Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры | Мир педагогики и психологии 06.01 (59.01) Спецвыпуск
УДК 37.01
Дата публикации 30.06.2021
Эффективность работы военно-патриотического спортивного клуба по подготовке к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации
Хлусьянов Олег Владимирович
канд. пед. наук, доцент кафедры физического воспитания, Вятский Государственный университет, РФ, г. Киров, ov_hlusyanov@vyatsu.ru
Фоминых Дмитрий Денисович
студент группы СТб-2801-01-00 факультета строительства и архитектуры, Вятский Государственный университет, РФ, г. Киров
Аннотация: В статье рассмотрены вопросы подготовки подростков к службе в Вооруженных Силах в условиях военно-патриотического спортивного клуба, выделены этапы работы по трем направлениям воспитания, дана характеристика патриотизма, как важнейшая духовно-нравственная ценность человека, представлены мероприятия по развитию физической и психологической подготовки.
Ключевые слова: Родина, патриотизм, воспитание, служба, армия, социальная позиция.
Cand. Ped. Sci., Associate Professor of the Department of Physical Education, Vyatka State University, Russia, Kirov
student of the STb group-2801-01-00 faculty of Construction and Architecture, Vyatka State University, Russia, Kirov
Abstract: The article deals with the issues of preparing teenagers for service in the Armed Forces in the conditions of a military-patriotic sports club, highlights the stages of work in three areas of education, characterizes patriotism as the most important spiritual and moral value of a person, and presents measures for the development of physical and psychological training.
Keywords: Motherland, patriotism, education, service, army, social position.
Хлусьянов О.В., Фоминых Д.Д. Эффективность работы военно-патриотического спортивного клуба по подготовке к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 06 (59). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/effektivnost-raboty-voenno-patrioticheskogo-sportivnogo-kluba-po-podgotovke-k-sluzhbe-v-vooruzhennykh-silakh-rossijskoj-federatsii.html (Дата обращения: 30.06.2021)
Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины («Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года») [1]. Стратегия ориентирована на развитие социальных институтов воспитания, обновление воспитательного процесса в системе общего и дополнительного образования, в сферах физической культуры и спорта, на основе оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, достижений научных школ, культурно исторического подхода к социальной ситуации развития подростка.
В соответствии со стратегическими целями государства по обеспечению стабильного и устойчивого социального развития, укрепления обороноспособности страны разработана государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на период 2021-2025 годы» [2]. Она направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания российских граждан как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества.
В Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» отмечается, что в силу своей специфики спорт и физическая культура обладают огромным воспитательным потенциалом, являются мощнейшим механизмом в формировании таких мировоззренческих оснований личности, как гражданственность и патриотизм [3].
Патриотизм традиционно рассматривается как важнейшая духовно-нравственная ценность, как чувство, присущее истинному гражданину – человеку с активной жизненной позицией. Патриотизм определяется в педагогике как «нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявления к ней любви и верности, осознание и переживание ее величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь её честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость».
Спортивно-патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию физически и духовно развитой личности, готовой к выполнению конституционного долга, морально стойкой, способной реализовать творческий потенциал, обладающей высоким уровнем гражданственности и патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству [4].
В настоящее время отношение молодежи к службе в армии не однозначно. Причины разные. Задача государства выстроить вектор формирования у подрастающего поколения соответствующих морально-нравственных качеств: патриотизма, гражданского и воинского долга, ответственности за судьбу Отечества и готовности к его защите [5-6].
При существующих тенденциях в демографической ситуации в стране, ухудшении состояния здоровья и физического развития призывников проходить военную службу в ближайшем будущем смогут не более 40–45% призывного контингента, что обеспечит потребность Вооружённых Сил всего лишь на 50–60 % [7-8].
Всё чаще наблюдается низкий уровень физической подготовленности допризывников и рекомендуется проводить физическую военно-прикладную подготовку в тесной связи с духовно нравственным, волевым, морально-психологическим развитием с акцентом на специфические двигательно-координационные качества. Очевидно, что существующая система образования не формирует такую подготовленность и организацией дополнительных занятий является военно-патриотический (спортивный) клуб. Рассмотрим работу ВПСК на примерах клуба «Риск» г. Киров и «Эдельвейс» г. Вятские Поляны.
Направления работы военно-патриотического клуба включает в себя несколько направлений и этапов. Первый ознакомительный направлен на формирование у подростков знаний об истории, различных военных событиях, объяснение таких понятий как «гражданин», «долг», «патриотизм», «ценности», «Родина» и т.д.; уставом, целями, задачами, их правами и обязанностями членов клуба; тренерским преподавательским составом клуба.
В рамках данного этапа были проведены круглые столы с привлечение представителей воинской профессии на различные темы («Гражданский долг – что это?», «Служба в армии: за и против» и др.). там же с подростками были организованы выездные занятия в музеи военной истории, военные части с целью ознакомления с особенностями военной службы. В военных частях подросткам дали возможность посмотреть, как проходит день солдата, ознакомиться с расписанием, тренировочным и учебным процессом, задать все интересующие вопросы, относительно службы в армии.
Были организованы выезды на места сражений советских войск в Великой Отечественной войне, встречи с ветеранами, уроки мужества, посещение тематических мероприятий, выставок в библиотеках, беседы с сотрудниками учреждений здравоохранения.
Проведенные мероприятия и упражнения позволили дать воспитанникам клуба представления об практических особенностях деятельности различных военных специальностей, качеств, необходимыми военнослужащему для выполнения профессиональной деятельности. Например, строгая регламентация режима дня и внутреннего распорядка, жесткое ограничение свободы и выбора действий, нарушении связей с семьей, близкими, обществом.
Проводились учебно-тренировочные занятия с воспитанниками военно-патриотического клуба по адаптации в новых условиях, в том числе и к условиям военной части. Например, учебно-тренировочное занятие «Адаптация в новом коллективе». На данном этапе мы своей задачей ставили познакомить подростков с требованиями, которые предъявляются для призывников на военную службу.
Таким образом, деятельность военно-патриотического клуба по развитию у подростков социальной позиции к службе в Вооруженных силах строилась в зависимости от трех факторов. Во-первых, от условий воспитания и формирования индивидуально-психологических особенностей призывников, уровня притязаний; во-вторых, от предъявляемых у ним психологический требований, осознания целей, своих потребностей, требований общества, коллектива или поставленной задачи другими людьми; в-третьих, от условий ее прохождения, осмысление и оценка условий, в которых будут протекать предстоящие действия.
Второй этап – деятельностный – способствовал развитию социальной позиции к службе в Вооруженных силах и предполагал реализацию социальных норм, правил в деятельности подростка, моральную и физическую подготовку к службе в армии через участие в военно-спортивных мероприятиях.
На данном этапе подростки принимали участие в военно-патриотических соревнованиях, городской лично-командной военизированной эстафете на лыжах, лично-командном первенстве по стрельбе, районные военно-патриотические соревнования, Первенство Приволжского Федерального округа по рукопашному бою, городские лично-командные соревнования по гиревому спорту; военно-патриотическом спортивном лагерь-сборе «Вятские-хваткие», «Юный спецназовец», вахты памяти и почетный караул, посвященные Дню Победы в Великой Отечественной войне, дни памяти и скорби Великой Отечественной войны, выводу советских войск из Афганистана, турнире «Кубок братства краповых беретов» по рукопашному бою.
Также, параллельно с участием в различных военно-патриотических мероприятиях, подростки привлекались к участию в различных видах спорта, подвижных и спортивных играх, специально-подготовительных упражнениях, которые близки по структуре к военной подготовке и оказывали воздействие на развитие физических качеств, моральных качеств и имеющих важное значение в развитии социальной позиции к службе в Вооруженных силах.
Основная деятельность военно-патриотического клуба была направлена на целесообразное развитие социальной позиции к службе в Вооруженных силах и закрепление у подростков образов их предстоящих или будущих действий. Логика была следующая: чем больше количество предстоящих образов максимально соответствующих военной обстановке мы сформируем у подростков, тем меньше вероятность его попадания в ситуацию неопределённости, неизвестности, которая как правило влечет за собой негативные последствия.
Специально строились такие модели военной службы: представляли практические действия в ходе тренировок, учений, ночных тревог и т.д. в данных условиях можно широко использовать методы, позволяющие закрепить образную основу модели несения воинской службы посредством закалки необходимых профессионально важных качеств.
Итак, в результате участия в перечисленных выше мероприятиях, проводимых военно-патриотическими клубами, у подростков формируются необходимые для успешной защиты Отечества морально-боевые качества и чувства (мужество, стойкость, смелость, решительность, инициативность, чувство коллективизма), активизируются мотивационные установки; посредством накопления адекватной информации соответствующих знаний, формируются истинные представления об условиях прохождения службы в армии, а закрепление навыков и умений способствуют развитию социальной позиции к службе в армии.
Таким образом, в процессе деятельностного этапа у подростков выработались осознанные знания и практические умения и навыки поведения в предстоящих воинских условиях, а, следовательно, развиваются волевые качества, осуществляется развитие эмоционально-волевой сферы личности, и ее адаптация к новым условиям и в целом развивается социальная позиции к службе в Вооруженных силах. Но это недостаточно, важно умение разумно распоряжаться своими знаниями и умениями в новых условиях. Для реализации данного положения нами был реализован третий этап формирующего эксперимента – рефлексивный.
Третий этап – рефлексивный – ориентирован на преобразование социальных и духовно-нравственных ценностей, идеалов общества в убеждении подростка о важности быть защитником Отечества. Подросткам было предложено реализовывать социально-гражданские проекты «Наши ветераны», «Неизвестный солдат», «Назад в прошлое».
На этом этапе осуществляется оценка уровня развития у воспитанников клуба социальной позиции к службе в Вооруженных силах; осознание личностной готовности к службе в армии в различных ситуациях военно-патриотической деятельности. На завершающем этапе развития социальной позиции к службе в Вооруженных силах воспитанники военно-патриотического клуба принимали участие в военно-спортивной игре «Защитник Родины», в ходе которой подростки осознавали и оценивали уровень развития социальной позиции к службе в Вооруженный силах.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что проводимые мероприятия патриотической направленности способствуют развитию социальной позиции молодежи к службе в Вооруженных силах и оказывает значительно влияние на готовность подростков к службе в армии.
Однако для дальнейшего развития системы патриотического воспитания необходимы совершенствование законодательства Российской Федерации в этой области, модернизация материально-технической базы патриотического воспитания, повышение уровня профессиональной подготовки организаторов и специалистов патриотического воспитания, развитие системы патриотического воспитания в трудовых коллективах, более активное и широкое привлечение к этой работе средств массовой информации и использование возможностей сети Интернет.
Список литературы
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 г. № 2945-р г. Москва «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
3. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (с изменениями на 30 апреля 2021 года).
4. Микрюков В.Ю. Теория и практика военно-патриотического воспитания, учащихся в современной России: дис. … д-ра. пед. наук. Московский педагогический государственный университет, Москва, 2008.
5. Кузьмин В.И. Военно-патриотическое воспитание в процессе подготовки молодёжи к воинской службе: На примере учреждений Российской оборонной спортивно-технической организации: дис. … канд. пед. наук. Московский государственный областной университет, Москва, 2004.
6. Агапова Г.В. Патриотическое воспитание молодежи и подготовка ее к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации в региональной системе профессионального образования: автореф. дис. … д-ра. пед. наук. Воронежский государственный университет, Елец, 2009.
7. Меньшиков С.П. Военно-патриотическое воспитание студентов университета в современных условиях: дис. … канд. пед. наук. Ставропольский государственный университет, Майкоп, 2006.
8. Прилюдько И.А. Военно-патриотическое воспитание студенческой молодёжи с использованием средств физической культуры, спорта и туризма при подготовке к воинской службе: дис. … канд. пед. наук. Великолукская академия физической культуры, Санкт-Петербург, 2007.