Журналистика | Филологический аспект №2 (22) Февраль, 2017

УДК 070.15

Дата публикации 03.02.2017

Дагестанская социальная реклама как форма противодействия терроризму

Магомедов Гамид Абдуллаевич
Дагестанский государственный университет, г. Махачкала

Аннотация: Статья посвящена проблеме эффективности воздействия на получателя информации социальных рекламных роликов. Значимость поднятой темы определяется актуальностью роликов антитеррористической направленности. В тексте приведены примеры из практики использования таких роликов в дагестанских СМИ.
Ключевые слова: реклама, терроризм, контент, журналистика, ролик, эффективность

Dagestani social advertising as a form of counter-terrorism

Magomedov Gamid Abdullaevich
Dagestan State University, Makhachkala

Abstract: The article discusses the use of social advertising anti-terrorism rhetoric. The text gives examples of the practice of using such media clips in Dagestan.
Keywords: advertising, terrorism, content, journalism, video, efficiency

Чаще всего государство выступает инициатором диалога с обществом, формирует социально-рекламный заказ. В обществе всегда встречаются  неразрешимые проблемы, а степень их остроты можно смягчить, апеллируя непосредственно к обществу.

Таким образом, в Дагестане республиканская власть является основным заказчиком социальной рекламы. Регулирование заключается в том, что власть выступать крупным заказчиком социальной рекламы, предоставлять свободный эфир.

Остановимся на наиболее популярных каналах распространения социальной рекламы в Дагестане:

  • Аудиальная реклама на радио. Радио используется в меньшей степени чем другие средства массовой информации. По радио передаются призывы к молодым людям, которые по тем или иным причинам оказались по другую сторону и не успели совершить противозаконные действия. Из более 20 радиостанций, действующих на территории Дагестана, такую работу ведут только единицы.
  • Аудиовизуальная реклама. Телекомпании, вещающие в республике Дагестан, активно используют рекламные ролики антитеррористической направленности. В частности, объем трансляции такой рекламы на республиканском государственном спутниковом канале составляет около 20 минут ежедневно. Это только рекламные ролики.
  • Визуальная реклама. В Дагестане зарегистрировано около 300 периодических изданий. Фактически, с определенной вероятностью, издается чуть больше половины. Из них статус республиканских имеют 14 государственных и 6 частных газет. С разной периодичностью в прессе размещаются материалы антитеррористической направленности. Авторами таких материалов чаще выступают сами журналисты, ученые или общественные деятели. Крайне редко можно прочитать мнения чиновников.

Визуальные образы в социальной рекламе имеют различные формы.

Можно выделить очень большое количество методов реализации социальной рекламы: фотографии, плакаты, клипы (слоганы), щиты, листовки, значки и другая атрибутика, эмблемы на товарах, граффити и др. За несколько последних лет в республике вышло в свет несколько книг публицистического характера, где в документальной форме подается материал о более значимых событиях в жизни дагестанцев. В их числе можно назвать две книги корреспондента 1 канала в Дагестане Алика Абдулгамидова «Крах операции скорпион. Хроника кизлярских событий» и «Новолакский рубеж» – о героическом подвиге липецкого ОМОНа и дагестанских милиционеров, которые в многократном численном меньшинстве в течение суток отбивали атаки банды международных террористов, вторгшихся в Дагестан с территории сопредельной Чеченской республики в августе 1999 года. За первую книгу автор был удостоен престижной журналистской премии Артема Боровика и Государственной премии Республики Дагестан.

Говоря о других методах подачи социальной рекламы можно остановиться на нескольких, которые чаще остальных используют в республике.

Клипы – самый распространенный метод социальной рекламы в Дагестане. Многие из них изготовлены не столько профессионально, сколько оперативно. Особенностью дагестанских клипов является то, что они совмещают в себе многие информационные жанры. Чаще всего их демонстрируют государственные телевизионные компании перед началом информационных программ и после их окончания.[1]

Листовки – как форма социальной рекламы использовалась единожды, где они несли информирующий и призывающий характер. Родственники погибших милиционерам информировали «лесных», что кара неизбежна, о том, что сформирована группа мстителей из числа родственником милиционеров.

Фотография стала неотъемлемым элементом социальной рекламы. Она придает ощущение большей достоверности тексту. Она встречается практически во всех печатных изданиях. У читателей газет возникает ощущение причастности к событиям, изображенным на фотографии. Нужно отметить, что чрезмерно откровенные фотографии отталкивают читателя. Газеты не должны публиковать такие кадры, тела погибших – не лучший предмет для праздного любопытства.

Что касается социального плаката, очень эффективного решения, который бы информировал и создавал негативный образ террористов у населения и способствовал настрою на искоренение негатива, способствовал бы формированию установок, идей, этических принципов, убеждений в дагестанской социальной рекламе практически не используется.

По данным социологов (результаты реализации гранта Главы Дагестана «Факторы радикализации религиозного сознания в молодежной среде», приведенные в газете «Новое дело») за последние шесть лет процент верующих среди молодежи вырос на 15% и достиг 95%, более 50 % из которых придерживаются  фундаментализма. На вопрос заданный фундаменталистам: «Как вы считаете, нормы шариата выше законов государства?» утвердительно отвечают 58,1%. На вопрос о том, будут ли они повиноваться государству, если его законы противоречат вере, 27,9% ответили «нет». Очень интересны результаты опроса о причинах террористической активности «ваххабитов» в Дагестане. 59,1% усматривают причину этого явления в реализации интересов зарубежных организаций за деньги «людьми без веры». 30,1% объясняют это «просто бандитизмом». 9,7% считают, что это протест дагестанцев, которых чем-то «обидела власть». И только 7,3% считают, что это защита «истинной религии мусульман». На вопрос  «Почему молодые люди уходят в лес?» респонденты дают следующие ответы -«желание заработать» -34,4%, «случайные обстоятельства, желания почувствовать силу, романтику» -33,1%,  «бандитские побуждения» -16,5%, религиозный фактор -7,8%, борьба за социальную справедливость -4,4%.[2]

Результаты опроса, проведенного проф. Билаловым М.И., дают такую статистику: «социальные» и «религиозные» ответы на вопрос о причинах неповиновения государству находятся в пропорции 6 к 11. Если выразить в процентах, то религиозная мотивация — 27,9%; социально-правовая — 49,3% (если закон не выполняется — 8,8%, если закон несправедлив — 28%, если закон будут нарушать прокуратура, суды, милиция — 12,5%). Только 7,3% опрошенных готовы к безусловному выполнению требований закона.

Тем не менее, весь спектр деятельности СМИ и социологических структур, чьи выводы публикуются в прессе, выполняют определенные функции.

Информационная функция

  • Информирование граждан о наличии определенной социальной проблемы (терроризма) и привлечение к ней внимания.

Экономическая функция

  • Социальная реклама в долгосрочной перспективе экономически выгодна государству, поскольку устранение проблем терроризма ведет к стабилизации общества и благосостоянию государства.

Просветительская функция

  • Пропаганда определенных социальных ценностей, объяснение проблемы терроризма, источника проблемы и пути решения.

Социальная функция

  • В нашей республике эта функция направлена на формирование общественного сознания, а также изменение поведенческой модели по отношению к конкретной социальной проблеме, чаще на определение установок по отношению молодых людей к терроризму.

Эстетическая функция

  • В дагестанской социальной рекламе эстетическая функция имеет скорее негативный характер, чем позитивный.

В Дагестане даже во времена реализации грандиозного проекта, содержание которой говорит само за себя «Дагестан- территория Анжи». Потратили большие деньги частного инвестора. Купили звезд мирового футбола, Молодежь сплотили вокруг новой идеи. Но, к сожалению, все рухнуло.

Современную дагестанскую социальную рекламу можно классифицировать по следующим основаниям:

  • субъект социальной рекламы – реклама деятельности государственных институтов;
  • объект социальной рекламы – общечеловеческие, религиозные, патриотические,
  • цель социальной рекламы – профилактика, информирование, предложение способов решения проблемы, формирование и закрепление социально одобряемых моделей поведения;
  • масштаб деятельности социальной рекламы – региональный;
  • концентрация на целевой аудитории – избирательная и массовая;
  • характер воздействия социальной рекламы -рациональная – обращается к разуму представителей целевой аудитории и приводит аргументы и эмоциональная – обращается к их чувствам, эмоциям, переживаниям;
  • форма социальной рекламы – статья, клип, слоган, и т.д.).

К сожалению, в Дагестане доминирует формальный подход к социальной  рекламе, хотя общеизвестно, что она может быть эффективным инструментом социальной политики и давать зримые и важные для общества практические результаты. При регулировании социальной рекламы нужно исходить из того,  что может сделать государство для того, для мобилизации общества на решение проблем терроризма.

Что касается рекламных кампаний в Дагестане, то приходится констатировать, что рекламисты не всегда учитывают психологическую структуру восприятия рекламы дагестанцами. Информационная среда перенасыщена повторяющейся однообразной рекламой, что вызывает у потребителя желание избегать ее воздействия.

Известно, что в социальной рекламе важно фокусировать усилия на нескольких наиболее важных направлениях, проводя сосредоточенные массовые кампании. Увы, дагестанская реклама многогранна и расплывчата. Заказы на производство – трансляцию государственной социальной рекламы монополизированы. Идейный и креативный уровень рекламы оставляет желать лучшего.


Список литературы

1. Магомедов Г.А. Формирование имиджа в СМИ. Научные труды SWorld. –Одесса, 2014. Т.20
2. Билалов М.И. Факторы радикализации религиозного сознания в молодежной среде// «Новое дело» от 22.02.2013

Расскажите о нас своим друзьям: