Теория языка | Филологический аспект №4 (24) Апрель, 2017

УДК 811.111

Дата публикации 24.04.2017

Частотные словари как способ формирования языковой компетенции

Жилина Ирина Анатольевна
Воронежский институт МВД России, г. Воронеж

Аннотация: В статье рассматриваются возможности использования частотных словарей на занятиях по английскому языку, дается краткий обзор существующих частотных словарей.
Ключевые слова: частотный словарь, частотные списки, коммуникативная компетенция

Frequency word bookS as the method of creation language competence

Zhilina Irina Anatolievna
Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia, Voronezh

Abstract: The article explores the possibilities of English frequency dictionaries; also the survey of frequency dictionary is given.
Keywords: frequency dictionary, frequency lists, communicative competence

Языковая компетенция – это способность понимать и воспроизводить огромное количество предложений с помощью изученных правил. В данной статье мы бы хотели рассмотреть, как это сделать с помощью частотного словаря.

В настоящее время человечество активно использует информационные и интерактивные технологии. Информационное общество характеризуется тем, что подавляющее большинство населения работает в сфере переработки, хранения и накопления информации, а информация, сохранившаяся до текущего времени, представляет собой тексты на естественных языках.

Кроме того, в настоящее время общество находится в фазе глобализации, это означает, что активнее развиваются и укрепляются экономические, культурные и другие связи между различными государствами. Этот факт требует от выпускника любого вуза владеть иностранным языком на таком уровне коммуникативной компетенции, достаточного для использования его в профессиональной и научной деятельности, перед ним стоит задача быстрого усвоения и переработки информации. Как показывает практика, это не всегда достижимо, особенно для выпускника неязыковой образовательной организации.

Все мы знаем, что процесс изучения иностранного языка является трудоемким, поэтому очень важно, чтобы обучаемый не терял мотивацию к этому процессу. В начале обучения иностранному языку перед обучающимся стоит задача пополнение словарного запаса, создание профессионального терминологического минимума. Огромное количество ненужной лексики (особенно на начальном этапе изучения языка) может замедлить процесс изучения иностранного языка. В повышении эффективности изучения новых слов может помочь частотный словарь.

Частотный словарь включает в себя те слова или другие лингвистические единицы (словоформы, словосочетания), которые зарегистрированы составителем в обследованных им текстах (или тексте). При этих словах, словоформах и т.д. указываются частоты их употребления в данных текстах (тексте) [1, с. 5].

Частотный словарь уже зарекомендовал себя в качестве хорошей базы дидактических материалов для преподавателя, об его использовании в обучении уже говорилось в работах [3, 4]. Частотные словари хороши тем, что помогают преподавателю оптимизировать процесс отбора учебного материала, в частности лексики, как профессионально ориентированной, так и базовой.

Наиболее эффективна работа частотного словаря при обучении чтению профессионально ориентированной литературы, так как преподаватель сам может составить частотный терминологический минимум, необходимый для изучения, воспользовавшись программами для создания частотных словарей [5], или использовать готовый словарь, но предварительно выбрав необходимую лексику.

Одним из первых проблемой частотных словарей английского языка занялся Э. Торндайк. Под его редакцией вышли The teacher’s word book [10] и A Semantic Count of English Words (совместно с И. Лорджем) [9]. The teacher’s word book составлен на основе текстов классической английской литературы, Библии и детской литературы. Данный словарь будет полезен для изучения базовой и социально-культурной лексики английского языка.

Ранее бытовало мнение, что частотные словари не так хороши для развития коммуникативной компетенции [2]. На сегодняшний день появляются частотные словари, которые могут частично решить эту проблему. Например, Word Frequencies in Written and Spoken English [7], этот словарь составлен на основе Британского национального корпуса, включает в себя самые разные слова, в том числе и разговорные. В словаре представлены тематические списки слов, отдельные списки по частям речи, а также списки разговорных и письменных слов английского языка. Данный лексикографический проект интересен тем, что в нем объясняется разница в значениях слов между разговорным и письменным языком. Использование данного частотного словаря позволяет преподавателю существенно оптимизировать процесс отбора лексики к занятиям.

Также преподавателям английского языка будет интересен A Frequency Dictionary of Contemporary American English: Word Sketches, Collocates, and Thematic Lists [6]. Словарь на основе корпуса современного американского английского языка (COCA), в словарь также включены тематические списки слов, например, «Семья», «Спорт» и т.д. Особенно полезной может быть информация про отличие британского английского и американского английского языков. Данный словарь может стать источником для создания собственных дидактических материалов, которые смогут активизировать процесс обучения студентов. Данные материалы помогут сэкономить время, потраченное на изучение лексики, а также стать источниками для самостоятельного обучения студентов.

Частотный словарь может помочь также при изучении грамматики иностранного языка, в частности морфологии. К примеру, с помощью A frequency dictionary of English morphemes [8] можно создавать собственные дидактические материалы и частотные списки для изучения самых продуктивных суффиксов и приставок английского языка.

Таким образом, частотный словарь помогает разрешить часть проблем, связанных с преподаванием иностранного языка. Во-первых, активизируется познавательная деятельность учащихся, во-вторых, экономия времени, в-третьих, повышается эффективность занятий.


Список литературы

1. Алексеев П. М. Частотные словари: Учебное пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001 — 156 с.
2. Гугенейм Г. Некоторые выводы статистики словаря // Методика преподавания иностранных языков за рубежом. – М.: Прогресс, 1967. – С. 299-305.
3. Лагун И.М., Лукашин О.В. Частотный словарь как инструмент повышения эффективности обучения иностранных студентов // Вестник Тульского государственного университета. Серия Современные образовательные технологии в преподавании естественнонаучных дисциплин. 2012. – № 11. – С. 115-118
4. Лычагин М.В., Лычагин А.М., Бекарева С.В., Шевцов А.С. Опыт создания частотного словаря современной английской экономической лексики // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2006. – Т. 4. – № 1. – С. 103-106.
5. Попов К.А. Использование частотных словарей при изучении иностранных языков // Электронный ресурс – Режим доступа: URL: http://www.openclass.ru/node/6373.
6. Davies M., Gardner D. A Frequency Dictionary of Contemporary American English: Word Sketches, Collocates, and Thematic Lists. – Routledge, 2010. – pp. 368.
7. Leech G., P. Rayson, A. Wilson Word Frequencies in Written and Spoken English: based on the British National Corpus. – Longman, London, 2001. – pp. 320.
8. Ljung М. A frequency dictionary of English morphemes. – AWE, Stockholm, 1974. – pp. 274.
9. Lorge I., Thorndike E.L. A Semantic Count of English Words — Teachers College, Columbia University. 1938. — pp. 1177.
10. Thorndike E.L. The teacher’s word book – Teachers College, Columbia University, 1921. – pp. 274.

Расскажите о нас своим друзьям: