Теория языка | Филологический аспект №07 (63) Июль 2020

УДК 811.111

Дата публикации 28.07.2020

Английские загадки, построенные на омонимии

Рыженкова Анна Александровна
к. филол.н., кафедра английской филологии и лингвокультурологии, Санкт-Петербургский государственный университет, РФ, Санкт-Петербург, annaryzhenkova@yandex.ru

Аннотация: Статья посвящена изучению английских загадок, построенных на омонимии. Цель работы – проанализировать структурный и смысловой компоненты таких загадок и выявить их характерные черты. В результате исследования выделены два структурных типа загадок: 1) загадки, в которых омоним содержится в вопросе, 2) загадки, в которых омоним содержится в разгадке. Механизм разгадывания загадки представляет собой сложный когнитивный процесс. Анализ показал, что процесс разгадывания загадок, основанных на метафоре, отличается от процесса разгадывания загадок, построенных на омонимии. Отгадывающий загадку, построенную на омонимии, должен сравнивать разные значения омонимов, а не декодировать метафору, предлагая прямое именование предмета. На основе изученного материала можно сделать вывод о том, что загадки, построенные на омонимии, являются разновидностью языковой игры, в которой обыгрываются разные значения омонимов, что является особенностью этого вида загадок.
Ключевые слова: английская загадка, омонимия, метафора, иносказательность, языковая игра

English Riddles Based on Homonymy

Ryzhenkova Anna Aleksandrovna
PhD in Phililogy, a senior lecturer at the department of English Philology and Linguistic and Cultural Studies of Saint-Petersburg State University, Russia, Saint-Petersburg

Abstract: The paper is devoted to the study of English riddles based on homonymy. The purpose of the work is to analyze the structural and semantic components of such riddles and to identify their peculiarities. As a result of the research, two structural types of riddles are identified: 1) riddles in which the homonym is found in the question, 2) riddles in which the homonym is found in the key. Solving a riddle is a complex cognitive process. The analysis shows that the process of solving metaphor-based riddles is different from that of solving riddles based on homonymy. Solving a riddle based on homonymy involves comparing different meanings of homonyms, but not decoding the metaphor suggesting a direct name of an object. It can be concluded that riddles based on homonymy are a kind of language game in which different meanings of homonyms are played out, which is a peculiarity of this type of riddles.
Keywords: English riddle, homonymy, metaphor, allegorical meaning, language game

Правильная ссылка на статью
Рыженкова А.А. Английские загадки, построенные на омонимии // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2020. № 07 (63). Режим доступа: https://scipress.ru/philology/articles/anglijskie-zagadki-postroennye-na-omonimii.html (Дата обращения: 28.07.2020)

Загадка является предметом изучения различных наук и рассматривается во многих аспектах: литературоведческом, фольклорном, этнологическом, когнитивном, морфологическом, семантическом, дидактическом, педагогическом, психологическом и других, что говорит о ее многогранной природе. Исследователи отмечают иносказательность и метафоричность загадки, аксиологичность, игровой эвристический характер кодирования информации [4, с. 66], [5], [8]. Эти характеристики подробно изучены и описаны в литературе [2], [5], [8]. Помимо указанных особенностей загадки, можно выделить еще один важный лингвистический аспект, которому до сих пор не уделялось внимание. Английская загадка (АЗ) часто строится на омонимии: в загадке обыгрываются разные значения слова-омонима, которое и должен отгадать тот, кому адресована загадка.

Цель статьи – проанализировать структурный и смысловой компоненты АЗ и описать особенности загадок, построенных на омонимии. Новизна подхода состоит в комплексном анализе языкового материала (АЗ) с точки зрения системных отношений в лексике и выделении особой группы загадок, построенных на омонимии.

3aгaдку определяют по-разному: этo фoльклopный жaнp, пpeдcтaвляющий инocкaзaтeльнoe пoэтичecкoe вocпpoизвeдeниe кaкoгo-либo пpeдмeтa или явлeния, opиeнтиpoвaнный нa иcпытaниe cooбpaзитeльнocти oтгaдывaющeгo. [1]. В. Даль определяет загадку как “что-либо загадочное, сомнительное, неизвестное, возбуждающее любопытство; иносказание или намеки, окольная речь, обиняк; краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки” [6]. Данные определения являются популярными и объясняют сущность загадки обывателю. Для загадок, построенных на метафоре, подходит следующее определение: загадка – «игровое высказывание, иносказательно кодирующее обозначение какого-либо объекта действительности и предполагающее актуализацию прямого наименования этого объекта в реакции адресата. [3, с. 66]. Например, в АЗ What has an eye but cannot see? (A needle) [14] актуализируется метафорическое значение eye of a needle “the small hole at the end of a needle, which you put the thread through” [10].

Подчеркнем, что метафоры и образы в основе загадок являются культурно обусловленными (сравним с русским «ушко иголки»). В этой связи важно замечание О.С. Орловой, согласно которому загадку «следует рассматривать в контексте традиционной культуры, которой она принадлежит». [3, с.194].

АЗ Feed me and I live, yet give me a drink and I die. (Fire) [14] также построена на метафоре, которая описывает условия существования огня (если его питать, он будет гореть, если его залить, он потухнет). Метафора, безусловно, самый распространенный способ образования загадок.

Однако загадка, как показано ниже, может строиться не только на метафоре. Как отмечает В.В. Митрофанова, строение загадки – это то, как загадка загадывается и что является ключом к ее разгадке [2, с. 143]. Строение загадки многообразно.

Загадки, основанные на омонимии, представляют своеобразную языковую игру. Омонимия – это «явление языка, при котором одна и та же форма способна выступать в качестве различных слов», а омонимы – это «слова, обладающие формальным сходством, но не имеющие общности категориальной структуры, свойственной вариантам значения одного и того же слова» [7, с. 125].

Рассмотрим механизм построения таких загадок. What kind of tree can you carry in your hand? (A palm) [9]. Данная АЗ построена на омонимии слова palm, значениями которого являются 1. The inside surface of your hand; 2. The palm tree.

[10]. В отличие от загадки-метафоры принцип разгадывания загадки, построенной на омонимии, иной. Если в первом случае отгадывающий пытается соотнести образы, построенные на сходстве, и декодирует образ, давая ему прямое именование, то во втором случае отгадывающий должен сравнить разные значения, которые реализуются в одной форме слова-омонима.

АЗ представляет собой вопрос, и ключ к разгадке содержится в самом вопросе. Отгадать такую загадку может только человек, знающий английский язык, поскольку только в этом случае отгадывающий знаком с разными значениями омонима.

В АЗ  What bank never has any money? (The riverbank) [9] реализуется два значения омонима bank: 1. an organization or place where you can borrow money, save money, etc. 2. The land along the side of a river [10].

АЗ могут быть построены одновременно на метафоре и омонимии, например: What has a head but never weeps, has a bed but never sleeps, can run but never walks, and has a bank but no money? (A river) [9]. Метафоры head of a river – исток или верховье реки,  river bed – русло реки, can run but never walksрека течет, бежит, а не идет представляют собой описательный компонент загадки, т.е. признаки, которыми обладает загаданный предмет. Омоним (has a bank but no money) наряду с метафорическими образами содержит подсказку, с помощью которой можно разгадать загадку. Таким образом, в загадках, построенных одновременно на метафоре и омонимии, ключ к разгадке содержится как в образах, которые нужно декодировать, так и в выявлении релевантного значения омонима (bank – берег реки).

Интерес представляет загадка What has many rings, but no fingers? (A telephone) [9]. Ключ к разгадке содержится в омониме непосредственно в тексте загадки. Нужно угадать некий предмет, у которого есть А (rings), но нет В (no fingers). В такой комбинации (rings - fingers) естественно предположить значение слова ring как a circular piece of jewellery worn especially on your finger [10]. Но омоним ring имеет и другое значение, ключевое для разгадки: оно может означать не только кольцо, но и звонок (the act of making a phone call to someone) [10]. Отгадывающий совершает сложный мыслительный процесс, выбирая те значения, которые подходят в данном контексте и ведут к разгадке.

Аналогичным образом построена АЗ What has hands but cannot clap? (clock) [11]. Необходимо отгадать некий предмет, который при наличии чего-либо (hands), не может хлопать (cannot clap). Отгадывающему нужно догадаться, что значение hands в данном случае не руки (что естественно предположить в таком контексте), а стрелкиone of the long, thin pieces that point to the numbers on a clock or watch [10]. Контекст играет ключевую роль в разгадывании таких загадок.

Загадки, построенные на омонимии, представляют собой вопрос в отличие от загадок, построенных на метафоре, которые могут выступать как в форме вопроса, так и в форме утверждения. Омонимичная загадка – разновидность языковой игры, в которой обыгрываются разные значения омонимов и которая строится на звуковом подобии омофонов. Рассмотрим загадку: What begins with T, ends with T and has T in it? teapot) [13]. T – это буква английского алфавита, которая произносится как слово tea (чай), T и tea являются омофонами. Для разгадки необходимо не только ответить на первые два вопроса (что начинается и что заканчивается с T), но и распознать игру слов, соотнеся произношение буквы Т с омонимичным tea.

Рассмотрим АЗ, где обыгрывается произношение буквы и ее омонима: Which letter of the alphabet has the most water? (C) [11]. Разгадать загадку можно, выявив сходство в произношении омофонов – буквы С и слова sea (море). Приведем еще один пример: Why is the Mississippi such an unusual river? (It has four I-s [eyes] and it cannot even see!) [12]. В названии реки при написании используется четыре буквы i, которая произносится как eye (глаз), где I и eye омофоны.

Языковая игра характерна и для других АЗ, построенных на омонимии. What vegetable is dangerous to have aboard a ship? [11]. Разгадка построена на остроумной игре омофонов leek (лук-порей) – leak (течь), которые произносятся одинаково, но пишутся по-разному.

Для отгадывания таких загадок необходимо идентифицировать омоним и соотнести его значения, оценив при этом языковую игру слов. What insect runs away from everything? [13]. В разгадке обыгрываются омофоны flea (блоха) и flee (убегать). При этом важно не только отгадать слово flea, но и суметь объяснить, почему именно это слово является отгадкой: оно созвучно слову flee и синонимично загаданному глаголу run away. Следует отметить, что омофонами в загадке могут быть как слова одной части речи, как в случае leek leak (существительные), так и разных частей речи: flea – существительное, fleeглагол.

Омоним в слове-отгадке может быть частью сложного слова: What fly has laryngitis?(A horsefly) [11]. В данном случае обыгрываются омофоны horsefly (слепень) и hoarse fly (хриплая муха). Процесс разгадывания предполагает, во-первых, определение симптома болезни (при ларингите хрипота и осиплость голоса – один из симптомов), во-вторых, поиск слова, созвучного слову hoarse, описывающему симптом, – horsefly. Это сложный когнитивный процесс, ведь поиск симптома связан с выбором одного релевантного признака из многих (hoarse), а также с одновременным соотнесением этого признака с созвучным словом-омонимом (horsefly).

Процесс разгадывания таких АЗ, как Why do windows squeak when you open them? и Why does a lion kneel before it springs on a deer? [12] состоит в поиске ответа-омонима. В первом случае отгадка (They have painspanes) предполагает поиск слова, синонимичного слову windows (panes) и сравнение омофонов pains (боли) и  panes (окна, оконные стекла). Во втором примере в отгадке (Because it is going to prey) обыгрываются омофоны pray (молиться) и prey (охотиться), которые создают комический эффект за счет одинакового звучания слов prey и pray.

АЗ, построенные на явлении омонимии, часто имеют юмористический эффект, поскольку для них характерна игра слов. What is the difference between a dressmaker and a farmer? (A dressmaker sews what he gathers, a farmer gathers what he sows) [11]. Глаголы sew (шить, пришивать) и sow (сеять) – омофоны, они пишутся по-разному, но их произношение совпадает. Остроумный ответ-разгадка доступен и понятен только для понимающих английский язык и не ясен при переводе (Портной сшивает то, что собрал, а фермер собирает, то, что посеял), в котором теряется игра слов-омофонов, что свидетельствует о специфике английской омонимии.

Имена нарицательные могут быть омонимичны именам собственным. Примером реализации такой омонимии является АЗ What is the scariest lake to swim? [13]. Отгадка Lake Erie (озеро Эри) построена на омонимии имени собственного Erie и прилагательного eerie (страшный, жуткий).

Итак, АЗ, построенные на омонимии, - это особый класс загадок, которые строятся на словах, обладающих формальным сходством, но не имеют общности категориальной структуры. Такие загадки представляют собой вопрос, ответ на который угадывается путем анализа различных значений омонима, что является сложным когнитивным актом. Омоним выполняет функцию языковой игры и является ключом к разгадке. В результате анализа также выявлены особенности структуры АЗ, построенных на омонимии. Собственно загадка представляет собой вопрос, в котором содержится разгадка. Омоним может быть включен в вопрос, помогая отгадать загадку, а может использоваться только в самой разгадке, создавая игру слов, в результате которой достигается комический эффект. Структурный и смысловой компоненты АЗ, построенной на омонимии, тесно связаны между собой, причем смысловой компонент играет ведущую роль, реализуясь в контексте загадки. Омонимами в загадках могут быть как слова одной части речи, так и разных, как имена нарицательные, так и имена собственные.


Список литературы

1. Интернет-журнал Textologia.ru [Электронный ресурс]. [сайт]. [2011 – 2020]. URL: http://www.textologia.ru/slovari/literaturovedcheskie-terminy/zagadka/?q=458&n=69 (дата обращения: 7.07.2020)
2. Митрофанова В. В. Художественный образ в загадках [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://www.booksite.ru/folk/data/mitrofan.pdf (дата обращения: 7.07.2020).
3. Орлова О. С. Происхождение загадки // Вестник Московской международной академии. 2017. № 1. С.193-197.
4. Палашевская И. В., Кондрашова С. С. Английская загадка // Жанры речи. 2017. № 1 (15). С. 66–71.
5. Сендерович С. Я. Морфология загадки. М. : Школа «Языки славянской культуры», 2008. 208 с.
6. Толковый словарь Даля онлайн [Электронный ресурс] [сайт]. [2008 – 2017]. URL: http://slovardalja.net/word.php?wordid=8462 (дата обращения: 7.07.2020).
7. Толочин И. В., Лукьянова Е. А. Учебник по лексикологии. СПб. : Антология, 2014. 352 с.
8. Юсупова Э. Д. Когнитивные особенности английских загадок-метафор как единиц вторичной номинации // Вестник Башкирского университета. 2008. Т.13. №1. С.73-75.

Расскажите о нас своим друзьям: