634) [10, с.62], отражавшая антикатолический взгляд на религию, права граждан, правление монарха. Король навязывает народу папского легата, чтобы контролировать непокорных баронов, оппозиционно настроенных к единовластному правлению сюзерена, не способного контролировать свои чувства, погрязшего в похоти, осквернившего церковь и страну. Все его преступления идут от пренебрежения «Хартией вольностей» 1215 года, обеспечивавшей равновесие между правами короля и его подданных. Пьеса недвусмысленно нацелена на единоличное правление Карла 1 и его приверженность к католицизму.

Смело обсуждаются вопросы взаимоотношения власти и общества в пьесе У. Картрайта «Королевский раб» (1636) [10, с.78]. Действие происходит в Персии, олицетворявшей деспотическое государство. Король страны Арзамнес захватывает в плен греков, которые обречены на казнь. Согласно обычаю, перед казнью одного из них, по имени Крадантер, делают шутовским королем на 3 дня. В течение этих дней он может управлять страной. Его правление отличается мудростью, ответственностью и благородством. За три дня он преображает королевский двор, проявляя у придворных достойные и добродетельные качества. Он заключает мир с Грецией и предотвращает бунт рабов. Он завоевывает расположение королевы и любовь народа. В пьесе звучит поистине революционная идея: истинный правитель не тот, кто получил власть от рождения, а тот, кто использует ее в высших целях, на благо страны.

Смелой и яркой придворной драмой того периода является «Арагонская королева» У. Хэбингтона (1640) [12, с. 59]. Он вкладывает в уста своих героев идеи оппозиционного дворянства о власти и ответственности монарха перед народом. На романтическом фоне соперничества 3-х благородных дворян за право любить и быть избранником королевы Арагоны драматург касается серьезных политических вопросов: от выбора королевы зависит процветание и даже независимость страны. Правитель не имеет права забыть о долге перед народом, подчинив его своим страстям. В королеве долг боролся со страстью, и долг победил: она отдает предпочтение Декастро, верному министру, одобренному народом, понимая, что без любви народа невозможно его повиновение и никакая тирания не способна сохранить монарху его власть. В основе отношений между монархом и его подданными должен лежать не страх и слепая покорность последних, а любовь как результат взаимного уважения прав друг друга. Все эти идеи звучали в унисон настроениям, царившим в стране. Пьеса приобретает особый смысл, если учесть, что ее первое представление при дворе состоялось 9 апреля 1640 г. всего за 4 дня до открытия парламента, названного впоследствии «коротким», в котором видели идеал «великого единения и любви, которые должны существовать между королем и его подданными». [7, с. 74]. Однако надежды не оправдались и «единения» не произошло. Поэтому еще острее касается темы власти и короны в самый канун гражданской войны Дж. Денем в пьесе «Софи» (1642) [11, с. 92]. Место действия вновь деспотическая Персии – негативный символ абсолютной власти, которая практически является синонимом насилия и разорения своего народа. Монарх угнетал народ, обложил купцов непосильными налогами, чтобы вести кровавые и опустошительные войны. Двор правителя кишит бесполезными, завистливыми советниками, оградившими монарха от народа и честных придворных, вынужденных покинуть королевский двор. Персия никого не могла ввести в заблуждение, так как в ней зеркально отражала ситуацию тех лет в родной Англии, где купцы подвергаются вымогательству и притеснениям, и их гневные речи звучат в это время в английском парламенте. Бесправие народа, огромные налоги, часто беззаконные, как, например, «корабельные подати», война с Шотландией, церковная прокатолическая политика архиепископа Лода, влияние ближайших советников короля в лице того же Лода и графа Страффорда, ратовавших за снятие с монарха любых ограничений его правления – таков был богатый материал, послуживший прообразом далекой Персии. Пьесой «Софи» фактически завершается история придворного театра, который прекратил свою деятельность в связи с началом в том же 1642 г. гражданской войны, завершившейся казнью короля Карла 1 Стюарта. В том же году 2 сентября 1642 г. указом английского парламента были закрыты все театры Англии, на многие годы остановив развитие английской драматургии.

Анализ драмы при дворе Карла 1 Стюарта опровергает обвинение ее в «упадничестве» и «развлекательности». В годы наивысшего драматизма и обострения всех противоречий в стране придворная драма, как и профессиональная, демонстрировала активную социально-политическую позицию. Придворная драма, несомненно, является неотъемлемой частью сложного мира английской драмы XVIIв.

 


Список литературы

1. Аксенов И.А. Елизаветинцы. М.,1938. С.57.
2. Юм Д. Англия под властью дома Стюартов. Том I. С-Петербург. 2001. С.562
3. Мюллер В.К. Драма и театр эпохи Шекспира. Л., 1925. С.112
4. Leech C. Shakespeare’s tragedies and other studies. London. 1950. P.161.
5. Bently G.E. The profession of dramatist in Shakespeare’s time. Prinston 1971..18
6 Butler M. Theatre and crisis 1632-1642. Cambridge.1984. P.74
7. Leishmann J.B. The three parnassus plays. London.1949. P.70

Список источников

8. Cartwright W. The Royal Slave [Электронный ресурс]: https://www.oxfordscholarlyeditions.com (дата обращения: 07.10.2019)
9. Davenport R. "King John and Matilda"[Электронный ресурс]: https://search.proquest.com (дата обращения: 17.06.2019)
10. Denham J. The Sophy. Sir John Denham, The Sophy: Two 17th Century Plays, Volume II [Электронный ресурс]: https://www.goodreads.com (дата обращения: 12.08.2019)
11. Habington.W. The Queen of Aragon. A select collection of old plays [Электронный ресурс]: https://books.google.com (дата обращения: 12.08.2020)

Расскажите о нас своим друзьям: