Теория языка | Филологический аспект №09 (65) Сентябрь 2020

УДК 81’42

Дата публикации 30.09.2020

Акцентологическая норма как показатель речевой культуры школьников (на материале анкетного опроса)

Сальникова Вера Владимировна
доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры филологии Бирского филиала Башкирского государственного университета (БФ БашГУ), Бирск, РФ, e-mail: salnikova.v.v@gmail.com
Шайхиева Аливия Вячеславовна
студентка 3 курса факультета филологии и межкультурных коммуникаций Бирского филиала Башкирского государственного университета, Бирск, РФ, e-mail: aliviashaihieva@yandex.ru

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема формирования произносительной культуры школьников, важнейшей составляющей которой является акцентология. Автор описывает специфику акцентологической нормы в русском языке, анализирует причины, вызывающие акцентологические ошибки, рассматривает способы их коррекции. Посредством анализа результатов анкетного опроса, в котором приняли участие 100 информантов – обучающиеся 10–11 классов Ишимовской СОШ с. Ишимово, Октябрьского района, Пермского края, изучен уровень владения школьниками акцентологической нормой; выявлены трудности, связанные с ее освоением; а также в статье представлены упражнения, эффективные методы и приемы работы по формированию и совершенствованию акцентологического навыка у обучающихся. Автор приходит к выводу о том, что без знания акцентологических норм невозможно овладеть произносительной культурой.
Ключевые слова: орфоэпия, акцентология, акцентологическая норма, орфоэпический словарь, анкетный опрос, школьник.

Accentological norm as an indicator of the speech culture of schoolchildren (based on a questionnaire survey)

Salnikova Vera Vladimirovna
Doctor of Philology, Docent, Professor of the Department of Philology of the Birsk Branch of the Bashkir State University (BF BashSU), Birsk, Russia
Shaikhieva Alivia Vyacheslavovna
3rd year student of the Faculty of Philology and Intercultural Communications, Birsk branch of Bashkir State University, Birsk, Russia

Abstract: This article examines the problem of the formation of the pronunciation culture of schoolchildren, the most important component of which is accentology. The author describes the specifics of the accentological norm in Russian, analyzes the reasons that cause accentological errors, and considers ways to correct them. By analyzing the results of a questionnaire survey, which was attended by 100 informants – students of grades 10-11 of the Ishimovskaya secondary school with. Ishimovo, Oktyabrsky district, Perm region, the level of schoolchildren's possession of the accentological norm was studied; identified the difficulties associated with its development; and also the article presents exercises, effective methods and techniques of work on the formation and improvement of accentological skills in students. The author comes to the conclusion that without knowledge of accentological norms it is impossible to master the pronunciation culture.
Keywords: orthoepy, accentology, accentological norm, orthoepic dictionary, questionnaire, school student.

Правильная ссылка на статью
Сальникова В.В., Шайхиева А.В. Акцентологическая норма как показатель речевой культуры школьников (на материале анкетного опроса) // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2020. № 09 (65). Режим доступа: https://scipress.ru/philology/articles/aktsentologicheskaya-norma-kak-pokazatel-rechevoj-kultury-shkolnikov-na-materiale-anketnogo-oprosa.html (Дата обращения: 30.09.2020)

Важным показателем речевой культуры личности является владение языковой нормой. Нормы отражают закономерные процессы, происходящие в языке, и поддерживаются языковой практикой образованных людей.  Вопрос об акцентологической норме в русском языке, по мнению многих ученых-лингвистов и методистов, один из самых сложных, дискуссионных [1; 2; 3; 4]. Формирование акцентологической нормы в процессе освоения русского языка является актуальным, так как усиливается потребность в овладении нормами устной речи и воспитании у обучающихся уважения к традициям русского языка.

Цель настоящей статьи – изучить уровень владения школьниками акцентологической нормой; выявить трудности, связанные с ее освоением; проанализировать причины, вызывающие акцентологические ошибки, рассмотреть методы и приемы работы по совершенствованию акцентологического навыка у обучающихся.

Теоретической базой нашего исследования являются труды Р.И. Аванесова [1], Л.В. Бондарко [2], А.А. Реформатского [5], Д.Э. Розенталя, М.А. Теленковой [6], И.П. Цыбулько [3] и др.

Практическая значимость настоящей статьи заключается в возможности использования материалов и результатов исследования при изучении раздела «Орфоэпия» в школьном курсе русского языка, а также при разработке элективных курсов по «Фонетике».

В работе были использованы следующие методы исследования: изучение передового опыта лингвистов и методистов, анкетный опрос, наблюдение и описание.

В контексте нашего исследования полагаем важным остановиться на интерпретации терминов «орфоэпия» и «акцентология». В лингвистической науке понятие «орфоэпия» трактуется по-разному:  одни ученые (А.Н.  Гвоздев,  В.В.  Иванова  и  др.)  включают  в  него  лишь нормы  произношения  звуков,   их сочетаний,  слов;  другие (Р.И. Аванесов,  А.А. Реформатский  и  др.) рассматривают орфоэпию как совокупность  норм  произношения  и ударения, именно этой точки зрения мы придерживаемся в данной работе. Так, по мнению Р.И. Аванесова, орфоэпия  как самостоятельный  раздел  лингвистики  изучает «совокупность правил  устной  речи,  обеспечивающих  единство  ее  звучащего оформления  в  соответствии  с  нормами  национального  языка,  исторически  выработавшимися  и  закрепившимися  в литературном языке» [1, с. 13]. Л.В. Бондарко, считает  предметом изучения орфоэпии нормативную реализацию сегментных единиц и суперсегментных единиц [2]. Под «акцентологией» понимается «раздел языкознания, занимающийся исследованием системы ударений какого.-л. языка или группы языков» [7, с. 32].       

В настоящее время проблема изучения акцентологии, акцентологической нормы находится в центре внимания многих ученых. Так, например, М.А. Бондаренко в своей работе рассматривает приемы освоения орфоэпических норм при подготовке к ЕГЭ по русскому языку [8]; Г.В. Белякова, Т.Ю. Гаврилкина описывают акцентологические варианты и выявляют их причины [9]; И.В. Дегтева,  Н.А. Фаустова  изучают пути формирования орфоэпической грамотности в процессе обучения русскому языку [10]; В.М. Ненько, О.А. Нигматулина поднимают проблемы овладения орфоэпическими и акцентологическими нормами русского языка младшими школьниками [11]; С.П. Черкашина анализирует причины нарушения орфоэпических норм, систематизирует ошибки, обусловленные этими причинами [12] и др. Все это говорит об актуальности изучения данной проблемы.

Однако, несмотря на пристальное внимание к этому вопросу, наблюдается «большое количество собственно орфоэпических и акцентологических ошибок в речи широкого круга носителей языка – от школьников до людей преклонного возраста, часто обладающих достаточно высоким уровнем образованности» [13, с. 148]. При этом на формирование акцентологической нормы и ее овладение носителями русского языка оказывают влияние как экстралингвистические, так  и интралингвистические факторы. Экстралингвистические факторы обусловлены непосредственным воздействием языковой среды, средств массовой информации. Нельзя не согласиться с мнением Г.В. Беляковой и Т.Ю. Гаврилкиной, которые  отмечают следующие факторы, влияющие на изменение нормы и появление вариантов: «преобразования в различных сферах человеческой деятельности; принципы языковой аналогии, экономии речевых средств; авторитетность социальной среды, в которой распространилось отклонение от нормы; контакты носителей литературного языка с носителями просторечия, жаргонов, диалектов, других языков и т. д.» [9, с.18]. В.М. Ненько и О.А. Нигматулина подчеркивают, что  «многие  обучающиеся находятся в неблагополучной речевой среде, окружены стихией бытовой речи», что негативно сказывается на освоении школьниками акцентологической нормы [11, с. 178]. Также среди причин низкого уровня владения акцентологической нормой обучающимися методисты отмечают плохое качество современных учебников и учебных пособий для школы, где данная тема охватывается частично [8; 10; 13]. При этом главная причина затруднений, связанных с овладением навыка правильной постановки ударения в слове, как справедливо отмечает И.П. Цыбулько, заключается «в сложившейся школьной практике: уделять пристальное внимание письменной речи, а устной – по остаточному принципу» [3, с. 42]. К интралингвистическим факторам можно отнести и особенности ударения в русском языке, поскольку  оно характеризуется подвижностью и разноместностью. При этом русское ударение обладает смыслоразличительной функцией (например, гво´здики – гвозди´ки), а также в многосложных словах наряду с основным (главным) ударением используется второстепенное. Особую трудность вызывают акцентологические варианты с пометой «допустимо» в орфоэпическом словаре (например, тво´рог и творо´г), так как допустимый вариант встречается в речи людей чаще, чем предпочтительный. Все эти аспекты говорят о сложности освоения акцентологической нормы носителями русского языка.

В рамках данной статьи в качестве ключевых целей проводимого нами анкетного опроса были обозначены следующие: во-первых, оценить уровень сформированности акцентологической нормы у обучающихся 10-11 классов;  во-вторых, сформулировать общие рекомендации по организации эффективной работы, направленной на успешное освоение школьниками акцентологической нормы.

Организация и проведение анкетного опроса. Анкетирование проведено в октябре 2019 года (в начале учебного года). Для объективности и достоверности результатов в опросе приняли участие 100 информантов (далее – ии.) – обучающиеся 10–11 классов Ишимовской СОШ с. Ишимово, Октябрьского района, Пермского края. Ии. было предложено ответить на следующие вопросы:

1. Нужно ли правильно ставить ударение в словах?

2. Часто ли вы обращаетесь к «Орфоэпическому словарю русского языка» для того, чтобы узнать о правильной постановке ударения в слове?

3. Поставьте ударение в следующих словах: апостроф, баловать, банты, бомбардировать, вероисповедание, включит, газированный, диспансер, жалюзи, забеленный, закупорить, звонит, избаловать, искра, иконопись, каталог, красивее, кухонный, нефтепровод, нормировать, обеспечение, откупорить, плесневеть, принудить, разогнутый,  свекла, сливовый, торты, умерший, факсимиле, ходатайство, черпать, щавель.

4. Какие из перечисленных слов, на ваш взгляд, имеют вариантное ударение: генезис, квартал, маркетинг, мускулистый, мышление, коклюш, одновременный, пиццерия, феномен, танцовщица?

5. Что делаете вы для того, чтобы усовершенствовать свои навыки в овладении акцентологической нормой русского языка?

Нужно отметить, что слова для вопросов №3, 4 взяты из учебника русского языка (рубрика «Говорите правильно») [14, с. 333 – 337].

Результаты анкетирования. На первый вопрос 100% ии. ответили, что «необходимо правильно ставить ударение в словах, чтобы быть понятым собеседником».

Анализ ответов на второй вопрос показал, что 56 % ии. при возникновении затруднений в постановке ударения «достаточно часто» обращаются за помощью к «Орфоэпическому словарю русского языка», 14 % ии. ответили – «иногда»; 9 % ии. обращаются за помощью к «Толковому словарю русского языка» С.И. Ожегова; 21 %  ии. – «не знают, к какому словарю нужно обращаться» или «вообще не пользуются словарями».

На третий вопрос были получены следующие ответы: правильно поставили ударение в слове апостро´ф – 7 % ии.,  балова´ть ­– 9 % ии., бомбардирова´ть – 11 % ии., включи´т – 12 % ии., прину´дить – 16 % ии., че´рпать – 17 % ии., забеле´нный – 18 % ии., вероиспове´дание – 21 % ии., газиро´ванный – 24 % ии., хода´тайство –  28% ии., избалова´ть – 32 % ии., норми´ровать – 33 % ии., отку´порить – 33 % ии., ба´нты – 37 % ии, диспансе´р – 41 % ии., заку´порить – 42 % ии., пле´сневеть – 43 % ии., факси´миле – 47 % ии., обеспе´чение – 58 % ии., жалюзи´ – 63 % ии., и´конопись – 66 % ии.,  уме´рший – 67 % ии.,  сли´вовый – 68 % ии., разо´гнутый – 70 % ии., катало´г  – 71 % ии., и´скра – 79 % ии.,  све´кла – 81 % ии., краси´вее – 84 %, нефтепрово´д – 84 % ии, то´рты – 86 % ии., щаве´ль – 88 % ии., звони´т – 91% ии., ку´хонный – 92 % ии. Таким образом, никто из ии. не справился с предложенным заданием на 100%.

На четвертый вопрос 6% ии. ответили, что «не знают о вариантном ударении»; 64 % ии. выделили слова маркетинг, генезис, одновременный; 17% ии. – мускулистый, мышление; только 13% ии. справились с заданием  – ма´ркетинг и марке´тинг, му´скулистый и мускули´стый, мышле´ние и мы´шление, одновреме´нный и одновре´менный, пиццери´я и пицце´рия, фено´мен и феноме´н. [15].

Среди ответов на пятый вопрос были следующие: «ничего не делаю», «никак не совершенствую свою речь» – 34 % ии.; «работаю с орфоэпическим словарем, так как хочу хорошо сдать ЕГЭ по русскому языку» – 18 % ии.; «учу нормы орфоэпии и ударения потому, что буду сдавать ЕГЭ по русскому языку» – 17 % ии.; «учу орфоэпический минимум в конце учебника» – 10 % ии.; «стараюсь внимательно слушать на уроках учителя» – 9 % ии.; «предпочитаю читать литературу, где в сложных словах указано ударение» – 7 % ии.; «ориентируюсь на СМИ, слушаю радио и так запоминаю произношение слов» – 5 % ии.

Таким образом, результаты анкетного опроса позволяют сделать следующие  выводы.

С одной стороны, обучающиеся отмечают важность соблюдения акцентологической нормы в процессе коммуникации; знают о существовании орфоэпических словарей русского языка, некоторые из них подчеркивают необходимость обращения к ним в случае затруднения в постановке ударения. Нужно отметить, что многие школьники стремятся к совершенствованию акцентологической нормы для того, чтобы успешно сдать ЕГЭ по русскому языку. Однако, с другой стороны, есть и такие, которые вообще не пользуются орфоэпическими словарями (21 % ии.), не уделяют внимание совершенствованию акцентологического навыка (34 % ии.), при этом для 5 % ии. язык СМИ является эталоном правильного произношения.  

Ответы ии., полученные на четвертый и пятый вопросы, свидетельствуют о достаточно низком уровне владения акцентологической нормой, поскольку большая часть школьников не смогла справиться с предложенными заданиями, хотя, как мы уже отмечали выше, слова взяты из учебника русского языка для 10–11 классов (рубрика «Говорите правильно») [14]. Результаты анкетного опроса показывают, что особую трудность ии. вызывает произношение русских глаголов, причастий, заимствованных слов, слов с вариантным ударением (с пометой «допустимо» в орфоэпическом словаре).

Проведенный анкетный опрос ещё раз доказывает справедливость мнения методистов, лингвистов и указывает на объективные причины низкого владения акцентологической нормой школьниками. В связи с этим нами сформулированы общие рекомендации по организации работы, направленной на успешное освоение школьниками акцентологической нормы. Для формирования акцентологического навыка у школьников, на наш взгляд, целесообразно выполнять следующие задания:

1. Из орфоэпического минимума (рубрика «Говорите правильно») выписать 10–15 слов и распределить их в три столбика: в первый – слова с ударением на первом слоге; во второй – слова с ударением  на втором слоге; в третий – с ударением на третьем слоге и т.п. Обозначить ударение.  

2. Объяснить, какую роль играет ударение в следующих парах слов: атлас – атлас, полки – полки, пропасть – пропасть, парить – парить, мою – мою, кружки – кружки, хлопок – хлопок, трусить – трусить, хаос – хаос, чудно-чудно, языковая – языковая. При  необходимости обратиться к орфоэпическому и толковому словарям.

3. Ежедневное заучивание по 5–7 слов из предлагаемого орфоэпического минимума.

4. При выполнении задания ЕГЭ (№4), направленного на совершенствование акцентологической нормы, нельзя ограничиваться интуитивным выбором, необходимо каждое слово соотносить с правилами и обращаться к орфоэпическому словарю [3].

5. Задания на определение места ударения в словах. При этом важно учитывать частеречную принадлежность слова и заучивать орфоэпические правила с учетом данного аспекта.  

а)  произнесите  заимствованные  слова,  объясните  постановку ударений: диспансер, каталог, квартал, маркетинг, эксперт и др.

б)  произнесите глаголы, оканчивающиеся на -ировать с правильным ударением: блокировать, делегировать, премировать, нормировать и др.

в) произнесите глаголы в форме прошедшего времени: задал – задала – задали, клал – клала – клали, откупорил – откупорила – откупорили, принял – приняла – приняли и др.

г)  произнесите  краткие  страдательные  причастия  с  правильным ударением: исчерпан – исчерпана – исчерпаны, роздан – роздана – розданы, созван – созвана – созваны и др.

д)  произнесите  глаголы,  образованные  от  прилагательных,  с правильным ударением: облегчить, подбодрить, упрочить и др.

е)  произнесите  действительные  причастия  прошедшего  времени  с правильным ударением: занявший, начавший, прибывший, умерший и др.

ж)  произнесите прилагательные в форме сравнительной и превосходной степени: стройнее, красивее, красивейший и др.

6. Из орфоэпического словаря выбрать 7–10 слов на одну тему, составить с ними небольшой рассказ и прочитать в классе. Для практической  работы можно порекомендовать следующие словари и справочники: М.В. Зарва  «Русское словесное ударение: словарь» [15], Н.И. Новинская «Орфоэпический словарь русского языка» [16], А.А. Евсютина «Современный словарь-справочник по культуре речи для школьников и студентов» [17], Н.В. Соловьев «Словарь правильной русской речи» [18]. Необходимо выработать у школьников  привычку работать с орфоэпическим  словарем.

7. Обучающиеся могут выступить с докладами, подготовить презентации  по темам «Акцентологические ошибки вокруг нас», «Особенности произношения заимствованных слов» и  др.

8. При этом большую роль в освоении акцентологической нормы играет мотивация. Мы разделяем мнение И.П. Цыбулько о том, что важно и в повседневной устной речи употреблять слова в соответствии с акцентологической нормой, «даже если окружающие люди высказывают недоумение по поводу непривычного звучания некоторых слов», поскольку «в произношении многих слов делаются массовые ошибки» [3, с. 43].

Итак, только комплексное изучение норм постановки ударения позволяет наилучшим образом решать задачи формирования и развития произносительных умений и навыков у школьников. Применение соответствующих методов и приемов способствует более эффективному усвоению акцентологической нормы обучающимися. Таким образом, без знания акцентологических норм невозможно овладеть произносительной культурой.


Список литературы

1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение.– 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1984. – 383 с.
2. Бондарко Л.В. Основы общей фонетики: учеб. пособие для студентов лингв. и филол. спец. / Л.В. Бондарко, Л.А. Вербицкая, М.В. Гордина. – 4-е изд., испр. – М.: Академия; СПб.: Филол. фак. СПбГУ, 2004. – 160 с.
3. Цыбулько И.П. ЕГЭ. Русский язык. Отличный результат. – М.: Издательство «Национальное образование», 2020. – 368 с.
4. Осипова Т.Ю. Русский язык. Современные орфоэпические нормы // Наука и образование: новое время. – 2016. – № 6 (17). – С. 1-9.
5. Реформатский А.А. Фонетический минимум при овладении русским произношением нерусскими // Русский язык в национальной школе. – 1961. – № 4. – С. 7–10.
6. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. О произношении слов иноязычного происхождения // Русский язык в школе. – 1972. – № 4. – С. 20–25
7. Словарь иностранных слов: свыше 21000 слов / отв. редакторы В.В. Бурцева, Н.М. Семенова. – 5-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз. – Медиа; Дрофа, 2008. – 817 с.
8. Бондаренко М.А. Содержание, виды и формы организации учебного процесса при подготовке к ЕГЭ по русскому языку // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2010. – № 11-2. – С. 168-172.
9. Белякова Г.В., Гаврилкина Т.Ю. Об опыте интерпретации «акцентологической позиции» говорящего // Альманах современной науки и образования. – 2016. – № 8 (110). – С. 18-20.
10. Дегтева И.В., Фаустова Н.А. Формирование орфоэпической грамотности в процессе обучения русскому языку // Международный журнал экспериментального образования. –2019. – № 3. – С. 32-35.
11. Ненько В.М., Нигматулина О.А. Усвоение орфоэпических и акцентологических норм русского языка как одно из условий становления лингвистической компетентности младших школьников // Вопросы педагогики. – 2019. – № 12-1. – С. 171–178.
12. Черкашина С.П. Причины и характер нарушений орфоэпических норм русского языка // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2020. – № 7 (150). – С. 106-111.
13. Мистюк Т.Л. Орфоэпические нормы современного русского языка в научно-методическом аспекте // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2015. – № 12-4 (54). – С. 147–151.
14. Гольцова Н.Г. Русский язык и литература. Русский язык: учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных организаций. Базовый уровень: в 2 ч. Ч. 1 / Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М. А. Мищерина. – 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015. – 336 с.
15. Зарва М.В. Русское словесное ударение: словарь: около 50 000 слов. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. – 600 с.
16. Новинская Н.И. Орфоэпический словарь русского языка. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 330 с.
17. Современный словарь-справочник по культуре речи для школьников и студентов / сост. А.А. Евсютина. – М.: АСТ; Владимир: ВКТ, 2010. – 352 с.
18. Соловьев Н.В. Словарь правильной русской речи. – М. Издательство: «АСТ, Астрель, Транзиткнига», 2004. – 850 с.

Расскажите о нас своим друзьям: