Журналистика | Филологический аспект №03 (95) Март 2023

УДК 070

Дата публикации 31.03.2023

Авторская программа: теоретический аспект

Дьяченко Анастасия Руслановна
магистрант кафедры массовых коммуникаций и туризма, Нижневартовский государственный университет, РФ, г. Нижневартовск, ekaterina290482@ya.ru

Аннотация: Статья посвящена теоретическим аспектам авторской журналистики. Авторская журналистка не достаточно изучена различными исследователями, учеными, поэтому проблема, стоящая на протяжении веков и в современном обществе до сих пор бытует из-за того, что уделяли мало внимание данной проблематике. В настоящее время авторская журналистика утратила свои приоритеты и ее существование связано с возникновением определенных трудностей. Эти трудности зачастую связаны с заказными авторскими статьями, событиями, которые пишутся «под заказ» для дезинформации общества о каких-либо важных событиях. Это вызывает криминализацию общества и недоверие со стороны читателей к «добросовестным журналистам» и авторам различных публикаций. Поэтому рассмотрение проблемы авторской журналистики приобретает значительную актуальность в современном мире.
Ключевые слова: журналистика, средства массовой информации, авторская программа, тележурналистика, телепрограмма.

Author's program: theoretical aspect

Dyachenko Anastasia Ruslanovna
Master's student of the Department of Mass Communications and Tourism, Nizhnevartovsk State University, Russia, Nizhnevartovsk

Abstract: The article is devoted to the theoretical aspects of author's journalism. The author's journalism has not been sufficiently studied by various researchers, scientists, therefore, the problem that has been standing for centuries and in modern society still exists due to the fact that little attention has been paid to this problem. Currently, the author's journalism has lost its priorities and its existence is associated with the emergence of certain difficulties. These difficulties are often associated with custom-made author's articles, events that are written "to order" to misinform society about any important events. This causes criminalization of society and distrust on the part of readers towards "conscientious journalists" and authors of various publications. Therefore, the consideration of the problem of author's journalism acquires significant relevance in the modern world.
Keywords: journalism, mass media, author's program, TV journalism, TV program.

Правильная ссылка на статью
Дьяченко А.Р. Авторская программа: теоретический аспект // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2023. № 03 (95). Режим доступа: https://scipress.ru/philology/articles/avtorskaya-programma-teoreticheskij-aspekt.html (Дата обращения: 31.03.2023)

Авторская программа берет свое начало в XX веке, когда на телевизионных площадках обретают популярность разговорные жанры. Однако аудитория требует фигуру автора и телевизионщикам ничего не оставалось, как пустить в кадр человека. Именно с этого момента разговорный жанр приобретает образ, авторство и индивидуальность. Авторская программа считается таковой только в том случае, когда задумка и идея на 90% была проведена и придумана автором. В основе программы стоит – автор. Он центр внимания, он создатель и идейный вдохновитель. Образ для телевидения – некоторая реальность, которая формируется в сознании человека, относительно от печатных средств массовой информации. Телевидение – картинка и здесь мы точно можем увидеть, как выглядит тот или иной человек, объект или животное, а текст не дает нам такой возможности [1, с. 5].

В теории и практике журналистики имеются различные точки зрения по возникновению и развитию авторской журналистики. С древнейших времен этому виду творчества способствовали создание разнообразных форм и научных достижений человечества, возникновение нового образа мышления среди людей и развитию научно-технического прогресса. Рассмотрим такое понятие, как «авторская журналистика», пришедшая в конце XVIII века и утвердившаяся в мыслях людей как специфическая и новая реальность современной действительности.

Существует несколько точек зрения относительно возникновения термина «авторская журналистика» (она же персональная), однако, по мнению социолога Прохорова, первые упоминания приходятся уже на конец XVII – начало XIX веков. Тогда руководителем, автором, писателем, иллюстратором и распространителем газеты или журнала мог быть один человек. Таким образом, под авторской журналистикой понимается вид деятельности от написания, редактирования и публикации в газете (журнале) до выпуска данного издания в производство, т.е. в одном лице журналиста сочетаются все функции редакционного коллектива [2, с. 32].

Термин «авторская журналистика» имеет несколько значений, но в основном она рассматривается как персональное произведение автора, т.е. «персональная журналистика». Она возникла на рубеже XVIII – начала XIX веков и означала, что руководитель редакции издания был единственным автором и писателем статей в данном журнале, который при этом был типографским работником (печатал данные издания) и распространителем. То есть в лице руководителя редакционного издания сочетались и автор, и типографский работник, и распространитель газетных изданий. На основании этого можно сформулировать вывод: под авторской журналистикой понимается вид деятельности от написания, редактирования и публикации в газете (журнале) до выпуска данного издания в производство, т.е. в одном лице журналиста сочетаются все функции редакционного коллектива.

Под авторской журналистикой понимается продукт, в выпуске которого принимает участие один человек (автор), воплощающий идею отдельного журналиста. Поэтому авторская точка зрения не всегда совпадает с мнением коллектива авторов. Это говорит о том, что в журналистском произведении преобладающую роль играет авторское начало, которое отражается в открытой авторской позиции (автор выражает свою точку зрения, мысли в публикациях, т.е. в газетах, журналах) в противоположность анонимному автору, который публикует статью под псевдонимом. Всеобъемность и независимость авторской журналистики, выражающаяся в позиции автора и собственном мнении, – универсальные характеристики авторской журналистики, которые присущи ей независимо от того, по какому каналу происходит передача сообщения.

В работах по теории и практике журналистики важное место уделяется анализу функций авторской журналистики. Поэтому их рассмотрение является важнейшим элементом изучения данного феномена. Эта функции выступает как внешняя необходимость, как фактор, детерминирующий данную систему деятельности. Поэтому при исследовании авторской журналистики рассмотрим систему ее функции с позиции различных авторов.

Особенность авторской журналистики заключается в том, что выпуском продукта занимается один человек, причём не всегда мнение автора следует за мнением большинства. Следовательно, можно сделать вывод, что «персональная журналистика» отличается сильной авторской позицией, которую автор способен открыто выражать, в отличие от того же анонимного журналиста. «Авторской журналистике» присуще такие понятия, как независимость, открытость, плюрализм и всеобъемлемость, вне зависимости от канала передачи. Таким образом, характерными чертами авторской журналистики являются [3, с. 13]:

– в создании проекта участвует только один автор, начиная с замысла и заканчивая реализацией проекта;

– чёткость авторской позиции по предлагаемому вопросу (комментарии автора);

– текст строится с учетом авторской стилистики, присущей только ему (авторский стиль);

– подход к освещению темы нетривиальный;

– обратная связь с аудиторией.

Прежде чем понять специфику «авторской журналистики», необходимо также уделить особое внимание анализу функций, поскольку они являются важнейшим элементом персональной журналистики.

Так, например, известный социолог и журналист Прохоров рассматривал авторскую журналистику, как полуфункциональную систему, включающую следующие основные функции:

– коммуникативная функция: посредством ее происходит процесс общения, контакта с читателями, которую обеспечивал постоянный процесс взаимодействия журналиста как автора и читателей («исходная функция»);

– непосредственно-организаторская функция: в приоритет ставится роль автора проекта, роль журналистики как четвертой власти;

– идеологическая (социально-ориентированная) функция: с помощью нее обеспечивается стремление автора показать глубокое влияние журналистики на общественные ценности или ценностные ориентации аудитории, идеалы людей, их стремления и стереотипы, включая поведенческую мотивацию;

– культурно-образовательная функция: участие в распространении в жизни современного общества более высоких культурных ценностей, воспитывать людей на образцах общемировой культуры, чтобы затем способствовать научному и всестороннему развитию человека;

– рекламно-справочная функция: связана с удовлетворением насущных запросов в связи с увлечениями разных слоев аудитории людей (туризм, альпинизм, садоводство, коллекционирование и т.п.);

– рекреативная функция: направлена на разнообразные развлечения, креатив, снятие стресса с помощью различных мероприятий, получения удовольствия.

В свою очередь исследователь Г. Першке среди главных функций авторской журналистики выделает идеологическую, культурную и социальную. По его мнению, функции зависят от «влияния, оказываемого журналистикой на систему общества, и, в частности, влияния, обусловленного общественной системой, функционированию и развитию которой она способствует» [4, с. 44]:

– идеологическая функция: журналистика направлена интеграция людей в идеологические, прежде всего, политические отношения, оказание им помощи в такой ориентации в социальной действительности, которая соответствует их месту в общественных отношениях, на их мобилизацию для сохранения и развития этих отношений;

– культурная функция: журналистика участвует в развитии самого человека, в проявлении его личности, зависящей от многообразия его общественных связей, в формировании образа жизни, основанного на достижениях человеческого развития. Это выражается в журналистских действиях, направленных на образование, воспитание, развлечение;

– социальная функция: журналистика участвует в развитии личности, формировании человеческой индивидуальности в рамках образа жизни известных социально-исторических общностей.

Таким образом, индивидуализация творческого потенциала журналиста – это приобретенное качество в определенном виде деятельности. Все, что заложено в человеке с рождения, его приобретенные способности становятся подспорьем при формировании и развитии творческого потенциала личности. Журналист, развивая в себе творческие способности, обращается к природным данным для достижения поставленных целей в профессиональной деятельности [5, с. 45].

Таким образом, авторская журналистика – это журналистика мнения, поскольку на первый план выходит сама личность, авторская позиция журналиста [6, с. 14].

В настоящий момент происходит столкновение двух подходов к отражению действительности: журналистики факта и журналистики мнений. Фактологи обвиняют своих оппонентов в излишней субъективности и навязывании аудитории своих точек зрения. Однако, подавляя авторскую культуру, фактологи незаметно для себя заняли место авторов.

Происходит отождествление «агента сообщения» и самого «сообщения». Прежде всего, это касается телевизионной журналистики. «Складывается иерархия материала, затем на основе этой иерархии выстраивается иерархия репортерского корпуса, а уже потом верхушка репортерского корпуса закрепляет выгодные для себя набор и иерархию новостей. Редакционный менеджмент поощряет это, исходя из своего интереса. По его представлениям, масс-медиа, рассчитанные на широкую аудиторию и, стало быть, борющиеся за высокий рейтинг, должны иметь стабильную «повестку дня» и набор привычных лиц («звезды») на экране, чтобы аудитория как можно легче включалась в коммуникацию» [7, с. 23].

Чтобы создать авторскую телевизионную программу нужно обладать определенными знаниями и аспектами в профессии, давайте рассмотрим этапы создания программы.

Создание авторской телевизионной программы – творческий процесс, который требует не только таланта, но и усидчивости и точно поставленной цели, а также продуманную идею. Однако многим журналистам следование определенному алгоритму дается с трудом, ведь каждая программа по-своему уникальная и необычна. Но выполнение основных этапов – залог успешной программы [8, с. 56].

Первое на что стоит обратить внимание – разработка идеи и тематика программы. На этом этапе нужно понять и определить актуальность темы для зрителя. Людей всегда волнуют актуальные тенденции и события. Однако тема авторского телевизионного проекта может не иметь привязку к определенному событию. Важно определить в какой теме журналист разбирается лучше всего и может рассмотреть ее со всех сторон и показать зрителю то, что от него скрыто.

Второе, безусловно, сбор материала. Главное на этом этапе – мыслить шире. Именно это умение может помочь собрать, как можно больше информации и не уткнуться в одну точку. Как правило, на этом этапе авторы изучают специальную литературу, собирают экспертные мнения, если в проекте участвуют иные люди, то изучают биографию и так далее. Главное – понимать, в какую конечную точку должна привести эта программа.

А дальше самый творческий процесс – подготовка текста. Здесь можно дать волю своей фантазии и воплотить в жизнь все задуманные идеи, используя при этом полученные знания на этапе сбора информации. Авторская программа считается авторской только в том случае, если автор выражает свое непосредственное участие в том или ином событии, выражает свои чувства и эмоции. Это можно сделать с помощью определенных слов: «Я думаю, я чувству, мне кажется, я сомневаюсь» и многих других.

Съемки программы. Телевизионная программа никогда не выйдет в эфир если ее не снять. Создание программы – это трудоемкий процесс, он требует объединение всей съемочной команды. Автору нужно определить локацию, написать техническое задание для дизайнера, а также обеспечить информацией оператора, который будет собираться кадры, которые потом соединятся в общую картину программы [9, с. 32].

Одним из самых важных этапов в создании авторской программы является монтаж. От грамотного монтажа. Кадр к кадру, картинка к картинке, только тогда программа получится красочной и динамичной [10, с. 99].

В современной журналистике авторская программа занимает лидирующую позицию. Человеку всегда интересно знать – чужое мнение. Сегодня образ автора соотносится и с особенностями индивидуального стиля журналиста. Сейчас авторская журналистика делит электронные платформы вместе с блогами обычных людей, которые также выражают свое мнение. Однако Интернет не может противостоять телевизионной журналистике. Особенно в качестве подачи картинки, а также в традиционной журналистике работают профессионалы, которые четко выполняют поставленные перед ними задачи и следуют алгоритму.


Список литературы

1. Долгина Е.С. Оперативность телерепортажа как основного новостного жанра // Труды преподавателей гуманитарного факультета Нижневартовского государственного университета. Материалы Всероссийской конференции. Материалы международной конференции. Ответственный редактор Л.А. Якубова. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2019. – С. 4-6.
2. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. – М.: Аспект Пресс, 2013. – 349 с.
3. Коломина В.В. Современные тенденции развития авторской журналистики в контексте интернет-пространства // Вестник Чувашского университета, 2007. №31. – С. 13-17.
4. Першке Г.А. Авторская журналистика как отрасль духовного производства // Журналистика, 2015. №10. – С. 44-48.
5. Дзялошинский И.М. Творческая индивидуальность в журналистике. – М.: БЕК, 2014. – 80 с.
6. Долгина Е.С., Чернопиская К.А. Типы жанров репортажей на телевидении // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы. Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Ответственный редактор Д.А. Погонышев. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2019. – С. 12-15.
7. Кустарев А. Конкуренция и конфликт в журналистике // Журналистика. СМИ. 2015. № 11. – С. 23-28.
8. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Аспект пресс, 2006. – 239 с.
9. Долгина Е.С. Мультимедийная журналистика: понятийный аппарат // Труды преподавателей гуманитарного факультета Нижневартовского государственного университета. Материалы Всероссийской конференции. Материалы международной конференции / Отв. редактор Л.А. Якубова. – Нижневартовск: Изд.во Нижневартовского гос. ун-та, 2019. – С. 30-32.
10. Савостьянов А.И. Технология создания телевизионной программы // Ученый совет, № 2, 2021. – С. 96-102.

Расскажите о нас своим друзьям: