Педагогическая психология | Мир педагогики и психологии №07 (60) Июль 2021

УДК 37. 015.3

Дата публикации 19.07.2021

Значимые для школьников причины тревожности относительно перехода в пятый класс

Иванова Наталья Валентиновна
канд. психол. наук, доцент кафедры педагогики и психологии дошкольного и начального образования, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, РФ, г. Нижний Новгород, ivanova30nv@yandex.ru
Кокорева Наталья Евгеньевна
учитель начальных классов МБОУ «Школа 169», РФ, г. Нижний Новгород, n.kokoreva@yandex.ru
Севастьянова Анастасия Дмитриевна
студент Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, РФ, г. Нижний Новгород, sevastyyanovaad@std.mininuniver.ru

Аннотация: В статье рассматривается проблема школьной тревожности и ее причины на рубеже начальной и средней школы. Раскрыты результаты семантического контент-анализа 243 сочинений «Я будущий пятиклассник» обучающихся разных типов школ. На основе ранжирования выделены наиболее значимые для четвероклассников причины тревожности относительно перехода в пятый класс. Установлено, что в большей степени (I - V ранговые места) причинами тревожности будущих пятиклассников выступают новые педагоги, увеличение нагрузки, изменение состава класса, новое пространство, взаимоотношения со старшеклассниками. Выявлена специфика в значимости причин тревожности относительно предстоящего перехода в пятый класс у четвероклассников из разных типов школ.
Ключевые слова: тревожность, школьная тревожность, причины тревожности, четвероклассник, основная школа.

Significant reasons for students ' anxiety about the transition to the fifth grade

Ivanova Natalia Valentinovna
PhD in Psychology, Associate professor at the Department of Psychology and Pedagogy of Preschool and Primary Education, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia
Kokoreva Natalia Evgenievna
primary school teacher MBOU " School 169», Nizhny Novgorod, Russia
Sevastyanova Anastasia Dmitrievna
student Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia

Abstract: The article presents an analysis of the problem of school anxiety and its causes at the turn of primary and secondary school. The results of semantic content analysis of 243 essays "I am a future fifth grader" of students of different types of schools are disclosed. Based on the ranking, the most significant causes of anxiety for fourth graders regarding the transition to the fifth grade are identified. It is established that to a greater extent (I - V rank places) the causes of anxiety of future fifth graders are new teachers, an increase in workload, a change in the composition of the class, a new space, relationships with high school students. The specificity in the significance of the causes of anxiety about the upcoming transition to the fifth grade in fourth-graders from different types of schools is revealed.
Keywords: anxiety, school anxiety, causes of anxiety, fourth grader, secondary school

Правильная ссылка на статью
Иванова Н.В., Кокорева Н.Е., Севастьянова А.Д.Значимые для школьников причины тревожности относительно перехода в пятый класс // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 07 (60). Режим доступа:https://scipress.ru/pedagogy/articles/znachimye-dlya-shkolnikov-prichiny-trevozhnosti-otnositelno-perekhoda-v-pyatyj-klass.html (Дата обращения: 19.07.2021)

Одной из важнейших ценностей в современном мире является здоровье подрастающего поколения, его сохранение и укрепление. Негативное влияние на психическое и соматическое здоровье ребенка оказывают разные факторы, одним из которых выступает повышенная тревожность как проявление эмоционального неблагополучия и дискомфорта. По свидетельству многочисленных психолого-педагогических исследований распространенной разновидностью тревожности у обучающихся является школьная тревожность (А.М. Прихожан, Н.В. Литвиненко, А.К. Бикметова А.В. Микляева, П.В.  Румянцева и другие). Для построения и реализации эффективной системы профилактики и нивелирования школьной тревожности необходимо ориентироваться в наиболее значимых ее причинах на различных этапах школьного обучения. Особое внимание следует уделить причинам школьной тревожности детей на рубеже начальной и средней школы для предупреждения трудностей в адаптации к новым образовательным условиям в пятом классе. В большинстве работ причины школьной тревожности трактуются с точки зрения самих исследователей, основанной на теоретическом анализе, наблюдении и тестовых методиках. Целью нашей работы являлось изучение причин школьной тревожности четвероклассников, связанной с переходом на новую образовательную ступень, с позиции самих детей, а также определение наиболее значимых из них.

В современных психолого-педагогических исследованиях школьная тревожность определяется как разновидность (специфический вид) тревожности, выражающаяся в оценке ситуаций, связанных со школьной жизнью, как несущих угрозу, опасных [1; 2; 3].  Психологическим проявлением школьной тревожности, как отмечает А.М. Прихожан, выступают повышенное волнение, беспокойство, ожидание негативного отношения к себе, отрицательной оценки со стороны учителей и одноклассников [1]. Также как и все остальные выделяемые виды тревожности (самооценочная, межличностная, магическая и другие), школьная тревожность может быть разной степени интенсивности: низкой, оптимальной (нормальной), повышенной, высокой и очень высокой. Исследователями доказано, что высокий уровень школьной тревожности не только дезорганизует учебную деятельность, значительно снижает академическую успеваемость, но и может приводить к трудностям коммуникации, социальной изоляции, а также выступает предиктором развития серьезных тревожных расстройств и соматических заболеваний [1; 4; 5, 6, 7]. Значимость и актуальность своевременного выявления высокой школьной тревожности, ее предупреждения и нивелирования не вызывает сомнений.

По свидетельству современных отечественных психолого-педагогических публикаций самый существенный рост (пик) школьной тревожности приходится на начало обучения в основной (средней) школе при освоении детьми новых образовательных условий. Так, в диссертационном исследовании А.К. Бикметовой установлено, что при поступлении в пятый класс число детей с выраженной общей школьной тревожностью увеличивается в полтора раза [8]. В докторской диссертации Н.В. Литвиненко констатируется, что приблизительно для трети пятиклассников характерен высокий и очень высокий уровень школьной тревожности [9]. Однако следует подчеркнуть, что в ряде работ отмечено усиление школьной тревожности по поводу перехода на новую образовательную ступень  уже в четвертом классе [10; 11; 12]. Так, А.М. Первицкая и Н.Ю. Демина утверждают, что «ситуация перехода в среднее звено… захватывает личность еще в конце 4 класса» [10, с. 64].

В целом, анализ психолого-педагогических публикаций позволяет констатировать разнообразие причин школьной тревожности на рубеже начальной и основной школы с точки зрения исследователей:

  • нарушения межличностных коммуникаций внутри классного коллектива; фрустрация потребности ребенка в защищенности со стороны педагога [4];
  • незнание требований будущих педагогов, опасения неблагоприятных контактов со старшеклассниками [10];
  • трудности в освоении школьной программы, существенные учебные нагрузки, завышенные требования со стороны учителей и (или) родителей [13].

В работе Т.Н. Князевой констатируется, что для четвероклассников с высоким уровнем учебно-познавательной мотивации основной причиной школьной тревожности выступает возможная потеря академической успешности в средней школе [11]. Следует отметить отсутствие исследований причин школьной тревожности относительно предстоящего перехода в пятый класс с позиции самих обучающихся, а также ранжирования значимости для детей этих причин. Данный факт обусловил выбор темы нашей работы.

Исследование проводилось на базе школ города Нижнего Новгорода разного типа: МБОУ «Школа № 169», МАОУ №186 «Авторская академическая школа», МАОУ «Школа № 187 с углублённым изучением отдельных предметов». Всего в исследовании приняли участие 243 четвероклассника из 9 классов (из каждой школы по 3 класса). Включение в выборку учащихся из разных типов школ было сделано с целью выявления специфики в значимости причин школьной тревожности на рубеже начального и основного звена в зависимости от особенностей образовательного учреждения. Диагностика проводилась в начале третьей четверти, когда тема завершения начальной школы набирает актуальность для детей и при этом у педагогов и психологов еще есть определенный запас времени для коррекции, нивелирования проблемных точек в готовности обучающихся к переходу на новую образовательную ступень и отношения к этому переходу.

Для сбора эмпирических данных применялось диагностическое сочинение «Я будущий пятиклассник». Эта проективная методика позволяет оперативно получить информацию о различных компонентах готовности четвероклассника к переходу в основную школу [14]. В нашей работе в соответствии с поставленной целью мы сосредоточили внимание на анализе детских высказываний, фраз, словосочетаний, раскрывающих причины волнений, тревожности обучающихся относительно перехода в пятый класс. Основным аргументом в пользу выбора именно этой методики являлось то, что в сочинении дети самостоятельно формулируют причины изучаемой нами тревожности, а не работают с уже готовым их перечнем, составленным взрослыми. В качестве инструмента для оценки и интерпретации содержания сочинений использовался семантический контент-анализ. Применение контент-анализа обусловлено тем, что данный метод позволяет  не только качественно, но и количественно обработать текстовую информацию, выявить необходимые факты, закономерности. Для повышения объективности интерпретации продуктов детской деятельности в экспертной оценке сочинений приняли участие несколько человек.

Первоначальный перечень категорий анализа сочинений (причин школьной тревожности) был составлен на основе обзора публикаций [1; 4; 9; 10; 11 и других], в процессе непосредственного выполнения контент-анализа он был скорректирован и проранжирован в зависимости от частоты упоминаний в текстах.

В качестве основных наиболее часто встречающихся индикаторов тревожности четвероклассников в текстах сочинений были выделены следующие глаголы: волнуюсь, переживаю, боюсь, тревожусь, опасаюсь, нервничаю, беспокоюсь. В отдельных работах были зафиксированы глаголы: паникую, комплексую, психую, которые в контексте сочинений также свидетельствовали об изучаемой нами тревожности.

Индикаторами степени тревожности детей относительно перехода в пятый класс нами были выделены наречия. Об умеренной тревожности свидетельствуют такие наречия, как:  чуть-чуть, немного, слегка и т.д. Для высокой степени тревожности характерны наречия: очень, сильно, ужасно, страшно и т.д. В единичных сочинениях на тревожность указывали фразы: не дает покоя мысль о том, что;  страшно думать и другие.

В целом, один и более индикаторов школьной тревожности, связанной с переходом в пятый класс, были зафиксированы в 53% детских сочинений (в работах 129 человек). Высокая степень тревожности, вызываемая одной или несколькими причинами, была выявлена в 36,6% работах (у 89 человек). Таким образом, можно констатировать, что больше половины четвероклассников испытывают волнения, относительно смены образовательной ступени, при этом около трети – в сильной степени, что в свою очередь еще раз подтверждает важность затронутой в нашей работе проблемы.

В итоге семантического контент-анализа был сформирован рейтинг значимых для четвероклассников причин тревожности относительно перехода в основную школу. Представим полученный перечень причин школьной тревожности в порядке их ранговых мест (табл.1).

Таблица 1. Значимые для четвероклассников причины тревожности  относительно перехода в основную школу

Причины школьной тревожности

Число упоминаний в сочинениях

Ранговое место

%

абс.

новые педагоги

47,3

115

I

увеличение нагрузки

34,5

84

II

изменение состава  класса

31,6

77

III

новое пространство

30,4

74

VI

взаимоотношения со старшеклассниками

29,6

72

V

новые предметы

20,9

51

VI

снижение успеваемости

19,3

47

VII

новый классный руководитель

16,8

41

VIII-IX

увеличение темпа работы

16,8

41

VIII-IX

смена школы

7,4

18

X

Из таблицы следует, что наиболее значимой причиной тревожности по поводу перехода в пятый класс для современных четвероклассников является появление новых незнакомых учителей (47,3%, I рейтинг). Подчеркнем, что 32% детей в своих работах продемонстрировали высокую тревожность по этому поводу, о чем свидетельствовали соответствующие индикаторы наречия. Этот факт, бесспорно, требует к себе внимания и организации мероприятий, заранее знакомящих четвероклассников с педагогами средней школы. Так, например, в рамках осуществляемой нами экспериментальной работы по реализации личностно-развивающей образовательной среды на заключительном этапе начального общего образования (четвертые классы) проводятся: уроки учителей среднего звена в четвертых классах; взаимодействие детей с будущими учителями в рамках разновозрастных проектов; знакомство с самопрезентацией педагогов пятых классов по видеороликам и другое [12, 15]. Данная экспериментальная работа реализуется в течение нескольких лет на базе школ г. Нижнего Новгорода, имеющих статус экспериментальной площадки НГПУ им. К Минина (МБОУ «Школа № 169», МАОУ №186 «Авторская академическая школа») и доказала свою эффективность в оптимизации личностного развития четвероклассников, включая снижение уровня школьной тревожности [12].

Второе место в рейтинге причин изучаемой тревожности (34,5%) занимает увеличение нагрузки. У четвероклассников вызывают серьезные волнения и беспокойство, что «будет намного больше уроков», «гораздо больше домашки»,  «много контрольных», они могут не справиться с возросшей нагрузкой, «всю ночь делать уроки» и не успевать посещать кружки, секции и просто отдыхать. На наш взгляд данная причина тревожности обусловлена в первую очередь недостаточной или недостоверной информированностью четвероклассников о нагрузке в средней школе. Считаем, что помимо обсуждения с детьми нагрузки в пятом классе, следует обратить особое внимание на специальные психолого-педагогические упражнения, развивающие у детей уверенность в своих силах, умение планировать время (основы тайм менеджмента), выбирать наиболее важное и главное для себя.

Относительно третьей в общем рейтинге причины изучаемой тревожности (31,6%) была выявлена специфика в ее значимости в разных типах образовательных учреждений. Так, для четвероклассников школы с углубленным изучением отдельных предметов, где в пятом классе происходит перераспределение детей по новым коллективам в зависимости от выбранной профильной дисциплины, изменение состава  класса (новый класс, смена класса) имеет существенное значение как причина тревожности (I-II рейтинг по данной школе). В двух других школах, где коллектив класса сохраняется при переходе в основное звено, названная причина школьной тревожности не является столь значимой и была употреблена в сочинениях отдельных детей, планирующих переход в другую школу. В целом, именно за счет показателей школы с углубленным изучением отдельных предметов такая причина тревожности как  «изменение состава  класса» имеет в общей выборке высокий третий рейтинг.

Четвертое место в рассматриваемом рейтинге в качестве причины тревожности занимает новое для четвероклассников пространство средней школы, его неизвестность, неосвоенность, необходимость быстро перемещаться в нем из-за кабинетной системы. В 30,4% детских сочинений отмечается, что «боюсь не успеть переходить из кабинета в кабинет», «сильно переживаю, что запутаюсь и потеряюсь в коридорах» и подобное. Эти опасения и тревожность четвероклассников обоснованы, их можно и нужно нивелировать, заблаговременно знакомить учеников с пространством среднего звена, расположением кабинетов, туалетов, оптимальными маршрутами передвижений. Мы убедились, что эффективными средствами для решения названных задач могут быть квест, виртуальные и реальные экскурсии, дни открытых дверей, уроки в кабинетах средней школы [12; 15].

Значимой причиной тревожности для 29,6% четвероклассников (V рейтинг в перечне) являются перспективные взаимодействия со старшеклассниками при переходе в пятый класс. Основываясь на опыте в рамках экспериментальной работы, отметим, что снизить тревожность выпускников начальной школы относительно будущих контактов со старшеклассниками можно средствами разновозрастной проектной деятельности, коллективных творческих дел, комплекса упражнений, формирующих у четвероклассников уверенность в межличностных  взаимодействиях, по оптимизации вербального и невербального общения [12,15]. В целом, названные пять причин являются наиболее значимыми для четвероклассников, в своих сочинениях их называют около трети школьников.

Также в детских работах в качестве причин тревожности относительно предстоящего перехода в пятый класс названы: новые предметы (непонятные, незнакомые и вероятно сложные), прогнозируемое снижение успеваемости, новый классный руководитель и увеличение темпа работы на уроках. Последнее место в рейтинге причин изучаемой тревожности занимает смена школы, что актуально для сравнительно небольшой группы четвероклассников, планирующих переход в другое образовательное учреждение.

Подчеркнем, что в приведенный в таблице перечень не были включены причины тревожности, названные в единичных работах, например, ухудшение почерка («я переживаю и волнуюсь, что в пятом классе у меня испортится мой красивый почерк, у мамы так было») или то, что ребенок с пятого класса будет добираться до школы самостоятельно.

Особую группу испытуемых по итогам диагностики составили четвероклассники с генерализованной тревожностью. В работах этих детей  не было указаний на конкретные причины их волнений, однако были индикаторы, демонстрирующие высокую степень школьной тревожности: «я ужасно боюсь перехода в пятый класс», «мне не хочется и очень страшно думать о переходе в пятый класс». Эти сочинения были учтены только в общем количестве работ, содержащих индикаторы тревожности. Данные школьники составляют группу риска в плане возможной дезадаптации на этапе перехода в новую образовательную среду, требуют дополнительной диагностики и психолого-педагогической поддержки.

Также следует отметить, что в одном из классов, принявших участие в диагностике, у 15 детей из 26 (57,6%)  была констатирована тревожность относительно написания всероссийских проверочных работ (ВПР): «ужасно боюсь, что не напишу ВПР»; «волнуюсь, что напишу ВПР на двойку и останусь в четвертом классе»; «очень переживаю, что плохо напишу ВПР и меня не переведут в пятый класс». По нашему убеждению данная ситуация спровоцирована педагогом и демонстрирует серьезную для детей причину тревожности относительно окончания начальной школы, а не обучения в пятом классе.

Подводя итоги проведенной работы, отметим, что предстоящий переход в пятый класс в целом и отдельные связанные с ним обстоятельства уже в середине четвертого класса являются причиной школьной тревожности для более чем половины обучающихся. Установлено, что наиболее значимой причиной данной тревожности являются будущие незнакомые для четвероклассников педагоги среднего звена. Выявлено, что тип образовательного учреждения определяет специфику в значимости причин тревожности относительно предстоящего перехода в пятый класс: в частности, в школе с углубленным изучением отдельных предметов одной из наиболее существенных причин изучаемой тревожности является изменение состава, смена класса. В своей статье мы не только отразили перечень причин, вызывающих у четвероклассников тревожность относительно предстоящей смены образовательной ступени, но и кратко обозначили некоторые способы профилактики и  нивелирования рассматриваемой тревожности, основываясь на опыте экспериментальной работы. Считаем, что представленный рейтинг значимых причин школьной тревожности относительно перехода в пятый класс может быть ориентиром для планирования психолого-педагогической поддержки будущих пятиклассников и решения проблемы преемственности начальной и средней школы.


Список литературы

1. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: Московский психолого-социальный ин-т; Воронеж: «МОДЭК», 2000. 304 с.
2. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. СПб.: Речь, 2004. 248 с.
3. Шевкун А.В. Понятие школьная тревожность в России и за рубежом // Гуманитарный научный журнал. 2017. №1. С.80-85
4. Полунина Л.В. Психическое состояние школьной тревожности в подростковом возрасте // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2013. №3. С.62-64.
5. Глазкова Т.В. Психологический дебрифинг как средство профилактики тревожности в младшем школьном возрасте // Современное педагогическое образование. 2021. №1. С.110-114.
6. Лебедева Е.И. Современные предикторы школьной тревожности младших школьников // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2020. №2. С. 347-359.
7. Агарагимова В.К., Асланбекова А.Х., Магомедова А.Н. Взаимосвязь между тревожностью и развитием коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников // Мир науки, культуры, образования. 2021. №3 (88). С. 232-234.
8. Бикметова А.К. Особенности эмоционально-волевой регуляции школьников при переходе из начальной в среднюю школу: дис. … канд. психол. наук. М., 2011. 200 с.
9. Литвиненко Н.В. Адаптация школьников в критические периоды развития к образовательной среде: дис. ... д-ра. психол. наук. Оренбург, 2009. 469 с.
10. Первитская А.М., Демина Н.Ю. Особенности социально-психологической адаптации пятиклассников // Вестник Курганского государственного университета. 2012. №1 (23). С.63-65.
11. Князева Т.Н. Предподростковый возраст как проблема современного детства // Вопросы психологии. 2011. № 6. С. 130–140.
12. Иванова Н.В. Реализация модели личностно-развивающей образовательной среды на заключительном этапе начального общего образования: монография. Н. Новгород: Мининский университет, 2020. 160 с.
13. Находкин В.В., Кривошапкина Ю.Г. Исследование уровня школьной тревожности и способы ее коррекции // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. №3 (32). С. 350-352.
14. Работа психолога в начальной школе / М. Р. Битянова, Т. В. Азарова, Е. И. Афанасьева, Н. Л. Васильева. Москва: Совершенство, 1998. 341 с.
15. Ivanova, N. Educational environment approach to preventing the growth of school students anxiety in the transition from primary to secondary school / N. Ivanova, T. Sorokina //Elementary Education Online, 2020; Т. 19, № 1. p. 333-342.

Расскажите о нас своим друзьям: