Теория литературы. Текстология | Филологический аспект №11 (67) Ноябрь 2020

УДК 821.161.1:82-31"19 в."

Дата публикации 30.11.2020

Бахтинская концепция романа воспитания и «Неточка Незванова» Ф.М. Достоевского

Майборода Наталья Викторовна
к. филол. н., доцент, докторант кафедры истории русской литературы и теории словесности, доцент кафедры документоведения и библиотековедения ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет», nata.m.06@yandex.ru

Аннотация: В статье рассматривается специфика романа воспитания, отмечены ведущие черты жанра, рассмотрены основные идеи М.М. Бахтина, связанные с романом воспитания. Анализируется незаконченный роман Ф.М. Достоевского как тип романа воспитания. Рассматривается образ главной героини – Неточки Незвановой. Автор исследования обращает внимание на тот факт, что женщина как главная героиня романа воспитания – явление, не типичное для данного жанра.
Ключевые слова: роман воспитания, жанровая форма, мотив испытаний, становление героя.

Bakhtin's concept of the novel education and "Netochka Nezvanova" by F.M. Dostoevsky

Mayboroda Natalia Viktorovna
candidate of philological sciences, associate professor, doctoral student of the Department of History of Russian Literature and theories of literature, Associate Professor of the Department of History of Russian Literature and theories of literature State Educational Institution of Higher Professional Education «Donetsk National University

Abstract: The article examines the specifics of the novel education, the leading features of the genre are mentioned, the main ideas of M. M. Bakhtin related to the novel of upbringing are considered. The unfinished novel by F.M. Dostoevsky is analyzed as a type of education novel. The image of the main character, Netochka Nezvanova, is described. The author of the study draws attention to the fact that a woman as the main character of an upbringing novel is a phenomenon that is not typical of this genre.
Keywords: novel of education, genre form, motive of trials, formation of hero.

Правильная ссылка на статью
Майборода Н.В. Бахтинская концепция романа воспитания и «Неточка Незванова» Ф.М. Достоевского // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2020. № 11 (67). Режим доступа: https://scipress.ru/philology/articles/bakhtinskaya-kontseptsiya-romana-vospitaniya-i-netochka-nezvanova-fm-dostoevskogo.html (Дата обращения: 30.11.2020)

В теоретическом обосновании романа воспитания ведущая роль принадлежит М.М. Бахтину, который в нескольких своих трудах обращался к специфике этого жанра. Следует отметить, что Бахтин трактовал роман воспитания широко, относя к этой жанровой разновидности множество произведений, начиная от Античности. В то же время, его типология романа воспитания также подразумевает широкое понимание жанра, что не может не сказаться и на количестве произведений, отнесенных им к данному типу романа.

Исследование М.М. Бахтина «Вопросы литературы и эстетики» обращается к такому аспекту, как соотношение «романа испытания» и «романа воспитания». По мнению ученого, роман испытания «исходит из готового человека и подвергает его испытанию с точки зрения также готового уже идеала» [1, с. 204], в то время как роман воспитания «противопоставляет ему становление человека», при этом его жизнь является не «пробным камнем» и «средством испытания готового героя», а опытом героя, его школой и средой, в которой формируются характер и мировоззрение [1, с. 204].

Еще одно исследование М.М. Бахтина – «Роман воспитания и его значение в истории реализма» – уже непосредственно посвящено особенностям данного жанра. Здесь автор, опираясь на категорию главного героя, формулирует отличие романа воспитания от других типов романа и выделяет в нем несколько жанровых форм: роман странствий, роман испытания, роман биографический (автобиографический), роман воспитания (становления) [2, с. 199].

Специфика типов романа воспитания, по Бахтину, обусловлена становлением героя в соотношении со степенью «освоения реального исторического времени». Иными словами, эти типы исследователь «привязывает» к категории хронотопа. И в таком контексте выделяются следующие разновидности романа воспитания:

  1. Тип циклического времени, когда «показан путь человека от детства через юность и зрелость к старости с раскрытием всех тех существенных внутренних изменений в характере и воззрениях человека, которые совершаются в нем с изменением его возраста» [2, с. 201]. Примером могут служить, по мнению Бахтина, романы Л.Н. Толстого, однако ученый отмечает, что «чистого» типа такого циклического романа не создано.
  2. Тип циклического времени, отображающий «типически повторяющийся путь становления человека от юношеского идеализма и мечтательности к зрелой трезвости и практицизму» [2, с. 201]. Примерами такого типа романа автор считает романы К.М. Виланда, И.К. Вецеля, а его элементы видит у Т.Г. Гиппеля, Жан Поля, И.В. Гете.
  3. Биографический тип романа, при котором цикличность отсутствует, а становление «происходит в биографическом времени» и «проходит через неповторимые, индивидуальные этапы» [2, с. 202]. Типичность здесь также может наблюдаться, но она уже не является циклической. О примерах такого типа романа автор говорит следующее: «Таков «Том Джонс» Филдинга, «Дэвид Копперфилд» Диккенса» [2, с. 202].
  4. Дидактико-педагогический роман. Это произведение, в основу которого положена педагогическая идея. О примерах данного  типа романа М.М. Бахтин говорит так: «К чистому типу относятся такие произведения, как «Киропедия» Ксенофонта, «Телемак» Фенелона, «Эмиль» Руссо. Но элементы этого типа имеются и в других разновидностях романа становления, в том числе и у Гёте, у Рабле» [2, с. 202].
  5. Пятый тип романа Бахтин называет «самым существенным». Это роман, в котором «становление человека дается в неразрывной связи с историческим становлением» [2, с. 202], как в романах «Гаргантюа и Пантагрюэль», «Симплициссимус», «Вильгельм Мейстер» [2, с. 203].

Русская литература может предложить читателю далеко не один пример романа воспитания, причем весьма значительная часть таких приходится на ХIХ век. Незаконченный роман Ф.М. Достоевского «Неточка Незванова» также рассматривается в контексте романа воспитания, однако следует отметить, что это один из немногих романов воспитания, в которых главная героиня – женщина. Большая часть известных романов воспитания описывает становление героя мужского пола. Что же касается романов воспитания, в которых героиня – женщина, здесь в первую очередь можно назвать  «Джейн Эйр» Шарлотты Бронте. Женщине в ХIХ веке было сложнее найти свою дорогу в жизни, чем мужчине, но героиня Ш. Бронте реализует данные ей возможности с успехом.

Возвращаясь к «Неточке Незвановой», отметим, что в этом произведении прослеживаются характерные черты романа воспитания. В первую очередь, исходя из концепции Бахтина, это роман становления. Главная героиня, Анна (она же Неточка) Незванова – юная девушка, чье становление рассматривается от 8 лет до 17. Очевидно, автор предполагал показать более полную картину становления Неточки, но роман не был дописан в силу обстоятельств личной жизни автора.

Разумеется, высказывать точку зрения относительно недописанного произведения не всегда корректно, поскольку финал мог стать совсем иным. Тем не менее даже на том этапе жизни Неточки, на котором читатель заканчивает свое знакомство с героиней, можно без труда определить такие признаки жанра романа воспитания, как:

  • Формирование личности героя посредством среды или иных факторов. В случае с Неточкой формирование личности происходит под влиянием среды (недостаток средств для существования в семье), окружающих (мать, отчим, Катя, Александра Михайловна), искусства (вокальный талант Неточки и стремление поступить в консерваторию). При этом разные герои оказывают на Неточку различное влияние, где зачастую непросто отличить добро от зла и позитивное от негативного.
  • Изменения в личности героя под влиянием жизненных обстоятельств. Неточка теряет детские иллюзии, но при этом остается отзывчивой к тем, кто терпит лишения (Александра Михайловна), не утрачивает веру в силу искусства.
  • Сиротство героя как признак жанра реализовано в этом случае полной мерой: Неточка не помнит отца, а мать умирает, когда она была еще юной.
  • Мотив испытаний (инициации) напрямую связан и с сиротством, и с формированием личности посредством окружения. На долю Неточки действительно выпало много испытаний, среди которых смерть родителей была далеко не последним. Нервное истощение героини, долгая болезнь, конфликт, а затем разлука с Катей, жизнь с Александрой Михайловной в затворничестве – все это не могло не отразиться на становлении героини.
  • Определение героини как воспитанника. В данном случае это не следует понимать буквально, но Неточка фактически является воспитанницей для значительного количества взрослых. Воспитание, обучение в этом контексте понимаются не как обучение, а как жизненные уроки.
  • Тип повествования от первого лица также характерен для романа воспитания. В данном романе повествование ведется от имени Неточки, задействована форма ретроспекции. Но в этом контексте следует учесть, что в черновом варианте рассказ велся от имени автора.
  • Дидактизм финала, который характерен для романа воспитания, в данном случае не реализован, поскольку произведение не дописано.

Возвращаясь к пяти типам романа воспитания по М.М. Бахтину, отметим, что незаконченный роман «Неточка Незванова» принадлежит ко второму типу романов, когда герой (в данном случае – героиня) проходит «типически повторяющийся путь». Неточка проходит такой же путь, как и другие герои романа воспитания: от «юношеского идеализма» к зрелости. Однако полной зрелости героини читатель не увидит в силу неоконченности произведения.

Таким образом, в незаконченном романе Ф.М. Достоевского «Неточка Незванова» можно выделить ряд признаков романа воспитания, среди которых сиротство героини, мотивы болезни после жизненных потрясений, воспитания в другой семье, формирование посредством искусства, повествование от первого лица.


Список литературы

1. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики / М. М. Бахтин. – Москва: Художественная литература, 1975. – 504 с.
2. Бахтин М. М. Роман воспитания и его значение в истории реализма / М.М. Бахтин // Эстетика словесного творчества : сост. С.Г. Бочаров; текст подгот. Г. С. Бернштейн и Л. В. Дерюгина; примеч. С.С. Аверинцева и С. Г. Бочарова. – 2-е изд. – М.: Искусство, 1986. – С. 199-250.
3. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин ; [примечания С. С. Аверинцева, С. Г. Бочарова]. – 2-е изд. – Москва : Искусство, 1986. – 444.

Расскажите о нас своим друзьям: