Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры | Мир педагогики и психологии №06 (59) Июнь 2021

УДК 796.082.1

Дата публикации 30.06.2021

Методика развития координационных способностей борцов греко-римского стиля 12–13 лет с использованием специальных средств

Зыков Илья Юрьевич
канд. пед. наук, доцент кафедры физического воспитания, Вятский государственный университет, г. Киров, usr11637@vyatsu.ru
Цымляков Никита Александрович
студент 4 курса факультета физической культуры и спорта, Вятский государственный университет, г. Киров, stud097615@vyatsu.ru

Аннотация: Целенаправленное развитие координационных способностей у юных борцов способствует прочности и успешности освоения техники борьбы на ранних этапах обучения. Однако, у многих детей 12–13 лет, особенно занимающихся с позднего возраста наблюдается недостаточный уровень развития этих способностей, что ведёт к более медленному освоению технических приёмов. Из приведенного противоречия можно вывести научную проблему, которая заключается в необходимости разработки новых методик развития координационных способностей борцов. Поэтому нами была разработана и представлена в статье методика развития координационных способностей борцов греко-римского стиля (12 – 13 лет) с использованием специальных средств. Также в данной статье представлены результаты педагогического исследования в виде сравнения показателей контрольного тестирования двух групп борцов 12 – 13 лет на начало и конец эксперимента.
Ключевые слова: координационные способности, спортивная борьба, босу, баланс-борд, координационная лестница, фитбол.

Methodology for the development of coordination abilities of wrestlers of the Greco-Roman style of 12-13 years old using special means

Zykov Ilya Yuryevich
Cand. Sci. (Pedagogy), Associate professor at the Department of physical education, Vyatka State University, Kirov
Tsymlyakov Nikita Alexandrovich
4th year student of the Faculty of Physical Education and Sports, Vyatka State University, Kirov

Abstract: Purposeful development of coordination abilities among young wrestlers contributes to the strength and success of mastering wrestling techniques at the early stages of training. However, many children 12-13 years old, especially those who are engaged from a late age, have an insufficient level of development of these abilities, which leads to a slower mastering of techniques. From the above contradiction, one can deduce a scientific problem, which consists in the need to develop new methods for the development of the coordination abilities of wrestlers. Therefore, we have developed and presented in the article a methodology for the development of coordination abilities of Greco-Roman style wrestlers (12-13 years old) using special means. This article also presents the results of a pedagogical experiment in the form of comparison of control testing indicators of two groups of 12-13 year old wrestlers at the beginning and end of the experiment.
Keywords: coordination abilities, wrestling, barefoot, balance-board, coordination ladder, fit ball.

Правильная ссылка на статью
Зыков И.Ю., Цымляков Н.А. Методика развития координационных способностей борцов греко-римского стиля 12–13 лет с использованием специальных средств // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 06 (59). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/metodika-razvitiya-koordinatsionnykh-sposobnostej-bortsov-greko-rimskogo-stilya-1213-let-s-ispolzovaniem-spetsialnykh-sredstv.html (Дата обращения: 30.06.2021)

Координационные способности считаются незаменимым компонентом двигательного потенциала спортсменов, который в значительной степени влияет на спортивные достижения и овладение спортивным мастерством. Но вместе с этим существует проблема с интерпретацией информации о координационных способностях. Долгое время между учеными существовали разногласия по поводу соотношения понятий «ловкость» и «координационные способности». Помимо этого характеристика координационных способностей, даваемая в разных источниках, двусмысленна и недостаточно систематизирована. Многие учёные расходятся во мнениях о количестве и значении основных координационных компонентов. Различные аспекты тренируемости координационных способностей остаются спорными и нуждаются в разъяснении [1, с. 10-93].

Исследования координационных способностей в различных видах спорта проводятся уже давно и довольно бурно проходят в настоящее время в разных странах. Высокую роль фактора техника-координация, определяющего достижения в спортивных единоборствах, отмечали и отмечают практически все исследователи. Основу этого фактора составляют, координационные способности [2, С. 225-229].

В исследовании приняло участие 20 борцов греко-римского стиля 12-13 лет. На основании литературного обзора и практического опыта нами была внедрена экспериментальная методика развития координационных способностей со специальными средствами.

Были сформированы экспериментальная и контрольная группы, по 10 занимающихся в каждой. После этого был проведен констатирующий эксперимент, который показал, что группы однородны по исследуемому физическому качеству.

Контрольная группа занималась по программе спортивной подготовки : спортивная борьба (2017) составленной на основе федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта спортивная борьба [3]   Экспериментальная группа занималась по разработанной методике на основе научных работ А. Н. Зарембы [4, С. 238-242], В. Ю. Давыдова [5, С. 165-173], И. А. Письменского [6, С. 201-204]. Методика развития координационных способностей с использованием специальных средств применялась в подготовительной и основной частях тренировки. В конце педагогического эксперимента в одинаковых условиях было проведено повторное контрольное тестирование.

По мнению ряда авторов, совершенствование физических и волевых качеств занимающихся различными видами спортивной борьбы без применения акробатических упражнений не представляется возможным. Акробатические упражнения являются первым из наиболее эффективных средств координационной подготовки борцов. Среди них выделяют перекаты, кувырки, повороты с фазой полета, перевороты без фазы полета, шпагаты, акробатические мосты и многие другие. Поэтому в подготовительной части тренировочного занятия обязательно использовались приведённые упражнения, а также акробатические упражнения использовались в рамках координационного усложнения других упражнений: броски манекена подворотом, прогибом после серии из 10 кувырков вперёд/назад, броски манекена прогибом после вращений, балансирование на одной ноге после кувырков, балансирование на баланс-борде после кувырков.

В арсенал средств совершенствования координационных способностей в нашей методике входил ряд тренировочных упражнений борцов: броски манекена и партнёра, удержание равновесия на одной ноге, когда вторую захватил партнёр, разного рода рывки, толчки, скручивания .

В содержание нашей методики входят упражнения с такими тренировочными устройствами, как:

1. Баланс-борд или балансировочная доска –  удержание равновесия в различных стойках с опорой и без (60 с.), удержание равновесия в различных стойках с опорой и без с закрытыми глазами (до 30 с.), перенос веса тела на правую/левую ногу с удержанием равновесия (5 – 10 с.), приседания с удержанием равновесия с опорой и без (10-12 раз).

2. Балансировочный диск –  удержание равновесия, ловля мяча с различных направлений, удерживая равновесие (13-15 раз), приседания с удержанием равновесия (15-20 раз), удержание равновесия на одной ноге (до потери устойчивости).

3. Фитбол –  удержание равновесия стоя на коленях и опираясь на руки без фиксации мяча (30-50 с.), удержание равновесия стоя на коленях с фиксацией и без фиксации мяча (30 с.), запрыгивания в стойку на коленях на зафиксированный/незафиксированный мяч (6 раз по 10 с.), удержание равновесия в полуприседе стоя на мяче (15-20 с.).

4. Координационная лестница –  различные беговые и прыжковые упражнения с пробеганием в ячейках лестницы (5-7 отрезков за подход).

Также для развития координационных способностей нами использовались различные игры, имеющие определённую координационную сложность с чередованием заданий, исходных положений, например игры в захваты и регбол.

Для развития координационных способностей нами использовались следующие методы:

1) стандартно – повторного упражнения, требующий монотонного и более длительного повторения заданий в стандартных условиях для лучшего овладения техническими действиями.

2) метод вариативного упражнения и его подвид – упражнение со строгой регламентацией, в который входят следующие методические приёмы: строго заданное варьирование отдельных характеристик или
всего освоенного двигательного действия; изменение исходных и конечных положений; изменение способов выполнения действия; выполнение освоенных двигательных действий после воздействия на вестибулярный аппарат (упражнение на удержание равновесия после кувырков);

3) систематически использовался игровой метод, как один из эффективных методов развития координационных способностей, для поддержания эмоциональности и интереса к тренировкам, внедрения соревновательного интереса.

4) также использовался метод круговой тренировки, который чаще всего используется для развития выносливости, так как в результате использования данного метода формируется утомление, однако некоторые авторы утверждают, что такие ситуации, если соблюдаются методически верные подходы, могут быть использованы для улучшения двигательно-координационных способностей – ведь они совершенствуются в процессе преодоления координационных трудностей.

Для объективной оценки полученных экспериментальных данных, их правильной обработки, для выявления определенных закономерностей, а также для удобства изложения результатов исследования в конкретной форме, наглядно иллюстрирующей сходство и различие признаков нами была использована математико-статическая обработка данных. На начальном этапе педагогического эксперимента было осуществлено тестирование исходного уровня развития координационных способностей в контрольной и экспериментальной группах, участвующих в эксперименте. Результаты тестирования представлены в Таблице 1.

Таблица 1 – Сравнительные результаты тестирования координационных способностей борцов контрольной и экспериментальной групп на начало педагогического эксперимента (n=10).

Тест

Экспериментальная группа

Хэ ± mэ

Контрольная группа

Хк ± mк

t (2,1)

P (0,05)

Челночный бег 3х10 м.(сек,

7,69±0,12

7,72±0,14

0,166

>

Три кувырка вперёд (сек)

3,63±0,12

3,68±0,15

0,26

>

Перевороты из упора головой в ковер на «борцовский мост» и обратно(сек)

20,5±1.1

20,3±0.9

0,28

>

Оценка динамического равновесия балансирование на гимнастической скамейке, кол-во поворотов за 20с.

22,7±1,51

20,8±1,95

0,77

>

«Бег к пронумерованным набивным мячам» (сек)

7,5±0,1

7,26±0,12

1,5

>

В представленной таблице приведены результаты тестирования, которые показывают, что контрольная и экспериментальная группы находятся примерно на одном уровне по развитию координационных способностей, так как различия между группами недостоверны (P>0,05).

Подтверждение равенства уровня развития говорит о том, что группы для исследования подобраны правильно.

В конце педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование уровня развития координационных способностей в контрольной и экспериментальной группах, участвующих в эксперименте. Результаты тестирования представлены в Таблице 2.

Из таблицы видно, что в конце педагогического эксперимента экспериментальная группа справилась с первым тестом незначительно лучше контрольной группы, разница в показателях групп в первом тесте составила  0,03 сек. или 0,5%. Разница в показателях групп во втором тесте составила 0,4 сек. или 12 %. Разница в показателях групп в третьем тесте составила 1,6 сек. или 8 %. В четвёртом тесте экспериментальная группа выполнила на 1,9 поворотов больше чем контрольная, разница составила 8 %. И наконец в пятом тесте среднее значение экспериментальной группы было лучше на 0,46 сек., чем у контрольной, разница составила 7%.

Таблица 2 – Сравнительные результаты тестирования координационных способностей борцов экспериментальной группы и контрольной группы в конце педагогического эксперимента (n=10).

Тест

Контрольная группа

Хк ± mк

Экспериментальная группа

Хэ ± mэ

t (2,1)

P (0,05)

Челночный бег 3х10 м. (сек)

7,27±0,1

7,3±0,07

0,25

>

Три кувырка вперёд (сек)

3,45±0,11

3,05±0,07

3,08

<

Перевороты из упора головой в ковер на «борцовский мост» и обратно (сек)

19,7±0.18

18,1±0.14

5,4

<

Оценка динамического равновесия балансирование на гимнастической скамейке, кол-во поворотов за 20с.

22,2±0,76

24,1±0,4

2,21

<

«Бег к пронумерованным набивным мячам» (сек)

6,98±0,14

6,52±0,09

2,7

<

Таким образом мы видим, что уровень показателей в экспериментальной группе достоверно выше уровня показателей в контрольной группе по 4 из 5 контрольных испытаний, что говорит об эффективности разработанной нами методики.

Следовательно, используемая методика может быть рекомендована к широкому применению в спортивных школах при подготовке борцов.


Список литературы

1. Иссурин В. Б. Координационные способности спортсменов/ В. Б. Иссурин, В. И. Лях; перевод И. В. Шаробайко. – Москва: Издательство «Спорт», 2019. – С. 10 – 93.
2. Мукина Е. Ю., Бокин А. Ю. «Координационная подготовка в системе факторов результативности соревновательной деятельности в спортивных единоборствах» // Социально-экономические явления и процессы, №. 12 (058), 2013, С. 225 – 229.
3. Программа спортивной подготовки по виду спорта спортивная борьба (греко-римская борьба) (в соответствии с федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта спортивная борьба, утвержденного приказом Минспорта России № 145 от 27.03.2013), 2017.
4. Заремба А. Н. Акробатическая подготовка как неотъемлемый компонент тренировочного процесса в спортивной борьбе// Вестник КрасГАУ №2, 2012. – С. 238 – 242.
5. Давыдов В. Ю. Новые фитнесс-системы (новые направления, методики, оборудование и инвентарь): учебное пособие/ В. Ю. Давыдов, А. И. Шамардин, Г. О. Краснова; Федеральное агенство по физ. культуре и спорту, ВГАФК. – 2-е изд., перераб. и доп. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005. – С. 165 – 173.
6. Письменский И. А. Теория и методика избранного вида спорта. Спортивная борьба: учебник для среднего профессионального образования/ И. А. Письменский. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – С. 9 – 22, С. 201 – 204.

Расскажите о нас своим друзьям: